У зимы есть своя красота

Влад Лесной
..
Друзья!

Из Сети
"Зимний пейзаж удивительно прост:
Нет в нем фиалок, тюльпанов и роз, Однообразен его колорит,
Радугой красок он ум не пленит.
Но у зимы есть своя красота, Непостижима ее чистота!
Солнечным днем ослепляет нам взор Чудный, изысканный снежный ковер.
В даль голубую деревья глядят.
Как же хорош их хрустальный наряд!
А живописец-мороз день за днем
С кистью колдует над каждым окном.
В царстве морозном, блистательно-снежном
Нет ароматов весны безмятежной. Славится даром особым зима-
Дивная свежесть ей небом дана.
Обворожительна зимняя сказка!
Ей не нужны лета звонкого краски, Лирика осени, нежность весны.
Тайна своя есть у этой поры.
Зинина Елена.
...Други!
От Галины В.
https://www.liveinternet.ru/
"Поздравляю с наступающим Новым годом! Пусть уходящий год заберет с собой все проблемы, неудачи, нерешенные задачи, а Новый год накроет лавиной счастья, любви, успеха и процветания! Желаю Вам волшебного года, наполненного интересными встречами, захватывающими путешествиями и бесценными моментами! Пусть Новый год принесёт в дом все самое лучшее: любовь, радость, здоровье и достаток. Пусть Новый год будет насыщен приятными событиями и эмоциями, а близкие и родные будут рядом".
Полностью присоединяюсь к этому новогоднему поздравлению!
Вл.Назаров
*********
1.ПО ЗИМНЕМУ ВЕПССКОМУ КРАЮ - К РЕЗИДЕНЦИИ КАРЕЛЬСКОГО ДЕДА МОРОЗА.

На фотографии деревня Ярославичи в Подпорожском районе Ленинградской области. Она входит в состав Винницкого сельского поселения. Деревня уникальная, впрочем - как и многие места Карелии. Впервые поселение вепсов упоминаются в новгородских писцовых книгах 1496 года.
До Вепсского края, где проживает древний финно-угорский народ - вепсы, - примерно 300 километров езды на машине из Санкт-Петербурга.
Река Оять. Протекает она по территории Вологодской и Ленинградской областей России и является левым притоком реки Свирь.
Высокие холмы для равнинной Ленинградской области такой пейзаж редкость. Вода в Ояти очень чистая, а летом теплая.
Природный парк "Вепсский лес" расположен на территории традиционного расселения вепсов -возможных потомков летописной веси. На юге и западе природного парка узкие полоски русских деревень. Остальные поселения - вепсские.
Археологические материалы свидетельствуют, что первоначальное освоение водораздела бассейна Балтийского и Каспийского морей началось с юга. Массовая сельскохозяйственная колонизация этой территории, вероятно, происходила со второй половины XIV века. Расширение "новгородской" крестьянской колонизации в северо-восточном направлении явилось одной из причин переселения значительной части коренного прибалтийско-финского населения на Олонецкую и Вепсовскую
возвышености, где оно и проживает до настоящего времени.
Парк "Вепсский лес" стал заказником в 1970 году. А в 1990 годах его признали национальным природным парком.
В домах деревень рядом с лесом - кирпичная печка и самовары.
В музее - тоже самовары - разные, старинные и не очень.
В этих красивейших местах поселился Талвиукко - карельский Дед Мороз.
Вот он на фотографии - карельский Дедушка Мороз. Имя Талви укко в переводе с карельского означает "зимний дед".
Легенда повествует о том, как два пса (хаски, по всей вероятности) Куттэ и Мюттэ возвращались вечером из леса, когда путь им высветила яркая лазурная звезда. Последовав по указанному ею следу, они нашли в снегу ребенка и принесли его своим хозяевам - паре охотников, у которых не было детей.
Охотники приняли малыша как родного, любили и выхаживали его, а спустя время подметили, что младенец плохо чувствует себя в тёплом жилище. Но зато на улице в морозный день щёки его покрывались ярким румянцем, глаза сияли, и он был готов целый день проводить в зимних потехах с Куттэ и Мюттэ, а кроме того с новыми приятелями - волком Хукку, лосем Хирви, зайцем Яно, лисой Ребо, бобром Маем и мишкой Конди.
ороза много помещений, есть даже дерево желаний (на нижнем фото).
На территории находится питомник собак хаски и маламутов, олени, другие животные. Здесь много сувенирных магазинов, есть кафе и зоны для фотосессий (на верхнем фото).
Кресло Талвиукко.
Словом, в резиденции карельского Деда Мороза - атмосфера праздника и сказки, как внутри, так и за окнами.
Фото Анны Шейко - жительницы Кольского полуострова (город Мурманск) для телеканала "Моя Планета" и др.
***************
2.СИВКА-БУРКА, МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ И ПРОЧЕЕ: ЧТО ОЗНАЧАЮТ СКАЗОЧНЫЕ ТЕРМИНЫ НАШЕГО ДЕТСТВА

В детстве, слушая сказки и былины, мы узнали о существовании множества необычных вещей и персонажей, которые не существуют в реальной жизни. Тогда мало кто задумывался об этом, но сейчас пришло время узнать, что из себя представляют Калинов мост, меч-кладенец, Сивка-бурка и Тугарин Змеевич.
Каждый культурный человек просто обязан быть в курсе значения слов, которыми пользуется или которые часто слышит. Наша подборка былинно-сказочных терминов не претендует на полноту, так как полный справочник наверняка может выглядеть как увесистый том. Но самые распространенные фразы, вызывающие у многих вопросы, мы вам растолкуем.
Меч-кладенец
Это холодное оружие со странным названием чаще всего упоминается в русских сказках и былинах. Многие ошибочно считают, что меч называют кладенцом, так как он наповал «кладет» врагов. На самом деле это не так и меч-кладенец зовется так потому, что взят из клада.
То есть это оружие, взятое из потаенного, хорошо замаскированного места. Возможно, что меч взят не просто из клада, а из чьей-то могилы — в давние времена было принято хоронить воинов вместе с оружием. Мечи на Руси ценились очень высоко, а хорошие мечи были на вес золота, поэтому вполне можно допустить, что кто-то пошел на серьезный грех, чтобы достать из захоронения легендарное оружие.
Калинов мост над рекой Смородиной
При упоминании этого сооружения мы пытаемся представить хитроумное инженерное сооружение, плетеное из хилых веточек калины. Или, на худой конец, мост из добротного дуба, въезды на который густо обрамляют калиновые кусты. Название реки, на которой стоит мост, где любят биться насмерть богатыри, не вызывает вопросов вообще — таких топонимов на просторах России и сегодня полно.
Но все в истории с мостом через реку оказывается хуже, чем вы могли себе представить. Река Смородина получила свое название вовсе не из-за смородины, а из-за сморода, то есть смрада, который издавали ее воды. А Калиновый мост имеет очень отдаленное отношение к калине, так как он «каленый», то есть раскаленный. Сама калина получила свое название по этой же причине — ее спелые ягоды выглядят горячими. Поэтому в незамысловатом сюжете с битвой богатыря с многоголовым змеем на раскаленном мосту через смрадную реку обыгрывается типичная для многих европейских народов история о реке Смерти, отделяющей наш мир от загробного царства и чудовище, охраняющем этот переход.
Финист-Ясный сокол и птица Сирин
Сразу стоит сказать, что Финистом сокол стал далеко не сразу. Сказка о волшебном женихе появилась у славян гораздо раньше, чем из греческого пришло вместе с книжными премудростями слово Финист, а говоря проще — феникс. Птица, сгорающая в огне, а затем снова возрождающаяся из пепла, поразила в самое сердце впечатлительных русских сказочников и ее тут же приплели к довольно избитому сюжету с превращениями в птиц.
Что касается обитающей в раю птицы Сирин, поющей прекрасные, разгоняющие печаль песни, то ее тоже позаимствовали у греков. Правда, у эллинов были сирены, которых назвать райскими птицами нельзя было даже с натяжкой. Вторая человекоподобная райская птица, Алконост, поющая печальные песни, появилась благодаря греческому мифу об Алкионе, превращенном Зевсом в зимородка.
Сивка-бурка, вещая каурка
В молодецком кличе «Сивка-бурка, вещая каурка», обращенном к коню, содержатся серьезные противоречия. Дело в том, что сивая, бурая и каурая масти — это совсем не одно и то же. Объединяет их одно — все три считались признаками беспородных, дешевых лошадей.
Поэтому, называя таким образом животное, хозяин выражал к нему пренебрежение. Но зачем называть так волшебного коня, способного переносить хозяина по воздуху на огромные расстояния? Совершенно ясно, что здесь вмешались древние суеверия, связанные со сглазом. Хороших коней на Руси было принято вслух ругать, чтобы не вызывать ни у кого зависть. Отсюда и «ласковое» обращение к коню «волчья сыть, травяной мешок». Можно сказать, что обзывая своего скакуна сивкой-буркой его хозяин заботится о нем и иносказательно сообщает нам, что очень им дорожит.
Тугарин Змеевич
Былинный соперник богатыря Алеши Поповича Тугарин Змеевич имеет реального прототипа. В конце XI столетия князю Святополку сильно досаждал набегами половецкий князь Тугоркан. Закончилось все тем, что Святополку пришлось жениться на дочке своего врага, чтобы наступил мир.
Но Тугоркан не угомонился и зятю пришлось его все же убить. В народном творчестве труднопроизносимый Тугоркан быстро трансформировался в Тугарина. Отчество Змеевич этот персонаж получил за свое недостойное поведение. Да, этот персонаж имеет множество названий в русском фольклоре: Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Змеище Тугарище.
Соловей-разбойник
Наиболее известный отрицательный персонаж русских былин, вне всякого сомнения, — это Соловей-разбойник. Промышлял этот злодей на дорогах, подстерегая путников и целые дружины. Этот герой пришел в народный эпос также из реальной жизни. Оказывается, прототипов у Соловья-разбойника было несколько и жили они в разное время.
Речь идет о трех предводителях разбойничьих шаек по имени Соловей, орудовавших на Руси с XIII по XVI столетие. Засаду разбойники, как правило, устраивали в кустах или на деревьях, а тайные команды подавали друг другу, мастерски имитируя птичьи крики. Наиболее известным из этих трех атаманов был мордовский разбойник Соловей, которого поймала в XV веке новгородская дружина. Его, вместе с собратьями по разбою и сыновьями-подельниками судили и, согласно вынесенному приговору, казнили на главной площади.
Идолище Поганое
Под победой Ильи Муромца над Идолищем Поганым подразумевается сокрушение богатырем изображения языческого божества. Идол — это статуя некоего дохристианского бога, а прилагательное латинского происхождения «поганый» издавна было принято прикреплять ко всему, что относится к язычеству.
Ну, а то, что Идолище ело, пило и ругало богатыря — это уже вымысел, призванный сделать историю более захватывающей.
Скатерть-самобранка
Мечта многих — волшебная скатерть-самобранка, в реальности существовать точно не могла. Но вот сам этот термин существовал уже многие столетия назад и относился к вполне реальному предмету.
^0 0 (512X328, 164Kb)
Скатертью-самобранкой в русских княжествах называли дорогие, обильно украшенные орнаментами скатерти, изготовленные не на ткацких станках, а вручную. Лукоморье
Лукоморьем в старину называли морской залив, бухту или просто ярко выраженный изгиб береговой линии. Слово Lukomoria встречается на некоторых морских картах XVII века, где им обозначают заливы северных морей, например, Карского или Белого. Кроме этого, некоторые этнографы считают, что Лукоморьем могло быть реальное место, существовавшее в XV-XVII веках.
Предполагается, что это был длинный залив Карского моря возле устья реки Обь. Позднее название перешло в фольклор и стало обозначать отдаленную сказочную местность, населенную мифическими существами.
Черномор
Многие думают, что дядьку Черномора нам подарил А. С. Пушкин, придумавший этого персонажа для своих поэм. У гения русской словесности этот герой встречается дважды — один раз как предводитель 33 богатырей, выходящих из морской пучины в «Сказке о царе Салтане», а второй раз в поэме «Руслан и Людмила» в качестве злобного бородатого карлика-колдуна. Кажется, что имя этого противоречивого героя непосредственно связано с Черным морем, но это не так.
Нужно признаться, что Пушкин не сам придумал Черномора, а позаимствовал его из поэмы своего современника Н.М.Карамзина «Илья Муромец». У Карамзина Черномор не был связан с морями вообще, а повелевал «черным мором», то есть чумой.
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
31 декабря 2023 года