Марат да Марья, или сколько волка не корми...

Любовь Еременко
 Марат и Марья в нашей деревне были приезжие. Но приехали они ,видимо, до моего рождения, потому что я их помнила , сколько себя. Мария была из соседнего района, километров 60 от нас, а вот Марат был " Откуда-то с юга" - так говорили родители. Мы дружили семьями в самом полном смысле: родители дружили , я дружила с их младшей дочкой, старшие братья - с их сыновьями, а один и моих братьев - с их старшей дочкой. До статуса жениха с невестой дело не дошло, но портфель  брат мой таскал ей, благо мы были  почти соседями.
   Все у них было ладно и хорошо, красивые сами, красивые дети, Марат не пил, тетя Маша не работала, смотрела за детьми, и тем не менее первый телевизор на нашей улице - у них. Мы всей улицей ходили по вечерам смотреть.
   Первая машина - тоже у Марата, в свободное время мы набивались битком в неё, и он нас катал по пыльным деревенским дорогам.
   Я во всем им завидовала, и тому, что мама их не работает, и они имеют больше возможностей поиграть, в отличие от меня с братьями, нам нужно было было к приходу уставших на работе родителей переделать дома кучу дел, я - в доме, братья - по хозяйству, и тому, что у них у каждого было по велосипеду и по санкам, а у нас  - старый велик, один на всех, и одни на всех санки. И много ещё причин было для зависти.
 Частенько они ездили к бабушке Клаве, тети Машиной маме. И когда они проезжали мимо нас, то высовывались в окно машины и махали руками. Мне тоже хотелось куда-нибудь поехать, но мои родители были обое местными, бабушки тоже были рядом.
 Однажды, после возвращения их от бабушки Клавы, я спросила у Тани:
- А почему вы не ездите к бабушке по папе? Там же юг, там даже море, наверное, есть. Море же на юге.
 Увидеть море было, наверное, мечтой всех детей того времени.
  - Нас там не принимают, да и моря там нет. - ответила Таня.
 - Почему не принимают? - спросила я.
- Не знаю. Не хотят нас видеть...
  Меня это очень удивило, я ещё помнила, когда были живы обе бабушки, они даже ссорились, каждой хотелось на выходных нас взять к себе, особенно меня, потому что братья были очень шумными.
 - Бабушка не хотела, чтобы папа женился на маме, вот и нас не принимает...
- Понятно - ответила я и больше эту тему не затрагивала .
   Прошло время , выросли старшие , мои братья остались в деревне, а дети  Марата уехали в города, кроме Тани, она вышла замуж сразу после школы и осталась в деревне. Раз в несколько лет Марат ездил на родину свою, один, без семьи. 
  Я  уехала учиться, и в один из приездов домой узнаю странную и неожиданную новость : Марат и Мария разводятся, Марат хочет уехать на свою родину, "Куда-то на юг", чтобы там встретить свою старость, на своей родине и в кругу своих родственников. Никто ничего не понимал, зачем это ему нужно - к старости семью бросать.
Было ему, наверное, около пятидесяти или чуть больше.
  Мужики говорили, что поняли бы Марата, если-бы у него появилась любовница, и он ушел бы к ней, а так и понять даже не могут, женщины говорили, что сколько волка не корми, все равно в лес убежит... Все, без исключения, осуждали Марата.
   Но главной пострадавшей была тетя Маша. Вызвала детей телеграммой, приехали, пытались убедить отца не чудить, пожалеть мать...
 Бесполезно все. Имущество делить не стал, истрепанного временем "Москвича" отдал зятю, и уехал.
  Тетя Маша была не то, чтобы полной, а фигуристой такой женщиной, но за короткое время  похудела, ссутулилась, и стала просто старой бабкой с потухшим взглядом. Думаю, у неё была депрессия...
  К следующему моему приезду ее уже не было в селе, забрал один из сыновей. В их доме жили другие люди. Таня с мужем тоже куда-то уехали, и об этой семье остались лишь воспоминания их многочисленных друзей.

   И вот, когда мне уже лет больше, чем Марату на тот момент, когда все чаще хочется вернуться в детство, в родительский дом, к родителям, которых уже нет,  когда невольно вспоминаешь свои неправильные поступки, недопонимание и недовнимание к родителям, к братьям, я вдруг стала осознавать, что уже не осуждаю Марата, а даже понимаю,  отчасти. Ведь большинство людей так за всю жизнь и не решаются как-то повернуть свою жизнь, так и остаются своими собственными пленниками... А Марат смог. Всё-же он дважды совершил поступок, первый - когда не бросил семью, маленьких детей, вырастил их, и второй - вернулся к родителям, чтобы, наконец, устранить диссонанс в своей душе.
Вот только Марии, пожалуй, не нужно было так трагически все это воспринимать, а отпустить Марата с лёгким сердцем и душой.  Понять и простить, как говорится...