Святой Иосиф-Обручник отец Святого семейства

Людмила Хаустова
 
         «Избежавший славы Божий отчим…»
                (А.Галич)

   Послеобеденная прогулка по дачному поселку оказалась неуютной, а потому недолгой. После  непредусмотренного  календарем декабрьского потепления, дождей  и таяния снегов, на дорогах образовались наледи, которые теперь опасливо темнели под легким покровом свежевыпавшего снега. Вернулись в дом к чаю и бесконечно интересным беседам с нашими  друзьями-историками.
    - Знаете, меня как-то неосознанно обескураживает и даже удручает одна история - сказал в раздумье Александр Иванович. - Прежде сказали бы  «смущает дух мой». Я  часто возвращаюсь мыслями к Иосифу-Обручнику. Издавна я безотчетно выделял его. Он привлекал меня своей тихой, истинно смиренной  и мудрой  добротой. А вчера прочитал у Фомы Аквинского: «без Иосифа  Иисус был бы для людей просто незаконнорожденным, плодом греха. А Марию по иудейским законам того времени сочли бы блудницей…и забили  камнями».  Эта мысль ошеломила меня, разбередила душу. Стало быть, Иосиф – истинный избранник Божий, призванный оберегать Марию и самого  Иисуса. Хранитель Спасителя нашего! Тем более огорчительно, что Иосифа-Обручника так скудно почитают:  церквей ему посвященных мало, да и икон. Впрочем,  скорее всего, самому   смиренному Иосифу это не нужно.
     Ведь он - неотъемлемая и важная  составляющая этой удивительной троицы - троичного Святого семейства. Любая составляющая треугольника важна  безмерно: убери одну  грань, и вся фигура рассыплется.  А Иосиф обычно укрывается  где-то сзади, словно в тени.
- У великого Микеланджело, на  картине Тондо Дони,   Иосиф явно главенствует как отец семейства. Бережно поддерживая  сидящего у него на коленях Иисуса, он осторожно передает Его  Марие, которая  сидит внизу и, обернувшись, протягивает руки к Младенцу.
-  Действительно,   Иосиф – настоящий отец в Cвятом семействе. Он и Марию принял, скорее, как отец, а не как муж. И Мария с Иисусом приняли его как приёмного отца, отца земного.  С маленькой буквы в отличие от Отца небесного. Иисусу нужно было земное имя на бренной земле, забота отца земного, который смог  вырастить и воспитать Его. В этом был замысел Божий. Богочеловек должен был появиться в небогатой, но достойной семье и познать  все житейские трудности.
   Святое семейство - священный союз и брак Марии с Иосифом был действительным в том смысле,  что их объединяли  взаимное доверие и настоящая любовь, любовь духовная. Сами плотские мысли от них отторгаются. Отсюда и мысль о непорочном зачатии, о котором говорят Евангелисты.
-  Но я все думаю и представляю, каково было Иосифу пережить всё это.- Александр Иванович даже встал с кресла и взволнованно заходил по комнате. - Человек, по выражению Данте, «земную жизнь пройдя до середины, вдруг оказался..» в  такой невообразимо  безысходной ситуации.
- По Евангелиям, Иосифу в ту пору  было около 80 лет. Он уже был прежде женат  и жил в Вифлееме. Несмотря на высокое происхождение от самого царя Давида, занимался Иосиф плотничьим ремеслом. Жил  скромно и  невзыскательно. В неканонических изданиях говорится, что у него  была простая, земная семья: жена Саломея, четыре сына и две дочери. Мне почему-то кажется, что Саломея была деятельной и работящей женщиной, и она  всем заправляла в доме. А Иосиф либо  плотничал в мастерской, либо уходил на строительство. Ведь  в древней Палестине  плотники не только изготавливали мебель, но и принимали участие в строительстве.  Однако  Саломея  умерла, Иосиф овдовел,  дети к тому времени, скорее всего, обустроились и жили  независимо. 
   Мы  встречаем Иосифа уже в Назарете. Его призывают  в храм на совет по поводу Марии. Что он знал о Ней? Какая-то дальняя родственница. Впрочем, в маленькой стране, в небольшом городке они все были немного в родстве  друг с другом.    Родители Марии, престарелые Иоахим и Анна, родившая «в летах преклонных», дали обет посвятить дочку  Богу. В три года Марию отвели в  храм.
- Да, этому посвящен праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Есть трогательные картинки, где крохотная малышка преодолевает могучие ступеньки древнего иудейского  храма. Мария остается там 8 лет, и  8 лет она  живет в храмовой тишине, где её окружают только молитвы да  благочестивые размышления. Да ещё чтение, рукоделие и немудреные повседневные дела. Но пребывание во храме подходит к концу. Поскольку отец с матерью уже умерли, девочку должны препоручить кому-то из родственников,  может даже выдать замуж. Храмовый священник Захария призвал всех сыновей из рода  Давидова,  чтобы  выбрать мужа юной Марии.  Видимо молодые отпрыски рода Давидова были все женаты. По преданию, пришли почтенные мужи с посохами в руках. Вот эти посохи они возложили на алтарь, чтобы получить знак свыше. Из всех деревянных посохов  только посох Иосифа вдруг покрылся цветами. Сказывают, даже голубка из посоха вылетела и села на голову Иосифа.   Оторопевший и смущенный Иосиф  попытался отказываться, ссылаясь на большую разницу в возрасте, но священник  упрекнул его, указав, что  сомнение в промысле Божием недопустимо. Иосиф забирал Марию и привёл сироту в скромный дом плотника. Как подчеркивает Фома Аквинский, «Ибо Господь восхотел родиться в нищете. Он  благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, и мнимого отца Своего, подавая образ смирения».   
    Мне кажется, что благочестивый Иосиф смотрел на юную Марию  не как на будущую супругу, а, скорее, как опекун на подопечную. Она, как все женщины, должна вести дом, готовить,  мыть, убирать. Ко всему этому  девиц готовили во время пребывания во храме. Но по привычке, она выискивает время и для чтения священных книг.
- Ну, книг тогда не было. Свитки, наверное, читали. Манускрипты, рукописи…
-  А теперь представьте,  прошло несколько месяцев. Мария сидит за чтением или рукоделием и вдруг  является Ангел Небесный. «В шестой месяц архангел Гавриил был послан Господом в город Назарет». Мария смутилась, но  не испугалась. Там, во храме она много  читала и слышала о чудесах и божественных явлениях. Ангел говорит, что она родит сына.  «Как будет это, когда я мужа не знаю?», - удивляется Мария.  Ангел поясняет, что Дух Святой снизойдет на нее, и она зачнет сына. Не просто сына, но Сына Божия. Вот тогда она, вероятно, испугалась. Испугалась не за себя, а за того, кому она препоручена: за Иосифа. Как она объяснит всё это своему доброму и благочестивому мужу. С кем бы посоветоваться?  Мария вспоминает, что Ангел сказал, что и её  родственница  Елизавета в свои преклонные года, по воле Божией, тоже вскоре родит сына. Потому Мария испрашивает позволения у Иосифа и   «поспешно отправляется в нагорную область Айн-Карим».  Елизавета встречает Марию радостным, но странным и загадочным приветствием: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего». Долгие дни и ночи женщины обсуждали таинственные происшествия, приключившиеся с ними.
    Но рано или поздно Марии надо было  возвращаться домой, к Иосифу. Она возвращается через три месяца, вошла, опустив глаза и слегка прикрывая платком округлившийся живот. Но не от смущения или страха, а  из неловкости перед Иосифом и отчаянного недоумения, как  объяснить мужу то таинственное и недоступное для понимания,   что произошло с ней.
  Даже не представляю, что чувствовал в эти минуты  Иосиф. Дурных мыслей о Марии он не мог допустить, а спасительного объяснения не находил. Было только бесконечное беспокойство о судьбе этой девочки.  Мелькнула, возможно,  неуютная мысль о молодом возлюбленном. Но если Мария полюбила, он готов написать разводное письмо и отпустить её. Сомнения Иосифа решает явившийся во сне Ангел.
- Не всем во сне являются Ангелы Небесные. Уже это одно - свидетельство богоизбранности Иосифа. Интересно, рассказал ли Иосиф Марии о ночном посетителе? И рассказала ли она  ему о своем?
- Через 8 дней после рождения по закону Моисееву происходит обрезание Младенца, которому Иосиф по наказу Небесного посланца дает имя Иисус. Через него, Иосифа происходит вочеловечивание Иисуса в обычный мир. По Божьему велению он узаконивает и материнство Марии и происхождение Иисуса от царя Давида. Господь укрепляет и утверждает Иосифа, давая ему  последующие свидетельства и указания во исполнение Божьего промысла. Как рассказывает евангелист Лука, несколько месяцев спустя Иосиф вынужден идти из Назарета  в Вифлеем «вместе с беременной женой своей». Ибо по причине переписи населения  Иосиф  должен зарегистрироваться в городе своего рождения. Здесь, в вифлеемском  хлеву, «ибо не нашлось для них места в гостинице», родился Богомладенец. И здесь Иосиф  вместе с Марией стали свидетелями поклонения пастухов, уведомленных Ангелом небесным. А потом и диковинных волхвов с непостижимыми  символическими дарами, пришедших с далекого   Востока на свет чудесной звезды. «Увидев Дитя и Мать Его они пали на колени…».
     Ещё одно,   таинственное подтверждение  дается им через 40 дней, когда Иосиф с Марией  пришли   в Иерусалимский храм  для принесения  традиционной жертвы за первенца. Священник   Симеон, взяв Младенца на руки, обратился к Марие  с пророческими словами: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу». «И дивились они сказанному», говорит Евангелист Лука.
       Впереди же  их ждали новые испытания.  После встречи с восточными волхвами и их рассказа  о рождении нового царя Иудеи, царь Ирод «повелел истребить всех младенцев от двух лет и ниже».   Снова Иосифу во сне явился Ангел и сказал: «Возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. Легко сказать «отправляйся в Египет». Это же путь по пустыне, как его преодолеть с малым ребенком и слабой женщиной?!  Апокрифические предания говорят, что Господь помогал  Святому семейству и в пути, и в самом Египте, где Иосиф, видимо, зарабатывал на жизнь  плотничьим своим ремеслом. Где-то там поддерживаемый Марией Иисус сделал свои первые шаги навстречу Иосифу.  И Иосиф учил его ходить,  залечивал ему ушибы, болячки, раны. Иосиф учил его говорить, рассказывал древние  библейские сказания.
   По  прошествии  некоторого срока       Ангел известил  Иосифа о возможности возвращения домой, ибо «умер Ирод, искавший души Младенца». Святое семейство возвращается в Назарет и следует несколько лет обычной, земной жизни.  В иудейских семьях того времени дети с пяти лет не только учились грамоте, но и начинали наследовать профессию отца. Отсюда  толкователи Евангелия делают вывод, что Иисус в молодости был плотником.
   «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости,  и благодать Божия была на Нем». Особо проявилась эта благодать и премудрость, когда в процессии по случаю праздника Пасхи 12-летний Иисус  с родителями отправился в Иерусалим. На обратном пути, уже на исходе дня, родители хватились, не найдя сына среди участников процессии. В тревоге и смятении отправились они обратно, и только на третий день обнаружили отрока в иерусалимском храме. Иисус беседовал с учителями Закона и книжниками, которые поражались Его недетской мудрости.    На вопрос измученной Матери: « Чадо!  Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя».  Иисус им  довольно строго ответил: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов». Что могли бедные родители ответить Такому Сыну. Молчали, но у обоих  немо и незримо  болело сердце.
   Смысла  слов, сказанных взрослеющим Иисусом, родители не поняли, но «сохраняя их в сердце», бесконечно размышляли и  вспоминали явления Небесных посланников. Теперь они с напряженным вниманием и растерянной робостью  приглядывались к сыну.
  Дальше имя  Иосифа в Евангелиях не вспоминается. Апокрифические источники говорят, что Святой Иосиф  скончался в возрасте около ста лет.  Может, вскоре после посещения иерусалимского храма. Говорят, что тогда ему  снова явился Ангел небесный, предупредив о грядущей смерти.
    Согласно разным источникам, Святой Иосиф  был похоронен либо в Назарете, либо в  Иерусалимской  долина Кедрона, либо в семейной усыпальнице Марии. Но праха его нет нигде. Посему и возникли предположения, что Иисус забрал  тело земного отца Своего на небо.