Нарком авиапромышленности о работе со Сталиным

Виктор Шушарин 2
**********************************************
Подписаться
«Бывать у Сталина очень непросто: он обладал одним уникальным качеством!»- нарком авиапромышленности о работе со Сталиным
Вчера
7,7K прочитали
Нарком авиапромышленности Алексей Иванович Шахурин, один из творцов завоевания советской авиацией превосходства в воздухе, широко известен как пострадавший от репрессий: после войны он отсидел семь лет. Да ещё – другой трагической историей: его единственный сын, 15-летний Володя, 3 июня 1943 года застрелил свою одноклассницу и сам покончил с собой.

От этой семейной трагедии, случившейся в тяжелейшее время Великой Отечественной, Алексей Шахурин не сломался, а продолжал работать в поте лица.

На фоне этих скандальных историй, даже уходит на второй план собственно героическая деятельность наркома авиационной промышленности, которую он осуществлял в тесном контакте со Сталиным.

В 1974 году, за год до ухода из жизни, Алексей Иванович дал интересное интервью. В нём он вспомнил, как из фрезеровщика, учившегося на вечернем факультете промышленно-экономического, он вырос в главу авиационной индустрии всей Страны Советов.

Алексей Шахурин рассказывал, что в Кремль его вызвали прямо посреди партийного собрания в Горьком. Немедленно выехал в Москву, где Сталин просто поставил его перед фактом – теперь Вы нарком.

Не дали даже возможности вернуться и передать дела: не беспокойтесь, все Ваши вещи привезут в Москву. А преемнику в Горьком всё объяснят и без Вас. Нужно срочно заниматься авиацией – время и так упущено. Представляя Шахурина его заму – известному авиаконструктору Александру Яковлеву - Сталин сказал:

«Вот, товарищ Яковлев, какого молодого и бодрого наркома Вам нашли. Это хорошо!»
Это было в 1940 году, 35 лет тогда Шахурину было.

Бодрость и энергичность ему потребовались сразу же, с ходу: на том заводе гонят брак, на этом – хронически не хватает материалов, здесь КБ тормозит испытания нового самолёта… и так далее, без начала и конца.

Сталин с первой же недели работы дал понять: очень глубоко необходимо вникать в каждый вопрос, очень строго спрашивать с директоров заводов, конструкторов, смежников.

Речь шла о срочном запуске масштабной реконструкции 18-ти авиационных заводов. И постройке ещё девяти авиазаводов совершенно новых. Конструкторские разработки - история отдельная. Вождь поставил задачу: в сжатые сроки довести до стадии серийного выпуска 25 новых моделей самолётов!

Шахурин вспоминает, как с началом Великой Отечественной им пришлось идти и на нестандартные меры. К примеру, после того как самолёт сдан Государственной комиссии – всё, накладывается полный запрет на изменения в его конструкции. Извольте давать крупносерийное производство. И его давали: за один 1944 год авиазаводы выпустили 40 тысяч новых самолётов!

Авиазавод №21 в Горьком, 1943 год. Фото в свободном доступе.
При этом и работа над новыми моделями – тоже ведь не прекращалась ни на один день. За четыре военных года в производство ушли десятки новых моделей.

Эвакуация предприятий на Восток, вглубь страны – это вообще нечто фантастическое. Представьте – большой завод, вместе с семьями количество людей достигает 60 тысяч человек. Это как город-райцентр быстро перевезти на тысячи километров. И не просто перевезти, а на новом месте за считанные недели развернуть производство - полноценный выпуск самолётов!

Когда велась эвакуация Запорожского авиаремонтного завода – бои шли буквально в нескольких километрах от цехов. И до них тоже регулярно кое-что долетало.

Такая же история была и при эвакуации авиазавода имени Димитрова из Таганрога в Тбилиси. Поезда с оборудованием грузились прямо под обстрелами. Вопросы решались на лету.

Шахурин вспоминает, что некоторые государственные и хозяйственные деятели завидовали его близостью к вождю. Как же, почти каждый день бывает у Сталина. Алексей Шахурин говорил, что Сталин обладал одним уникальным качеством-феноменальной памятью и внимательностью.

«Но не так это просто: бывать у Сталина», - отмечает Алексей Иванович. Каждый раз - семь потов с тебя сойдёт! Вождь обладал уникально цепкой памятью и неожиданно глубоко разбирался во всех вопросах. Он лично знал всех директоров авиационных заводов. В любой момент мог поднять трубку и за минуту сам уточнить нужный ему вопрос. Молодому и энергичному наркому, по его собственным словам, было очень трудно угнаться за немолодым вождём.
Это просто не могло не удивлять – как Сталин подробно говорил о наших и зарубежных самолётах, безошибочно перечисляя их ТТХ - без бумажки, исключительно по памяти!

;Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

А.И. Шахурин. Фото в свободном доступе.
Всем этим вождь задавал тон и не давал расслабиться своим наркомам, заставлял их оставаться в «бодрых кондициях» и равняться на него.

Примечательным фактом является то, что репрессированный Шахурин не стал при Хрущёве поливать Сталина грязью, хоть и назвал его жестоким человеком.

После всех жизненных потрясений, Шахурин сказал про своё отношение к вождю: «Я, наверное, всё-таки не боялся его, а высоко уважал».

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть ; Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, как СССР смог выпустить 40 тыс. самолётов в год, это ведь рекордные цифры?

Не пропустите новые
публикации