Томас Хукер. Истинное видение греха

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИСТИННОЕ ВИДЕНИЕ ГРЕХА
Томас Хукер

Как это истинное видение и постижение греха должным образом обнаруживает себя? Я отвечаю, истинное видение греха связано с двумя условиями; или оно проявляется в двух вещах. Мы должны видеть грех, 1. Ясно. 2. Убедительно, зная, что это такое само по себе и чем оно является для нас, не во внешнем виде и красках, а в его силе; не скрывать это только в понятии и суете, но видеть это с применением.
Мы должны ясно видеть грех в его собственной природе, в его естественном цвете и подобающем оттенке: Это не всякое незначительное самомнение, не всякое обобщение и предвзятость, запутанные мысли или неосторожное соображение, которые послужат повороту или выполнят свою работу; здесь мы все грешники; это моя немощь, я ничего не могу с этим поделать; это моя слабость, я не могу избавиться от нее; ни один человек не живет без ошибок и безумств, у лучших есть свои недостатки, во многих вещах мы не можем избавиться от них, они оскорбляют всех. Но, увы, , весь этот ветер не колышет кукурузу, и правильно увидеть грех, конечно, стоит дороже, чем несколько слов. Одно дело сказать, что грех то-то и он такой-то, другое дело увидеть, что это так; мы должны мудро и неуклонно смотреть на наши беды, смотреть греху прямо в лицо и разглядеть его в полной мере; нежелание этого является причиной того, что мы неправильно оцениваем наши состояния, а не исправляем наши сердца и желания (Гал. 6.4).  Пусть человек сам проверит свою работу, прежде чем Ювелир сможет отделить золото от шлака и увидеть, как он отделяется от него, он должен исследовать самые недра Металла и испытать его не попробовав на вкус, а с помощью прикосновения, молотком и огнем; и тогда он сможет сказать, доказав, что это такое; так и здесь.
 Мы воспринимаем грех в толпе и понаслышке, когда обращаем внимание на некоторые распространенные и привычные выражения, употребляемые людьми в их обычной беседе, и таким образом сообщаем о том, что говорят другие, и все же можем никогда не знать Правды, что бы ни говорили другие или мы сами, но мы не выделяем наши пороки и не рассматриваем их отвратительность, поскольку они обнажаются в своей собственной Природе; это мы должны делать.  Существует огромная разница между знаниями Путешественника, который лично  видел многие побережья, проехал через многие страны и поселился там на некоторое время, и по опыту был очевидцем крайнего холода и палящей жары, созерцал славу и красоту одних мест, бесплодие и низость других.; он был на войнах и видел царившие там разруху и запустение; и другого, который сидит у своего камина и с удовольствием читает истории о них в книге или рассматривает их соотношение на карте, , и разница в их знаниях более чем существенная: один видел страну на самом деле, другой - только в рассказе; один видел само место, другой - только в красках нарисованной карты.
Аналогичное различие существует и в правильном различении греха; человек смотрит по компасу на весь свой  курс, исследует рамки собственного сердца и изгибы и повороты своих желаний, и он видит, что такое грех и что он натворил, как он разрушил его покой и утешение, разрушил и положил конец самим Принципам разума, природы и морали, и поверг его в ужас перед самим собой, когда он взглянул на отвратительные мерзости, таящиеся у него за пазухой, так что он боится даже приблизиться к присутствию Господа, чтобы оплакивать свои грехи и молить о прощении, чтобы он не был посрамлен за них, в то время как он всего лишь исповедуется в них; он боится и стыдится того, что кто-либо из живущих людей узнает хотя бы малую часть того, что он знает сам, и мог бы считать счастливым, если бы его самого не было, чтобы память о его отвратительных злодеяниях могла исчезнуть.
Другой с радостью слышит подобные проповеди или повторения, читает их в письменном виде или записанные у некоторых авторов, и способен запоминать и соотносить их . Один видит историю греха, другой - его природу; один знает отношение греха, как оно описано и зафиксировано; другой - его ядовитость, поскольку на собственном опыте он нашел и доказал ее. Одно дело - увидеть болезнь в Книге или в теле человека, другое - найти и почувствовать ее в себе. Вот отчет о ней, здесь - ее злобность и яд.
Но как нам ясно увидеть Природу греха в его обнаженном виде? Это будет открыто и может быть понято в следующих подробностях Взглянем на это: во-первых, с точки зрения отношения к Богу. во-вторых, с точки зрения того, что касается нас самих.
Поскольку это относится к Богу, таким образом может проявиться гнусность природы греха. Грех хочет лишить Бога того абсолютного Превосходства, которое действительно есть Его Царская прерогатива и особым образом присуща Ему, как Бриллиант его Короны и диадема его Божества, как и Апостол говорит: Он есть Бог над всеми, благословенный во веки веков ( Рим. 9.5). Все от него и все для него, он - абсолютное первое существо, абсолютный последний конец, и в этом венец его Славы. Эти атрибуты Мудрости, Благости, Святости, Могущества, Справедливости, Милосердия, сияние и одновременность всего этого, встречаясь вместе, подчеркивают непостижимое превосходство его славного Имени, которое превосходит все похвалы, Твое есть царство, сила и слава, право над всем, и, следовательно, правление всеми и Слава всего сущего принадлежит Ему.
В этом заключается непостижимая жестокость адской природы греха, что хочет просто свергнуть Всемогущего с Престола его Славной Суверенности, и действительно быть выше Его. Ибо воля человека - главнейшее из всех его творений, все создано для его тела, тела души, разума, чтобы подчинять волю, воля, чтобы подчиняться Богу, и чтобы
выбирать Его и Его волю, которая при нем, и Он один превыше всего этого: и это должно было быть его Троном и Храмом или Престолом, на котором Он навеки утвердил Свое верховенство. Он действительно особым образом намеревался встретиться с человеком и сообщить о Себе человеку в Своем праведном Законе, как правиле своей Святой и праведной воли, которым воля Адама должна была управляться и направляться к нему, и быть счастливой в нем; и все Создания должны были служить Богу через человека, и быть счастливыми благодаря Ему или через Него, служа Богу, и они были счастливы в Нем, но когда воля вышла из-под власти Его правления, из-за греха, она решила, что выше Бога и была бы счастлива без Него,
Верховенство Божия закона в каждой Его заповеди является троекратным выражением Верховенства от Господа, и в этом заключается верховенство всех остальных Его атрибутов. Это:
1. Могущественное превосходство Его справедливой воли, поскольку он имеет право распоряжаться всем и власть повелевать всем по Своему усмотрению, что Бог пожелает  (Рим. 9. 22). Мой совет останется в силе, и Я буду исполнять все, что сочту нужным ( Ис. 46.10). И как это справедливо для того, что должно быть сделано с нами, так Его воля обладает верховной властью в том, что должно быть сделано нами. Мы должны сказать, что да исполнится воля Господня; поручительство Дэвида состояло в том, чтобы исполнить все Божьи желания (Деян. 13.22),. и сам наш Спаситель исповедует в Иоан. 6. 38. что Он пришел исполнить не Свою собственную волю, но волю пославшего Его, а потому Его гнев, ревность и суд разразятся в случае неповиновения этому.
2. В законе Божьем также есть полнота мудрости, ниспосланная для того, чтобы
направлять нас на путь, по которому мы должны идти (Пс. 19.7). закон Божий делает мудрыми простых ( 2.Тим. 3.15); он способен сделать нас мудрыми ко Спасению.
3. Бога достаточно, чтобы удовлетворить нас. Блаженны те, кто ходит Его путями, и блаженны те, кто хранит Его Свидетельства. (Пс.. 118.1-2). Великое процветание имеют те, кто любит закон, и ничто не может оскорбить их, ст.16. и, воистину, не может быть большей награды за добрые дела, чем возможность поступать хорошо, тот, кто достиг своей последней цели, не может идти дальше, ему не может быть лучше.
Теперь грехом мы просто смещаем закон с его места, а Господа с его Славного владычества, срываем корону с Его головы, и хотим вырваться из Его рук, и мы говорим и исповедуем своей практикой, что в Нем нет ни авторитета и силы, чтобы управлять, ни мудрости, чтобы направлять, ни добра, чтобы удовлетворять меня, но я буду подчиняться своей собственной воле, ведомый собственным обманутым разумом и удовлетворенный  собственными похотями. Таково обличье каждого неблагодарного сердца, совершающего грех; итак, фараон, кто такой Господь? Я не знаю Господа и не отпущу Израиля (Исх. 5.2). Во времена своего процветания посмотрите, как евреи отворачивались и стряхивали с себя власть Господню, мы Владыки (говорят они), мы больше не придем к Тебе (Иер 2. 31). и языки наши принадлежат нам самим, кто будет владыками над нами? (Пс. 12.4).
Итак, ради мудрости мира, посмотрите, как люди выставляют грех напоказ, как не стоящее внимания. Мы будем поступать по своему усмотрению, и мы позволим каждому творить воображение своего собственного злого сердца (Иер.18.12); да, они устанавливают  собственные традиции, собственных идолов и заблуждения, и господствую над законом, делая повеление Бога не имеющим никакого значения (Мтф.15.8-9) Тогда по их слову (Иов. 22. 17. Мтф. 3. 14), какое благо. в том, чтобы служить Богу, и какая польза от того, что мы соблюдаем Его предписания, да, его заповеди всегда печальны, Это печальная вещь для распущенного человека, он не может иметь своих удовольствий, но он должен иметь свою вину и желчь вместе с ними. Это печально для всего мира, что он не может удержать их и иметь мир неправедными средствами, но совесть удерживает человека как нарушителя закона.
Ты, знающий и сдерживающий свою гордыню, упрямство и свои недуги, несомненно, знаешь, что ты просто свергаешь Бога с Престола его славного Верховенства, и ты исповедуешь, что не воля Божья, но твоя собственная (которая выше Его) будет править тобой, твой плотский разум и безумие твоего разума превыше мудрости Господа, и это должно направлять тебя; для тебя угождать твоему собственному упрямому, извращенному духу - большее благо, чем подчиняться и угождать Богу и наслаждаться счастьем, ибо это больше удовлетворяет тебя; так что, когда ты размышляешь только о своем пути, разве ты не удивляешься, что великий и ужасный Бог не сокрушает такого бедного наглого червя на съедение и не отправляет тебя в преисподнюю каждую минуту?
2. Это желание нанести удар по Сущности Всемогущего, и желание грешника состоит не только в том, чтобы Бог не был верховным, но и в том, что его действительно не должно быть вообще, и, следовательно, это разрушило бы бытие Иеговы (Пс.. 81.15). Грешников называют ненавистниками Господа: они ненавидели и Меня, и Моего Отца. (Иоан 15.24). Тот, кто ненавидит, всегда стремится, если это возможно, к уничтожению того, что ненавидит, и, несомненно, будь это в их власти, они бы изгнали Бога с Небес, свет Его истины - из своей Совести, а закон - из Обществ и собраний, где они живут, чтобы у них было достаточно места, чтобы жить так, как они считают нужным. Нет, что бы они ни ненавидели больше всего, и что бы ни замышляли, и против чего бы ни замышляли больше зла во всем мире, они больше всего ненавидят Бога и замышляют против Него больше зла, чем против всех своих врагов, кроме того, потому что они ненавидят всех ради Него, поэтому о нечестивых людях говорится, что они разрушают закон (Пс.126.19) Прелюбодей ненавидит тот закон, который осуждает нечистоту; Дождевой червь разрушил бы тот закон, который запрещает алчность, они готовы ненавидеть свет (Иоан. 3.21). ненавидеть Святых и слуг Господних (Иоан.15.18). Мир ненавидит вас, но тот, кто ненавидит светильник ради света,  ненавидит свет гораздо больше, тот, кто ненавидит верующих, ради Образа Божьего и Благодати, которая в них проявляется,  ненавидит Самого Бога, Благодать и Святость, больше всего, таким образом,  Я знаю, что ты уходишь и приходишь, и Твой гнев против меня (Ис.37.28).
О, это было бы их удовлетворением, если бы в мире не было Бога, Который управлял бы ими, закона, который обуздывал бы их, справедливости, которая наказывала бы, истины, которая беспокоила бы их, Научитесь этому, чтобы увидеть, как далеко простираются ваши восстания, Это  не аргументы, с которыми вы не согласны, не советы служителя, которые вы отвергаете, не приказ судьи, которому вы противитесь, не доказательства правления или разума, которым вы сопротивляетесь; но, да будет вам известно, что вы бросаете вызов самому Всевышнему, и это не Евангелие Благодати, которое вы бы уничтожили, но Дух Благодати, Автор Благодати Господь Иисус, Бог всей Благодати, которую вы ненавидите. Вы пересекаете весь путь Провидения, извращаете работу Творения и портите прекрасную структуру, а также то приятное соответствие и упорядоченную полезность, которые Господь впервые вложил в порядок вещей; Небеса отвергают их влияние, Земля - ее силу, зерно - ее питание, благодарите за это грех. Вместо трав появляются сорняки, вместо пшеницы - ядовитые травы, благодарите за это грех, Рим 8. 22. Все Существо (или Творение) погрязает в тщеславии, либо не может делать то, что оно хотело бы, либо упускает из виду то благо, которое оно намеревалось иметь, не порождает ничего, кроме тщеты, не приносит ничего, кроме досады, грех искажает все вещи так, что никто не может их ограничить, создает так много желаний, что никто не может удовлетворить их ( Еккл 1.15). Он творит нечестных слуг в семьях, так что ни один человек не может управлять ими, нечестивых жителей в городах, нечестивых членов в общинах, так что нет ни порядка, ни объединения с ними в этом дружном согласии и взаимном подчинении; знайте, что все это сделал наш противник, грех.  Человек был посредником между Богом и Творением, чтобы передавать все добро со всем его постоянством, и поэтому, когда Человек ломается, Небо и Земля распадаются на части, канал трескается и смещается, не может быть передачи из Источника.
Что касается нас самих, то мы видим и рассматриваем обнаженную природу греха
в четырех деталях. Это то, что создает разделение между Богом и душой, разрушает тот Союз и общение с Богом, для которого мы были созданы и в наслаждении которым мы должны быть благословлены и счастливы, Ухо Божье не отяжелело, чтобы не слышать, и рука Его не перестала помогать, но ваши беззакония разделили Бога и вас, и ваши грехи скрыли Его лицо, чтобы Он не услышал (Ис.59.1-2),Он говорит, что Он - Бог. Бог, Который не желает ни зла, ни беззакония (Пс.5.4) В Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое, но вне его будут псы (Откр. 21. 27). Псы идут в свою конуру, а свиньи в свой хлев и грязь: но если бы злой нечестивец взошел на Небеса, Господь сошел бы с Небес; в них не будет обитать беззаконие с грехом.
То, что лишает меня моего величайшего блага, ради которого я пришел в этот мир, и ради которого я живу и тружусь в этом мире, и без которого мне лучше было бы никогда не рождаться; более того, то, что лишает меня всеобщего блага, блага, в котором есть все хорошее, это непременно должно быть злом, но в нем есть все зло; но точно так же грех лишает меня Бога как объекта моей воли, и  желания всего доброго, и поэтому это, воистину, должно принести с собой все зло. Стыд отнимает у меня Честь, Бедность - мое богатство, Преследования - мой Покой, Тюрьма - мою Свободу, Смерть - мою жизнь, и все же человек все еще может быть счастливым, расстаться с жизнью и жить вечно: но грех отнимает у меня Бога, и все пришедшие  с Ним блага; Процветание без Бога не будет моей добычей, честь без Него - будет моим проклятием; , слово без Бога ожесточает меня, мои усилия без Него вообще ничего не приносят мне во благо. Естественный человек ни в чем не имеет Бога и, следовательно, не имеет добра. Это приводит к неспособности  моего "я" получать добро и к невозможности для Самого Бога творить мое духовное благо, в то время как мой грех продолжается, и я продолжаю не раскаиваться в нем. Это невозможность духовного благословения: почему вы нарушаете Заповедь Господа, так что вы не можете преуспевать, не делаете, что можете (2 Пар. 24. 20). И тот, кого часто упрекают, ожесточает свое сердце, будет внезапно уничтожен, и нет никакого средства от этого., У того, кто проливает лекарство, которое должно его вылечить, выбрасывает еду, которая должна его накормить, нет ни пищи, ни лекарства, но ему нужна лишь краска стыда.
Совершение греха приводит не только к отделению от Бога, но и к упорному сопротивлению и продолжению в нем, что поддерживает бесконечную и вечную дистанцию между Богом и душой: так что до тех пор, пока продолжается греховное сопротивление твоей души, Бог не может удостоить утешающим и направляющим присутствием своей благодати; потому что это Крест на заключенном им Завете Благодати, который Он не отвергнет, и на своей Клятве, которую Он не изменит. Итак, если Господь спасет тебя и твою испорченность, вознесет тебя и твое гордое, верующее сердце на небеса, он должен аннулировать Евангелие (Евр. 5. 9. Он - Автор Спасения для тех, кто повинуется Ему, и отрекся от себя (Евр. 3.18). Он поклялся, что неверующие не войдут в Его покой, иначе Он должен перестать быть справедливым и святым, а значит, и быть Богом. Как сказал Саул Ионафану о Давиде,. Пока жив сын Иессея, не утвердишься ни ты, ни Царство твое (1 Цар. 20. 30- 31). Так что пока ты ублажаешь самого себя и свою собственную душу; пока продолжаются эти мятежные смуты, Благодать, Мир и Царство Христово могут никогда не утвердиться в своем сердце, ибо это упорное сопротивление ничем не отличается от бедствий состояния проклятых, когда они приходят в  свою высшую меру, но пока она еще не является полной и окончательной, происходит своего рода уменьшение ее меры и прекращение ее силы.
Представь, что ты увидел Господа Иисуса, грядущего на облаках, и услышал последний удар трубы: восстаньте, мертвые, и придите на суд: Представь, что ты увидел Судью всего Мира, сидящего на Троне, тысячи Ангелов перед ним и десять тысяч служащих Ему, овец, стоящих по правую руку от Него, и козлов слева: Предположим , ты слышишь этот ужасный приговор, и окончательный Приговор исходит от Господа Жизни (чье Слово сотворило Небо и Землю и потрясет и то, и другое). Отойди от меня, проклятый; Как бы содрогнулось, опустилось и умерло в тебе твое сердце при мысли об этом, если бы ты действительно верил, что это твоя доля? Знай, что своим ежедневным пребыванием в грехе ты, насколько это в твоих силах, приводишь в исполнение этот приговор своей душе: это твоя жизнь, твой труд, желание твоего сердца и твоя повседневная жизнь. Практикуй отступление от Бога всякой Благодати и Мира, и  ты обратишь могильный камень вечного разрушения на свою собственную душу.
Это причина, которая приносит все другие виды наказания в мир, и без этого они не являются злом, но постольку, поскольку в них есть грех. Жало беды, ядовитость и пагубность наказания и скорби, зло из зол любого суда - это грех, который приносит его или сопутствует ему. Твое собственное нечестие исправит тебя, и твои грубые действия обличат тебя, поэтому знай, что это зло и горечь, что ты оставил Господа ( Иер. 2.19). Твои желания и поступки принесли тебе все это, поэтому это горько и проникает в сердце ( Иер. 4. 18). Принимать страданя и кресты без греха, это все равно что иметь смерть без жала, змею без яда, вы можете взять их и приготовить из них лекарства. Итак, Павел в 1 Кор. 15. 55.  играет со смертью, забавляется с могилой. О смерть, где твое жало? О Могила, где твоя Победа? Жало смерти - это грех.
Все разлражающие скорби в печалях и наказаниях, помимо того, что они исходят от греха или же ведут к нему, они скорее улучшают то, что у нас есть, чем отбирают то, что нам действительно полезно; кажется, мы скорее приобретаем наши утешения, чем, теряем их, да,  они взращивают наш венец, и не умаляют нашего утешения. Благословенны вы, когда люди поносят вас, и гонят вас, и всячески злословят о вас ради Меня, ибо велика ваша награда на Небесах (Мтф. 5). В гонениях и поношениях есть благословение, когда они не смешиваются с воздаянием за наши грехи; да, наше кратковременное страдание за благое дело и чистую Совесть приносит превосходную славу.
Если тогда грех приносит все зло и действительно причиняет нам все зло, то разве он хуже всех этих зол? Он навлекает проклятие на все наши утешения, разрушает все наши благословения беззаконием, нет, не в тех, кто называет себя Святыми, хотя большинство поклоняется ему, нет, ни в его Сыне Господе Иисусе, не в его Святых, . Господь поклялся самим собой, что я питаю отвращение к превосходству Иакова  (Ам, 8. 7); каковы бы ни были их превосходства, их привилегии, если они не возненавидят грех, Бог возненавидит их, Хотя Кония был как печать на Моей правой руке, оттуда Я бы вырвал его  (Иер. 22. 24).. Более того, грех не мог вынести проявления этого в Господе Христе, ибо когда на нашего Спасителя пало всего лишь отражение греха (если можно так выразиться), даже вменение Ему наших прегрешений, хотя Он никогда не совершал никакого беззакония , Отец удалил от Него Свое утешающее присутствие, и смог обрушить на Него Свое бесконечное неудовольствие, заставив Его воскликнуть: "Боже Мой , Боже Мой, почему Ты оставил Меня?".
Да, грех настолько зол, (что, хотя он и присущ Природе, которая есть благо Творения Божьего), что в нем нет ничего хорошего, ничего такого, чем Бог мог бы владеть; но во зле наказания дело обстоит иначе, ибо муки дьяволов и наказания проклятых в Аду, и все бедствия, причиняемые нечестивым на Земле, исходят от праведного и мстящего Правосудия Господня, и Ему принадлежит такая казнь как Его надлежащая работа: Есть ли в городе какое-либо зло ( а именно наказание), и Господь не совершил этого? Я заключаю мир, я творю зло, я, Господь, совершаю все это: (Ис. 45.7). Из справедливости Божьей вытекает, что Он не может не воздать каждому по его собственным желаниям и делам; те земли принадлежат человеку, святой Израилев не властен над ними; но Он справедливый палач в бедствиях, которые причиняются и от которых страдают за это; и, следовательно, наш благословенный Спаситель стал нашим Поручителем и, стоя в нашей комнате, он перенес муки Второй смерти, даже неистовство гнева оскорбленного Бога; и все же  было невозможно, чтобы Он мог совершить малейший грех или был запятнан малейшей порочной болезнью. И несомненно, что лучше претерпеть все язвы без какого-либо единого греха, чем совершить малейший грех и освободиться от всех язв.
 Предположим, что все несчастья и печали, которые когда-либо постигали всех нечестивых на Земле и в Аду, должны были собраться вместе в одной душе, как все воды собрались вместе в одном море: Предположим, ты услышал рев бесов и увидел разверзшийся Ад и пламя вечного горения мелькает перед твоими глазами; несомненно, для тебя было бы лучше быть ввергнутым в эти немыслимые муки, чем совершить малейший грех  против Господа: сейчас ты так не думаешь, но однажды ты поймешь, что это так.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn