Новый стойкий оловянный солдатик

Ольга Лепёхина
               
Солдат идёт за руку с дочкой (играет музыка  «Да, любимая да. Нет, любимая, нет»)
Дочка: И что? Они сгорели? Папа, ведь так не бывает,  сказки всегда заканчиваются хорошо.
Солдат: Видишь, не всегда. Но стойкий оловянный солдатик – моим героем остался на всю жизнь.
Дочка: Мало говорит и остаётся несгибаемым в любых ситуациях?
Солдат: А разве этого мало?
Дочка: Да, грустная сказка….
Солдат: Ну, будь умницей, не грусти, слушай маму. Всё будет хорошо.
Дочка: (одна) Он думает, что я не понимаю, что у них с мамой всё плохо. Всё будет хорошо, всё кончится печаль.
(вбегают девочка и мальчик)
Мальчик : (обращаясь к девочке) Ты чего сегодня такая загруженная?
Дочка: Да, предки разводятся. Сегодня суд.
Девочка: Не парься, у нас полкласса живут с одной мамой.
Дочка: Я вот о чём думаю: ведь зачем-то они поженились. Я появилась. Неужели они не понимают, что вместе легче, веселее. Правда, когда они не разговаривают, как-то стрёмно. Ходят, как чужие. Будто никогда, никогда не обнимались, ни целовались.
Мальчик : Может, они обиделись? Может, сказали друг другу неправильные слова?
Дочка: Может, я же не всё время могу их контролировать.
Девочка: Они, наверное, забыли, что когда-то они хотели понять друг друга. А теперь: мы обиделись! Надулись и ходят обиженные.
Дочка: Я когда-то прочитала в одной книги, что взрослым всегда всё надо объяснять. Может, им надо объяснить?
Мальчик : Или напомнить: как они любили друг друга.
Дочка: Но они такие упрямые. У папы в детстве была любимая игрушка: стойкий оловянный солдатик. Наверное, он берёт с него пример. «Мальчик и служанка сейчас же выбежали искать его, но никак не могли увидеть, хотя чуть не наступали на него ногами. Крикни он им: «Я тут!» — они, наверное, и нашли бы его, да только не пристало солдату кричать во все горло — ведь на нем был мундир.» Это когда тролль подстроил, чтобы он выпал из окна.
Мальчик: Да, «не пристало солдату кричать во все горло — ведь на нем был мундир.» Но в сказке всё плохо закончилось. Я так и не понял: они от любви сгорели или от огня?
Дочка: Конечно, от огня.
Девочка: А почему он, сгорая, превратился в маленькое оловянное сердечко?
Мальчик : Да, и еще служанка, когда чистила камин, не только нашла в золе оловянное сердечко, а ещё блёстку танцовщицы. Правда, она не блестела, а была черная.
(сидят какое-то время молча)
Дочка: Так, при чём здесь их развод?
Девочка: Ну, всё понятно, у папы любимая игрушка оловянный солдатик? Так?
Дочка: Так.
Девочка: Значит, он запрограммировался: что всё должно закончится плохо.
Дочка: Ну, ты тоже скажешь. А зачем они меня народили?
Мальчик: Он, наверное, думал, что может сказку изменить.
Девочка : Здесь без тролля не обошлось  .
Дочка: Это  не тролль -  трОллиха, мамина подруга, я теперь понимаю. Всегда маме говорит: «Какой твой муж неповоротливый, какой нечувствительный. У него, наверное, оловянное сердце»
                Действие 2
Видеоклип «Жил-был я»
(Зал суда. В зале сидят Солдат, Танцовщица. Заходят судья, прокурор и адвокат)
Судья: Слушается дело о разводе солдата и танцовщицы. Как, не указано ни имени, ни фамилии
Прокурор: Ваша честь, этих героев создал великий сказочник Ганс Кристиан Андерсен. По одной из версии маленький мальчик увидел из окна своей квартиры высокого мужчину в черном фраке, который шел по улице, размахивая руками и что-то говоря себе под нос. Мальчик спросил маму: «Кто это?». Мать сказала, что это господин Андерсен. Он является автором колыбельных, под которые мальчик хорошо засыпает. У малыша было не так много игрушек— старая лошадка из папье-маше без хвоста, несколько кубиков и сломанный оловянный солдатик. Ребенок взял безногого солдатика, выбежал на улицу и вручил игрушку опешившему прохожему.
Адвокат: Но есть и другая версия: история была написана в честь отца-сказочника, которого также звали Гансом. Будучи бедным сапожником, он записался в солдаты, и это спасло семью от нищеты. Военные походы подкосили его здоровье. Вернувшись домой больным, он быстро ушел из жизни. Любящий сын восхищался отвагой, мужеством и силой духа отца. В его воображении родилась идея создания удивительной сказки о мужественном несгибаемом герое.
Судья: Ну, а что же истица? Кто она?
Прокурор: Здесь немного можно сказать. Если главной мыслью сказки Г.Х. Андерсена является именно чувство, которое помогает стойкому солдатику преодолеть все невзгоды. Имя этому чувству – любовь. Так вот, танцовщица – это любовь стойкого оловянного солдатика.
Судья: Так, если сложить один плюс один должно получится два. Что тогда делают эти герои в суде?
Прокурор: Истица уверяет, что невозможно жить с человеком, который имеет оловянное сердце.
Адвокат: Но позвольте, бумажная кукла имеет бумажное сердце. Может ли она требовать больше того, что есть у человека?
Прокурор: Она уверяет, что его невыразительность и негибкость – это гибельность её чувств. Да, так и написала, (смотрит на лист бумаги) гибельность её чувств.
Судья: Но тем не менее – случай ведь свел них, и они полюбили друг друга, молча, не сговариваясь, вопреки природе. И как это может быть, что любили друг друга, а потом вдруг разлюбили. Вот ещё тролль, который появился как бы ненароком. Можно, во всем произошедшем обвинить этого гнусного старикашку.
Адвокат: Это не тролль, это трОллиха, подруга танцовщицы. Знаете, такая несчастная, одинокая девушка, которая очень хочет помочь. И как какой-то поэт сказал: «От доброты её никак не отвертеться». Она выступает в суде в качестве свидетельницы.
Прокурор: Ваша честь, я протестую, на суд оказывается давление. Да, истица указала на свидетельницу, как близкую подругу, которой доверят и считает, что она может помочь разобраться.
Адвокат: Разобраться в чём?
Прокурор: В том, что солдат не понимает свою жену, так как у него оловянное сердце.
Адвокат: Не подруга, а рентген какой-то.
Прокурор: Ваша честь, истица обратилась в суд, чтобы прекратился их брак, потому что последнее время они не разговаривают, и это молчание, очень сильно влияет на их дочь. Она из живого весёлого ребёнка превратилась в грустного и малоразговорчивого. Стала плохо учится, очень часто уходит из дома. Мне кажется, Ваша Честь, что лишённые имени, они лишились и слова. Эти красивых фигуры детской фантазии превратились в механизм семейных отношений – скелет семьи, причем заранее обреченной на разрыв.
Адвокат: Ваша Честь, но наша задача помочь разобраться им. Ведь солдат уверяет, что ради своей жены сделает всё. Даже согласен на развод, если только ей от этого станет легче.
Судья: Попробуем разобраться. Вызывается свидетельница.
(заходит подруга)
Судья: Назовитесь.
Подруга: Ваша Честь, у моих знакомых нет имён, позвольте и мне тоже его не иметь. Потому что всё должно быть выдержано в одном стиле. Иначе это будет выглядеть чужеродно.  Поэтому я заявляю, что персона солдата не представляет ценности, она ясна и отлита в форму, которая не вызывает никаких вопросов. Солдафон, вытянувшийся в такой благородной позе и трагически восторженным выражением глаз где-то на границе детского сознания и отживающего свой век романтизма. Вот его география, и отсюда – те самые психологические издержки, которые принимаются за откровение личности и глубокий мир ранимой личности. Чушь. Эластичность – лишь только дань времени. Он утверждает, что стойкость – одна из философий, и, надо заметить, не самая лучшая в борьбе с жизненным хаосом. Ведь внутри него такое же олово, что и снаружи, снаружи олово покрашено, в внутри темно. На лицо надета маска с одним и тем же выражением скорбной восторженности и предгибельной радости. Никакой гибкости и пластичности. Никакой динамики и подвижности, ловкости и обходительности.
Адвокат: Ваша Честь, ведь танцовщица, тоже девушка с характером. Но, Ваша Честь, она такая же механическая кукла с тряпичным сердцем, которая  живёт в шкатулке. Перетянутая шелками и батистом с грустными глазами, словно ее тоже обидели в детстве.
Судья: Почему тоже?
Адвокат: Андерсен наделил всего героя одной ногой, потому что на него почему-то не хватило олово.
Прокурор: Всем неудачникам всегда чего-то не хватает, чтобы оправдать своё неумение жить.
Судья (обращаясь к подруге): Из всего того, что Вы сейчас здесь сказала выходит: солдат недостаточно развит, своей негибкостью он не  в состоянии любить?
Подруга: Да, Ваша Честь, это же очевидно. Он не только не умеет любить, он не умеет ничего даже чувствовать. Его оловянность чудовищна. Судите сами, у меня очень хороший вкус: я умею красиво одеваться, знаю, как подать себя, что и как говорит. Он же не только не может увидеть всех моих достоинств, но даже не смотрит в мою сторону, старается уйти из дома, когда я прихожу к ним. И даже, я предполагаю, советует своей жене (моей подруге) не дружить со мной. Хотя я всей душой им хочу помочь.
Адвокат: Можно спросить: в чём же заключается Ваша помощь?
Подруга: Я им раскрываю тайны жизненных секретов: чтО нужно носить, с кем дружить, кого можно принимать у себя дома.
Адвокат: Да, и то, что они разводятся – это не результат Вашей помощи?
Прокурор: Ваша Честь, на моего свидетеля оказывается давление. Прошу снять последний вопрос.
Судья: Вопрос снимается. Ваша точка зрения понятна. Можете садиться в зал суда.
Адвокат: Ваша Честь, показания свидетельницы расплывчаты. Я требую не брать их в рассмотрения дела.
Прокурор: Ваша Честь, защитник пытается ввести суд в заблуждение. Характеристика на ответчика была корректна. Поэтому прошу показания свидетельницы занести в дело.
Судья: Показание свидетельницы приобщаются к делу. Для окончательного решения суда вызывается дочь Солдата и Танцовщицы. Пригласите её в зал суда.
(Заходит девочка, она очень внимательно всматривается в лицо судьи, смотрит с надеждой)
Судья: Скажи, пожалуйста, с кем бы ты хотела остаться жить: с мамой или папой?
Дочка: Наверное взрослые думают, что мы дети ничего не понимаем в этой сложной и запутанной жизни. Сами всё запутали, а нам говорят: ты маленькая, ничего не понимаешь. А что тут понимать? Вон в сказке у Андерсена. Всё понятно, нам, детям, понятно. Он любит её, она любит его. И никакой тролль или трОллиха не могут сбить их со своего пути. Ведь это же даже малышу понятно, что, если тебя обидели, нечаянно, конечно, это надо быть троллем, чтобы специально обидеть. Так вот, если тебя обидели, скажи, не бойся, никто тебя не засмеёт. Ведь мы же не тролли какие-нибудь.
(вбегают девочка и мальчик)
Мальчик : Мы с ней, помочь объяснить.
Девочка: Ведь вам, взрослым, всё всегда надо разъяснять.
Мальчик: Да, вы нам так часто говорите, что мы ничего не понимаем, что мы начинаем сомневаться: понимаем мы или не понимаем.
Дочка: Но мы точно знаем: если люди любят друг друга, то они должны помириться. И никогда не нарушать правило.
Судья: Интересно, всего одно правило. И какое же?
Дочка: Надо слушать своё сердце.
Мальчик: Мы понимаем, что вы забыли это правило. Если вы встретились, то слушайте друг друга. Ведь вы нам говорите, чтобы мы вас слушались. Что вы нам ничего дурного не можете посоветовать. А вы-то слушаете друг друга?
Дочка: Они, мне кажется, даже разучились говорить. Всё в свои представления верят.
Девочка: Или слушаю посторонних, верят им. Они не умею вас слышать. А те, не умеют слушать других, они только себя любят слушать.
Судья: Суд уходит на совещание.
                Действие 3
(Выходят адвокат и солдат, они поёт «Не спеши, не гонись за из рук ускользающим веком»)
Адвокат: Знаешь, я всегда, с раннего детства, восхищался тобой. Твоей стойкости и благородству. Но, чем дольше живу, тем больше понимаю, что в жизни такие: стойкие и благородные, чаще всего остаются в проигрыше. Их стойкость называют упрямством, а благородство – хитростью или стратегией. Я наблюдал, в моей практике выигрывают те, кто умеют приспосабливаться. К обстоятельствам, людям. В жизни это называется – гибкостью. Да, может они выглядят  более, чем некрасиво, как приспособленцы, но это сейчас не порок. Это называется умение жить. Может, надо уметь падать, чтобы люди подумали, что ты такой же, как они – слабые. В семье, наверное, то же самое?
Солдат: Ты не понимаешь главного. Ведь когда она говорит, что я её не понимаю. А понимать я должен что? Что она слабая и у неё много недостатков?
Адвокат: Я всегда восхищался твоим умение обобщать. Можно сделать вид, что ты их не замечаешь. Дочери же ты позволяешь иметь слабости.
Солдат: Нет, позволять человеку иметь недостатки, это значит, снисходительно относится и к самому человеку. Это в корне неправильно. Если говорить о ребёнке, то я готовлю её к жизни. А в жизни от недостатков избавляются, а не делают вид, что это милое недоразумение.
(Адвокат уходит, Солдат садится на край сцены, выходит танцовщица, садится на другой край сцен. Они не замечают друг друга, на экране их размышления словами и голосами)
Танцовщица: Когда мы с ним встретились, то не могли наговорится. Всё говорили, говорили, говорили, как будто хотели что-то важное сказать, а может услышать. Не могу вспомнить, когда же это случилось, что мы перестали слышать друг друга. Ещё говорили, но уже не слышали. Это я виновата. Кто я? Бездушная кукла с тряпичным сердцем. А когда-то казалась хрустальной. А он мне казался глыбой надёжности.
Солдат: Она мне казалась хрустальной. А теперь? А я? Может трОллиха права, что я не только оловянный снаружи, но и внутри оловянный.
Танцовщица: Почему же он не кажется сейчас глыбой?
Солдат: Почему же я сейчас не верю в её хрустальность? Перестал бояться, что разобьётся?
Танцовщица: Перестала верить в его надёжность? Испугалась, что разобьюсь? Наверное, ещё верю в свою хрустально.
(Входит дочка, она видит своих родителей, но те на замечают её, потому что погружены в свои думы)
Дочка: (смотрит на запись на экране, обращается к зрителям) Надёжность папы и хрустальность мамы – это то, что должно было их заставить держаться вместе. Держаться вместе, и мне дать силы стоять твёрдо на обеих ногах. А я стала как они (становиться на одной ноге)
(Выходят все, кроме подруги)
Мальчик :  Когда мы ещё маленькие дети, то мы верим в чудо. Мы пытаемся вам сказать, даже если плачем, кричим и просим.
Дочка: Это мы делаем не из-за вредности, это мы хотим, чтобы вы нас услышали. Потому что мы верим в радость и в счастье, не боимся, что наше чувство может быть высмеяно.
Мальчик: Мы знаем, с кем нам надо сражаться и кого опасаться
Девочка: Всё настоящее только в сказках? Поэтому в сказке Христина Андерсена они оба сгорели в огне камина. Или огне любви.
Дочка: Андерсен знал, что они не смогут договорится.
Судья: А в жизни?
Танцовщица: В жизни мы боимся не огня, а то, что нас неправильно поймут, стараемся подстроится под мнение людей.
Солдат: И теряем любимых.
Танцовщица: И теряем любимых. Потому что забыли, что слушать нужно только своё сердце
Солдат: Потому что забыли, что слушать нужно только своё сердце