Рейсер. На пути к вершине. Этап 2. Монца

Даниил Смит
Четверг, 20 апреля, Москва



Костя позвонил поздно вечером.

Я в это время сидел дома в своей комнате за ноутбуком и пристально вглядывался в строчки разноцветного текста на тёмном фоне, стараясь понять, чего же мне тут не хватает.

Работа над версией игры для ПК началась полным ходом. Костя взял на себя возню с игровым движком, Олег же был назначен главным по графике. Чем занимался Валентин, я точно не помнил, а вот в мои задачи входило непосредственно программирование.

И сейчас я рефакторил алгоритмы ботов, с одной стороны – оптимизируя код для будущего обновления мобильной версии, которое мы собирались выпустить осенью вместе с игрой для компов и консолей, а с другой – пробуя внести что-то новое, улучшить поведение объектов, чтобы и впрямь казалось, будто это реальные гонщики сидят в тех машинах. Никакого искусственного интеллекта в гоночных играх, конечно же, нет, и боты контролируются тщательно прописанным набором условий; здесь я как раз и искал компромисс между типизацией поведения и искусственным «человеческим фактором», вспоминая гонки с парнями из SMP Racing и Koiranen и оглядываясь на анализ их пилотажа, проведённый вместе с Костей. Допустим, в повороте этой конфигурации при таком вот угле вхождения Атоев подрезал бы по внешке, Корнеев попробовал бы по внутренней, а кто-нибудь ещё побоялся бы и отступил…

Самым же странным оказалось прописывать… самого себя. Так необычно было смотреть на экран и видеть строчки алгоритма вместо своего цифрового двойника – хотя технически это он и был. Мне ещё в начале разработки, когда стало известно о моём участии в проекте, намекнули, чтобы я не поддался соблазну сделать своего бота непобедимым, – в итоге все написанные мной алгоритмы проверял Костя. Но сейчас мне дали больше свободы, и главным было беспристрастно приглядеться к себе и оценить собственные тогдашние возможности. Специально приходилось оценивать шансы на ошибку и обдумывать, где же тогда был мой предел, делая скидку на чуть меньшую мощность болида. Ведь человек и отличается от робота тем, что не делает одно и то же дважды абсолютно одинаково; в этом наша сила и вместе с тем наша слабость.

От этих вот размышлений меня и оторвал звонок Кости.

– Привет. Не разбудил? – спросил «начальник».

– Да какой там – время детское… Что-то случилось?

Решительным тычком по сенсору ноута я закрыл IDE и развернулся на стуле спиной к столу. Взгляд сам собой зацепился за полку с кубками. Точнее, за обе: в прошлом году понадобилось приделать ещё одну – для призов из «трёшки».

– Ну… можно сказать и так. – Какое-то время Костя взволнованно дышал в трубку, потом продолжил: – Короче, нашим проектом заинтересовались. Серьёзно заинтересовались. Помнишь сумму, которую я показывал тебе, когда мы новеньких принимали? – Я машинально кивнул, но затем осознал, что собеседник всё равно этого не увидит. Впрочем, на мой ответ ему было глубоко фиолетово: – Так вот, прибавь к ней ещё один ноль. Представляешь, какой это жирный кусман?! Прям кусище! И это мы только начали – а когда доживём до релиза… а следом и до начала продаж… – В его голосе появились мечтательные нотки. – В общем, от таких предложений не отказываются.

– То есть ты сам уже всё решил и подписал соглашение? – уточнил я.

Настроение сразу испортилось.

– За кого ты меня принимаешь? Нет, конечно, – чуть обиженно отозвался Костя. – Сегодня поступило предложение, на завтра назначена встреча для предварительных переговоров… кстати – в том же бизнес-центре, где проходила презентация… которые вполне могут стать и окончательными, если удастся договориться. Будут, правда, более жёсткие условия по срокам релиза… но я уверен, мы справимся…

– Погоди-погоди… насколько жёсткие? – перебил его я.

Эта затея нравилась мне всё меньше и меньше.

– Ну… будет труднее сдвинуть в случае чего… – неуверенно произнёс айтишник, возомнивший себя бизнесменом. – Больше неустойки при неудаче… Ай, давай пока не будет об этом? Успели же мы к апрелю доделать мобильную? Значит, и здесь успеем. Если что, просто будем пахать в три смены…

– У меня вообще-то учёба и гонки, если ты не забыл, – напомнил я. – Тут бы на одну время выкроить.

– Мы что-нибудь придумаем, – произнёс как новую мантру Костя. – Кстати, смотрел трансляции с тобой… обидно, конечно, что всё так получилось.

– Ничего, впереди ещё девять этапов. Попробую отыграться.

– Ну давай, удачи тебе.

– Пока.

Я убрал телефон и вновь посмотрел на полки с трофеями. В крайние выходные призов должно было прибавиться… но нет, не срослось.

И самое отстойное, что виноват в этом был я сам.



Топлива в баке после второй гонки этапа ожидаемо не хватил она стандартную литровую пробу. Меня дисквалифицировали, и в итоге на нижнюю ступеньку подиума поднялась Лиза, отставшая от меня на несколько секунд.

Ну ладно, допустим, один раз так облажался. Даже команда взяла на себя часть вины за промах с заправкой.

Однако в дальнейшем похоронил я себя уже чисто своими силами.

Третью гонку я начинал с четвёртого места. Неплохая позиция, с неё при хорошем рывке можно в лидеры выйти, если растолкать всех к первому повороту.

Конечно же, я постарался так сделать. И у меня даже получилось – остальные зарубились друг с другом, занимая неоптимальные траектории. И целый круг я вновь вёл за собой пелотон, мечтая о первой в новом сезоне победе.

Но Айлотт с Эрикссоном сзади начали поддавливать; швед явно не хотел в командную тактику и всячески старался прорваться вперёд; а Каллум – сновать взять у него реванш после обидного второго места с поула.

В результате я занервничал… и ошибся. Стремясь оттянуть момент торможения перед третьим поворотом, я заблокировал передние шины и вылетел в гравий, как Айлотт двумя гонками ранее.

О, как я был зол… Но бомбить оставалось только на себя; никто другой меня не закапывал.

Ничего, следующим этапом будет Монца – одна из моих любимых трасс: «храм скорости», почти одни голые прямики. Самое то для педали в пол и умопомрачительных обгонов.

За мной даже оставили право набора очков для командного зачёта. Не, алло, даже так я в команде второй по силе: Кейван и Сато вообще не едут. Безусловно, меня всё же вызвали на базу «Мотопарка» в Ошерслебене для серьёзного разговора, где представитель РБ напомнил о моём статусе перспективного молодого таланта и последствиях возможного разочарования. Пришлось заверить, что скоро выйду на по-настоящему достойный уровень результатов.

И тут уж ничего не попишешь. Надо будет соответствовать.



…Из неприятных воспоминаний меня выдернул новый звонок. Я вновь достал телефон и посмотрел на экран, думая, что это Костя хочет ещё что-то уточнить.

Но высветившееся имя было совсем другим.

Мы не общались, наверное, около года – просто не было времени, постоянно находились какие-то важные дела, и в итоге мы друг о друге почти забыли. Но он, видимо, вспомнил.

– Здорово, Лёха! Сто лет не виделись!

– Привет, Миш. – В голосе бывшего соперника и товарища по гоночной программе слышалось веселье с толикой облегчения. – Я уж думал, ты спишь там.

– Да ё-моё, что ж вы все заладили-то… Как сам? Как вообще? Дай припомню: мы в последний раз говорили…

– …на первое мая в том году, когда были гонки в Сочи, – закончил за меня Алексей Корнеев. – Тогда это ты нас всех вызвонил с предложением собраться (хех, даже тех, кто участвовал) – ну а я решил, что теперь моя очередь.

– Погоди, но ты ведь давно уже не в «четвёрке»… – Я побарабанил пальцами по обивке кресла. Кажется, до меня начало доходить. – Зовёшь на «Формулу-Рено»?

– Бинго! – рассмеялся он. – Сможешь приехать в Монцу на выходные?

– У меня там со среды тесты, а потом собственный уик-энд. Так что пара дней ничего не изменит; я всё равно буду.

– Отлично! Тогда я остальным позвоню, кто не гоняет в эту неделю, и мы вас в аэропорту встретим.

– О, а кто ещё с тобой, а то я что-то не припоминаю…

Конечно же, я лукавил. Но проявить интерес сейчас значило порадовать друга.

– Саня Вартанян и… может, знаешь его – Роберт Шварцман?

– Слышал. Пришёл в Еврокубок в том году вместе с вами, но из итальянской «четвёрки»…

– В точку. Вот, короче, познакомитесь. Сам как? Смотрел на той неделе…

– Давай без этого, а? – Я поморщился. – А то мне и так все уши неудачным началом сезона проели.

– Знаешь, а я был бы рад хотя бы одному пятому месту. Когда кругом столько сильных соперников, нужно уметь ценить даже малейшие свои успехи.

– Мы разные. – Я покачал головой. Блин, опять веду себя как при живом общении. – Если для тебя гонки – это просто спорт, то для меня они нечто большее. Возможно, и смысл жизни. И поэтому для меня особенно важно каждый раз доказывать свою конкурентоспособность. Но в первую очередь не другим – а себе. Думаю, больше всего расстроен даже не фактом того, что в двух заездах подряд остался без очков, а тем, что в воскресной не смог до конца побороться.

– Понятно. Ну ты не раскисай. Ведь всегда найдутся те, кто ездит хуже.

– Не прибедняйся. Может быть, однажды и ты найдёшь себе что-то, где сможешь выстрелить. Гонки на выносливость, скажем.

– Да, я как раз думал… Подожди, это опять твоё… предвидение?

– Эм-м… – Я закусил губу, осознав, что спалился. – Ч… что-то вроде того. А, забей, короче. Делай, как тебе нравится.

– Ладно. – Собеседник, очевидно, понял, что разговор зашёл куда-то не туда и нужно как-нибудь закругляться. – Ну давай тогда, до скорого. Жду в Италии.

– Арриведерчи.

Я повесил трубку – а следом вновь глянул на полку с кубками.

Может, Лёха прав, и не стоит так уж сильно загоняться? В конце концов, сезон только начался. И если приложить достаточно усилий, то сто пудов получится сделать так, чтобы мне не было перед собой стыдно.



* * *



Суббота, 22 апреля
Монца (Италия)



По сравнению с прохладным и пасмурным Сильверстоуном тёплая и солнечная Монца производила гораздо более приятное впечатление. Вместо холодной английской чопорности, разлитой над автодромом, который открывал сезон, здесь в воздухе витал азарт и дух борьбы, смешавший в себе триумф от побед и едкую горечь от поражений. Здесь было… веселее.

«Храм скорости». Среднее значение на дисплее руля «Ф-1» – более двухсот пятидесяти кэмэ в час. У болидов двумя ступенями послабее, думаю, будет в районе двухсот.

– …Давай! – крикнул я, выбросив вверх кулак.

Внизу, за барьером и гравийной зоной вылета, проносились плотным потоком гоночные машины, похожие с такого расстояния на игрушечные. Я старался разглядеть в пелотоне синие с белым автомобили троих российских гонщиков из трёх разных команд: R-ace номер 10 Шварцмана, «Фортек» номер 18 Корнеева и 23-й JD Motorsport Вартаняна. Болид с числом десять на обтекателе сейчас лидировал в гонке.

– За кого больше всего болеешь? – спросила Лиза, указав подбородком на трассу.

Я на секунду задумался.

– За Лёху, наверное. Как-никак, год вместе гонялись. А ты?

– Я за Роба, – улыбнулась она. – По той же причине.

– Знаешь… – я легонько покачал головой, – очень непривычно сталкиваться ещё и вот так, по чистому совпадению, в дополнение к тому, как мы назначали встречи вне трассы или заходили поболтать в паддоке. Как будто нас снова и снова что-то сводит вместе.

– Ну, в этот раз меня пригласил Роб, – пожала она плечами, которые мне почему-то очень захотелось обнять и не выпускать из рук долго-долго. – Так что не думаю, что в этом что-нибудь есть. Просто случайность.

– У тебя с ним что-то было? – спросил я.

Не удержался, бывает.

– С кем? С Робертом? – Лиза фыркнула. – Не больше, чем с тобой. Чува-ак, мы полтора года ездим в разных сериях, ты серьёзно? Пфф… – Она закатила глаза. – Хотя как будто что-нибудь есть у нас.

– А разве нет? – с усмешкой повернулся к ней я.

Она чуток подумала, потом вздохнула:

– Давай не будем это обсуждать. Это всё слишком сложно.

– Как скажешь. Но всё-таки…

– Засунь себе в задницу все слова. Они ничего не значат.

В цитатник. Однозначно. Раневская бы оценила.



…После гонки я стоял у въезда на пит-лейн и пожимал руку Роберту Шварцману, в то время как кусок Шумилова внутри меня молча офигевал от такого поворота событий. До перемещения я даже и мечтать не мог о личной встрече с кем-то из реальных гонщиков; оставалось лишь следить за всем в Интернете.

Воистину – второй шанс открывал потрясающие возможности.

– Ну и как там, в «Ф-3»? – поинтересовался победитель заезда, открывавшего сезон в его серии. – Давление посильней, чем в «четвёрке»?

– Есть такое, – кивнул я. – Результаты очень важны. Но и борьба жёстче, потому что ставки выше.

– Ха, ты бы видел, какие замесы здесь… А, стоп, ты же видел.

– Моносерия. – Я мотнул головой. – Это совсем другое. Как в «Индикаре», где все машины тоже одинаковые.

– Зато выявляется реальный уровень каждого, – возразил Шварцман. – Без учёта болида.

– О, не спорю, – хохотнул я. – И твой…

– …заметно вырос с тех пор, как я ещё соревновался с Лизой, – закончил он.

Форман с улыбкой подошла к нему, и он сделал то, чего хотел я сам, – приобнял её за плечи. Остаток мизантропической натуры во мне пожалел, что у меня нет бензопилы.

– У вас точно ничего нет? – спросил я.

Роберт рассмеялся.

– С ней? О, ты просто не представляешь, что творилось тогда в «Ф-4»…

– Она и тебя выбивала? – удивился я.

– Да она всех выбивала! – Его улыбка стала ещё шире. – Ральф, Чжоу, я, Бекманн – да почти любого из первой десятки…

– Думаешь, почему я Арона всего на два очка опередила? – вставила Лиза. – Куча этих долбаных пятисекундных штрафов. Как минимум в каждой третьей гонке… Хорошо, что штрафные баллы в лицензию только в прошлом году ввели, а то бы набрала на дисквал…

– Теперь понимаешь? – вернул разговор на прежние рельсы Роберт. – Нас связывает только спорт. Причём не могу сказать, что на сто процентов положительным образом.

– Ясно, – сказал я и оглянулся: к нам как раз подходили по пит-лейну Лёха и Саша.

– С победой, – произнёс Корнеев, давая «пять» Шварцману. Потом повернулся ко мне: – Ну как тебе наш чемпионат?

– Борьба, конечно, плотная, но не знаю, хотел ли бы я здесь выступать, – ответил я и покрутил в воздухе рукой. – Всё кажется таким… медленным.

– Да ладно тебе – всего на несколько секунд, думаю, круг помедленней будет, чем у вас…

– В общем, спасибо, парни, что вытащили. – Я в очередной раз пожал руку обоим. – Самое то – развеяться перед следующей неделей.

– Ну надеюсь, у тебя лучше получится…

– Это мы ещё посмотрим, – загадочно улыбнулась Лиза.

Я сделал вид, будто этого не заметил.



* * *



Суббота, 29 апреля



Солнце било мне в глаза, пока я и ещё девятнадцать молодых пилотов сидели в своих болидах на стартовой решётке, готовясь к началу заезда. Ещё с того года у меня имелся для таких случаев тёмный визор – отец подогнал из закупок экипировки для сдачи в аренду на своём (теперь уже бывшем) картодроме в Финляндии, – но даже так длинная стартовая прямая расплывалась в потоке яркого света.

За последнюю неделю всё продвинулось вперёд по разным фронтам.

Прежде всего уже в ту субботу позвонил Костя и сообщил, что сделка состоялась. Компания, из которой к нам перешли Валентин и Олег, в разы увеличивала финансирование нашего проекта; при этом единственным, что на данный момент они просили взамен, было добавить из логотип в слайд-шоу при загрузке и титры. Мне это самое «на данный момент» не очень понравилось, однако я промолчал: Костя пребывал в явной эйфории, и если я стал бы в чём-то его убеждать, мы бы только зря поругались. Хотя, в конце концов, он же у нас «босс» – вот и пусть учится на своих ошибках.

Также я посетил и воскресную гонку «Формулы-Рено», где вновь понаблюдал за ездой соотечественников. Шварцман на этот раз сошёл, Вартанян заехал в очки, а Корнеев прорвался в середину второй десятки. После финиша мы ещё немного поговорили о всяких пустяках, затем парни отправились в аэропорт, а я же остался в Италии. Устроил, так сказать, себе небольшой отдых перед этапом.

Но главное было не в этом. Сидя на трибуне рядом с Лизой, я пристально вглядывался в движения болидов на треке, стараясь подметить особенности, чтобы добавить какую-то «изюминку» в поведение ботов. Решение всплыло в мозгу внезапно: нужно добавить генератор случайных чисел, который с определённой вероятностью позволял бы «пилоту» пойти на риск и атаковать агрессивнее, а там уже к чему это приведёт – к прорыву или ошибке, возможно даже с аварией. Главное точно подобрать значения вероятностей и параметры вождения, чтобы таких моментов за гонку было не очень много, и грамотно расставить точки проверки, чтобы не пересчитывать всё по десять раз в секунду. Да, какая-то доля шаблонности в этом остаётся, но, с другой стороны, персонажи становятся более свободными в своём запрограммированном выборе действий. А значит, и игра делается интереснее.

Также мы с Костей обговорили и утвердили основные моменты из того, что будет в финальном релизе. К обычному чемпионату добавится режим карьеры, в свободных заездах и гонках расширится диапазон допустимых настроек, а напоследок добавится возможность загрузки модов – будь то новые трассы (хотя бы из той же «F1 2016») или кастомные ливреи. В общем, будет всё как у них, только лучше.

Ну и да – была наконец-то утверждена дата релиза. Четырнадцатое сентября – четверг перед началом уик-энда Гран-при Сингапура. Лично я бы отодвинул этот срок хотя бы на пару недель – скажем, до этапа «Формулы-1» в Малайзии, но что есть, то есть. Будем работать.

Теперь о текущем…

В среду здесь же, на Национальном автодроме Монцы, прошли тестовые заезды «Ф-3». Команды рассчитывали уточнить данные по настройкам болидов на скоростных трассах – а в итоге получили опыт работы с дождевой резиной (вот тут так и просится какой-нибудь улыбающийся смайлик). Дождь я любил, поэтому постарался выложиться на полную. Самое сложное, наверное, было отлавливать скользящий болид в шиканах – да вдобавок на прямых разгоняться не очень уж резко. Как итог – пятое и третье время в сессиях; оба лучших круга в окрестностях двух минут. Однако выходные ожидались ясными, так что время должно было заметно улучшиться.

Как, впрочем, и произошло. В первой практике результаты были около минуты сорока шести плюс-минус полсекунды; во второй – минута сорок пять плюс-минус семь десятых. Я, к счастью, находился среди тех, кто был с «минусом», то есть быстрее среднего результата. Проиграл сначала Норрису примерно три десятые, затем меньше двух – Айлотту. Но меня больше беспокоило то, что Лиза в обеих тренировках была быстрее. Совсем чуть-чуть, но в нашем спорте даже тысячная доля секунды имела значение.

Поэтому я сосредоточился на том, чтобы опередить свою главную соперницу в квалификации. Мы всё ещё раз тщательно проанализировали и отметили пару мест, где я при случае мог бы отыграть несколько сотых от своего основного темпа. И вуаля – третье место на гриде против четвёртого у Форман; по итогу нас разделило 0,144 секунды. Вчетверо больше, чем отделило меня от неожиданного поула Джехана Дарувалы. Вторым же стал Норрис, которому я уступил жалкие девять тысячных. С нашими скоростями это составляло примерно полметра, если переводить в представимые величины.

Формат уик-энда, кстати, изменили по сравнению с прошлым годом: в пятницу две практики и квала, в субботу – гонка и вторая квала, в воскресенье – оставшиеся гонки этапа. В Британии совсем уж извратились, растянув всё аж с четверга, но это было разово; теперь большинство раундов чемпионата должно было пройти по новым утверждённым правилам.

Но если раньше была реализуема шинная стратегия, когда один комплект из трёх предоставляемых тратится на обе квалы, а два других распределяются между гонками (к слову, в «Хайтеке» мы несколько раз так и делали), – то сейчас доминирующим окончательно должен был стать вариант «квала-гонка», «квала-гонка» и просто гонка. Он в целом удобнее и стабильнее, однако всё одинаковое приедается. А в гонках как раз весь смысл в том, чтобы иногда идти на решительные эксперименты ради возможной победы.

Но что-то я сильно задумался. А между тем до старта всего минута осталась.

Надо не проспать момент.

Я чувствовал – сегодня должен быть мой день.

И никто меня на этот раз не остановит.





Проходит не больше десятой после того, как огни гаснут, прежде чем я отпускаю сцепление и, набирая скорость, выруливаю на середину трассы, чтобы к первой шикане оказаться изнутри. Напряжение высвобождается в один миг, подобно тому как распрямляется невидимая пружина. Захваченный кайфом от мощного ускорения и предвкушения борьбы, я осторожно протискиваюсь мимо плохо стартовавших Норриса, Форман и Айлотта и ныряю в «Реттифильо» уже вторым, следом за Дарувалой.

Но индиец слишком сильно сбрасывает скорость. Это тормозит меня и даёт тем, кто позади, шанс подобраться. Устремляюсь в погоню по «Курва Гранде» – на внешке тут ощущения просто головокружительные. Одно только трение шин об асфальт удерживает болиды от того, чтобы вылететь с трассы нафиг, как мячики.

Норрис в моих зеркалах промахивается мимо второй шиканы и срезает, отваливаясь на пару мест. Молча усмехаюсь под шлемом: на одного конкурента меньше.

Дарувала, однако, держит темп, и так просто к нему не выходит приблизиться. Пробую в слипстриме на прямой между «Аскари» и «Параболикой», но пока этого недостаточно. Нужно подождать ещё.

Хм, неожиданно – на третье место как-то вылез Фердинанд Габсбург из «Карлина». За ним едут Норрис и Форман… блин, а этой команде явно подфартило с пилотами. В таком вот порядке мы и пересекаем отсечку первого круга, разделённые друг с другом считаными десятыми.

Эрикссон где-то там, позади, борется за шестую строчку с Айлоттом – сегодня этим двоим просто не повезло. Хотя оба сохраняли шансы остаться в топе личного зачёта.

И в «Курва Гранде» Йоэл проходит! Я же тем временем смещаюсь внутрь в «Варианте делла Роджиа», но Дарувала закрывает калитку, и мне ничего не остаётся, кроме как отвернуть.

Терпение, Миша, терпение… всё придёт, надо только выждать правильный момент.

Вслед за индийцем агрессивно атакую поребрик, слегка цепанув колесом гравий. Зато скорости из связки выношу достаточно, чтобы подъехать вплотную.

Между тем Норрис позади обгоняет Габсбурга, и тут же аналогичный манёвр проделывает и Лиза, как приклеенная следуя за своим напарником. Ох, если эти двое найдут общий язык и организуют командную работу… тогда титул точно достанется кому-то из них.

Фу ты. Прочь нафиг такие мысли. Впереди по-настоящему километровая пологая дуга «дель Серальо» – одно из тех мест, где я в игре всех делал как стоячих. В реальности будет посложнее, но всё-таки…

Надо собраться. Ходу, ходу, ходу!

Ловлю чудовищный слипстрим от болида номер двадцать семь и, по-видимому, раздаю такой же Ландо, едущему под тридцать первым (я, кстати, вернул себе любимое число девятнадцать, а Лиза выбила-таки разрешение ездить, как Мальдонадо, под чёртовой дюжиной). В «Аскари» можно попробовать протиснуться, но я торможу, осторожничая.

Не сейчас. Позже.

В «Параболике» все облизывают белую линию, обозначающую границу трассы. Да, там до гравия есть кое-какой асфальт, но всё равно – нужно держаться в пределах трека. Если выехать, то потеряешь скорость… а ещё попадёшь под прицел внимания судей. Так что выруливаю по краю на пятой передаче и включаю шестую. Стартовая прямая для обгонов подходит куда лучше.

Дарувала впереди уходит внутрь и раньше начинает тормозить перед шиканой. Я же на внешке, и у меня больше скорости! Он пытается меня зажать, но я ухожу к краю и переключаюсь на разгон уже в середине связки!

Места совсем не остаётся, наши колёса чуть ли не соприкасаются. Он выдавливает меня на высокий поребрик, стараясь заставить срезать… Мой болид подпрыгивает, царапнув днищем поверхность, но правые колёса каким-то чудом удерживаются на асфальте.

Скорее шестую!.. Газ в пол! «Курва Гранде» по внешке!..

Дарувала пытается что-то сделать, но, как я уже говорил, у меня больше скорости! Пройдя изгиб, едва ли не подрезаю индийца на пути к «делла Роджиа»…

И он уходит назад, чтобы поймать мой слипстрим! Которого, конечно же, для контратаки не хватит.

Я опять лидирую!

Но на этот раз сделаю всё и даже больше, чтобы это место у меня не отняли.

Габсбург же позади обратно проходит Лизу, а Йоэл примерно на секунду отваливается от Каллума. Всё правильно: я здесь не один. И надо учитывать всех, никого не упускать из виду. Иначе можно проморгать нечто очень и очень важное.

Норрис пробует атаковать Дарувалу, Форман отыгрывает место назад… Ё-моё, что творится! Вперёд, вперёд, уезжаем от них!

Тройная борьба Айлотта, Габсбурга и Эрикссона; в середине пелотона разбираются между собой «ВАРы»… Да, так держать! Монца не должна быть скучной! Вуху-у!..

Пятый круг. Я увеличиваю отрыв, Дарувала не может за мной угнаться! Я как будто надышался веселящим газом – почему мне так хочется смеяться во всю глотку, проходя вживую изъезженные в виртуале тысячи раз повороты? Без сомнения – это моя любимая трасса. Хоккенхаймринг, на котором я одержал пока что единственную победу в «трёшке», с ней точно не сравнится.

Лиза обгоняет Ландо, в конце первой десятки зарубились две «Премы»… Что может быть лучше острой, равной борьбы, в которой у каждого есть шанс выдвинуться?

Это и есть дух гонок.

С третьего по седьмое место всё буквально бурлит, и я уже не успеваю отслеживать, кто на каком месте. Посмотрю потом – в финишном протоколе.

Пауль молчит – и правильно делает. Нечего меня сейчас отвлекать. Особенно когда машина работает как часы, а я с Дарувалой на хвосте, но чуть в отдалении, отъезжаем от основного пелотона. А то ведь могу и ошибиться… Так что мы не рискуем.

Заканчиваю восьмой круг. С пит-лейна вывешивают табличку:


19 P1 ‘44”6
27 +0.9
31 FL ‘44”4


Ого, как Норрис ускорился-то. И Лиза следом за ним – парочка «Карлинов» понемногу отрывается от своей группы. Надо бы и мне увеличить темп. В конце концов, шины должны позволить. Им даже двадцати кругов нет, считая квалификацию.

– Пятнадцать минут, – коротко говорит вдруг Пауль.

Время, оставшееся до конца основного тайминга.

– Понял.

Надо продержаться. Это ведь не так долго, да?

Круг, за ним ещё один… Ощущение времени пропадает, остаётся только пространство, сквозь которое мчусь я – сгусток плоти внутри пятисоткилограммовой пули из углепластика. Все другие вещи теряют значение; я растворяюсь в море чистой скорости. Наверное, это и есть нирвана – когда личность просто отключается, смытая потоком невыразимых словами чувств. Теперь даже без «тумблера»… как в том году в Имоле.

Неожиданное воспоминание разрушает иллюзию. Я кручу головой, оглядывая реальность, в которую только что обратно выпал. Вокруг никого; гляжу в зеркала – чёрно-жёлтая машина сражается с серебристой. Норрис против Дарувалы. Значит, до финиша…

– Пять минут плюс один круг, – напоминает Пауль. – Отличный темп. Следи за балансом тормозов, он может быть несколько нестабилен.

Ну вот как специально.

– Всё в норме, – отвечаю, зажав кнопку. – Чувствую себя комфортно. Шины тоже ещё не ушли. Как там Норрис? Мне стоит атаковать?

– Быстрее на… три десятые. Но он вряд ли успеет. Хотя можешь немного прибавить. На всякий случай.

– Принято.

Ещё несколько витков – и…

…и вот я выхожу из «Параболики» и на скорости в двести километров в час устремляюсь к финишной черте с реющей над ней клетчатым флагом!

– Блестящая победа, – раздаётся в наушниках. – Молодец, Мик. Если пройдут нормально завтрашние гонки, ты сможешь серьёзно подняться в общем зачёте.

Я не отвечаю. У меня просто нет слов. Меня всего пронизывает нечто похожее на электричество. Разум заливает волна эйфории.

Должно быть, это и есть счастье.



* * *



Воскресенье, 30 апреля



Поул.

Долгожданная, заветная, блистательная поул-позиция!

Судьям вечером субботы мало кто мог позавидовать: приходилось тщательно следить за соблюдением пилотами границ трассы. Каждый спорный случай попадал под внимание и расследовался. Так что результаты сессии допоздна оставались неподтверждёнными.

Однако во время самой квалы под её конец я выдал потрясающий круг, проехав 5793 метра трассы за великолепные 1:43,715! Первый ряд в итоге я разделил с Йоэлом; напарник проиграл мне каких-то пять тысячных! Ландо стал третьим, а Лиза только шестой.

И да – нам в команде официально разрешили бороться. Больше никаких унылых решений – только заруба, только хардкор! Правда, пока что лишь на этом этапе, но кто знает – вдруг мне удастся приблизиться по очкам и в итоге сразиться с Эрикссоном, Форман и Норрисом за титул?

На заключительную гонку мы со шведом также делили передний ряд, но уже в другом порядке. Всё-таки ему вернули второй лучший круг со временем 1:43,790, в то время как я смог вывезти разве что 1:43,858. Ну хотя бы основные соперники опять позади. Оба раза надо будет просто держать позиции.

Родители на этот раз впервые с того года были со мной на соревнованиях. Их поддержка была для меня особенно важна здесь, на солнечной и скоростной итальянской трассе, которую я так любил. Естественно, мы не преминули отпраздновать мои субботние результаты хорошим ужином в одном местном ресторанчике. Пицца, кстати, была просто объеденье. Здесь и в самом деле лучше умели её готовить, чем в России.

И когда я тем вечером отходил ко сну, то мне уже было не так важно, как я выступлю завтра. По сравнению с прошлым уик-эндом этот можно было считать удавшимся.



И вот заезд начинается!

Сорвавшись с места, я сразу отворачиваю вправо, чтобы прижать Йоэла на внутренней. Он перекрещивает, но перед шиканой блокирует переднее правое колесо, и это даёт мне проскользнуть вперёд первым. Заехав на высокий поребрик, одна из «Прем» позади теряет пару позиций; соперники устремляются в погоню за нашими «Мотопарками».

«Курва Гранде»… Асфальт с утра ещё не очень прогрелся, так что сцепление неидеальное. Эрикссон не отстаёт, а вот мне приходится понервничать, сохраняя контроль над машиной. Какой-то синий «Карлин» прыгает по гравию – скорее всего, Габсбург, потому что Лиза бы такую глупую ошибку не допустила. Да, вон она – прямо за Норрисом; они вместе преследуют Мика Шумахера – новичка, на которого внезапно свалилось третье место на старте.

После «делла Роджиа» Ландо проваливается за Айлотта, а мне уже явно не хватает скорости бороться наравне с Йоэлом. И когда мы выезжаем на старт-финишную прямую, он ловит мой слипстрим. Я пытаюсь проскочить через внутреннюю, чтобы заставить его затормозить, но он проходит по внешке и оттесняет меня, а сам вырывается в лидеры!

Ну нет, я на такое не подписывался. Я так просто не сдамся.

Еду следом, ища любые возможности для контратаки. Но Эрикссон умело кроется в поворотах, не позволяя себя пройти. Опа – Лиза почти вплотную к Мику! Чувствую, борьба за подиум будет жаркая.

Третий, четвёртый круг… Пока чего-то важного не происходит. Где-то сзади один из «ВАРов» пытается прошмыгнуть мимо двух «Прем»: Айлотта и Гюнтера, – но не выходит.

Эрикссон уезжает. Мне не хватает держака, чтобы уверенно его преследовать. Очевидно, вторая победа подряд мне не светит. Но можно попробовать сдержать накатывающие «Карлины»: на пьедестал ведь всем желающим не забраться.

Шестой круг… И на главной прямой Форман обходит Шумахера! Тот не может обороняться сразу от неё и от Норриса, потому пропускает (дамы вперёд, хе-хе), но закрывает путь Ландо перед шиканой. Однако второй обгон всё же не заставляет себя долго ждать. Уже на выходе из «Лесмо» чёрная с жёлтым машина под номером 31 пускается вдогонку за своей синей товаркой.

До нас с Йоэлом преследователям около трёх секунд. На первый взгляд солидное преимущество… которое может быть отыграно в течение нескольких кругов – либо сведено на нет единственной грубой ошибкой. Теперь всё решает работа с шинами – у кого они лучше сохранятся к концу гонки.

Скрепя сердце я отпускаю Йоэла метров на пятьдесят, чтобы не жечь зазря резину. Сейчас главное не победа, а очки. Я столько баллов прошляпил в Сильверстоуне, что отыгрываться, наверное, придётся до середины сезона. Побеждать надо будет, это да, – но сегодня шансы на это таяли быстрее, чем эскимо в жаркий день.

Десятый, двенадцатый круг… Лиза и Ландо неумолимо приближаются. Мой отрыв теперь не больше полутора секунд. Но это лучшее, на что я в данный момент способен. Если ускорюсь – заруиню себе финиш. Поэтому балансирую на грани.

– Восемь минут, – предупреждает Пауль.

Долго. Это целых пять, если не все шесть кругов, считая добавочный. Определённо, это будет потруднее, чем в Аластаро с Нико Кари[1] или в Хоккенхайме с Форман и Строллом[2]. Но мне не привыкать. Прорвёмся… вернее, защитимся.

Семнадцатый круг… Два «Карлина» уже совсем близко. И… чёрт! Я перетормаживаю перед «Реттифильо» и теряю остатки своего преимущества. Гонщик в моей голове рычит от злости: ну как так?! Я нажимаю на газ. Ничего не поделаешь – остаётся гнать на полную.

Виток напряжённой борьбы, за ним ещё один. Подшлемник, кажется, насквозь мокрый от пота. В комбезе становится жарко, меня всего трясёт в держащих моё тело ремнях безопасности. Мозг работает как чёртов бортовой компьютер, лихорадочно просчитывая траектории соперников и подсказывая, куда смещаться.

Моё сердце вспыхивает надеждой, когда я замечаю вывешенную с пит-лейна табличку:


FINAL LAP
13 -> 19 +0.3
31


У меня ещё есть шансы! Осталось всего одиннадцать поворотов – и подиум, считай, у меня в кармане!

Аккуратно торможу перед первой шиканой, оставаясь следом за Эрикссоном, который тоже начал понемногу сдавать. Лиза же оттесняет Ландо, и мне её неуступчивость на руку – командным игроком она до конца так и не стала.

Но как же, чёрт возьми, они близко!..

Выгнутая дуга «Курва Гранде»… вторая шикана… Не знаю, чудо это или нет, но мне как-то удаётся держаться! Разрыва почти нет; того и гляди протаранят корму передним антикрылом. Не пускать! Ни за что!..

Два прямых угла, в которых сложно что-либо отыграть, но так легко вылететь в гравий… Глаз в пол по длинной дуге «Серальо»…

И третья шикана!

Нажимая на тормоз, я с ужасом замечаю дымок, идущий от переднего левого колеса. Блокировка! О нет…

Плевать на всё – немедленное ускорение!

Я давлю на педаль. Болид подбрасывает на поребрике, потом ещё раз – уже на выходе из связки. Предпоследняя прямая! Я всё ещё впереди, но преимущество мизерное. Всё или ничего – решится буквально в заключительном повороте!

И «Параболика»… Блин! Сто восемьдесят на входе! Меня выносит чуть шире, а соперники занимают освободившееся пространство внутри.

Дрэг-рейсинг до финишной отсечки!

Мы катим втроём в один ряд. Никто не осмеливается притормозить, чтоб хватануть слипстрим – времени на обгон уже не будет. Я не знаю, кто впереди; нас разделяют тысячные доли секунды.

Ну теперь всё и правда будет зависеть только лишь от удачи.

Клетчатый флаг. Финиш в стиле мультфильма «Тачки». Вот уж не думал, что всё будет настолько плотно.

– Какой… какой я? – прокашлявшись от волнения, спрашиваю по радио.

– Третий, – после паузы, во время которой я изнываю от неопределённости, говорит инженер. – Форман впереди на двадцать восемь тысячных, Норрис позади на четыре. Поздравляю, ты сделал это. Второй подиум в сезоне.

Я больше ничего не говорю. А лишь перевожу дыхание и расслабляюсь в ложементе.

Вне всяких сомнений, основная битва только начинается.



_________________

[1] См. книгу «На открытых колёсах», главу 13.

[2] См. книгу «На ступень выше», главу «Этап 10».