Лезгинский традиционный костюм. Наследие предков

Шери Пашаева
                Лезгинский традиционный костюм: наследие предков.

В великом наследии лезгинского народного искусства особую роль играет традиционные народные костюмы, впитавшие в себя исторический, нравственный и духовный опыт народа. Именно этнический стиль одежды приобщает современников к истокам своей народной культуры. Народный костюм наряду с языковой культурой, устным народным творчеством, обрядовыми традициями образует единую знаковую систему, отражая определенный образ жизни. В настоящее время, несмотря на богатейший материал по дагестанскому костюму определённых народов, собственно лезгинский национальный костюм полноценно не изучен, не собран и не воссоздан. В этой статье мы поднимем несколько острых и взаимосвязанных проблем, влияющих прямо или косвенно, но крайне отрицательно на современное официальное представление о традиционной культуре лезгинского народа.

Этнические костюмы народа это объекты культурного наследия. Традиционный женский костюм почти каждого лезгинского селения имел свои особенности и различия. Например, помимо многочисленных серебреных и позолоченных украшений, общим было декоративное использование красного цвета. Речь об использовании красного цвета в деталях, но не как основной цвет одежды. Лезгины никогда не носили ярких, а тем более красных, женских нарядов или мужских. Красный цвет как основной использовался крайне редко и только для изготовления подростковых нарядов на обрядовые мероприятия, но ни в коем случае, не взрослых, а тем более, не мужских. И то, обычно красной деталью подросткового костюма был только широкий пояс, но не весь костюм. Но практически в каждом лезгинском женском костюме присутствовал так или иначе красный элемент в отделке мелких деталей. Красный цвет являлся доминантным в структуре лезгинских народных ритуалов как очищающий цвет, сакральный цвет Огня и повсеместно использовался в декоративной отделке лезгинской традиционной женской одежды. Красным нитками вышивались детали костюма. В связи с этим стоит упомянуть об таком давно утраченном прикладном искусстве как «вышивка» у лезгин.  В историческом прошлом лезгин вышивка была развита как отдельный декоративно-прикладной промысел. Особенно была известна у лезгинских мастериц прошлого вышивка золотом и серебром особой техникой гладью, вприкреп, используемых при золотом шитье, а при вшивание цветными нитками стебельчатым, тамбурным швом. Вышитые таким образом изделия хранятся в Ахтынском (Ахцахском) краеведческом и в некоторых российских этнографических музеях.

Вышивка выполнялась на бархате, атласе, сукне, шелке, коже, использовался геометрический, растительный и зооморфный орнамент. Лезгинский традиционный женский костюм отличался в разных областях Лекзии. В ряде лезгинских сел бытовала традиция сплошь украшать серебреными изделиями большую часть костюма. Причём, лезгины единственный горский народ Дагестана, который использовал такой металл как золото, имел технику золочения серебра при изготовлении женских украшений. В то время как остальные народы Дагестана золото вообще не использовали (золото у них считался негативным металлом, притягивающим зло). В то время как у лезгин, совсем наоборот, золото, особенно старинное «жёлтое» золото, олицетворяло солнце и считалось очень благоприятным для ношения. Широко были распространены зооморфные мотивы в украшениях: серьги, браслеты, обильно украшенные чеканкой, крупной зернью и сочной филигранью, несли изображения птиц, диких животных, жуков, коней, человеческой руки (хамса).  Различались украшения, которые использовались в головных уборах; украшения, нашиваемые на платье; поясные украшения и украшения, надеваемые на руки.

Самым распространённым элементом головных и нагрудных украшений у лезгин был символ язычка огня «бута», широко бытовавшая у древних лезгин, и представленная в традиционных поясах и в праздничном головном уборе «Къукъем», забытом ныне. О головном уборе «Къукъем» мы по мере возможности проводим исследование. Любая помощь приветствуется. На данном этапе мы выяснили, что слово «къукъем» имеет лезгинское происхождение, но было заимствовано некоторыми другими народами Дагестана в связи с единичными случаями ношения данного головного убора среди них в прошлом. В настоящее время традиция ношения головного убора «Къукъем» потеряна самими лезгинками, в связи с чем мало лезгины мало упоминаются при описании данного головного убора. И даже больше, в некоторых работах безосновательно он выдаётся то за лакский, то за аварский головной убор. Хотя он является на самом деле исконным лезгинским женским головным убором. К сожалению, отсутствие собственно лезгинских исследований народного костюма и дают широкую почву для спекуляций в этом отношении. В связи с чем нам нужно исправить положении дел и вернуть этот предмет материальной культуры нашего народа в употребление в праздничные или в свадебные наряды в этническом лезгинском стиле.

 При этом мы должны обозначить географический ореол исследования народного костюма и его реконструкции. Безусловно он должен охватывать всю этническую территорию лезгин, без учёта современных политических границ. Без такого подхода, любые исследования будет неполноценны.

Неправильно изучать лезгинский национальный костюм только в пределах Южного Дагестана, как это делалось в советском и российском Дагестане, отсекая половину народа за пределами республики, проживающего на своей этнической территории в северной части Азербайджана. Именно это обстоятельство и сыграло роковую роль в утрате культурно-исторической целостности в представлениях о лезгинах в Дагестане и среди самих лезгин. Лезгинские селения, разбросанные на большом промежутке Северо-Восточного Кавказа, имели разнообразные костюмы, отличающиеся иногда даже от соседних сёл, не говоря уже об областях. Не принимать к сведению южный ореол лезгин несправедливо в отношении всего лезгинского народа. Рассматривать традиционную культуру, этнографию, историю и народно-прикладное искусство лезгин необходимо в пределах всего этнического ореола проживания лезгин издревле, а не исходя из поздних политических границ, разделивших народ на две части.
Представление народного костюма, традиций, культуры, истории лезгин исключительно в рамках Южного Дагестана, вычёркивая другую половину лезгин, волею судеб оказавшимся в другой республике, наносит огромный и невосполнимый ущерб всей традиционной материальной культуре, этнографии, искусству и истории лезгинского народа. Нужно ставить вопрос об изучении истории лезгинского народа целиком на всём протяжении своего этнического ореола вне зависимости от того в каких республиках народ оказался в 1918-1920 годы. Этнос не виноват, что он разделён на две части. И это обстоятельство не должно сказываться и на научном изучении истории, традиций и культуры разделённого этноса.
 
 В настоящее время происходит усиление значимости этнического самосознания, повышение внимания к материальным и духовным ценностям, созданным народной культурой. Вполне закономерно стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе и в одежде. Сейчас мы имеем последний шанс на реконструкцию подлинных лезгинских костюмов прошлого в соответствии с регионами, областями, селениями лезгин, разбросанных от Дербента до Куры в целостном или остаточном своём составе. Старинные лезгинские селения правобережья Куры, подвергшие культурно-языковой ассимиляции, привнесли свои этнические костюмы в чужую среду, где они стали также частью чужой культуры, утратив свою аутентичность. Этим и объясняется схожесть лезгинского этнического костюма в некоторых деталях с азербайджанским в приграничной зоне. Стоит исследовать все эти моменты более глубже для установления кто у кого заимствовал на самом деле. Насколько важно и необходимо восстановление всех лезгинских этнических костюмов со всеми своими особенностями, следует из той характеристики, которую дала женской этнической одежде дагестанский исследователь А. Г. Булатова: «Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов», что «костюмный комплекс это совокупность предметов одежды и дополнений (головные уборы, обувь, аксессуары) гармонично сочетающиеся и взаимозаменяемые между собой, определяющие историческую и этническую принадлежность его носителя. «Народная одежда создается простым людом и существует в быту ряда поколений, соответствуя их внешнему облику, образу жизни и характеру труда. Уходя корнями в глубокую древность, народная одежда продолжает существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальной культуры».

Нужно ставить вопрос исследования костюма лезгинской общности в своём проявлении на протяжении всего своего этнического ореола. Нужен полноценный анализ женской одежды всех лезгинских общностей и малочисленных этнических групп лезгин в одном едином лезгинском каталоге. Это наиболее правильный подход. Например, бытует неверное мнение, что лезгинские женщин якобы не носили височных украшений, что опровергает арчинский женский костюм, сохранивший в себе архаичные черты лезгинского костюма наиболее всего. Арчинцы это один из северных ветвей лезгинского народа. Если мы внимательно изучим арчинский народный костюм, то мы на самом деле найдём в нём много общего с лезгинскими костюмами прошлого, много схожего именно в деталях декора.  По описанию Е.М. Шиллинга и З.А. Никольской, особенностью чуткъу арчинок прошлого был его декор. Арчинская чуткъу явно отличалась от окружающих арчинцев народов Нагорного Дагестана и украшалась ассиметричной нашивкой из серебряных монет, широкой слева и зауженной справа. Помимо монет, на налобную часть нашивалась навеска из цепочек с бляхами. Нашивка с обеих сторон закреплялась подбородочной лентой, расшитой серебряными монетами. Исследователи, заметив эту особенность арчинской чуткъу, соотносили его форму с отголосками христианства, что «обилие левого серебра» в арчинской чуткъе объяснялось проявлением уважения к мужчине. Шубка арчинки также отличалась от шубок других соседних народов Нагорного и Центрального Дагестана, она имела ассиметричный низ: со стороны переда подол был короче, чем со стороны спинки. Такая же ассиметричность низа встречается и в шубках высокогорных лезгин, в частности, ахцахских. Шубку такого покроя украшала вышивка цветочным орнаментом, выполненная стебельчатым швом. Как видите, нужны серьёзные исследования в этой области. Изучение арчинских костюмов прошлого поможет лезгинам в реконструкции наиболее утраченных древних форм нарядов.

Также можно привести пример нетипичных для всего остального Дагестана женских нагрудных фартуков в костюмах самурских лезгинок (ахцахских, рутульских, цахурских) разных видов, которые мы видим на редких старых дореволюционных фотографиях или фотографиях раннего советского периода. На съемный нагрудный фартук по длине до полы платья нашивались монеты, литые фигурки животных, амулеты, серебренные украшения. Точно такие же нагрудные фартуки мы можем наблюдать в удинском женском костюме. Поверх платья надевали фартук (передник), украшенный серебреными монетами, и табасаранские женщины.

Кюринские лезгинки носили длинный передник «хириган», также очень похожий на нагрудный фартук самурских лезгин, удинок и табасаранок. Можно также упомянуть табу на белые платка у замужних лезгинок, одеваемого поверх чуткъу. Белые покрывала и платки поверх чуткъу позволялось носить только девушкам на выданье. Замужние лезгинки почти всего этнического ореола любили поверх чутькъу платки в клетку бордового и черного цвета. Такое же табу на белые покрывала у замужних женщин поверх чуткъу было и у арчинок. Женщины всей лезгинской общности носили массивные позолоченные пояса с позолоченной серебряной пряжкой в форме солнечного диска, украшенный цветными камнями. Эти пояса являются практически национальным брендом лезгин, так как более нигде на Кавказе у других народов они не встречаются. Позолоченные серебряные нагрудные украшения и массивный позолоченный серебряный пояс, украшенный камнями, носили женщины всей лезгинской общности от Иллису до Дербента. Что свидетельствует о том, что женские этнические костюмы лезгинской общности имели как свои отличительные черты, так и общие свойственные только им черты в рамках своего этнического ареола проживания. Проблема заключается в неизученности, в забвении культурного наследия лезгинской общности в целом и в крайне скудных выявленных полевых материалах в советское время.

В настоящее время практически утеряны достоверные сведения о правильной комплектации составляющих костюма многочисленных этнических групп лезгинской общности, проживающих на обширной территории от Закатал, Иллису, Шахсув (Шахдаг) до Дербента.

Надо помнить, что этнический костюм лезгинки служил одновременно и оберегом для семьи, детей, дома. Даже повседневные костюмы лезгинок прошлого были уникальные образцами с роскошным декором и разнообразием форм, свидетельствуя об истинном мастерстве лезгинских рукодельниц, вышивавших вручную сложные орнаменты на любой одежде. Именно такие роскошные, вышитые вручную, украшенные стилизованными украшениями со смыслом, с реконструированными головными уборами, лезгинские костюмы и должны быть воссозданы в ближайшее время в качестве полноценной лезгинской этнической экспозиции.


Статья была опубликована в районной газете "Новый мир" (с.Ахты) в выпусках за ноябрь 2023.