Человеческие возможности и взаимовыручка 1

Алла Гвоздянская
      Восьмой класс. На носу сдача экзаменов: русский язык и литература, алгебра и геометрия, история. Геометрия для меня — больной вопрос. Совершенно ничего в ней не понимала. Целый месяц учительница вдалбливала всеми силами в нас весь пройденный курс: были записаны экзаменационные билеты, в каждом по три задания, с подробными ответами-описаниями. Всё нам разжёвывала; при доказывании теоремы, объясняла, почему именно так и что нужно знать при этом. В общем, слушая её, я всё больше убеждалась, что геометрию мне не сдать! Ну, не запомню я всё это! Это ж не стихи! Заканчивая очередной виток вдалбливания — пятый или десятый — я не считала, учительница сказала:

      — Ну вот, всё, что могла, я вам дала. Впереди ещё месяц подготовки. Учите дома. Кому будет что-то неясно, возникнут какие-либо вопросы, приходите на консультации. Расписание будет вывешено на общешкольной доске объявлений.

      Весь следующий день я потратила на то, чтобы хоть что-то выучить. При попытке доказать теорему, у меня ступор, ничего не помню и не понимаю, ну не могу и всё тут.

      Наутро я пришла в школьную библиотеку и стала просить выдать мне все учебники по математике и геометрии вплоть до восьмого класса, сославшись на то, что готовлюсь к экзаменам, что было правдой. Ну, за первый класс я вернула обратно. В общем, я взяла учебники, начиная с того, где объяснялось самое элементарное: что такое прямая, луч, отрезок и до более сложного, до теорем. Вооружившись внушительной стопкой, я пошла домой.

      Жили мы в то время в пригороде, на горе. У нас был свой огород, палисадник. Мне нравилось вставать рано. Нравилось смотреть на восходящее солнце, дышать утренней свежестью. Да просто — смотреть и слушать, как просыпается мир. Вот и изучать сей великий труд — геометрию, я решила именно там: в огороде, вставая рано-рано утром.

      Сначала я взялась учить, что такое прямая, отрезок, луч, квадрат и так далее, и тому подобное. Именно их точные определения, свойства, причём, всё пыталась осмыслить и понять. Несколько раз мои попытки доказать теоремы первых трёх билетов так, чтобы не заглядывать в конспект или учебник, заканчивались крахом. Но к концу второй недели я уже свободно могла доказать теоремы первых десяти билетов. А всего билетов было где-то не меньше двадцати, точно я сейчас не помню. У меня оставалось ещё два дня этой второй недели, чтобы освоить оставшиеся десять билетов. Следующие две недели я расчитывала потратить на изучение алгебры, а именно: мне плохо давались задачи, можно сказать, вообще никак не давались. Нет, решить-то я их могла, но не могла правильно записать. Ну, как там было: "Пусть икс — это то-то, тогда..."

      — Привет! Мама твоя сказала, что ты здесь к экзаменам готовишься.

      Это моя подруга с параллельного класса, живёт на этой же улице, чуть ниже нас. Если я училась на четыре и пять, то она — на три и два, причём перевес был явно на стороне двоек.

      — Привет! Да, вот готовлюсь. Геометрию, считай, повторила, надо ещё алгебру и хотелось бы литературу, историю бы тоже не мешало. А ты всё выучила?

      — Мне в голову ничего не лезет. Алл, помоги мне подготовиться, а то меня на второй год оставят.

      — Оль, у меня тоже сначала ничего не получалось, пока я все определения и свойства не выучила. Я только на это заучивание потратила неделю.
      Мысленно я уже "прощалась" с повтором оставшихся билетов и тем более с алгеброй, литературой, историей.

      — А-а-алл, ну пожалуйста! Ну, хотя бы несколько первых билетов.
      — Ну, ладно, — сдалась я.

      И взялась объяснять ей доказательство теоемы с первого билета. На доказательстве теоремы с третьего билета она не выдерживает и говорит:

      — Алла, да ты даже в конспект не смотришь и всё говоришь, как там написано. Ты прям как взаправдишная учительница!

      В её голосе слышалось восхищение. Мне, конечно, приятно, но я тешила себя надеждой, что потратив сегодняшний день на неё, завтра она не придёт. Но наступило завтра, и она пришла. И послезавтра. И так полторы недели. Почему не две? Моему папе дали квартиру в городе, и мы переехали.


      Наступил день сдачи экзамена по геометрии. Мы все сидели в классе. Каждый предварительно вытянул билет. Мне достался предпоследний, это как закон подлости: именно тот из десяти, которые я не успела повторить.

      Продолжение:
http://proza.ru/2024/01/02/1256