Исповедь Гл. 1

Гайкова Нина Николаевна
                Исповедь…
              Глава первая «Во имя чего?...»
Исповедь! Само слово свидетельствует о необходимости рассказать о своей жизни – вернее - не о жизни как таковой, а о поступках, переживаниях. А ещё заставить людей задуматься.
Речь пойдёт об известном, трагическом по сути своей поэте, которому Господом лишь двадцать семь лет жизни земной даровано было. О Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Одна из главных тем русской  поэзии – поиск себя, поиск смысла жизни. И рано или поздно осознание того, что без поиска Бога путь этот тупиковый. Чаще всего звучит тема духовных исканий в поэзии более поздней – да, как уже сказано было, времени у поэта не было.
И «высокая духовность, строгий лиризм» русской поэзии, о которых говорил Н.В.Гоголь, чаще всего – результат мучительного поиска, результат непростых размышлений. Может быть, результат трагических заблуждений и выхода из них.
  И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
 Тема одиночества? Если да, что уже как «итог». Вспомним одинокого героя Ф.М.Достоевского из «Белых ночей», очарованного Петербургом.
А лирический герой М.Ю.Лермонтова приходит к столь неутешительному выводу -  что «жизнь – такая пустая и глупая шутка», «заглянув в себя» и «посмотрев с холодным вниманием вокруг».   
 Вот и получается, что дело в нём самом, в потере смысла жизни. Оттого лирический герой – а по сути сам поэт и одинок...
Похожие мысли читаются и в стихотворении «Дума»:
 Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
 Образ «потерянного» поколения показан и в романе «Герой нашего времени» как апогей утраченного смыла жизни, утраченных нравственных ориентиров.
Но возвратимся к поэзии. Конечно, столь мрачное мировоззрение связано во многом и с жизнью самого поэта – в частности с его безответной любовью. Неслучайно появилось стихотворение «Нищий», в котором «кто-то камень положил в его протянутую руку» - в насмешку.
Сам нищий, как оказалось, лишь – аллегория – потому что в финале…
 Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
 И в «Завещании» говорит лирический герой о «пустом сердце», которое не стоит жалеть.
     Пускай она поплачет…
     Ей ничего не значит! –
завершает «обиженный на весь мир» лирический герой, которому на самом деле очень больно. А поэту было только 16 лет…   
Если бы безымянный герой «Белых ночей» размышлял подобным образом, вряд ли бы читали мы его воспоминания.  А он счастлив тем, что были в его жизни его любовь и мечта. «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?...»
И снова хочется сказать, что дело в самом поэте как человеке, словно давшему себе «установку» на страдания. Да разве не переживал кто-то безответной любви?!
      (Продолжение следует)