Рожание в Нидерландах

Екатерина Федина
17 декабря у меня родилась доченька, мы назвали ее Соней. Софи на европейский манер и София в официальных бланках, потому что Бердяев, Флоренский, потому папа с мамой не могли определиться между бахайским именем на фарси и индуистским именем на санскрите, но в какой-то момент решили не усложнять жизнь религиозными понтами и сошлись на имени компромиссном и приятном на слух. Соня много спит, как все новорожденные,  она теплая, розовая,  моя Сонечка.

Роды в Нидерландах это нечто. В течение беременности меня систематически консультировали местные акушерки, мидвайф. Тут все пока похоже на нашу систему. Разница только в том, что   в Нидерландах сферы услуг более дифференцированы. В России прием беременных ведет акушер-гинеколог. А тут эти мидвайф это конкретно акушерки, а гинекологи - это смежная сфера, но другие специалисты, к ним попадают в случае каких-то сложностей. Что понравилось у мидвайф - так это максимально вежливое и корректное обращение. Общалась с ними  на нидерландском пока позволял словарный запас,  периодически переходя на английский. Никакого специфического врачебного юмора, распространенного в России, у них не наблюдается. Ирония, саркастичные высказывания типа "ой, да не больно, не притворяйтесь, не больнее секса" - такое тут считается за гранью добра и зла.  А может быть, им слишком хорошо платят, плюс они сами выбирают, какое количество дней  в неделю они могут работать - все это делает людей профессионально нежными и приятными в общении. Почти каждый новый прием у нас вела новая мидвайф, что объясняется тем, что они там не на пятидневке, графики рабочие очень гибкие у них, максимально подстраиваются под нужды работниц. Поэтому тут на работы женщины  стремительно выскакивают из декрета с трехмесячным ребенком. Ребенка можно сдать в ясли уже в 3 месяца, в яслях он может быть день или 2 в неделю, как договорятся, а может всю неделю. И работать мама может как день в неделю, так и 5 дней. Все для мам!

С мидвайф мы составили план родов. Это такой своеобразный договор о порядке проведения родов. Обсуждались пункты, в какой позе я предпочитаю рожать, собираюсь я это делать дома или в больнице, кто будет присутствовать при родах, согласна ли я использовать обезболивающие, в случае потери сознания кто принимает решение о том, что со мной делать, кто торжественно перережет пуповину и проч. Веселилась я неистово, испытывая мидавайфовое терпение. Оказалась доступной опция роды в ванной госпиталя, схватки в обнимку со спортивным шаром, прослушивание классической музыки... Но я вовремя остановилась, просто решив рожать с мужем в госпитале. Госпитальные роды в качестве преимущества дают быстрый доступ к гинекологу в случае чего. А я как человек постсоветский, к домашним родам с акушеркой отношусь скептически, мне спокойнее обложиться врачами со всех сторон.

В итоге рожали мы вдвоем с мужем. Нас поместили в госпитальную палату, в момент схваток он дышал со мной и держал меня за руку. И так продолжалось, пока боль не стала невыносимой и пока я не стала терять фокус. Я не знала, что боль может быть такой адской, хуже панических атак. Тогда мне сделали эпидуральную анестезию. Минут через 5 мне так похорошело, что мы заказали ужин в номер с госпитального ресторана - пасту со шпинатом и креветками и пирожные. Причем я заказала больше, чем могу съесть, чтобы поделиться с мужем. Ведь кормили они нахаляву только меня, мне было неудобно. В рожальной палате был диван, на котором мог поспать мой муж, подушки и одеяло, но у него эти подушки акушерки вынимали чуть ли не из-под головы. И когда я им говорила, чтоб отдали подушку мужу и покормили его по-человечески, мидвайфы тупо ржали и отвечали, мол, эу, это ты рожаешь, а не он, ты делаешь основную работу, ЖЕНЩИНА! Меня это так поразило. Какая-то  массово одобряемая дискриминация мужчин. Все в этих Нидерландах вверх тормашками.


Кстати во время беременности мы с ним ходили на курсы по грудному вскармливанию. И что удивительно, там практически все женщины там  были в парах с мужьями или бойфррендами. А Робин сидел и все конспектировал. А потому что курсы были на нидерландском, а я там мышей плохо ловлю. Тут в Нидерландах много пап с колясками, а еще пап с младенцами в слингах. Для меня это как чудо. Мне объяснили, что если мужчина не присутствует на родах жены и не тетешкается с ребенком, его все стыдят и не уважают. Все эти менструальные дела и роды не считаются чем-то бабьим, постыдным, куда закрыт доступ настоящему мужику.
Эти нидерландские мужики не стыдятся крови, прокладок и пр. Нет тут такого понятия "настоящий мужик", мачизм высмеивается и считается дурным тоном.


Я сначала потребовала, чтоб во время родов муж смотрел мне исключительно в мои прекрасные глаза, а то, как нас в России пугают, вдруг ему поплохеет, вдруг он меня разлюбит, вдруг я перестану быть сексобъектом... хотя Робин мой сам врач.. но все равно... в России нас приучают к мужской нежности, мол, мужчина впечатлительное существо, ему не надо видеть роды... избавь его от кухни, быта, воспитания детей, а ты женщина, потерпишь... мужчину надо беречь... самооценку его хрупкую, ощущение превосходства и силы, а то вдруг ты ему покажешь, что ты сильнее его, умнее его, а он, бедный, в итоге сопьется.. и кто будет виноват.. ты, женщина, будешь виновата, потому что ты всегда и во всем виновата, бубенцы мужские прищемила, плохая ты... Все тут у них иначе. Бубенцы  исключительно личная мужская ответственность. Только вякни тут про матриархат - покусают тебя женщины со всех сторон. Поэтому  голландские мужчины ходят тут опрятные, вежливые, предупредительные. А потому что будешь бузить и неуважать - упекут.


Из госпиталя меня выписали через 4 часа после родов, привезли домой с моим младенчиком и начался новый этап - крамзорг. Крамзорг это недельное консультирование роженицы специальной нянькой на дому. Но это медицинская нянька, она проверяет пульс, температуру, швы и все такое, типа сестра-хозяйка. Помогает принять душ, меняет белье, готовит еду, прибирается в доме, учит кормить младенца грудью и менять ему памперсы, торчит рядом с утра до вечера.


Звали ее Розита. И Розита сказала "лежи и никуда не вставай, ты так славно потрудилась, ты рожала, а я всему буду учить твоего мужа". И неделю Розита гоняла моего мужа то подтирать детские какашки, то в магазин, то по всякой мелочи то там, то сям. Они оба скакали вокруг меня, а я чувствовала себя великой пчеломаткой, которая осчастливила мир рождением ребенка. Фактически особой царских кровей. Через день к скачущим вокруг меня Розите и Робину присоединилась очередная  мидвайф, проверяющая наше с дочкой здоровье.


Вердикт Розиты был неутешителен "ты слишком много заботишься о ребенке, муже и доме, ты должна заботиться в первую очередь о себе". Через какое-то время Розита выдала "у вас в России принято, что женщины смотрят на мужчин снизу вверх и слишком стараются для них?" Я помялась и ответила, что вообще-то  лично я, скорее, поддерживаю феминисток. Розита поржала, и я поняла, насколько прочно в меня вросла патриархальная прошивка.


А через неделю занервничал Робин "эта Розита плохо на тебя влияет. А что если ты станешь как голландки? Куда денется тогда моя лавели рашен вайф"? Но недельная служба Розиты подошла к концу. Я заказала ей букет цветов. Еще никогда в жизни ни одна женщина так не защищала и не отстаивала меня. Когда она нас покинула, я поплакала. Очень странное ощущение. Эта Розита словно разрешала мне не испытывать мою женскую повинность стараться для кого-то, отпускала чувство вины за невымытый пол и ненакрашенные глаза, за шрам, за боль и слабость, за неприготовленный суп, за мою неидеальность. Никогда в жизни  другая женщина так не отпускала мне "грехи". А с  Розитой у меня случился какой-то катарсис. Словно я змея, которая сбросила старую ороговелую кожу. Оказывается,  так можно, быть кем-то еще помимо того, чем ты себя считала.


Соня спит в кроватке, а смотрю на ее пухлые щечки и думаю...она будет расти в Нидерландах. Ей никто не станет внушать, что надо быть красивой и не показывать ум, что девочки не секут в точных науках, что ее женская доля рожать и обслуживать мужчин, что стыдно быть не замужем, что надо быть идеально красивой, что надо уметь лепить котлеты и стелиться перед мужиком, что рожая в 26 она станет старородящей...ее никто не будет ограничивать, мужской мир не будет ей резать крылья...ее будут окружать женщины, которые считают, что всего можно добиться самой своими силами и талантами. А еще я пойду учиться драться чтобы научить ее бить в морду любого, кто скажет ей, что ей что-то не положено или нельзя, если она девочка.