СОЛЬ

Владимир Флавьянов
СОЛЬ.
Посвящается моему другу актёру Николаю Смирнову
12.12.23 свящ. Владимир Флавьянов
http://proza.ru/2024/01/01/528
 
Коля сидел в наушниках и слушал аудиокнигу. Это была его самая любимая сказка "БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ", которую он переслушивал уже очень много раз. Ради того самого момента он принял положение, которое должно было быть у главного героя, как он думал: он сидел прямо на голом полу скрестив ноги и держал книгу у себя на коленях.

"Итак, - удивительный голос диктора рисовал фантастическую картину в воображении. - Воин сумел победить зло, но... Но увы... Потерял время и теперь... лежал на полу без сознания. И как герой теперь мог защитить принцессу?... Волшебное царство поглотило Ничто... Но юная принцесса, королева волшебного царства, не боялась! И вот теперь лишь читатель один вместе с принцессой стояли... Трудно это назвать "стояли", потому что оба были в пустоте... Принцесса со слезами умоляла читателя сделать то, о чем он мечтал всю свою жизнь - позвать маму! Это и будет её новое имя и новое Царство Бесконечной Истории. Но читатель сомневался: как это может быть, чтобы от читателя зависило все в книге? Так же не бывает! Как поверить в это? Ведь вся эта жизнь построена на другой логике: пришел - взял - победил! А тут надо было: поверил - увидел - воскресил! Как непросто, оказывается, поверить! Оказывается, мы все слепые... Никто, оказывается, не чувствует своей собственной мертвенности...

- Как поверить? - чуть ли не плакал от отчаяния читатель.
А принцесса утешала его:

-Ты держишь в руке маленькую частичку моего царства - мою ладонь, а значит мы ничего не потеряли! Надо всего лишь поверить и загадать желание, загадать мечту и всё - сбудется! Только сделать это должен тот мальчик, который сейчас читает эту книгу! Настоящий читатель!

Глаза принцессы посмотрели сквозь книгу... Прямо на читающего мальчика, а тот... в ужасе захлопнул книгу... Мысли вихрем понеслись: "Не может быть! Всё это время я был в сказке? Всё это время они меня видели и слышали? Меня? Прогульщика школы? Труса, спрятавшегося от хулиганов? Разочарованного в отце, что женился после смерти мамы на другой женщине и сбежавшего из дома? И вовсе - не Героя!" Любопытство победило страх и мальчик снова бросился открывать книгу и читать дальше. Книга волшебным образом открылась именно там, где он остановился. И он снова прочитал тот же вопрос, адресованный прямо ему! Юная Леди рыдая умоляла его:

- Я... умираю!... Умираю ради тебя! За тебя! Как и все жители моего Царства умерли за тебя! И моя и их жизнь зависит только от тебя!... Моя жизнь заключается только в имени! Ты же любишь! Позови!!!... Пожалуйста!...

И мальчик вскочил, подбежал и открыл настежь окно и закричал что есть силы:
- Мама!"
+++
И Николас сделал то же самое, через слёзы кричал: "мама!!!" Только сидя...

 Всё это время за ним наблюдал папа. Он принёс ему новую игру. Папа не хотел отвлекать его от сказки. Как на зло, сегодня он был очень занят, но ему наконец-то предоставился счастливый случай понаблюдать за эмоциями сына. И когда сын заплакал... Горько заплакал и он... Когда сынок закричал "мама", он понял , что какой бы не был дорогой подарок, сейчас он будет совершенно не нужен. Ему самому тоже не хватало почившей скоропостижно жены. Колокола Никольского собора остро напомнили ему похороны... Оказывается... все очень свежо... И даже как будто стало ещё больнее... И чтобы сын не услышал его горьких слёз, он на цыпочках аккуратно отошёл от комнаты. Новая жена была мудрой женщиной. Ей достаточно просто было успокоить мужа.

- Он манипулятор маленький! - решилась она сказать ему правду в глаза.
- Ты не видела его глаза! -  взорвался он и ушёл...

 Она сама не имела детей, и отношения с подростком не складывались. Она была неплохой женщиной. Точнее говоря, неплохой и нехорошей. Обычной. Таким же был и папа Николая. Таким же был и сам Ник, которому неделю назад исполнилось 13 лет, и который так и не взял подарок от папы на День рождения. Надо было срочно решать проблему, как восстанавливать отношения!

"Жора! Вот кто нам поможет! - мелькнула мысль у отца.- Раз он так часто слушает эту сказку, то голос Жоры уже будет ему знаком, а значит - они быстро подружатся, а значит... - через него и я смогу вернуть общение с сыном!" Но одно дело приятный голос, и совсем другое -  внешность. Не говоря уже о внутреннем содержании человека. Первая же встреча с Евгением сильно расстроила отца. Жора был хоть и молодым актёром, но настолько уже успел истрепаться, что выглядел как старик. Может быть поэтому его и не брали на съёмки, и поэтому он хватался за любую халтуру, как например озвучка детских сказок. Никто из детей не видел его внешности, а голос у него действительно был шикарный! Так что можно в красках представить, как сложно было начать разговор обоим взрослым мужикам. В конце концов отец Николая решилса рискнуть предложить работу, так же как и Евгений решился согласиться за эту "непыльную" работенку: куда ещё хуже-то может быть! Но оказывается...

Любому ребёнку, сколько бы ему лет не было, даже если ему уже за 70, даже если этот ребёнок избалован и испорчен или искалечен травмами, но любому ребёнку как воздух необходимо искреннее доброе сердце! Никакими подарками и никакими деньгами это не заменишь. И совершенно не важно, что маленький мальчик был слепым. Он всё видел и всё чувствовал! Можно только представить, какое разочарование испытал НиколЯ, когда вживую познакомился с человеком, голос которого все время слышал... Когда снова и снова он стал предметом взрослых приёмов "купи-продай"! С первой же нотки он почувствовал фальш Евгения и не мог ничего с собою поделать, потому что его душа была слишком обнажена... болью... Но надо отдать должное талантливому артисту, Женя понял свою ошибку достаточно быстро. И теперь перед ним стоял очень жёсткий выбор: чтобы подружиться с мальчиком, ему надо было чем-то пожертвовать! И эта жертва должна быть соответственно огромной!  Хотя она конечно же не сравнится с той болью, которая в душе у Коли.

- Кто здесь? - Коля невидящим взором прекрасно понимал, что рядом кто-то.
- Коля... - Жора попытался неловко начать разговор, понимая, что уже потерял возможность незаметно понаблюдать за мальчиком.
- Уходите!
- Я никуда не уйду, пока мы не поговорим.
- Уходите немедленно! Папа!
- С твоим отцом мы договорились, что он даст мне ещё один шанс поговорить с тобою! И я никуда не уйду пока мы не поговорим!
- Что вы хотите от меня? Что вам надо? Денег? Их вам даст мой папа! Вот с ним и говорите!
- Дружок... Я отказался от денег. И это правда. И ты можешь это легко проверить. Я не скрою, что мне очень нужны были деньги. Но, оказывается, есть вещи, которые не продаются и не покупаются. Это, например, дружба! И дружба с тобою для меня лично оказалась настолько же важна, как для тебя зрение... Точнее сказать, как для тебя мама! Нужен ли я тебе? Я прекрасно понимаю, что я тебе не нужен. А может быть даже и опасен. Лучше было бы тебе меня не знать... Но... встреча уже произошла. Я хочу изменить свою жизнь! И как раз благодаря тебе я могу это себе позволить!
- Я не понимаю, чего вы хотите от меня? - сердце мальчика дрогнуло, услышав такую откровенную исповедь. Колокола Никольского собора что-то тронули в его душе...
- Давай поиграем? Просто научи меня играть в твои игры! Я хочу прикоснуться к твоему миру! Разреши мне быть просто рядом! Для меня было бы честью быть твоими руками или ногами, быть твоими глазами наконец! Я хочу разделить твою боль и твои переживания! И буду благодарен, если ты со мной поделишься хоть чем-то. И взамен обещаю быть таким же честным и искренним с тобою! Клянусь быть тебе настоящим другом!

Вот с этого момента и начинается самый интересный на земле рассказ о дружбе между взрослым человеком и мальчиком. Помните МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА? Я, однако, не буду вам рассказывать об их играх и разговорах, куда они вместе ходили и что они вместе делали. Ничего более про отца и мачеху тоже не расскажу. Тем более утаю их мысли и переживания! "Че эт?! Как такое назвать? Заинтриговал и бросил?" - спросите вы, мои дорогие читатели. У нас у всех проблемы с детьми! И у всех детей - проблемы со взрослыми! И все проблемы разные. Нет единой инструкции как их решить. Поэтому я, как один из тайных волшебников, решил показать вам всего лишь одну волшебную историю. Кто из вас не верит в сказки больше, кому не интересен дух Рождества Христова, тот может смело закрывать этот рассказ на этом месте. А вам, кто ещё верит в Чудеса, я расскажу о настоящем Чуде! Итак, скорее же! Слушайте!

- Привет Укол!
- Привет Женюсь! - Они дали друг другу тайные имена. Женя теперь стал "Женюсь", потому что очень хотел жениться. Устроился на работу, постригся, поменял одежду и в целом весь образ жизни, в общем, постарался сделать всё возможное, чтобы заслужить достойную жену. А Николай согласился на "Укол". Не потому  что укол приносит боль, а потому что без него невозможно вылечиться!
- Давай сегодня зайдём в церковь? Начался Рождественский пост, и перед Рождеством Христовым каждый православный христианин старается подготовиться к этому Великому празднику не только постом, но и подготовиться к исповеди и причастию. Так как ты ещё ничего про это не знаешь, я предлагаю тебе просто зайти, просто побыть в храме хоть 5 минут. В любую секунду ты имеешь полное право уйти.

Зайдя в храм Николай был совершенно ошарашен: колокола Никольского собора... пение... запахи... треск свечей... тихое хождение прихожан... звон кадила... проповедь священника... Буквально всё было как не от мира сего! Всё было чудесно! И буквально всё было сказочно! Коленька захотел быть участником этой сказочной бесконечной истории! Быть её героем! Но как это можно было сделать маленькому инвалиду? Как стать настоящим героем, если он всего лишён и ничего не может без посторонней помощи сам? Исповедь и причастие дали ему какое-то удивительное успокоение и какую-то нереальную реальную уверенность. Только в чём? Зрение ему не вернулось. Чудо не произошло, как бы он не просил. Так же как и не вернуть умершую маму...

 Но чудо произошло всё-таки. У отца в доме работала кухарка. Доброе пожилая женщина умирала от рака, но скрывала это от всех, потому что ей нужны были деньги, чтобы оплачивать учёбу своей дочери. Однажды дикая резь в животе заставили бедную женщину сжаться от боли, но она мужественно продолжала работать. Колокола Никольского собора совпали с ужином. Мальчик во время еды повернулся к ней и пожелал ей доброго здоровья, после чего её боли совершенно прошли... Их не было неделю... Месяц... Удивлённая всем этим женщина решила пойти к врачу и разревелась, когда ей врач сообщил, что она совершенно здорова! Как это могло произойти? Просто так? Всего лишь после слов мальчика?

- Отец Владимир! Я исцелять могу людей! - Коля сиял как начищенные пять копеек.
- Ну и что! А я могу пощёчину дать... - Но видя ошарашанный непонимающий вид мальчика, решил пояснить свою фразу сам: - Бог вошёл в твоё сердце, в твой разум! В твоей душе родился Христос! Твоя душа стала пещерой, яслями для Богомладенеца. Это совершенно не важно, что ты можешь. Даже чаще всего важнее именно то, когда наоборот, чего-то не можешь, а делаешь. Образно выражаясь, интереснее, когда флегматик становится спринтером, а холерик - шахматистом, меланхолик - квнщиком, а сангвиник - рыдает от умиления. Важно лишь то, что является просто огромным и фантастичным! А это - Божий Дар! Не ты сам собою это делаешь. Человек сам по себе не может не то что сделать, а даже понять этого, если не будет дано Свыше. И может быть и так, что это - лишь временный Дар. Нужный не тебе, а именно тому человеку! А ты - тут совсем не причём. Ты просто оказался в нужном месте в нужное время и сделал хоть раз в жизни то, к чему предназначен был Богом. Опять не понятно? Коленька, даже то что ты прозрел боль этой женщины бедной, даже и это не является чудом! И это непонятно? Не является чудом то, что добрый человек сделал доброе дело. Вот когда ты злой и страшный, когда ты мучаешься от уныния и отчаяния, когда тебе не справиться с яростью и гневом, когда тебе невмоготу не то что помолиться, невмоготу даже жить,  дышать, а ты просто соль передал соседу! Так понятнее? Опять нет... Ну хорошо... Анекдот слушай... Ты уже знаешь, что смерти нет? Что жизнь куда страшнее смерти? Попал один человек в Рай и спрашивает Бога: "Не понимаю, за что? Я же грешил всю жизнь! Напрополую!" А Господь ему отвечает: "Помнишь, ты в ресторане сидел и кто-то попросил тебя соль передать? Ты и передал! Это единственное твоё доброе дело!" Теперь понятнее стало? Важно не то, чему мы придаем важность и значимость. Всегда важно лишь вечное и без-конечное! То есть - Божье! А Бог - Препрост! И ищет этого в нас. Ты, Николай - "соль земли". Какая бы не была прекрасная Земля, какая бы не была удивительная Вселенная, но в природе нет смысла! Смысл, или как говорил Христос "соль", есть только в человеке! И это и есть Благодать! Дар Божий! Поэтому-то Господу Богу важны наши слезы! Мы не должны быть сладкими! Важны наши труды, когда они в поте лица! Безусловно, важно Богу всегда, когда человек проливает кровь! Они все солёные...