Монолог о вере 3

Александр Захваткин
«Да, наши барышни и их кавалеры-политики чистые души, но 9/10 их душевной чистоты не стоит и яйца выеденного. Вся их недеятельная святость и чистота основаны на туманных и наивных антипатиях и симпатиях к лицам и ярлыкам, а не к фактам. Легко быть чистым, когда умеешь ненавидеть чёрта, которого не знаешь, и любить бога, сомневаться в котором не хватает мозга.»
[Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 11 сентября 1888 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974 - 1983.]

Это конец XIX века в 100%-но православной России. Подавляющее большинство верит в Бога, потому что не хватает мозгов в нём сомневаться, и эту ситуацию сегодняшние христиане преподносят нам, как искреннюю народную веру от сердца.

Но, не дай бог, кому-либо усомниться в этом, когда вдруг «неожиданно» хватит мозга в этом сомневаться. Тогда происходит следующее.
Определение Святейшего Синода от 20 - 22 Февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Греко-российской Церкви о графе Льве Толстом:
Святейший Синод, в своем попечении о чадах Православной Церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным, в предупреждение нарушения мира церковного, обнародовать, через напечатание в «Церковных Ведомостях», нижеследующее свое послание:
«Божиею Милостию, Святейший Всероссийский Синод верным чадам Православной Кафолической Греко-российской Церкви о Господе радоватися.
Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них» (Рим.16:17).
Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет не одоленной во веки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.
В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессемянное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств, святую Евхаристию.
Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом, и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбью помышляют о том, что он, на конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2:25). Молитися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.»

Поводом для это отречения стала серия публикаций в которых Л.Н. Толстой выразил сомнение в верности толкований Нового завета отцами Церкви, а как нас сегодня убеждают правоверные христиане читать Новый завет без этих толкований запрещено, так как, то что там написано совсем не то, что необходимо понимать, читая этот текст. (!?)
Толстой не поленился и заморочился, прочитав не только Новый завет, но все доступные ему его комментарии отцов Церкви, и вот что он понял:
«... И я понял, наконец, что всё это вероучение, то, в котором мне казалось тогда, что выражается вера народа, что всё это не только ложь, но сложившийся веками обман людей неверующих, имеющий определенную и низменную цель.»
[Толстой Л.Н. Исследование догматического богословия // Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.: Художественная литература, 1957. - Т. 23.  С. 60 - 303.]

То, что произошло после этого понимания мы знаем, хотя Толстой до последнего своего вздоха верил в подлинность Христа.

Да и сегодня, 99%, якобы, христиан, делают вид, что верят в эту басню про Христа, поскольку ведь страна-то у нас православная, но случись так, как в 1917 году, новая власть примет решение о запрете христианства, большая часть правоверных христиан «перекрасится», а особо фанатичные уйдут в подпольные секты, как староверы при Никоновской реформе.

Нет, и не было никогда на Руси массового правоверного христианства, а была лубочная картинка для политической элиты, в реальности которой она убедила себя и народ.