Толкование на гл. 20 Откровения Иоанна Богослова

Анатолий Заводчиков
Каждый православный знаком с общеизвестным токованием главы 20 Откровения Иоанна Богослова. Это очень странное толкование. Осмелюсь утверждать, что ни одна из глав Священного Писания не была истолкована подобным образом. Толкование фактически исключает эту главу из Писания, заменяя её содержание иным содержанием. И просто игнорируя возникающие при этом нестыковки и связи с другими главами. Других подобных примеров найти невозможно.
Давайте вместе разбираться с каноническим статусом этого толкования.
Это толкование утверждено соборно? Нет. Вторым Вселенским Собором 381 года была осуждена одна из хилиастических ересей (которых множество), но вышеуказанное толкование главы 20 дано не было.
Является ли это толкование выражением согласного мнения святых отцов разных времен? Также нет. Это толкование утвердилось в эпоху борьбы с ересями, а святые отцы первых веков толковали главу 20 совершенно иным образом.
Вот, например, святые отцы – хилиасты:
1) святой Папий, епископ Иерапольский, ученик ап. Иоанна Богослова;
2) святой мученик Иустин Философ;
3) священномученик Ириней, епископ Лионский;
4) священномученик Ипполит, епископ Римский;
5) священномученик Мефодий, епископ Патарский;
6) епископ Непот Египетский.
Следовательно, общеизвестное толкование представляет собой лишь частное мнение некоторых святых отцов. Вот его истинный канонический статус. Оно возникло и утвердилось в эпоху борьбы с ересями и является «полемическим перегибом», которых множество встречается у отцов-апологетов. Этот перегиб был исторически полезен в первом тысячелетии, поскольку закрывал путь любым ересям хилиастического толка. Но сейчас перегиб должен быть назван собственным именем, поскольку исключает верное толкование Священного Писания, необходимое христианам последнего времени. Полемическим толкованием глава 20 Откровения вырвана из контекста, из последовательности повествования, логически охватывающего, в частности, главы 19, 20 и 21. Этим «выхватыванием» нарушены все смысловые связи между главой 20 и другими главами Откровения.
Теперь подробнее об этих связях и нестыковках полемического толкования.
Глава 20 начинается с соединительного союза «и», означающего продолжение повествования главы 19. И что это именно так, мы увидим из дальнейшего.
Первые три стиха главы 20 повествуют о временном  (на 1000 лет), сковании дракона, змия древнего, сатаны. Дабы он в течение этого времени «не прельщал народы». Это повествование логично следует за событиями, описанными в стихах 19 и 20 главы 19, то есть, за низложением зверя и лжепророка, который своими чудесами «обольстил принявших начертание зверя». В 3 стихе главы 20 подчёркнуто лишение диавола власти и возможности прельщать народы путём употребления следующих выражений: «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». Из этих слов следует, что активность диавола должна быть полностью прекращена. 
Полемическое толкование трактует эти слова как период от Христа до антихриста. Действительно ли сатане было запрещено прельщать народы в течение этого периода?
Вот что писал апостол Пётр вскоре после воскресения и вознесения Христова: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Это ли прекращение активности?
В Откровении апостола Иоанна период от Христа до антихриста описан в главе 12:
«10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! ГОРЕ ЖИВУЩИМ НА ЗЕМЛЕ И НА МОРЕ! ПОТОМУ ЧТО К ВАМ СОШЁЛ ДИАВОЛ В СИЛЬНОЙ ЯРОСТИ, зная, что немного ему остаётся времени». То есть, сказано о продолжающейся и даже нарастающей активности диавола.
Далее ещё более определённо. Апостолу Иоанну показаны на престолах «души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие» (стих 4).  Но показаны не просто души мучеников, а души особых мучеников, «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою». О начертании зверя Священное Писание говорит не так уж много раз, а именно - восемь. И все эти восемь упоминаний содержатся в разных главах одной книги - Откровения Иоанна Богослова (13:16,17; 14:9,11; 15:2; 16:2; 19:20; 20:4). Более того, в четвёртом стихе наряду с начертанием упомянуто поклонение зверю и образу зверя, что прямо корреспондирует с остальными главами, описывающими деятельность антихриста и лжепророка. То есть, в 4 стихе главы 20 говорится о мучениках, пострадавших в особый период времени, описанный в главе 13 Откровения. Говорится о мучениках, не принявших антихриста и его систему. И ни о каких других! Разве мы можем говорить, что христианские мученики первых веков «не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою»? Каковы основания для такого утверждения? Их нет. Ни одного. Зверь, его образ, его имя, число имени его, начертание на чело и правую руку являются взаимосвязанными понятиями, появившимися впервые в книге Откровения Иоанна Богослова и единообразно упоминаемыми в разных её главах, а именно – для периода антихриста и лжепророка. На каком основании эти конкретные понятия, органично вплетённые в ткань повествования книги Откровения и несущие конкретную смысловую нагрузку в апокалиптических обстоятельствах, мы будем заменять просто понятием греха? И на каком основании в одном случае (глава 20) мы будем это делать, а в остальных (главы 13, 14, 15, 16 и 19) – не будем?
Для кого особое проклятие?
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:9-11).
Для кого первая чаша гнева?
«Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16:2).
Просто для грешников?
Почему принявшие начертание названы обманутыми чудесами лжепророка (стих 20 главы 19)?
Кто поёт песнь Моисея и песнь Агнца?
«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:2-4).
И для кого первое воскресение?
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение» (Откр. 20:4-5).
Чтобы не впасть в очередную хилиастическую ересь, следует выяснить, о каком воскресении здесь идёт речь. Библия говорит о двух видах воскресения: временном и вечном.
При временном воскресении умерший человек воскрешается к той же самой жизни на земле, которую он утратил со смертью. Он может покаяться в своих прежних грехах, может впасть в новые грехи, снова должен умереть и должен воскреснуть на страшный суд, чтобы наследовать вечную жизнь или вечную смерть. Примерами временного воскресения являются воскрешение пророком Елисеем сына Сонамитянки (4Цар. 4:31-35), воскрешение Иисусом Христом Лазаря четверодневного (Ин 11), воскресение многих святых после крестной смерти Спасителя (Мф. 27:52-53) и др.
При вечном воскресении умерший человек воскрешается в обновлённом состоянии, подобном ангельскому (см. Мф. 22:30), к обычной жизни на земле не возвращается и обычной смертью уже не умирает. Он воскрешается для вечной жизни на небесах или для вечной смерти во аде (Ин. 5:28-29).  Вечная участь его решается на страшном суде (Мф. 25:31-46). О местах нахождения рая и ада см. Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти».
Глава 20 Откровения говорит о двух вечных воскресениях. А точнее, о двух этапах вечного воскресения. В чем различия между ними? Второе воскресение – это всем известное воскресение всех усопших для страшного суда. А первое воскресение – только для ограниченного числа лиц, а именно - для мучеников, положивших свою жизнь за непринятие антихриста и его царства. Эти два воскресения разделены периодом не менее 1000 лет. Участвующие в первом воскресении названы блаженными, святыми, священниками Бога и Христа. Над ними смерть вторая (осуждение на страшном суде) не имеет власти. Это означает, что они воскрешаются сразу для вечной жизни, и их воскресение – это воскресение оправдания. И на страшный суд они не приходят. Такой чести удостоит Бог мучеников, бросивших вызов антихристу!
На небесах царствовать со Христом они будут 1000 лет до всеобщего воскресения. Это период, когда на земле будет продолжаться жизнь. Поколения будут сменяться поколениями (см. явление оптинского новомученика Ферапонта тульским паломникам). Кто войдёт в эту жизнь на земле? Из стихов 19-21 главы 19 мы знаем, что антихрист и лжепророк будут живыми брошены в озеро огненное, а их соратники «убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его». А праведники (не принявшие антихриста, оставшиеся в живых) и те, кого Бог по Своему всеблагому Промыслу также оставит в живых (предположим и это), войдут в тысячелетний период на земле, когда дьявол будет лишен возможности вести свою разрушительную деятельность.
Когда же окончится 1000 лет, и освобождённый дьявол снова обольстит народы и соберет их на брань против Бога, с неба ниспадёт огонь и пожрёт их. А дьявол будет ввержен в озеро огненное, куда за 1000 лет до этого живыми были брошены антихрист и лжепророк.
Описания этих двух кульминационных моментов истории (поражение антихриста и окончательное поражение сатаны), отделённых друг от друга тысячелетним периодом,  различаются между собой. В первом случае на войну с Богом выходят зверь (антихрист), лжепророк, цари земные и их воинства. Во втором – многочисленные как морской песок народы от четырех углов земли, Гога и Магога, при этом никакие персоналии не указаны. В первом случае антихрист и лжепророк были схвачены и живыми брошены в озеро огненное, прочие были «убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его», а сатана был скован на тысячу лет. Во втором случае многочисленные богоборческие народы были пожраны ниспавшим с неба огнём, а дьявол был ввержен в озеро огненное для вечного мучения.
А как же второе пришествие? Или их будет два? Ведь апостол Павел сказал, что антихриста «Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего»? Греческое слово «явление», употреблённое апостолом Павлом в вышеуказанном стихе (2Фес 2:8) на русский переводится как чудесное явление, проявление божественной силы. В других случаях, когда Библия говорит о втором пришествии Господнем, это слово не употребляется. Этому вопросу будет посвящен отдельный текст под заголовком «Библия о втором пришествии Иисуса Христа». Пока же для размышления на эту тему приведу две цитаты преподобного Паисия Святогорца:
"Произойдут события, которые приведут народы в великое смятение. Это будет не Второе Пришествие, но Божественное вмешательство. Люди будут искать кого-нибудь, кто бы им поведал о Христе. За руку тебя будут тянуть: иди сюда, сядь, расскажи мне о Христе" (Афанасий Раковалис "Отец Паисий мне сказал…").
"Сейчас разразится одна гроза, наступит непродолжительная диктатура антихриста-сатаны. А потом Христос ВМЕШАЕТСЯ, задаст хорошую трепку всей этой антихристовой системе, зло будет попрано Им, и Он в конце концов обратит его в добро («Духовное пробуждение». Том II, стр 201).