Белая комната в темноте

Михаил Ермоленко
(Новелла)

Была тьма. Тьма была над бездной и бездна была тьмой.

Из недр абсолютной черноты тянулся длинный коридор, ведущий к единственной белой двери, освещенной матовым светом, словно факел в ночи.

По этому коридору медленно, шаг за шагом, продвигался человек,  приближаясь к цели. Темнота коридора постепенно уступала перед белизной света.

Человек не знал, сколько времени прошло, пока он не дошел до конца коридора. Здесь не было понятия времени. Мгновение и вечность – всё едино.

Человек чувствовал присутствие тишины, которая заполняла все пространство бездны. Тишина была живой, она непрерывно следила за ним и поглощала всё – шум его дыхания, стук его сердца, звук его шагов.

Подойдя к двери, человек остановился. Странное смятение охватило его. Ему казалось, что он уже тысячу раз открывал эту дверь, и каждый раз как будто впервый раз.

— Я пришел, – громко сказал он тишине. – Или я вернулся?

Тишина пожала плечами, какое это имеет значение?

Человек протянул руку и отворил дверь. За ней была большая белая комната без окон и мебели. Белые стены, белый пол, белый потолок, и все было освещено неярким белым светом.

Человек зашел в комнату и недоуменно оглянулся.

— Я уже был здесь? – опять спросил человек тишину. – Что мне делать?

Тишина заинтересованно смотрела на человека – догадается ли он, что надо делать?

Всмотревшись, человек заметил, что все стены и пол были  разрисованы тонкими контурами разных форм — от квадратов до кругов и многоугольников.

Человек неуверенно прикоснулся к одной области, и контур внезапно окрасился разноцветными красками.

Человек ошарашенно осмотрел буйство красок и увидел там смеющееся лицо младенца.

— Это же я! – удивленно воскликнул человек.

Тишина кивнула в знак согласия. Да, это ты в младенчестве.

Человек прикоснулся к соседней области и получил еще кусок красочной картинки. В ней он вспомнил свой первый поцелуй, сорванный украдкой у соседской девочки.

Еще одна область открыта – обида от близкого человека...

— Да здесь вся моя жизнь! – догадался человек. – Наконец-то, я могу все вспомнить, а то просто провал в моей памяти…

Тишина улыбнулась. Да, это твои воспоминания, это твоя личность.

Человек начал открывать оставшиеся белые контура и видел новые и новые мгновения своего прошлого.

Человек не торопился, он долго рассматривал каждый открывшийся кусок, вспоминая досконально, как все было.

— А это я помню, неопытный был.. И это помню, мой маленький триумф… А это было печально, я так плакал…

Тишина наблюдала за магией воспоминаний. Она была милостива к человеку и не гасила звуки, которые он слышал, открывая каждый кусок своего прошлого.

Комната постепенно принимала разноцветный вид и человек чувствовал себя на подъеме, ведь это прекрасно, когда вспоминаешь свое “я”. Потолок желтел до солнечного цвета. Еще немного, стены разойдутся и человек выйдет из этой комнаты.

Человек скользил взглядом по разноцветным образам, рисующим историю его жизни, он все вспомнил.

— Я сейчас счастлив! – воскликнул он тишине. – Я стал полностью самим собой.

Тишина согласилась, мы все лишь собственные воспоминания, и замечательно, когда они вместе сложены в единую мозаику.

Но стены не разошлись. Что-то осталось незаконченным.

Быстро осмотревшись, человек увидел последнюю неоткрытую белую часть стены.

Он быстро подошел к ней, протянул руку и застыл на месте. Его сердце сильно забилось, и возросло напряжение.

Он почувствовал, что здесь ключ к последней загадке, ответ на которую он старался скрыть от самого себя. Если он откроет его, то узнает причину своего состояния и снова все забудет. И снова начнет свое долгое восхождение к белой двери из абсолютной темноты.

— Что мне делать? – спросил он тишину.

Тишина молчала, не выражая никаких чувств. Ей было всё равно. Какое бы решение он ни принял, он все равно не узнает, что там было. Если только…

Напряженно, с сомнением, человек снова приблизил руку к последнему неокрашенному участку стены, не решаясь коснуться.

Внутри него боролись страх и жажда истины. Он не мог принять решение – открыть последнюю часть своей жизни или оставить тайну нераскрытой, продолжив жить в комнате оставшихся воспоминаний, в надежде, что когда-нибудь стены разойдутся?

Но за это придется платить большую цену. Жить и видеть пустоту будет мучительно. Неужели это воспоминание более тяжелое, чем неведение?

— Что я сделал такого, что оно стало для меня фатальным?

Тишина снова пожала плечами. Какая разница, что ты сделал, главное, что ты это сделал. То, что ты потом не смог пережить.

Раньше человек открывал роковой участок памяти в случайном порядке, муки страданий были невыносимыми, его мозг не выдерживал, и всё сбрасывалось.

Но сейчас этот кусок будет открыт последним, и человек уже в состоянии его осознать. Если только…

— Тишина! Ты выслушаешь меня?

*************

“Безнадежный случай,” – вынес вердикт главный врач своему коллеге. “Уже который раз энцефалограммы показывают бурную активность мозга пациента. И когда до полного пробуждения остаются мгновения, все показатели обнуляются, и графики рисуют ровную линию. И так постоянно. Боюсь, что он уже не восстановится. Нужно будет сообщить его родственникам, чтобы не ждали чудес: из комы он не выйдет никогда. Если только…"