Рейсер. На пути к вершине. Тесты. Хунгароринг

Даниил Смит
Среда, 18 января 2017
Москва



– Мы не успеваем, – сказал Костя и хмуро посмотрел на график разработки, построенный в электронной таблице. – По мобильной версии у нас есть чёткие обязательства до апреля, и сдвижка сроков будет означать выплату неустойки. Поэтому, я считаю, нам нужно… расширяться.

– В смысле? – спросил я, допиливая за соседним столом очередной фрагмент кода. – Ты хочешь кого-то ещё пригласить?

– Уже. – Я бросил на него удивлённый взгляд. – На правах основателя нашей маленькой студии, на минуточку…

– Это я ему предложила, – с улыбкой сказала Соня, наш бухгалтер и по совместительству подруга Кости, отвлекаясь от своего 1С.

Гордей, наш «технический специалист», по обыкновению промолчал. Сейчас он сидел в углу и чинил чей-то смартфон. Навыки работы с электроникой и бытовой техникой третьего из основателей «Косогора» очень нам пригодились, когда мы разрабатывали приложение для управления «умным домом», но теперь, когда программистский костяк фирмы: Костя и я – погряз в геймдеве, Гордей переключился на частные заказы и иногда помогал нам с тестированием промежуточных «пре-альфа»-версий.

– Давай всё-таки придерживаться того, что мы вместе это придумали, – пробормотал Костя, встал и пошёл к двери. Приоткрыв её, коротко бросил в щель: – Заходите, – после чего важной походкой направился на своё место.

Пытается играть в «большого босса»? Ну-ну. Ему даже до Оукса далеко, чего уж говорить о таких людях, как Стролл или Мазепин – старшие…

В комнату вслед за Костей вошли два типа; обоим на вид было лет двадцать пять – двадцать восемь. Один был с каштановыми волосами и бакенбардами как у Пушкина, одетый в джинсовый костюм. Другой же – тонким брюнетом в очках с безвкусной чёрной оправой и в чёрной же футболке.

Одна творческая личность и один ботан обыкновенный детектед…

– Знакомьтесь: Валентин, Олег, – представил Костя вошедших и плюхнулся обратно в своё кресло на колёсиках. – Теперь они будут работать с нами. – И повернувшись к ним: – У вас будет пара дней на изучение текущей документации, потом, надеюсь, полноценно вольётесь в разработку.

– Как ты их нашёл? – спросил я у «начальника», пока новички усаживались на свободные стулья и расчехляли принесённые с собой компактные ноутбуки. Подозрительно одинаковые.

– Мы сами на вас вышли, – ответил Валентин вместо Кости. – В той компании, где мы стажировались, не оказалось подходящих вакансий на постоянную работу. Поэтому, узнав о вашем проекте, нас направили к вам как дополнительную «трудовую силу». – Последние слова он произнёс с явной иронией.

– А ещё они принесли нам финансирование, – добавил Костя, схватил кусок бумаги и ручку и вывел несколько цифр. Затем показал мне.

– Ох, ничё се, – сказал я, увидев сумму. – Да это же сопоставимо с тем, сколько нам SMP Racing платит…

– Это позволит не отвлекаться на всякие мелочи жизни, а просто делать свою работу. Причём вместе, в расширенном составе. Ещё лучше. Ещё качественнее. Ведь так? – спросил Костя у новеньких.

– Разумеется, – быстро проговорил Олег. – Вы не пожалеете.

На миг во мне заворочалось предчувствие… но я ничего не сказал. А вновь уткнулся в монитор и принялся по-быстрому фиксить едва не пропущенный бажик.

В конце концов, помощь извне нам и вправду не помешает. Главное, чтоб компетентными были и на Stack Overflow[1] лазили не чаще пары раз в день. И поддерживали стиль кода, который мы задали с Костей. А остальное не важно.



* * *



– Даже не могу поверить, что у нас снова всё замечательно, – довольно сказал отец, развалившись на диване в гостиной.

– Угу, – коротко ответил я.

Сидя рядом и печатая на ноуте, я в ударном темпе занимался учёбой. Семестр только начался, но мне хотелось уже к мартовской аттестации закрыть все лабы, а потом со спокойной совестью отдаться гонкам. Тем более, что за «Мотопарк» я успел в январе потеститься и подписать новый контракт на участие в сезоне-2017. К тому же на ближайшее время было запланировано кое-какое мероприятие от «Ред Булл», на которое мне предстояло лететь в Европу…

По квартире разносились вкусные запахи – это мама решила нас сегодня порадовать новым кулинарным шедевром, который, на мой взгляд… точнее, нюх, её подписчики точно должны были оценить лайками и донатами.

– Мы все вместе, в своей квартире, я снова долларовый миллионер, и у меня лучшая семья в мире, – продолжил отец. – А ведь ещё полгода назад в это слабо верилось.

– Ну, в долларах ты, может, ещё и да, а вот в евро уже нет, – заметил я, не отвлекаясь от работы. – А за столь лестную характеристику спасибо. Мы тоже не знаем, что бы без тебя делали. Но к чему ты клонишь? Я же вижу, ты хочешь что-то сказать.

– Да, Миш, хочу. Я решил, чем пока буду заниматься.

– М-м? – я даже от экрана отвернулся.

Эту зиму (как и прошлую, по сути) мы жили почти исключительно на мамин доход от блога. Отец понемногу отщипывал от того куска, который ему достался за проданный картодром в Финляндии, и нам этого в принципе хватало… Но деньги быстро теряют свою ценность, когда лежат без дела; вот он и примеривался, искал новые вызовы для вложений. Однако до сих пор вроде так и не нашёл чего-то стоящего. Или же всё-таки?..

– Ближайший год я буду вкладывать, – подтвердил отец мои мысли. – Пятьдесят тысяч евро – в тебя и твою карьеру; признаться, нам очень повезло, что ты связался с «Ред Булл». Главное – показывай класс, а остальное приложится…

Половину от остатка – в твои эти биткоины. – Тут я малость подофигел, и на моей физиономии это явно было написано. – Если, как ты говоришь, за несколько лет они выросли буквально из ничего до тысячи баксов за штуку, а в ближайшие годы продолжат расти, то однажды это может принести хорошую прибыль…

– Надо будет только продать вовремя, пока не упали, – вставил я. – Но случится это и правда нескоро. Потенциал у крипты, считай, пока что вообще не раскрыт.

– Посмотрим, – усмехнулся он. – И, наконец, другую половину я поделю между торговлей на бирже и покупкой акций. Я уже посовещался с толковыми аналитиками, и у меня есть кое-какой план…

– Надеюсь, тебе не надо напоминать, с каким словом ассоциируется «аналитика» и что такое план на самом деле, – буркнул я и вернулся к работе.

– Шутник, – фыркнул отец. – Это всё временно; может, потом я определюсь с чем-то конкретным. – Подумал несколько секунд и спросил: – Слушай, а как зовут того парня из картингового клуба, с которым ты тогда общался?..

– Игорь, – ответил я, глядя в экран. – Он был моим гоночным инженером в «четвёрке»… а что?

– Да так, – загадочно улыбнулся он (я этого не видел, но по тону хорошо себе это представил). – Есть пара идей…

– Мальчики! – позвала с кухни мама. – Ужин готов!

– Идём! – крикнул в ответ отец и поднялся с дивана.

Я допечатал блок кода, сохранил его и пошёл следом.

Лаба лабой, а еда по расписанию.



* * *



Суббота, 4 марта
Шпильберг (Австрия)



Сверкнула фотовспышка, и мне стоило больших усилий не зажмуриться в это мгновение. Затем ещё одна и ещё. Меня снимали с разных ракурсов, пока я стоял со скрещёнными на груди руками и прилипшей к лицу застывшей улыбкой.

– Повернитесь чуть боком, пожалуйста, – попросил меня командир маленькой армии фотографов, стоящий неподалёку. – И драйв! Больше драйва во взгляде!

Я сделал как сказали, и камеры вновь защёлкали.

На мне был тёмно-синий комбинезон с известной эмблемой в виде двух красных быков на груди; сидел он, естественно, как влитой. На левом плече среди нашивок спонсоров РБ затерялась надпись «SMP Racing».

Находился я в большом зале, где отовсюду на меня были направлены лучи софитов. За спиной же был однотонный серый хромакей; уверен, вместо него на компьютере подрисуют что-нибудь нормальное.

– Теперь просто стойте и смотрите в камеру. Вот так. Представьте, что вы робот. Нацеленная только на результат машина.

Что ж, это я мог. Опустил руки и взглянул в объектив, вызывая в себе знакомое чувство решимости – от осознания всех своих, в том числе и отдалённых, целей.

Пройти, как сюжетную арку в видеоигре, «Формулу-3». Остановить беспредел в отношении российских спортсменов в преддверии Олимпиады в Пхёнчхане. Побороться за титул в «Формуле-2». Спасти Антуана Юбера. Не знаю как, но предотвратить COVID. Вообще сделать хоть что-то с грёбаным двадцатым годом из родной реальности! Попасть в «королевские гонки» – и даже, возможно, стать напарником Макса Ферстаппена. Выиграть титул – хотя бы один; если понадобится, то выгрызть, как Росберг в прошедшем сезоне, и уйти победителем… чтобы потом вернуться с отечественной командой и поучаствовать в битве за Кубок конструкторов.

Бла-бла-бла… Если удастся осуществить даже четверть от всего задуманного, я, наверное, смогу быть счастлив. И знать, что хоть чего-то стоящего в жизни я добился; сделал что-то, что по-настоящему было не зря.

Но всё равно какая-то часть меня будет знать, что я мог бы достичь большего. Даже если это объективно будет не так.

Я попробую изменить этот мир. А там как получится.

Главное, чтобы он тоже был не прочь меняться.



После фотосессии в зале мы отправились на трассу.

Рекламные съёмки, в которых меня подрядили на участие, включали в себя и демонстрационный заезд по домашней для австрийского концерна трассе. По словам организаторов, это должно наглядно показать, как меня их продукция окрыляет.

Приготовленный к выезду болид уже стоял в боксах. Надевая свой новый шлем и перчатки (а как вы хотели? всё должно быть по высшему разряду), я присмотрелся к машине. Если я правильно понял, это прошлогодний болид «Мотопарка». На таком же, только чуть обновлённом, мне предстоит выступать в этом году.

Двигатель запустился без проблем; нужные обороты также достигались быстро. По ходу, команда смогла решить проблемы с надёжностью закупаемых моторов «Фольксваген». Если так, то сезон будет весьма и весьма многообещающим.

– Так, проверка связи, – сказал по радио Пауль, мой новый гоночный инженер, и я представил себе этого седоватого невысокого блондина в очках, сидящего на командном мостике. С ним я был знаком всего ничего, но надеялся, что мы сработаемся не хуже, чем с Патриком в «Хайтеке». – Повторим план на сессию. По сути, тебе почти ничего особенного делать не нужно. Круг выезда, затем три круга в боевом режиме – постарайся на прямых развивать максимально возможную скорость. Затем покрути «пончики» на стартовой прямой. Наконец, круг охлаждения – и возвращаешься в боксы. Всё ясно?

– Вполне, – кратко ответствовал я и, уже сидя в кокпите, надвинул визор. – Скажете, когда выезжать?

– Готовность тридцать секунд. Операторы должны занять позиции.

Вскоре один из механиков стал пятиться к выходу. Замер, вытянув руку ладонью вперёд. Потом, очевидно что-то услышав в наушниках, призывно замахал ладонью на себя.

– Выезжай.

Меня не нужно было упрашивать.

Тёмно-синей молнией я вырулил из гаража и, едва сдерживаясь, чтобы не превысить разрешённую на пит-лейне скорость, покатил в сторону светофора.

Стоял прохладный облачный день, и асфальт был холодным для резины, так что пару раз на прогревочном круге я чуть не перетормозил. Машина, по-видимому, была настроена на избыточную поворачиваемость; каждый раз приходилось делать минимум две микрокоррекции рулём, чтобы выправиться.

Когда я сообщил об этом Паулю, тот жёстко ответил:

– Сейчас перед тобой не стоит задача выиграть гонку. Надо просто показать красивый пилотаж. Выяснять в деталях работу машины будем на тестах.

«М-да… видимо, не сработаемся», – покачал я головой и прибавил газу. Скоро должен был показаться выезд на старт-финиш…

На прямых болид удавалось неплохо контролировать, это да. Но в поворотах его поведение становилось непредсказуемым. Кое-как я сдерживал вихляющую заднюю часть машины. О-о-ох… понятно теперь, почему Камара и Кари в том году мало чего добились.

Однако скорость у болида явно была. И будь я проклят, если не выжму из этого ведра с болтами всё без остатка.

– Больше разгона, – сказал Пауль, когда я заканчивал второй боевой круг. – Ещё на несколько километров в час на каждой из трёх прямых.

– Я не могу контролировать машину в поворотах! – ответил я. – Сцепление слабое, да и ветер в борт дует…

Преодолел заключительный поворот и в третий раз помчал на полном газу вдоль старт-финиша в горку.

Сто шестьдесят… сто семьдесят… Точку торможения, конечно же, проспал, поэтому воспользовался проверенным методом: резко ударил по тормозам, заранее выкручивая руль вправо для поворота. Корму ощутимо повело по часовой стрелке; не мешкая, газанул и вывернул руль ещё сильнее, а когда почувствовал, что вновь разгоняюсь, привычно выправил траекторию.

Но это было опасно. Настройки однозначно следовало поменять на другие.

От моих замечаний Пауль отмахнулся:

– Мы поставили те, что были на прошлогоднем этапе, – тогда они показали свою эффективность. Плюс мы сделали поправку на разницу в условиях: давление в шинах сейчас более оптимальное. Что тебе ещё надо?

– Чтобы с машиной не приходилось бороться, – бросил я в микрофон и с трудом стабилизировался на входе в «Ремус», изгибавшийся градусов на сто тридцать.

Ну всё. Последний без малого километровый прямик, дальше докатываю круг и завершаю сессию «пончиками». На сегодня хватит. Даже настроение как-то упало.

Будучи раздражённым упёртостью инженера, я не сразу понял, что случилось перед заходом в «Раух». По опыту я помнил, что тормозиться здесь стоит метров за сто пятьдесят до апекса; пределом было примерно сто двадцать. И, кажется, до предела как раз-таки я и дошёл.

Меня развернуло. Задние шины вспахали гравий, передние держались за траву у поребрика.

«Ну нет, не могу же я тут застрять, когда и одной гонки за этих не проехал…»

Сбросил передачи до первой, потом стал постепенно добавлять оборотов и переключаться выше. Какое-то время задние колёса проворачивались вхолостую, но уже на третьей передаче я ощутил, что помаленьку выезжаю.

– Ты как там? – без тени обеспокоенности спросил Пауль.

– А сами не видите?! – прорычал я. – Нельзя так бездумно рисковать, когда болид…

– Я же сказал: разберёмся позже, – отрезал он. – Сейчас мы ждём тебя на прямой между десятым и первым. Поторопись.

– Сам знаю, – прошипел я сквозь зубы, не нажимая кнопку ответа.

Определённо, работать здесь мне нравилось всё меньше и меньше. Это был… не совсем тот вызов, на который я рассчитывал. Надо будет как-нибудь перетереть по-тихому с доктором Марко…

Вот «пончики» крутить оказалось весело. Раньше мне этого делать не доводилось, но вот теперь, заставляя болид вертеться на одном месте, я захотел так же покружиться в конце сезона.

И вдруг спустя пару секунд ко мне со всем накатом пришло осознание.

Я могу стать чемпионом.

Нет ничего невозможного. Есть лишь нехватка денег, сил, стремления… или удачи.

Да – если уж я и собрался сражаться за титул, она мне точно должна пригодиться.



Представитель «Ред Булл» по маркетингу остался доволен съёмками. Под конец дня, когда я уже устал ругаться с инженеров, «заведующий рекламой» лично пожал мне руку и оставил визитку, сказав напоследок:

– Если что-то понадобится, обращайся. Мы постараемся помочь.

Эти его слова я надолго запомнил.

И когда однажды пришло время просить о содействии, я бы всё отдал за то, чтобы этого не случалось.



* * *



Суббота, 25 марта
Будапешт (Венгрия)



Машина проехала заключительную дугу и вырулила на главную прямую круга. Если смотреть со стороны, то держалась она на треке вполне устойчиво, следуя по плавной, геометрически правильной траектории. Будто в игре, где можно включить подсветку оптимального курса.

Да и в кокпите тоже чувствовалось, что болид едет как по рельсам. Не без помощи пилота, естественно.

– Минута тридцать четыре и четыре, – сообщил Пауль. – Пока что это лучшее время. Как ощущения, Мик?

Ну… да. До «Михаэля» я ещё, видно, не дорос в глазах команды.

– Лучше, – ответил я. – Серьёзно, намного лучше, чем было. Конечно, трасса влияет – тут повороты в большинстве такие, что избыток управляемости даже на пользу идёт, – но баланс хороший. Почти нигде не сносит.

– На Хунгароринге настройки традиционно на большую прижимную силу, – проговорил инженер. – Сейчас мы удачно распределили прижим спереди и сзади, поэтому и управляемость хорошая. Если сносит, старайся как можно раньше нажать на газ и сразу же переключить передачу. Это поможет отыграть одну-две десятые на выходе из поворота.

– Понял, – сказал я, вписываясь в шикану. – Боюсь, в Шпильберге нам снова придётся начинать всё с начала.

– У нас есть потенциал, Мик. Доверься нам. Попробуй ещё один быстрый круг, затем возвращайся в боксы. Остался час, так что успеем провести симуляцию гонки.

– Принято.



Вообще, венгерский автодром – один из моих любимых как в играх, так и в «живых» гонках. Непредсказуемая погода и необычная конфигурация создают интригу в заездах, а парочка сложных участков и необходимость правильной работы с резиной испытывают мастерство пилота.

Именно здесь проходят первые два дня официальных предсезонных тестов, по которым становится уже немного видна расстановка сил. На следующей неделе мы все переместимся в Австрию, где придётся обкатать машину для этапов на «скоростных» трассах.

По чистой скорости «Мотопарк» не уступал «Хайтеку» – лидер команды Йоэл Эрикссон в прошлом году это ясно показывал, – и я верил, что мы сможем многого добиться. Все были настроены на результат, и я не стал исключением.

Я принял этот новый для себя вызов. Если год назад на тестах я всё ещё побаивался скорости – имея за плечами серьёзную травму и вдобавок никакого опыта в международном автоспорте такого уровня, – то теперь я представлял, чего ожидать от машины и от соперников. И знал, как правильно реагировать.

А также надеялся, что приложенные усилия в конечном итоге окупятся.



Какие люди – и без охраны!..

Я не мог сдержать улыбки, направляясь вдоль пит-лейна навстречу Лизе. По-нормальному мы не виделись примерно с декабря, когда один раз случайно пересеклись на одном треке на постсезонках. И сейчас собирались навёрстывать упущенное. Вчера толком поболтать не удалось: допоздна сидел с командой и участвовал в обсуждениях, – но сегодня сессии были завершены, и все потихоньку (ладно… конечно же, на грани аврала) складывались, готовясь уезжать, и про нас на какое-то время, возможно, забудут.

С нашей последней встречи Форман вытянулась ещё на пару сантиметров и теперь возвышалась надо мной чуть ли не на полголовы. А вот я…

– …совсем не изменился, – усмехнулась она и легонько пихнула меня в плечо. Её взгляд прошёлся по наклейкам и нашивкам на моём комбезе. – О, я смотрю, у тебя с «быками» всё серьёзно, м-м?

– Посмотрим, куда это меня вывезет, – пожал я плечами и подколол уже её, глядя на Лизин индиговый комбинезон «Карлина» с чёрно-жёлтыми вставками. – А я вижу, ты решила сменить мечты об академии «Феррари» на что-то другое? Да ещё перейдя в одну команду с протеже «Макларена»?

– Ой, да ну тебя, – отмахнулась она; другая бы на её месте обиделась. – К «фурам» я на самом деле и не стремилась; так вышло, что два года назад меня за успехи в картинге подписали в «Прему». Ну и пошло-поехало. Но блин, они слишком много из себя строят, а другие… Ох, да что ж за напасть такая? – Она обхватила руками голову. – Что в том году, что в этом – биться сразу и с тобой, и с напарниками! Аааррргх! Ненавижу!

– Что, Норрис так хорош? – с деланой небрежностью спросил я.

Но в то же время и глубоко задумался. Ведь в той реальности Ландо безоговорочно стал лучшим в предстоящем сезоне. И лишь мы с Лизой могли попытаться оспорить эту кажущуюся неизбежность.

– По временам круга мы трое, включая тебя, примерно на одном уровне. Но водит он плавно, спокойно и уверенно. И при этом быстро. А такие чуваки на дороге не валяются.

– Да, они по ней едут и давят тех, кто плетётся как улитка, – заметил я и посерьёзнел: – Но дай угадаю: ты тоже рассчитываешь в этом году на титул?

– Естессно! – взмахнула она рукой. – Я не для того в прошлом году выжимала по полной, чтобы прыгнуть ниже головы в этом! Ну сам смотри: передо мной были Лэнс, Джордж и Макси. Первый ушёл в «Ф-1», другой – в GP3, третий, мне кажется, в этом году сольётся. Ник сменил ориентацию на гонки на выносливость… кто там ещё?

– Ну даже принимая во внимание, что я в личном зачёте занял седьмое место, а ты – четвёртое, нас с тобой разделило от силы очков пятнадцать, верно? – парировал я. – А между нами расположились Каллум и Йоэл, которые-то сейчас будут гонять вместе с нами. И вот теперь ещё Норрис… Ты до сих пор считаешь, что сможешь легко вырвать вожделенный титул из чьей-то глотки? – усмехнулся краем губ.

– Ой, да иди ты, – вздохнула она. – Любишь ты вечно всё усложнять.

– Для других. И упрощать для себя, – произнёс с улыбкой. – Зачем писать класс с кучей вспомогательных методов, когда можно обойтись парой пользовательских функций?

– Ничего не понимаю в этой айтишной хрени, – она покачала головой. – Я же ведь на туризме учусь, помнишь?

– И как, интересно?

– Да скукота, как и ожидалось. По своим темам почитываю инетик в свободное время. А вы там как, допилили свою игру или пока нет?

– Почти, – я положил руку на сердце. – Скоро будет официальный релиз, так что не пропустишь. Но это была жесть, как мы последний месяц всё отлаживали, чтобы успеть к сроку. А потом же предстоит ещё и для компов и консолей делать…

– Мне б твои проблемы, – фыркнула Лиза. И вдруг, похоже, что-то придумала. – Слушай, а давай сфоткаемся? Ну просто так. А?

– Я не против.

– Ты чудо, – сказала она, достала айфон (погодите, неужели она с ним в кармане ездила?!), приобняла меня за плечи и направила на нас обоих фронталку.

Я постарался сделать какое-то криповое выражение – выпучил и слегка закатил глаза и оскалил зубы. Лиза тоже решила подурачиться и высунула язык, прежде чем снова нажать на кнопку.

Вдоволь нафоткавшись, она отпустила меня, и в этот момент ей пришло уведомление о новом сообщении.

– Кто там ещё?.. – пробурчала она, входя в приложение соцсети. – Ах ты ж… всё, меня зовут. Пора выдвигаться.

– Встретимся в Шпильберге на оставшихся тестах, – произнёс я и поднял руку ладонью в её сторону.

Лиза быстро дала мне «пять» и побежала обратно к боксам «Карлина». А я стоял на месте, пока вокруг сновали люди, и смотрел ей вслед.

Затем, ощутив на спине чей-то колючий взгляд, обернулся.

Невдалеке от меня стоял Пауль. И в его глазах я мог прочесть лишь молчаливое неодобрение.



______________________

[1] Своего рода «Ответы Mail.ru» для разработчиков.