Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Геннадий Мартынов
  Эта картина находится в Русском музее в Петербурге. Когда картина была закончена, Третьяков сразу хотел её приобрести для своего музея. И предложил огромные деньги. 30 тысяч рублей. Да вот император решил по-другому. Он сам захотел её купить. И где было московскому купцу-промышленнику тягаться с императором. Николай второй  решил так, что картина такого масштаба и такого исторического значения не может находиться в частном музее. Живописное народное достояние  должно находиться только в Русском музее. Правда и заплатил император  куда как более значительную сумму. Сорок тысяч заплатил.

                *****
    «Покорение Сибири Ермаком». Почему художник взялся за эту тему. Просто. Он ведь сам был сибиряк. Родился в Сибири. В Красноярске. Ему, русскому человеку, возможно захотелось самому понять и объяснить, почему так получилось. Ведь Сибирь не всегда была русской землёй. Покорять её начали с конца 16-го века. А до этого весь этот обширнейший край был вовсе не русским. Он был населён чрезвычайно слабо другими разными народами и племенами. Очень разными. И здесь сразу же возникают вопросы. Как и почему этот обширный край стал российским? Что подтолкнуло русских людей  на дальний поход, закончившийся на Дальнем Востоке у берегов Тихого океана? И действительно ли это был военный поход. Но об этом чуть позже. Вспомним сначала, кем был художник Суриков.

    Он родился в  Сибири в 1848 году. Родился в патриархальной семье, чтущей традиции, имеющие глубокие родовые  корни.   
   
   Его отцу рассказали, да и он сам увидел, что у мальчика была большая тяга к рисованию. Но рисование – это сложная и не простая наука. Учиться надо. Да и кто же научит мальца этому не простому делу в далёком провинциальном городке вдали от культурных центров.
 
  Так и остался бы мальчик в далёкой сибирской земле, если бы не ряд счастливых случаев. Везение и перст судьбы.
 
    Ему восемь лет. Семья переезжает из Красноярска в  Сухой Бузим, где он  заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. А потом ещё учится   в  местном уездном училище. Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году  от туберкулёза умирает его отец Василий Иванович. Мальчику 11 лет.  Мать с детьми возвращается в Красноярск.
 
  Денег на гимназию нет. Суриков устраивается работать писцом в губернское управление.  Во время работы  рисунки Сурикова попали на глаза енисейского губернатора Замятина. Первое везение. Рисунки понравились  губернатору и тот понял, что молодому человеку надо учиться. Да только где? Его надо отправлять в Петербург. А Петербург  далеко, да и учеба в Академии художеств  стоит денег,  больших денег. И снова везение. Нашёлся меценат и  золотопромышленник П.И. Кузнецов.
 
    Предприниматель Кузнецов  по роду деятельности периодически отправлял в Петербург большие обозы. Он предложил Сурикову отправиться в столицу с одним из таких обозов. Василий, конечно же, согласился. Путь в Петербург из Красноярска был неблизким и очень тяжелым. Но зато, через два месяца после отбытия из родного города будущий  живописец был в Петербурге.Ничего не напоминает? Конечно напоминае. Ломоносова напоминает. Про то, как он с рыбным обозом пешком дошёл до Москвы, чтобы учиться.

    Однако, 20-летний Василий Суриков, пришедший из Красноярска в столицу  для поступления в Академию, с треском провалил экзамены. Один из членов приемной комиссии, увидев работы Сурикова, сказал: «Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!».  Да, как пел Высоцкий, «Он сибиряк, настырные они».  Плохо у Высоцкого было с географией. Перепутал он Краснодар с Красноярском.

Так или иначе, «мимо Академии» Василий ходил недолго - всего один год, а потом успешно сдал вступительные экзамены и стал одним из лучших студентов
 Он обучается у одного из лучших профессоров, у Чистякова. Обучался Суриков с ещё большим упорством. Можно сказать, неистово За обучение платил всё тот же золотопромышленник. Есть добрые люди на Земле.
 
 Академия закончена. Суриков получил основательное художественное образование. Его заметили и почти тут же он получил очень ответственный заказ. Ему поручили  четыре фрески на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

   Он пишет  исторический сюжет «Пир Клеопатры». Молодой художник энергичен и амбициозен. Он хочет создать что-то грандиозное и поразительное. Он хочет сравниться славой с великими   Александром  Ивановым  и Карлом Брюлловым.

                *****

  Как-то гуляя по городу он зашел в католический костёл, чтобы послушать звучание органа. Музыку  он послушал. Но, сам того не ведая, в костёле он обрёл свою судьбу.  Её звали Елизавета Шарле.  Она была наполовину француженка.

   Елизавета привела его в дом  к ее родителям.  Отец невесты  был человеком  богатым. Он имел завод по производству бумаги. Он не стал  возражать против того, чтобы бедный, но подающий большие надежды художник женился, на его дочери. Зимой 1878 г. Василий и Елизавета обвенчались.

    Её отца звали  Огюст Шаре. Не знаю где и как он влюбился в русскую девушку Марию. Ради любви  переехал из Парижа в Россию, принял православие и женился. В их браке родилось пятеро детей: сын и четыре дочери. Детям дали французское образование.  Жена Сурикова говорила с небольшим французским акцентом. Он звучал очень мило в устах его возлюбленной.
 
    Ей было 19 лет. Ему – 29 . Это была образованная девушка, любила музыку и живопись. Характера была добродушного и мягкого. И так же как и её муж не любила светские тусовки. В большом обществе чувствовала себя неловко и быстро утомлялась.
   
     Была изнеженной барышней, но быстро научилась вести хозяйство и готовить. Вскоре у Суриковых родилось две дочери, и молодая мама научилась ко всему прочему шить своим дочерям красивые платьица.

     Лиза была больна. У неё был  врождённый порок сердца и  рано развился ревматизм.  Она тяжело переносила даже легкую  простуду. Да и сам Василий едва не умер от воспаления легких в первый год после женитьбы. Лишь благодаря заботе жены, не отходящей от него круглосуточно ни на шаг, он выжил. Врачи уже было потеряли всю надежду на его выздоровление, и лишь разводили руками. Суриков знал, что выжил он только благодаря своей любимой Лиле.

       Суриков создал несколько портретов Елизаветы. Или Лили, как он её называл. Вот к примеру, посмотрим на его известную картину «Меньшиков в Берёзове». Девушка, которая не переднем плане кутается в чёрную шубку, это Маша Меньшикова, старшая дочь «полудержавного властелина». Лицо у неё грустное. Она тяжело больна. Жизни её осталось пять лет. Суриков написал лицо Маши со своей жены. А у неё в это время   было обострение болезни.  Художника  вдруг пронзило предчувствие: его Лиля смертельно больна. Но в тот момент эта мысль показалась ему такой страшной, что Суриков напрочь отогнал её от себя. Это было за несколько  лет до смерти Елизаветы Августовны.
   
    Суриковы решили посетить Красноярск. Василий очень скучал по родной Сибири. А ещё он хотел познакомить мать   с невесткой и внучками. Ехать надо было  на лошадях через всю страну. Путешествие длилось полтора месяца.

     Приехали в дом, а дальше случилось предсказуемое. Мать Василия - Прасковья Фёдоровна -  с первого дня невзлюбила невестку. Мать была грубой, неотёсанной, властной бабой. И кем была в её глазах эта рафинированная дамочка с французским акцентом. Лиля не жаловалась. Терпела. Но психологическая атмосфера в доме усугубила ее состояние, и она тяжело заболела после возвращения в Москву. Теперь уже художник не отходил от постели жены, которую лечили лучшие врачи. Но каждый день приближал ее к концу, ей становилось всё хуже. Она умерла. Смерть жены стала для Сурикова страшным потрясением. Ей было всего 30 лет. Он сильно винил себя за роковой шаг, когда он решил свозить свою семью в Сибирь.
 
         Для художника  это было тяжёлым ударом в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, постоянно ходил в церковь, заказывал сорокоусты и панихиды. Друзья начали всерьез опасаться за его рассудок. Как-то в порыве ярости художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки, проклиная себя за то, что не сумел остановить болезнь Лили.  Как он не услышал  «звоночка», который прозвенел еще тогда, когда жена позировала для «Меншикова в Берёзове». Ему сорок лет. Он известен всей стране. Но он больше не женился. Он отдал всю любовь дочерям. Девочкам было девять и семь лет.

                *****
       Все знают слова Михаила Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

    Итак сегодня,  Сибирь – это  9,7 млн км; без Урала и Дальнего Востока. Её территория сопоставима по площади со вторым по величине (после России) государством мира — Канадой (10 млн км;).

    Огромная территория, но очень  малонаселённая земля.    Плотность населения Сибири составляет даже сейчас  всего три человека на квадратный километр (сравнимо с Монголией). Сибирь хоть и была покорена в 17 веке, а осваивать эту гигантскую территорию только начали. Это вам не Европа, где десятки народов толкались всю жизнь со всею страстью в поисках жизненного пространства. А здесь -  размахнись рука, раззудись, плечо. Сил только достало бы. А богатств там в недрах -видимо не видимо. Нет другой такой страны. Прав был Ломоносов.  Общее население России сегодня не превышает и 2%  от всего населения Земли. Кто-то  скажет, что это несправедливо, столько земли и богатств у одной страны. Да уже и говорят.  К примеру, госпожа Олбрайт – венгерка еврейского происхождения, не так давно госсекретарь США.   

  Есть добро – значит надо охранять. И чем больше добра, тем должна быть надёжней охрана. Лихие гости приходили и не раз во все времена к нам. После февраля 1917 года едва не потеряли державу. 14 стран интервентов. Уже поделили на своих картах всю страну вместе с Сибирью. Всех выставили вон. Надо говорить, кто их выставил? А потом было через 20 лет новое нашествие на Восток. Самое страшное. Но и этого супостата одолели. Ценою огромных усилий. И тут же новый супостат с атомными бомбами. А страна разрушена. И новый напряг, чтобы создать ракетно-ядерный щит. В нищей по сути стране. И создали. А потом вволю позубоскалили на счет всеобщего дефицита. Это вместо того, чтобы сказать спасибо за то, что живы остались.
 
     Но и сегодня лихие гости не дремлют. Открыто не лезут. Не дураки и понимают, что себе дороже станет. Нашли обходной путь. Незалежная, то есть бывшая Украина с новым идеологическим столпом. С Бандерой. Да вот пока  зубы обломали. Посмотрим, что будет дальше.
                *****
    А все началось с похода Ермака в Сибирь. Как это было, мы видим на картине Сурикова. Мы видим русское воинство. В центре – предводитель похода. Он простирает руку в сторону врага. Над ними два стяга с иконными изображениями, традиционные в этом случае. Спас Нерукотворный и Георгий Победоносец. Это значит – « с нами Бог и небесная сила».

    Уже взяты Казань и Астрахань, и бескрайний путь на Восток в неведомые земли открыт. А он кто был этот Ермак.  Он был казачий атаман в правление Ивана Грозного.  Вот как его описывает современник: Он был «велми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, чёрн брадою и власы прикудряв, возраст [рост] средней, и плоск, и плечист».

   1 сентября 1581 года хорошо снаряжённая дружина казаков под командованием Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) водным путём по Каме, Чусовой и Серебрянке.
    
     Инициатива этого похода по летописям принадлежала самому Ермаку. Промышленники Строгановы обязывались снабжать  казаков припасами и оружием. За спиной атамана была хорошо вооружённая и, судя по всему, весьма дисциплинированная полутысячная дружина  с довольно большими запасами продовольствия и снаряжения.

    Это была прежде всего военная экспедиция. Казакам противостоял хан Кучум. Недруги  имели гораздо большие силы. Целая армия в 10 тыс. человек. То есть, тумен.  Но они были  гораздо хуже вооруженные. Сабли да луки со стрелами. А у казаков пушки и ружья. Посмотрите еще раз на картину.

     Сначала Кучум первые годы вёл ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. А потом и вовсе стал нападать на русские границы. Иван Грозный не любил шутить. И лицемерных дипломатических ухищрений Кучума не желал понимать. И потому всячески способствовал походу Ермака в Сибирь.     Начался натиск на Восток, на поход по Солнцу. Иногда приходилось и воевать. 

   Наконец, на Иртыше казаки нанесли окончательное поражение татарам. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства  и бежал на юг, в Ишимские степи.  Это был политический и военный конец Кучума-хана, главного противника царя в Сибири. Однако и в изгнание он хотел поддерживать контакт с русским царём. Просил небольшой район на берегу Иртыши в качестве его владений. Царь отказал однако.  Он предложил хану  приехать в Москву и поступить на службу. Хан и на службе у кого-то!? Пусть даже и  у царя. Большее унижение трудно представить. Престарелый хан  отправился в Бухару. Ослепнув , умер в изгнании у дальних родственников.

    Царь Грозный, потерпев неудачи на Западе, возрадовался победам на Востоке. Он богато одарил казаков и в подкрепление дал им 300 ратников. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, был две кольчуги, в том числе и кольчуга, некогда принадлежавшая князю Шуйскому . Подарок этот был кстати. Ермак, продолжая свой трудный поход, носил, по свидетельству своих сподвижников, обе кольчуги (одну поверх другой) и днём и ночью.

   Как известно, Ермак погиб в этом походе в 1585 году. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до струга, утонул в Иртыше. В него стреляли из луков. Одна из стрел ударила ему в голову. Эта смерть сильно напоминает гибель комдива Чапая. 

  Тело Ермака  выловили из реки.  Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали.

     Не знаю каким путём, но одна из кольчуг была возвращена казакам.  Она находится в Оружейной Палате в Кремле.  Я часто подходил к витрине в зале русского оружия и показывал эту кольчугу нашим иностранным гостям. А заодно и рассказывал, как и когда вся Сибирь стала русской землёй.
 
                *****
     Картина очень большая. Как было сказано, она находится в Русском музее в Петербурге. Я стою не один перед картиной . Вокруг меня толпа человек в 20-30. Это все иностранцы-европейцы. И вот я им должен объяснить в коротких словах, как Россия прирослала Сибирью. Дак и что им тут объяснять. Ответ я вижу в их глазах. Огнём и мечом «прирослала». Более, чем наглядно.
 
    А то, что весь этот огромный и бескрайний край был освоен русскими за какие-то 50 лет, об этом никакой мысли. А то, что эта картина жестокой битвы – всего лишь сражение местного значения в масштабе 10 000 километров, пройдёнными мужественными людьми, об этом им тоже неведомо. И то, что главными врагами были вовсе не люди с колчаном стрел, а жестокий климат, жуткие морозы, бездорожье, буреломы, волчьи стаи и гнус-комары.

   А сами? Сами  цивилизованные европейцы, что творили по всему миру, покоряя далёкие земли. Сколько колоний по всему свету, питавшие впоследствии  всю Европу и способствуя её развитию во всех смыслах в течении многих веков. А ведь они и до сих пор мыслят в тех же категориях. И мне об этом они не раз говорили. То есть, есть мы – цивилизация – все остальные – так, нечто вторичное в глобальном мире.  Мы самые умные, богатые и продвинутые -  такова доминирующая и всё определяющая мысль европейцев. Мы помним слова Жозепа Барреля. Он глава европейской дипломатии.  И он заявил: "привилегированная Европа – это "сад", а окружающий ее мир – джунгли, способные вторгнуться в хорошо отлаженный европейский механизм.» Он наверняка и Россию отнёс в бескрайние джунгли.
 
     Меня так и подмывает сказать нашим гостям у картины Сурикова. А вы не забыли, как европейцы покоряли оба континента американские. Были Великие Географические Открытия. Колумб открыл Америку, в поисках берегов Индии. Ну а после этого народ из Европы  потянулся в Новый Свет.

   Интересная и значимая деталь. Освоение Сибири и Нового Света начиналось практически одновременно. Поход Ермака в Сибирь начался в 1581 году.  А первая колония с которой началась история будущих США была основана в 1607 году.

    И кто были эти люди, двинувшиеся в противоположные  стороны. На Запад и на Восток? Чем они были мотивированы? Что их толкало в неведомые земли? Нормальные человек, имеющий семью и детей, работу и привычный уклад жизни, не бросит всё это ради опасной авантюры.
 
    В покорении Америки участвовала практически вся Европа. Почти 20 стран. В основном это были бродяги, неустроенные в жизни, авантюристы всех мастей, привлеченные новыми возможностями в новой земле.  А ещё и алчность и денежная лихорадка. А ещё был и мощный религиозный мотив.  Заморская территория стала прибежищем для преследуемых английских квакеров, баптистов, немецких и швейцарских протестантов, английских католиков, гугенотов, лютеранов, евреев, менонитов и пр. Соблазн дешевой земли, свободы вероисповедания и права улучшать себя собственными руками был очень привлекательным.

     Но ведь эти земли не пустовали до приезда европейцев. Они были населены различными племенами и родами, представлявшие древние цивилизации, основанных на иных духовных ценностях и других культурных кодах. А  европейцы рассматривали краснокожих как дикарей, недостойных участия в том, что они считали цивилизованным обществ.

   К тому же краснокожие считались враждебной силой, подлежащей истреблению. Начиналось то, что получило название геноцид. Впрочем краснокожие и сами себя истребляли, снимая скальпы со своих недругов. Подростком я любил романы Фенимора Купера. В них всё описано, как могикане истреблялись ирокезами. И не только они.
   
   Но это не всё. Приехали – приплыли, стали жить, А кто работать будет на сахарных плантациях и прочих культур, табака, риса, хлопка. Работать будут рабы. Где их взять? Взять негров из Африки. Там их много. И повезли их тысячами на кораблях в Новый Свет.  На африканской родине прибрежные племена тех же негров захватывали и продавали их. Они ещё не знали, какую расовую проблему они создадут несколько веков спустя в современных США. 
                *****
        А вот Сибирь , конечно, не стала колонией, в которой сознательно истреблялось местное население. И чёрных рабов в  неё тоже на завозили. И местные племена на загонялись в резервации. Сибирь стала частью расширяющейся империи. А местные элиты были интегрированы в российскую административную систему.

     Покорение – слово сейчас имеет иную семантическую окраску. Звучит жёстко да как-то некрасиво. Совсем в духе изображения на картине Сурикова. Покорять пространство и время - это  одно, а вот покорять народы – это совсем другое.
 
    До революции не было проблемы в терминах. То был процесс включения Сибири в состав России путём завоевания или покорения. Вот и всё. Чего заморачиваться.  Это была естественная колонизация, расселение русского народа, экономическое освоение им новых земель, распространение на них русской культуры.
 
    А вот после революции советские историки по инерции  видели в присоединении Сибири царской Россией исключительно жестокое завоевание и колониальный грабеж местных народов. Но прошло несколько лет и трактовка изменилась. Приближалась большая война и речь шла об единой патриотической линии. Не до распрей.
 
     В 50-е годы новый термин. Присоединение. Причем в большинстве случаев добровольное. Почему? Потому что это было  стремление народов  обрести в лице русских союзников и защитников.

     И все же, что кроме авантюрного склада характера, толкало русских идти «навстречь солнца». Были основательные причины. Бегство от роста налогов и всяких повинностей и установление крепостного права. Бежали от налоговых сборщиков и крепостников-землевладельцев в поисках «земли и воли». А в этом был положительный момент.  Он обеспечивал колонизацию Сибири людскими ресурсами. В этом была парадоксальная логика.  Расширение Московского государства как империи и стремлением части русского народа сбежать от этого государства подальше.

      Был ещё один фактор. Пушнина. Она высоко ценилась на мировых рынках, и ее продажа существенно пополняла государственную казну.  В Сибири много пушных зверьков, но и этот ресурс истощался.  В поисках новых промысловых угодий и новых плательщиков ясака русские двигались все дальше на восток.

     А у местных народов уже существовали  иерархические властные отношения.  Появление в Сибири русских для многих народов мало что меняло.  Раньше кто-то из них платил ясак сибирским татарам, кто-то — енисейским киргизам, бурятам или монголам, а теперь — русским. Заплати налог, ясак, и живи спокойно. Нам это знакомо. И никакой дискриминации со стороны России. Наступило мирное взаимодействие. Чукчи, эскимосы и прочие стали привыкать к русским , и стали их понимать не как врагов, а как выгодных торговых партнеров — поставщиков разных полезных товаров.
                *****
   Художник Василий Суриков скончался  весной 1916 г. в возрасте 68 лет.  Его похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с могилой жены.

     При жизни он стал классиком. А ведь он застал в жизни период, когда в истории живописи началась вакханалия. Измы посыпались как из рога изобилия. Кто во что горазд в области живописного искусства. В этом напряге докатились до «Чёрного квадрата» недоучившегося шарлатана Малевича, отрицающего саму живопись. А у него и до сего дня есть защитники и последователи. К примеру, появился такой Московский концептуализм. Что это такое? А вот посмотрите на «Ветку» Монастырского или на «инсталляции» Ильи Кабакова.
      
   Зачем же все эти уродливые «ветки» и инсталляции. А это из желания выделиться и стать заметным. И больше ничего. И выделяются!  Это такое модное искусство , которое существует для узкого круга эстетствующей публики. Ладно, пусть цветёт и этот дурно пахнущий цветок. Но зачем эти эстеты плюют через брезгливую губу на всю внятную живопись, созданную до них.

      Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». А вот лучшую и верную  характеристику однако дал глава «Мир искусства» художник А.Н. Бенуа. Этот полуфранцуз, окончивший свои дни в Париже, увидел в этих «пороках» именно достоинства суриковской живописи. Бенуа хвалил Сурикова за всё, что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».