Рейсер. На пути к вершине. Гран-при Макао

Даниил Смит
Это для всех, кто на спортивной резине слик или полуслик.
Это для тех, кого на трассе за рулём лучше не злить.
Это для всех, чьи мысли о крутых виражах.
Это для всех, кто на дороге разжигает пожар…
(St1m)


Гонка – это не состязание спортсменов, здесь ценится только победа.
(Сидни Шелдон)


Гонщики не гонят. Гонщики гоняют, но не загоняются.
(Вин Дроссель)





* * *


Пятница, 18 ноября 2016
Аомынь (Китай)


Рукопожатие доктора Марко было крепким. В этом высоком лысоватом старике чувствовалась ещё немалая внутренняя сила, которая и помогала ему на пару с Кристианом Хорнером поддерживать на плаву их коллектив, а заодно и руководить гоночной академией.

Мы стояли на пит-лейне в окружении журналистов. Небо закрывали облака, и всё указывало на то, что сегодня какая-то из сессий может стать дождевой. Нас постоянно фотографировали; я видел перед собой частокол из микрофонов, которыми вот-вот должны будут тыкнуть мне в рожу, и ощущал на себе взгляды десятков пар глаз – в том числе и направленные в спину.

Я улыбался – и в принципе было из-за чего. В конце концов, всегда приятно видеть, как авантюрный план, подкреплённый смелостью, настойчивостью, трудом и удачей, приводит к долгожданному положительному результату.

Наконец я и пожилой австриец отпустили ладони друг друга и подошли к репортёрам.

Первые вопросы предназначались, конечно же, мне.

– Скажите, Майкл, чьей на самом деле инициативой было ваше присоединение к гоночной программе «Ред Булл»? – Это был, кажется, кто-то с канала Sky Sports. – Прошло совсем немного времени между первыми слухами и официальным подтверждением…

– Тут всё неоднозначно, – пожав плечами, ответил я. – С одной стороны, я сам заявил о своём стремлении вступить в какую-нибудь из академий – втайне желая, чтобы это будут именно РБ, так как я их ярый фанат. Ну а с другой, после этого они как раз обратили на меня внимание. Так что, я считаю, интерес был обоюдным.

– На кого из гонщиков вы равняетесь? – Это уже нидерландский Ziggo Sport.

– Из «старой школы» – конечно же, Михаэль Шумахер. Из действующих – безусловно, Макс Ферстаппен, а также в какой-то степени Даниил Квят. Думаю, это тоже вполне очевидно.

– Доктор Марко, чем было обусловлено решение так оперативно принять в ряды «красных быков» такого гонщика, как Майкл? – А «скайспортовец», похоже, меня недолюбливал. – Чего вы рассчитываете с ним достичь?

– Первоочередная задача любого гонщика – результат везде и во всём, – в своей категоричной манере заявил Хельмут Марко. – Наши пилоты «Ф-3» в минувшем сезоне не оправдали надежд, поэтому нам пришлось искать более перспективные варианты. Надеюсь, Михаил нас не разочарует.

Ну хоть кто-то здесь с первого раза уяснил, как правильно произносится моё имя.

– Майкл, а может, вы хотели просто сменить команду, за которую будете выступать в европейской «Ф-3»? – влез журналист F1News. – Связано ли это с нездоровой психологической обстановкой внутри Hitech на протяжении сезона?

– Без комментариев, – вздохнул я, нутром чуя, что сейчас мне в затылок пристально смотрят все механики, а также, несомненно, кое-кто из менеджмента команды. Потом, подумав, пояснил: – Я просто решил немного поменять вектор развития своей карьеры. Надо, знаете ли, пробовать иногда любые варианты, до которых получается дотянуться. Но я всё равно глубоко уважаю «Хайтек» за предоставленную мне поддержку.

– Доктор Марко, как вы думаете, сможет ли Майкл стать боевым гонщиком РБ в «Ф-1»?

– Всё будет зависеть от него самого, – отрезал австриец. – Как он себя проявит.

– И последний вопрос. Майкл, – обратилась ко мне девушка, похоже, с какого-то из не очень известных европейских порталов, – в каком качестве вы пребываете в настоящий момент? Чей вы сейчас гонщик?

– Пока что я пилот Hitech, пользующийся поддержкой «Ред Булл», – я снова пожал плечами. – И буду таковым ещё два дня, пока не финиширую в воскресной гонке. А там посмотрим.

Отделавшись от репортёров, мы двинулись обратно к боксам «Хайтека». Механики уже вернулись к доводке машин, а у дверей гаража стоял руководитель команды мистер Оливер Оукс.

Команды, которую мне в ближайшие дни придётся покинуть.

– Как прошло? – поинтересовался Оукс.

– Нормально, – я качнул головой. – Спасибо вам за всё. Ведь именно с вами я одержал в «трёшке» первую победу.

– И тебе, Майк, – немного грустно улыбнулся Оукс. – Пусть «Прему» мы не побили и ни один из зачётов не выиграли, но твой вклад в общее дело, бесспорно, был значимым.

– Вам предстоит вместе ещё одна гонка, – пробурчал доктор Марко. – Потом друг другу будете дифирамбы петь… Я на тебя рассчитываю, Миша. Этому «большому цирку» не хватает свежей горячей крови. Надеюсь, ты станешь одним из тех, кто взбодрит наконец это болото.

Я посмотрел ему в глаза.

– Я справлюсь, доктор. Не сомневайтесь.


* * *


Кто бы мог подумать…

Ещё каких-то полтора года назад только что перешедший в «Формулы» юниор Миша Жумакин даже не представлял, что однажды ему выпадет честь гоняться за молодёжную программу своей любимой команды. Будущее в автоспорте сильно зависело от родительских денег, да и перспективы уже на следующий год, наверное, были довольно туманны…

Пока к нему в голову не оказался заброшен я – программист из будущего Михаил Шумилов, страстно увлечённый гонками. Мои приобретённые в играх навыки самым удачным образом наложились на подсознание Жумакина с нужными рефлексами – и вот я провожу в новом теле уже восемнадцатый официальный гоночный уик-энд и свою пятьдесят вторую гонку на открытых колёсах.

Более того – я заметил, что личность моя тоже стала постепенно меняться. Шумилов был тот ещё мизантроп, страдавший, казалось, от одной своей принадлежности к тому же биологическому виду, что и население планеты, которая, по его мнению, к 2021 году долбанулась окончательно и бесповоротно, – но теперь… Нет, я отнюдь не стал сентиментальным рохлей, да и импульсивность никуда не делась – однако я мог наблюдать, как со временем из меня-прежнего и того, что осталось в жумакинской голове, после того как я случайно «выселил» оттуда её хозяина, формируется новая личность. Может, и неидеальная, но мне самому я-нынешний вполне нравился. Да и другие меня, похоже, стали уважать.

И я был полон решимости взойти однажды на вершину мирового автоспорта, доказав всем, кто же тут самый быстрый.


* * *


Суббота, 19 ноября


Гран-при Макао.

Внезачётная гонка, проводимая ФИА как отдельный кубок мира и являющаяся «вишенкой на торте» в завершение гоночного сезона. Команды собирают по миру лучших молодых гонщиков, так что уже одно участие здесь чего-то да значит.

Расписание уик-энда здесь даже более задолбанное, чем в «Формуле-1», когда там через несколько лет введут спринты. В четверг и пятницу утром были практики, а днём – предварительные квалы. Лучшее время в одной из них определяло место на старте субботней квалификационной гонки, а та, в свою очередь, формировала решётку самого Гран-при.

И проходило всё это дело на самой упоротой, по моему мнению, трассе из всех возможных. Мало того, что городская, так ещё и узкая – настолько, что в некоторых местах пространства хватает только одному болиду, и вдобавок непредсказуемая, что делало её невероятно сложной и техничной. Даже после второй квалы я не был уверен, что запомнил, как проходить все её повороты.

У меня не будет права на ошибку. За это я и не любил городские автодромы – ни в играх, ни в реальности. Мне подавай что-нибудь скоростное, широкое и олдскульное – вроде Сильверстоуна, Спа или Монцы. Вот где можно будет разгуляться…



Я вздохнул и привычным жестом надвинул на лицо визор шлема.

На лбу вместо «Косогор Студио» – IT-стартапа, где я подрабатывал в свободное от учёбы и гонок время, – теперь красовалась надпись о том, что меня кое-что окрыляет. А уже на комбинезоне и на самом болиде показывалось, что именно.

Вообще-то контракт я подписал только позавчера. Пришедшее в октябре по электронной почте письмо всего лишь извещало меня о том, что окончательное решение по моему принятию будет по итогам гонки в Макао. Однако в четверг, после того как я откатал практику и первую квалу – оба раза в первой десятке, – меня вызвали в моторхоум. Зайдя в кабинет, я увидел там мистера Оукса… а также двоих людей в тёмно-синей одежде с логотипами известного энергетического напитка. Одним из этих людей как раз и был доктор Марко.

В меня только что вложили полмиллиона евро – в дополнение к тем, что собрали родители и SMP Racing. И за ближайший год я должен доказать, что достоин этих денег.

Чем сейчас я и планировал заняться.

Я запустил двигатель и некоторое время вслушивался в его глубокое спокойное урчание. Затем добавил оборотов, заставив взреветь, и с предвкушением улыбнулся.

В плане пилотажа городской автодром Гия стал для меня настоящим вызовом. В каждой из четырёх уже прошедших сессий как минимум три пилота влетали в барьеры и разбивали свои машины. Я был одним из тех немногих, чей болид ещё не приходилось ремонтировать после аварии… но для этого требовалось быть очень осторожным. А это, увы, не лучшим образом сказывалось на времени круга.

Наконец механик впереди опустил домкрат, а другой, пятившийся от выезда из гаража, жестами показал, что я могу ехать.

Этого я и ждал.

Я резво тронулся с места и вслед за Джорджем Расселлом, с которым, наверное, последний уик-энд выступал в одной команде на машинах «трёшки», покатил к выезду с пит-лейна.

Разминочный круг по пути на стартовое поле… Проверить передачи – первая, вторая и так до шестой, снизить обороты и переключить обратно. Температура шин… маловата, повиляю туда-сюда, чтобы хорошенько их разогреть.

Сегодня я стартую седьмым, проиграв по итогам квал 0,84 секунды Джорджу, у которого был поул. Третий пилот «Хайтека» в этой гонке – Никита Мазепин, мой «заклятый друг», обязанный мне своим единственным на данный момент подиумом в «трёшке», – должен был занять восемнадцатое место на гриде.

Ну а моим соседом по ряду станет Макси Гюнтер из «Премы». Тот, кого Джордж в этой реальности смог обогнать… всё равно проиграв другому «премату».

Я скрипнул зубами и едва не заблокировал шины на торможении перед шпилькой. Не хватало попасть в аварию ещё до старта…

Ну и что с того, что Стролл всё-таки стал чемпионом? Всё, что ему светит в «Ф-1», – это единственный поул в Турции в 2020-м и подиумы, которые можно будет пересчитать по пальцам одной руки. Конечно, для многих уже и это за гранью мечтаний, но только не для меня.

Я добьюсь большего. Должен добиться.

И с программой «Ред Булл» мне это станет проще.



Квалификационная гонка должна была начаться в десять минут первого по местному времени, но старт отложили на час из-за воды на трассе. Ожидание в боксах было изматывающим. Но теперь во мне вновь горела готовность к битве.

И вот я на гриде – сжимаю пальцами руль, пока уходят последние секунды до того, как по очереди зажгутся и разом погаснут стартовые огни. Болид в порядке – на прогревочном круге он работал просто отлично. Будет возможность побороться за места повыше.

Главное – выйти из первого поворота.



Что ж, у меня получилось. В отличие от тех, кто ехал сзади.

Бросив сцепление, я выдал неплохой разгон, обойдя на подходе к «Резервуару» стартовавшего передо мной Джейка Хьюза на «Карлине», и вырвался на шестое место.

Джорджу повезло меньше: уже на ускорении его сделал Айлотт на «Ван Амерсе», а на следующей прямой – вдобавок и Антониу Феликс да Кошта. Больше, однако, никто ничего не успел сделать – ожидаемо взметнулись жёлтые флаги.

– Машина безопасности, – сообщил по радио Патрик, мой гоночный инженер. – Большая авария в первом повороте. Это надолго. Как бы на полгонки не растянулось…

Ну да, учитывая, что ехать нам сегодня было всего-то десять кругов.

– Дайте угадаю: Гюнтер, Норрис и Юбер задели барьер, а в Сасаки влетел Е Хунли? – усмехнулся я.

Просто не смог удержаться.

– Да, всё так, – в замешательстве подтвердил Патрик. – Но как, чёрт возьми, ты?..

– Давайте потом об этом, а? Сейчас у нас другие заботы.

– Да, конечно. Держись за Ямаситой, следи за Розенквистом: возможно, он сразу пойдёт на обгон при рестарте.

– Принято.

Эх, и снова как бы не сойти с ума от скуки…

Четыре долгих круга я механически рулил в общем потоке, удерживая позицию. Езда на сниженной скорости была неплохой разминкой, освежала знания о трассе, чтобы я мог на интуитивном уровне понимать, куда и на какой передаче нужно двигаться.

Впрочем, оставшимся в бою соперникам это также было на руку. Я буквально чувствовал, как мне в заднее крыло дышит Розенквист на «Преме» – чемпион «Ф-3» 2015 года, единственный в истории взявший там титул с пятой попытки. Проиграть ему? С одной стороны, не стыдно, потому как нам обоим доехать до подиума будет ой как непросто; с другой же… нет, не хочу. По крайней мере, без борьбы.

И-и-и… перед последним поворотом четвёртого круга – зелёные флаги! Да Кошта сразу пристроился Айлотту в хвост, чтобы затем в слипстриме обойти его на прямой, отбирая лидерство. В это время Расселл пустил вперёд уже и Сержиу Сетте Камару – бразильца, которого вместе с товарищем по команде, финном Нико Кари (моим первым, кстати, серьёзным соперником), я только что заменил в молодёжке РБ. Невыразительный пилотаж и частые проблемы с двигателем – всё, что сопутствовало бразильцу в минувшем сезоне «Ф-3», сейчас как будто ушло.

У меня рестарт вышел не очень мощным. Вовремя среагировав, я всё же потерял немного скорости, когда выезжал на старт-финиш чересчур близко к апексу. В результате вместо атаки на Ямаситу пришлось обороняться от Розенквиста. Хотя тот так уже сильно не напирал, поэтому в первый поворот очередного витка я вошёл всё ещё на шестом месте.

И, по сути… всё. До самого финиша основная борьба шла в двойках: Айлотт пытался вернуть себе лидерство у да Кошты, Камара на «Карлине» защищался от Ямаситы на «Трибонде», ну а я, как мог, сдерживал за собой шведа. Расселл же понемногу терял темп, так что на заключительном круге я оказался прямо за ним.

– Что думаете? – спросил я в микрофон, закрывая пилоту «Премы» траекторию в одной из связок второго сектора – предпоследнего в этой гонке.

– Защищай тылы, – сразу же ответил Патрик. – Завтра на старте надо будет заняться тем же.

– Понял.

Как бы мне ни хотелось пролезть вперёд, интересы команды сейчас были чуточку важнее.

Так мы и пронеслись под клетчатым флагом, заняв места с пятого по седьмое.

– Неплохо, Майкл, – похвалил меня Патрик. – Отличная работа. Всего семь с половиной секунд отставания от лидера. Определённо, завтра мы постараемся навязать борьбу.

– Скажите это Джорджу, – пробормотал я. – Кстати, что у него стряслось?

– Пробуксовка на старте, недогретые шины и затем более быстрая деградация. На брифинге мы проясним все вопросы. Надо подумать о тактике на завтрашнюю основную гонку.

– И после этого я с вами расстанусь.

– Такова жизнь, Майкл. Ничего не поделаешь.


* * *


Воскресенье, 20 ноября


«Жаль, что Лизы здесь нет, – подумал я, отхлёбывая из пластикового стаканчика сок каких-то тропических фруктов. – Ей бы здесь понравилось».

Мы веселились. Прошёл напряжённый гоночный уик-энд, который я смело мог назвать для себя в этом году финальным; закончились рабочие встречи и пресс-конференции. А вылетать обратно в Европу мы должны были только завтра, поэтому мы по мелочи скинулись (буквально по десять-двадцать долларов) и устроили вечеринку в одной из местных кафешек. Стол был уставлен всякой китайской едой и разными напитками – в основном это был сок и лимонад, но… в команде ведь были по большей части взрослые люди (не считая нас, гонщиков), так что в стаканах у оживлённо болтающих между собой небольшими группками механиков и менеджеров явно плескалось нечто другое.

Я с Никитой и Джорджем также устроились вместе и чуть обособленно от остальных. Разговаривать было особо не о чем – да ё-моё, после четырёх дней нервотрёпки на трассе говорить о прошедших гонках было бы как минимум странно. Сегодня мы всё, что нас интересовало, уже узнали и так.

Если честно, главный заезд, по-моему, выдался в плане борьбы таким же скучным, как и вчерашний. Да, были и аварии, но, блин, на автодроме, где в некоторых местах между барьерами всего четыре-пять метров, они оставались обыденностью. И главное, что хотя бы двое из нас не сошли с дистанции.

Джорджу так и не удалось поладить здесь с шинами, и финишировал в Гран-при он только восьмым. Никита, который в эту неделю был на своём обычном уровне «чуть выше плинтуса», на третьем круге влетел в стену в одном из поворотов трудного третьего сектора и, получается, выбыл из гонки самым первым. Теперь сидел тут и хмурился, уплетая палочками каких-то креветок.

Я же просто сделал свою работу. Непривычный урезанный состав, отдалённый регион, сложнейшая трасса не давали мне заметного удовольствия от участия, оставляя ощущение именно что работы, а не развлечения. Нюанс был лишь в том, что до попадания в «Ф-1» оплачивать это право придётся мне и моим спонсорам.

Поздравляю, Миша, ты в мире профессиональных гонок.

Но хотя бы чуточку-то кайфа можно было бы найти, а?

Ведь я приехал шестым. Ещё на старте обогнал Джорджа, но пропустил Розенквиста – и дальше просто ехал все пятнадцать кругов в своём темпе, оказавшись по итогу между двумя группами. Не догнав провалившегося ближе к концу Айлотта и не дав дотянуться Хьюзу. Получив очередную частицу опыта, который, как я надеялся, мне однажды понадобится.



– …У кого какие планы на зимние каникулы? – спросил я, поболтал оставшуюся на дне фруктовую мякоть и отставил стаканчик на стол.

– Ну, лично я постараюсь разобраться с учёбой, проехать на тестах, а потом мы с семьёй поедем куда-нибудь отдохнуть, – пожал плечами Джордж и потянулся за какой-то печенькой. – В Альпы или на какое-нибудь море. Пока не решили. В любом случае это будет ненадолго, потому что…

– Знаем-знаем, – поморщился Никита. – Новый чемпионат, новый контракт, новая команда. Всё как и должно быть у вице-чемпиона текущего года.

– На меня рассчитывают в «Мерседесе». – Расселл, похоже, не оценил сарказм Мазепина. – Это мой путь по карьерной лестнице. Да, возможно, GP3 – это шаг в сторону, а не вверх, но я уверен, что это будет хорошей базой для дальнейшего восхождения.

– Думаю, для тебя это будет лёгкая прогулка, – усмехнулся я. – Не то что у нас, остающихся в «трёшке».

– Вам не нравится, что я ухожу после поражения в схватке за титул? – Кажется, Джордж немного обиделся. – Может, это и выглядит как слабость, но третий год подряд в одной и той же серии – это стагнация. С точки зрения амбиций и мастерства это слабость и есть. Иногда лишь движение вперёд может быть верным выбором.

– Да мы понимаем, – произнёс я. – И, конечно же, ни в чём тебя не виним. У каждого из нас и правда свой путь, но я твёрдо знаю одно: когда-нибудь, через несколько лет, мы все снова встретимся – однако уже в «Формуле-1». Вот увидите. Ведь у нас будет всё, что нужно, чтобы туда пробиться.

– Терпение и труд? – усмехнулся Расселл.

– Деньги, – фыркнул Мазепин. – Очень-очень много денег. Чужих или своих – как повезёт.

– Ага, и талант. Иначе не получится там задержаться, – заключил я. – Я тоже постараюсь хорошо закончить семестр, но затем буду занят другим. Игра по российской «Ф-4» прошлого сезона сама себя не сделает.

– Что за игра? – Джордж явно заинтересовался.

В результате следующие пять минут я увлечённо рассказывал о своей работе в «Косогор Студио» по разработке отечественного аналога гонок от Codemasters.

– …Мобильную версию закончим к весне и за следующий год попробуем сделать для компьютеров и всего остального. И будем потом продавать. Недорого.

– Хм, ну удачи вам, – сказал Джордж. – Идея-то масштабная.

– Я могу с папой поговорить насчёт вас… – начал было Никита, но я прервал его:

– Вот уж не надо. Нас и так нормально финансируют. Мы работаем почти на пределе, стараясь совместить простоту и качество. Как-нибудь справимся.

– Где тут был сок? За это надо выпить, – сказал Никита и пошарил глазами по столу. – А, вот он…

Пока он разливал, тем временем мистер Оукс поднялся с бокалом в руке и, откашлявшись, заговорил:

– Итак, все вы, конечно, знаете, зачем мы тут собрались. Сегодня завершается напряжённый сезон, который позволил команде вернуться в «Формулу-3» после четырёхлетнего перерыва. Вы видите, как много мы успели достичь; более того, каждый из вас приложил к этому руку. Вложил часть своей души в общее дело – и, безусловно, получил заслуженный результат. Ведь так, да?! – воскликнул он, и все мы поддержали его речь радостным рёвом. – На декабрь у нас запланирована пара тестовых сессий, но это уже подготовка к году новому. Мы смогли построить быстрый болид, и уверен, что в следующем сезоне мы станем побеждать чаще!

Оукс вскинул вверх кулак, и мы вновь восторженно заголосили.

Когда же мы притихли, руководитель продолжил:

– Но вместе с тем год был и непростым. Нам пришлось решить немало проблем, в том числе и внутри коллектива. Надеюсь, ныне всё это в прошлом. И так вышло, что сегодня мы провожаем двух наших пилотов в иной путь, который каждый их них сам себе выбрал. Бен, кстати, сегодня тоже писал: мол, держитесь и сделайте там всех в новом составе. Но ладно, это уже вопрос завтрашнего дня. А сейчас… Джордж, Майк, может, скажете что-нибудь по случаю?

– Ну… – начал Джордж, явно немного смущённый. – С вами было приятно работать. Я в самом деле получал удовольствие от борьбы… – Он хихикнул. – Если бы это был прямой эфир, я бы передал привет родным. Но, по-моему, сегодня в камеру я это уже говорил, так что, – он поднял стакан, – за то, чтобы все мы добились своих целей, какими бы недостижимыми те ни казались!

– Ура!!! – Мы выпили то, что у каждого было, и налили по новой.

– Майк? – обратился ко мне Оукс, и у меня внезапно перехватило дыхание.

Я вдруг понял, что это нечто большее, чем просто дружеская вечеринка, и от меня ждут не дежурных фраз, но искренности.

– Что ж… – Я обвёл глазами сотрудников команды. – Мне действительно нравилось за вас выступать. Это был полезный опыт, и… Знаете, мистер Оукс, – я посмотрел на босса, – за этот год я понял, как работают гонки на самом деле.

– И как же?

– Интриги. Сговор. Предательство. Личные обиды. Зависть. Самолюбие. Корысть. Лицемерие. Вседозволенность методов. Весь стандартный джентльменский набор. Я ничего не забыл? – Скользнул взглядом по изумлённым лицам и добавил: – Ах да. Ещё командный дух и всё такое.

Какое-то время все сидели молча, пока я упивался моментом. Потом мистер Оукс прочистил горло и проговорил:

– Эм-м… Майк, ты… понимаешь, что мы не совсем это ожидали услышать?

– Никого из вас я ни в чём не обвиняю. Наоборот, вы все честно выполняли свою работу и благодаря этому затащили команду в топы. Я о другом… о том, что окружало этот труд извне и с чем мне пришлось столкнуться. – Я искоса глянул на Никита, и тот нахмурился, видимо что-то вспоминая. – Это нечестный мир. Но в нём есть место для тех, кто может, несмотря ни на что, заниматься своим делом. И ваша команда как раз из таких.

В звенящей тишине я налил себе газировки.

– За вас. И за очередной уик-энд, который мы все дружно вывезли.

Под взглядами десятками пар глаз я глотал обжигающе холодный шипучий напиток. И сейчас тот казался мне шампанским, брызжущим на пьедестале.