Храмовая культура иринианства

Александр Захваткин
Мысль отделит Свет от Тьмы и откроет Истину
Гермес Трисмегист, «Помандрес», 1500 г. до н.э.




 
Исторические свидетельства о славянских храмах.
 
Полибий (200-120 г. до н.э.) описывая завоевания галлов, отмечает, что земли прилегающие к Адриатическому морю занимает весьма древнее племя, называемое «венетами». Тит Ливий (50 г. до н.э. – 17 г. н.э.)(Х,2) отмечает, что эти венеты, еще во времена своей независимости, имели в главном городе своем, Патавии, старинный храм.
 
Титмар Мерзельбурский (XI в. «Хроника славян»)
В земле радарей находился город Редигост, треугольной формы, снабженный тремя вратами, и со всех сторон окруженный тщательно сберегаемой местными жителями священной рощей. Двое из ворот доступны были каждому, кто желал войти в город, третьи же, расположенные на восточном стороне, обращены были к морю,  представлявшему страшное  зрелище. У этих ворот находилось искусно построенное из дерева святилище, покоившееся, вместо фундамента на рогах зверей. Наружные стены храма украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь;  внутри  же храма стояли истуканы богов, страшные на вид, так как они были снабжены полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На  подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов, по имени Сварожич, пользовался особым почитанием. Здесь же находились знамена, которые выносились из храма только в крайнем случае, когда народ отправлялся в битву, - несли их пешие войны. Тщательный присмотр  за  всем этим вели жрецы храма. Сколько в стране было областей столько было и храмов, и кумиров. Но между всеми Редигосткий храм пользовался предпочтительным уважением.
 
Адам Бременский (XII в. «История Гамбургской церкви»)
Город Ретра (Редигост) являлся сосредоточением славянского богослужения, имел большой храм, где первое место занимал Редигаст. Истукан его сделан из золота, а ложе из пурпурной ткани.
 
Гельмольд (XII в. «История»)
Славяне имели храмы во всех своих городах, в каждом из которых стоял один или несколько идолов. В Плуне истукан богини Подаги, в Старограде истукан бога Прове. Гольмольд описывает  капище Прове в Старограде как очевидец:
Там, между старыми деревьями, увидели мы священные дубы, которые были посвящены богу того края, Прове. Они окружены были двором и деревянной, тщательно отделанной оградой с двумя воротами. Кроме пенатов (домашних статуэток богов) и идолов, которыми переполнена была вся страна, это место было святилищем для целого края, имело своего жреца, свои праздники и разные обряды  при  жертвоприношениях. Сюда после праздника сходился народ на суд, со жрецом и князем. Вход во двор запрещен был всякому, кроме жреца и тех, кто желал приносить жертвы, или кто, угрожаемый опасностью смерти искал тут убежища.
 
Саксон Граматик (ум. 1204 г., очевидец разрушения храма Святовита в городе Арконе на острове Руян, «История Дании»)
Город  Аркона  лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой, с западной стороны западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей (ок. 30 м). Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почетный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут был кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою: внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя из четырех крепких колон, которые не соединяясь твердою стеною, увешаны были коврами, достигавшими до земли и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлею. В самом храме стоял большой, превосходивший рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили к груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая на лево; волосы и борода были пострижены коротко;  и  в этом,  казалось художник соображался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся  вином из рук жреца,  для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которую кумир опирался в бок, подобилась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов,которые составлены были из различных сортов дерев и так искусно были соединены с коленами, что только при точном рассмотрении можно было различить фуги.  Ноги стояли наравне с землею, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями; более всего поражал меч огромной величины, ножны которого и черен, кроме красивых форм,  отличались прекрасною серебренной отделкою. В сундуках храма,  кроме огромного  количества  золота, лежало много  пурпурных одежд, но от ветхости гнилых и худых. Можно было видеть здесь множество общественных и частных даров,  этому кумиру давала  дань  вся  Славянская земля. Даже соседние государи посылали ему подарки с благоговением:  между прочим,  король датский Свенон, для умилостивления его, принес в дар чашу искуснейшей отделки. Этот бог имел также храмы в очень многих других местах.
По его свидетельству в другом городе острова Руяны - Коренице было три храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Руиевита, имеющий семь лиц, семь  мечей  в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой вынутый из ножен, он держал наголо в правой руке, был он крепко прибит к ней гвоздем. В  другом храме находился идол Поревита,  с пятью головами,  и в третьем - идол Преренута с четырьмя лицами, а пятое лицо было на груди.
Главное капище (храм Руиевита) находилось посреди передней части храма,  которая так же как и капище, не имея стен, завешано было пурпуровою тканью, так что кровля лежала на одних колоннах.
В своей книге Саксон под 1148 году описывает  разрушение крестоносцами оботристкого храма с идолами близ города Мальхова.
 
Герборд (XII в.  «Жизнь славянских поморов»)
В городе Штетин находились четыре здания называемые континами, в главнейшем из которых находился идол с тремя головами (Триглав) на одном  туловище. Золотая повязка закрывала очи и уста его. Храм стоял на высшем из трех холмов на которых построен город,  представлял собой постройку с удивительной отделкой и искусством: внутри и снаружи, по стенам ее находились резные выдающиеся изображения людей, птиц и зверей, представленные столь естественно и верно,  что,  казалось, они дышат и живут; но, что редко встречается, краски наружных изображений отличались особою прочностью: чтобы ни снег, ни дождь не могли потемнить или смыть их; таково было искусство живописцев!
Три других контины менее были украшены;  внутри их кругом расставлены были скамьи и столы, потому что тут происходили совещания и сходки горожан; в определенные дни и часы они собирались затем, чтобы пить, играть или рассуждать о своих делах.
 
Монах Иаков (Ок. 1070 г. «Память и похвала князю русскому Владимиру»)
О блаженное время и день добрый, исполненный всякого блаженства, в который крестился князь Владимир! И наречен был в святом крещении Василием и начал заповеди Божьи исполнять, и веру твердую, незыблемую держать. Крестил же и всю землю Русскую от края и до края, а языческих богов, вернее бесов, Перуна и Хорса и многих других, попрал, и сокрушил идолов, и отверг всю безбожную лесть. И ты, блаженный князь Владимир разрушил храмы идольские с лжеименными богами.  Блаженный же князь Владимир, внук Ольгин, крестился сам и детей своих, и всю  землю Русскую крестил от края и до края, храмы идольские и требища повсюду раскопал и посек, и идолов сокрушил. Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит (Владимир) по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются. Сказал ведь некогда святой Иоанн Златоуст: «От дел узнаем (святого человека), а не от чудес» - много ведь и волхвы чудес сотворили бесовским образом.»
 
Длугош (XV в.,  «История Польши»)
В честь Живы был построен храм на возвышенности, названный по ее имени - Живец.
 
Современная концепция иринианских храмов
 
Иринианский храмовый комплекс состоит из пяти храмов:

Центральный храм - храм Откровений, храм Создателя; храм предназначен для совершенствования духовного самосознания верующих; в нем проводят проповеди Ведуны и Святоведуны, Патриархи и Святитель; Ведуны проводят беседы с прихожанами о сути иринианской религии, о духовных путях земной жизни, разъясняют Духовные заповеди. В храме совершаются различные богослужения и моления обращенные тем или иным духовным покровителям в зависимости от той или иной жизненной ситуации.
Храм расписывается и украшается изображениями и картинами политеистических (дохристианских) богов соответствующих древнему этническому самосознанию.
Покровители: Хорс, Даждьбог, Индра, Велес, Родомысл, Сварог.

Восточный храм - храм Жизни, храм предназначен для подготовки сознания верующих к торжественному акту принятия решения о зачатии новой жизни, о подготовке рождения человека, о его духовной защите сразу после рождения; Ведуны проводят беседы с будущими родителями, с роженицами и их близкими, проводят обряд освящения новой жизни.
Покровители: Род, Рожаницы, Мокошь, Дид, Дидилия, Зирка, Летавица,

Западный храм  - храм Перехода, храм предназначен для проведения обряда проводов усопшего в Духовный мир.
Покровители: Мора, Желя, Карна, Озем, Сумерла, Радуницы,

Южный храм - храм Начал, храм предназначен для проведения обрядов освящения бракосочетаний; в нем прихожане обращаются к Создателю о помощи и поддержки во всех начинаниях и деяниях.
Покровители: Святовит, Авсень, Жива, Зевана, Коляда, Кострома, Лад, Лада, Лель, Люб, Полеля, Рарог, Услад, Ярило.

Северный храм - храм Духовных Таинств, храм Триглава, храм предназначен для обрядов глубоких духовных откровений, проведения ритуалов исповедей и духовных причастий; в нем Ведуны наставляют прихожан на путь искупления собственных ошибок и духовных родовых следов фамилии.
Покровители: Перун, Магура, Радегаст, Матерь-Сва, Честь, Регал, Славен.

Все пять храмов  входят  в единый храмовый комплекс и состоят из самостоятельных зданий, которые композиционно могут быть объединены в единое здание с изолированными входами и помещениями или выполнены отдельно стоящими зданиями на одной территории.

Кроме храмов, в комплекс входят часовни и различные культовые здания.

Жертвенная часовня посвящена всем погибшим насильственной смертью во имя благородных целей защиты, охраны, освобождения и т.д., во имя исполнения служебного долга, всем жертвам природных катастроф и промышленных аварий, а так же невинным жертвам злодейски убитых и замученных. В часовне горит вечный огонь «знич» и располагаются две статуи: с правой стороны от входа воин в экипировке эпосного богатыря, с левой скорбная дева. У подножия статуй поднос для установки поминальных свечей, которые зажигаются от вечного огня. Часовня располагается в северной части комплекса.

Проклятник: культовое здание, в котором близкие невинно убиенных могут вознести проклятие на их убийц. Здание оформляется с учетом этнического самосознания о зле и несправедливости, о каре и воздаянии за их совершение. В центре здания устанавливается скульптурное изображения символа зла, на котором каждый желающий может выместить свою ненависть к тому или иному человеку, избивая его резиновой дубинкой. Здесь же можно прочитать молитву и зажечь свечу во имя наказания виновного за совершенное им зло. Проклятник располагается в западной части комплекса.
На стенах проклятника изображаются: Злебог, Ниян, Позвист, Чернобог.

Целильня: синтез часовни и богодельни. Здесь практикуют знахари и целители, здесь отверженные обществом бедные и убогие находят слова утешения и участия. Здание выполняется в виде двух независимых помещений в одном из которых практикуют знахари, в другом обеспечивается духовная поддержка страждущих. Здание располагается в южной части комплекса.
 
Храмовый комплекс  отгорожен от окружающего пространства оградой.
На территории комплекса располагается храмовый сад. Одной из особенностей сада является клумба с 24 секторами,  на которых высеиваются цветы в виде цифр, распускающиеся в час соответствующий значению цифры.
На территории комплекса должен быть предусмотрен удобный подъезд катафалка. Для всех остальных проезд на  машинах не допустим.
На территории храмового комплекса располагаются жилые помещения священников и  хозяйственные службы. Жилые помещения предусматривают размещение 10 семей служащих в храме священников и 5-х гостей высокого ранга (не менее 15 квартир по 5 комнат и вспомогательными помещениями).
На территории храма в отдельном здании располагается казначейская служба.
Иринианские храмы могут быть только триглавыми в отношении соборных куполов. Над центральным куполом возвышается семилучное солнце с триглавом в центре.

Триглав изображается в виде боевых шлемов один над другим.