Звёздные туристы часть 95

Александр Крапивин Эльф
Тайна исчезновения культуры Саньсиндуй
В 1929 году один китайский крестьянин копал канаву. И вдруг его лопата вывернула пласт земли с фигурками из нефрита. Это была удача, фигурок оказалось много. Большая их часть разошлась по частным коллекциям, и конечно, активизировались археологи. Местность долго изучали, но находок больше не было.
Однако в 1986 году произошло сенсационное событие. На этот раз тоже повезло непрофессионалам. Рабочие местного кирпичного завода случайно обнаружили две огромные ямы, заполненные артефактами из различных материалов - глины, нефрита, бронзы, золота, - около 1000 штук.

Археологи начали интенсивные поиски вокруг, и наконец, пришла удача. Всего в тридцати метрах от первого был найден второй тайник.
Художественный стиль, в котором были выполнены бронзовые изделия, предметы из слоновой кости и золота оказался совершенно неизвестен знатокам древнего китайского искусства.
 
Содержимое тайников оказалось столь необычным, что с этого момента название местности Саньсиндуй навсегда вписано в историю китайской археологии.
Художественный стиль этих произведений поразил весь мир.
Там были золотые маски, топоры и нефритовые ножи, множество раковин ... и таинственные бронзовые головы с большими косыми глазами и острыми ушами.

Особенно много среди них было литых изделий из бронзы, причем технология изготовления поражала. Для крупных предметов древние металлурги использовали более крепкие сплавы, для этого к амальгаме меди и олова добавляли свинец, в то время они уже знали такие тонкости.
Среди крупных артефактов – дерево высотой 4 м и самая большая в мире бронзовая статуя, высота которой вместе с пьедесталом - 2.62 м. Вес статуи 180 кг, на голове ее - необычная тиара.
Проведенный углеродный анализ позволил определить их возраст – он составлял от 3 до 5 тысяч лет.
 
Что же такое Саньсиндуй? Сейчас, когда в этих местах в течение многих лет работали археологи, понятно, что люди жили в Саньсиндуе задолго до того, как Цинь Шихуанди основал первую императорскую династию и создал знаменитую терракотовую армию, и даже до эпохи Сражающихся Царств.
Поселение здесь возникло в конце неолита (самые ранние находки датируются примерно 2800 годом до нашей эры) и продолжило существование в период ранней бронзы.
Расцвета оно достигло в 2100–1400 годах до нашей эры, что соответствует в традиционной китайской историографии так называемому «царству Шан – Инь», располагавшемуся в бассейне Хуанхэ, то есть северо-западнее Сычуани, где находится Саньсиндуй.
 
В 1992 году был открыт музей Саньсиндуя, в котором можно увидеть все эти артефакты.
 
 Технологии возведения огромных храмов и перемещения каменных глыб

Уже не одно тысячелетие людей интересует вопрос о том, как же все-таки древним людям, имеющим только простейшее оборудование, удавалось перемещать каменные глыбы на огромное расстояние, а потом возводить из них величественные постройки. Каких только фантастических и даже нелепых версий не придумывали ученые и строители. И вот наконец-то они смогли определить. Подробнее - далее в нашем обзоре.
Ученые утверждают, что наконец-то узнали, как древние люди умудрялись перемещать каменные глыбы и возводить огромные храмы.
Исследователи древности уже не одно столетие пытаются разгадать тайну, каким же образом древние цивилизации смогли построить невероятные сооружения без применения тяжелой строительной техники. В особенности если учесть, что некоторые операции и манипуляции с каменными глыбами таких исполинских размеров недоступны даже современным строителям. Каких только версий не выдвигали исследователи древностей, но дальше фантазий на тему инопланетян, помощи богов и всякой подобной чуши мало кто продвинулся. Более разумные предположения есть у современных ученых, которые опытным путем начали искать ответы на вопросы.
 
Выступы и углубления на камнях, которые использовались для полигональной кладки, свидетельствуют о том, что камни явно обрабатывались в нужных местах. Совсем недавно кембриджская лаборатория Matter Design совместно с компанией CEMEX на выставке TED 2019, проходившей в Ванкувере, продемонстрировала, с какой легкостью человек может перемещать бетонные глыбы до 25 тонн. В это сложно поверить, но они наглядно показали, как древние цивилизации могли использовать именно этот способ при строительстве величественных храмов.
 
Сотрудники лаборатории Matter Design доказали, что блоки весом до 25 тонн можно передвигать одному человеку.
Примечательно: Matter Design – это исследовательская лаборатория и проектная студия в одном лице, которая использует альтернативные способы мышления, чтобы внедрять в жизнь самые невероятные гипотезы. Команда профессионалов и консультантов, с которыми сотрудничает лаборатория, специализируется на выявлении древних знаний и разработке методов вычислений и проектирования, при этом переводит забытые технологии в современное цифровое русло, полностью или частично внедряя в жизнь. Под руководством учредителей лаборатории Брэндона Клиффорда, Джоханны Лобделл и Уэса Макги команда сотрудничает с промышленными партнерами, историками, художниками, композиторами и другими творческими личностями.
 
Если сбалансировать центр тяжести, то камень можно будет перекатывать без особых проблем. На презентации опытного образца обычные люди без особых усилий и какого-либо оборудования смогли установить монолитную конструкцию из бетонных элементов, имеющих довольно внушительный вес. Конечно же, это были не натуральные камни, а специально вылитые детали, но вес от этого меньше никак не стал. Чтобы проверить свою теорию о древнем способе перемещения многотонных камней современным специалистам понадобилось целых 5 лет на создание опытных образцов, пока не удалось раскрыть тайну древних зодчих и инженеров-ученых (по-другому их назвать нельзя!).
 
Углубления на камнях натолкнули ученых на мысль, как могли доставлять камни на дальние расстояния.
Как оказалось, вся хитрость заключается в том, что древние строители смогли сбалансировать центр тяжести, благодаря чему удалось обеспечить стабильность при перемещении. Именно эта хитрость давала возможность перекатывать глыбы без особых усилий на дальние расстояния и даже в труднодоступные места. Для проверки этой гипотезы исследователи создавали массивные конструкции, с помощью бетона разной плотности, который имел закругленные края и специальные углубления для установки ручки, чтобы облегчить перемещение.
 
Отверстия в нужных местах и крепкая ручка помогает доставить камень в любое место.
Сложение пазлов – самая сложная часть в полигональной кладке. Конечно же, такое перемещение требовало скрупулезной подготовительной работы, ведь сбалансировать центр тяжести в глыбе и закруглять края приходилось вручную, да и отверстия или выступы, которые можно наблюдать на некоторых сохранившихся экземплярах древней кладки, тоже делали мастера без специальных станков. Зато после этих манипуляций камень любого размера и веса можно было переместить даже в самые труднодоступные места. Сложение таких огромных пазлов в монолитную конструкцию - очень кропотливая работа и забирает много времени, но такая технология куда проще, чем с помощью грубой физической силы тянуть тяжелые камни на длинные дистанции.
По сведениям редакции Novate.Ru, археолог Алессандро Пьераттини (доктор философии La Sapienza University в Риме) на базе американского University of Notre Dame du Lac проводил исследования технических аспектов древнегреческой храмовой архитектуры. Несколько лет он изучал строительство первых каменных храмов Греции. Благодаря этому он накопил обширный опыт работы с археологическими материалами и смог на примере показать, как древним грекам (именно они считаются первопроходцами в этом деле) удавалось поднимать массивные каменные блоки из карьеров и строить из них огромные храмы.
 
Археолог Alessandro Pierattini считает, что раскрыл тайну строительства огромных храмов древними греками. Исследователи многие десятилетия считали, что древние греки сначала делали земляные насыпи и укладывали бревна, а потом под уклоном передвигали камни. А уже после окончания строительства эти сооружения разбирали. Но Alessandro Pierattin опроверг эти предположения, основываясь на тщательном изучении всех углублений и канавок на камнях, которые сохранились до наших дней.
 
Каменные блоки из храма Посейдона в Истмии сохранили возможные следы использования необычного метода подъема. По мнению археолога, в специально созданные углубления, которые были сделаны параллельно друг другу, древние строители вставляли канаты и с помощью лебедок поднимали на нужное место, а потом, используя деревянные катки и рычаги плиты без проблем укладывали плотно друг к другу. Уже после установки и тщательной подгонки блоков веревки просто вытягивали.

Для поднятия камня использовали канаты (тросы) и лебедки.
С помощью деревянных катков и рычагов каменные блоки устанавливали на нужное место.
Когда плита была установлена – канат просто вытаскивали. Эти утверждения основываются на проведенных экспериментах, в ходе которых были созданы простейшие приспособления и отработан механизм подъема и укладки каменных блоков до 400 кг (канаты того времени больший вес выдержать не могли). Пьераттини считает, что такую технологию впервые начали использовать в Истмии и Коринфе еще в середине VII в. до нашей эры, и эти примитивные системы можно смело считать инновационными технологиями тех времен.
x
Несмотря на то, что многие из древних памятников архитектуры уже практически в руинах, это никак не умоляет их значимость, а как раз наоборот, еще больше привлекает миллионы туристов увидеть собственными глазами то, что создавали наши предки.