Лейтенант Ветров. Глава 16

Петрович 8
45. Москва, учёба и авиация

У кого возникла мысль отправить в тыл на учёбу отдельных представителей из партизанской армии в диверсионно-разведывательную школу? Выяснить так и не удалось. Но приказ, есть приказ. И в течение суток Георгий с Александром должны были вылететь в Москву. Да и не абы куда! А в Специальную школу по подготовке диверсантов-разведчиков при УНКВД Москвы и Московской области  (воинская часть № 88). Так она называлась в годы войны.

На фронтах, после апреля 1942, когда закончилась  битва за Москву, в августе назревала битва за Сталинград. И как всегда, остро, требовались кадры для разведки и диверсионной деятельности.

Школа была организована на базе бывшего дома отдыха УНКВД по г. Москве и Московской области в с. Северском в девяти километрах к северу от Коломны. Контингент слушателей спецшколы по подрывному делу переменного состава устанавливался в 200 человек при 100 часовой программе обучения. Готовить специалистов  должны были как  для Московской области, так и для войск.
Перед школой поставлена задача - готовить диверсантов и партизан, в совершенстве владеющих средствами подрывного искусства, холодным и автоматическим оружием, для разрушения всех видов транспорта, коммуникаций, средств  связи, складов, баз, штабов и уничтожения живой силы противника.
 
 Наряду с этим на школу возлагалось оснащение направленных на учёбу бойцов, специальной военной подготовкой и командным опытом для руководства диверсионными группами.
Для организации и проведения учебных и практических занятий были подобраны опытные и подготовленные преподаватели-специалисты знакомые с основами подрывного дела.

Программа обучения в 100 часов? Это много или мало? Если начинать с нуля, то – мало, а если обучать наших героев, то даже очень много… Возникает конфликт интересов на ровном месте!

Сложилась ситуация, когда курсанты, в своём большинстве были опытнее в практике подрывного дела, чем их преподаватели, которые были учёными - теоретиками… Конечно в школе были представлены для изучения новые образцы мин, которые вызывали определенны интерес и у практиков подрывного дела.

В соответствии с задачами подготовки диверсантов-подрывников была выработана учебная программа школы, рассчитанная на 8-10 дней, которая в основном предусматривала обучение курсантов подрывному делу и частично военным дисциплинам, необходимым для обеспечения боевых действии диверсионных групп (военная топография, разведка, огневая подготовка).
 50 часов в этой программе отводилось подрывному делу. Программа по подрывному делу предусматривала ознакомление бойцов со свойствами ВВ, способами их хранения и приготовления некоторых из них; со способами производства взрывов и принадлежностями для взрыва. Бойцы практически знакомились с принятыми на вооружение минами, изготовлявшимися спецмастерской школы и минами, принятыми в РККА.

 Изучались и изготовлялись зажигательные смеси и снаряды, кроме того бойцы подробно знакомились со средствами разрушения всех видов транспорта противника, с приемами разрушения и повреждения всякого рода предприятий и сооружений и с расчетами подрыва различных объектов.
Обучение бойцов подрывному делу строилось на показе и основная часть времени уделялась практическим занятиям. Каждый боец готовил заряды, производя предварительный расчет величины заряда, в зависимости от подрываемого объекта. Взрывы производились огневым, электрическим, механическим и химическим способами.

 Установка мин в условиях отвечающих действительности, со всеми мерами разведки и охранения, производилась курсантами днем и ночью. Кроме того производилось гранатометание, причем курсанты сами изготовляли взрывчатую смесь и снаряжали ей гранаты.

Программа по топографии за 22 часа преследовала целью научить бойцов чтению топографической карты, ориентированию на местности, умению определять на карте место своего нахождения, двигаться по азимуту, составлять карточку донесения и кроки маршрута.

 8 часов было отведено для изучения материальной части оружия (автомат ППД, ручной пулемет «ДП-27», винтовка «Маузер» и приемы стрельбы);                8 часов было отведено практике стрельбы из винтовок и ручных  пулеметов;      5 часов отводилось санитарной подготовке;                4 часа владению холодным оружием;                5 часов спецразведке (разведка в тылу и прифронтовой полосе и при совершении диверсионных актов).

Наряду с политзанятиями, которые проводились по специально разработанной тематике и политинформациями, особое внимание обращалось на всестороннее изучение каждого бойца в отдельности, путем индивидуальной беседы с каждым.
 Вот такие «пироги» ожидали наших школяров в период обучения.  Очень хотелось готовить быстро и по возможности качественно.

46. Перелёт в столицу.

Как говорят: «Команда дадена, время засекено! Выполнять!» С очередным бортом, помолясь и отправились.

В составе Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН), в составе 3-х отрядов и 5 авиагрупп находилось около сотни самолетов ПС-84.

Это был двухмоторный пассажирский самолет при четырех членах экипажа – воспроизведение американского самолета «Дуглас DС-З», но с переводом в метрические меры всех его размеров и толщин материала и с тщательным пересчетом всех элементов конструкции по нашим нормам прочности. Став  вместо «Дуглас DС-З», просто ПС-84, и хотя от этого масса немного возросла, но безопасность повысилась.

В пилотировании самолет, хотя и не идеален, но прост и удобен. Летчики о самолете говорили: “…не надо только, мешать ему лететь”.
Да вот только, взлетная дистанция до набора высоты 25 м составляла, как мы уже знаем, 1300 м. А такую относительно большую поляну в лесу найти не просто. Но у Батьки Ковпака были огромные, для партизан, подконтрольные территории.

ПС-84 - самолёт длиной 19,65 м., размах крыла 28,81 м., высота 5,17 м., а колея колёс 5,63 м., и нормальная взлетная масса 10700 кг. …

ПС-84И — санитарная модификация. В варианте санитарного в салоне в три яруса помещались носилки, всего самолет брал 18 носилок, три сидячих раненых и санитара. До начала серийного выпуска в санитарный вариант было переоборудовано около десяти американских DC-3. Вооружение не устанавливалось.

Ли-2 - новое обозначение самолета с сентября 1942 года. Пассажирские самолеты больше не строились. Самолеты военного времени, выпускавшиеся с января 1942 г., подверглись значительным упрощениям.

 Изменения вносились постепенно, по сериям. Практически все Ли-2 военного применения оснащались 8-мм бронеспинками кресел, вооружением и бомбодержателями. Устанавливался примитивный визирный прицел, который впоследствии был заменен бомбовым прицелом оптического типа. На внешней подвеске самолет мог брать 1000 кг бомб. В состав экипажа входило шесть человек два летчика, штурман, борттехник, радист и стрелок.

С 1944 г Ли-2 выпускался как многоцелевой самолет военного назначения. Кроме основного (бомбардировочного) варианта мог использоваться в качестве санитарного, десантного или транспортного. В грузовой кабине, расширенной за счет передних багажников, усилили пол, оборудовали большой грузовой люк по левому борту. В ней легко (бортмехаником за 10 минут) можно было установить 18 носилок в три яруса, три откидных сиденья позволяли размещать двух легкораненых и санитара. Откидные фанерные лавки по бортам фюзеляжа позволяли размещать десант. Грузы, общим весом до 3000 кг, на фанерном полу крепились с использованием 14-ти швартовочных узлов. Экипаж сократился до четырех человек, двух пилотов, радиста и бортмеханика.

Ли-2НБ - ночной бомбардировщик. Переделка базового Ли-2. Оборонительное вооружение стандартное — турель УТК-1 сверху и два ШКАСа в бортовых люках. Подвеска бомб на нем осталась наружной, рассчитанной на четыре бомбы по 250 кг. Размещение членов экипажа изменили. Радист располагался в переднем багажнике за спиной правого пилота, а штурман слева, у запасной двери, которую теперь сплошь остеклили, превратив в большое окно. Дверь была выпуклой, и за ней разместили бомбовый прицел НКПБ-7 (ночной), смотревший в нижнюю секцию двери, остекление которой откидывалось для улучшения обзора. Несколько усовершенствовали радиооборудование. Вместо отечественного радиополукомпаса РПК-2 поставили американский Бендикс MN-26C, радиостанцию РСБбис сменили на РСР-1.

Ли-2 (2М-88) - небольшая серия, выпущенная в 1943 году, отличавшаяся лишь типом двигателей, мощностью по 1100 л.с. и вооружением, один турельный пулемет ШКАС, который впоследствии заменили на УБТ. Мог перевозить 25 солдат. Развивал скорость до 350 км.
На каком самолёте полетели наши «школяры», теперь и не сказать, их было несколько модификаций, но на том была  авиационная турель УТК-1 с 12,7 мм пулемётом УБТ.
 
Вот это турель и выручила их при перелёте в Москву. Истребитель вывалился из облаков, как чёрт из табакерки… Мессершмитт Bf 109 …
А это был самый массовый истребитель Люфтвафф! Суммарный выпуск самолётов семейства Bf.109 составил 34 826 или даже 34 852 экземпляра) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил -2  (36 163 машины)  и лёгкому самолёту общего назначения Cessna 172 Skyhawk.

Вооружение осталось такое же, как и на Bf 109C — 4 пулемёта 7,92. Экипаж 1 человек. Скорость 605 км/ч, у земли 700 км/ч, на высоте (408 км/ч - 463 км/ч). Практический потолок 12500 м. Дальность полёта 690 км. У незначительного количества вооружение состояло только из двух пулемётов.

Вот такая бяка повстречалась нашим героям. Видимо мало места в небе для самолётов…

На истории создания истребителя Мессершитт (Bf) — 109 надо остановиться чуть подробнее.

К 1934 году немецкий истребитель Хейнкель He-51 уже устарел и для его замены Люфтваффе был объявлен конкурс, участие в котором должны были принять фирмы «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Хейнкель». Фирмы «Мессершмитт Флюгцойгбау» в этом списке не было, даже более того — Вилли Мессершмитту было просто отказано в участии. Однако, он был не тем человеком, который спасовал бы перед трудностями.
У Мессершмитта был отличный образец — спортивный самолет Bf-108. Решив, в инициативном порядке, все-таки создать собственный истребитель под индексом Bf-109, в его основу он положил именно Bf-108.

Опытный образец Bf-109V1 поднялся в воздух уже в следующем году — 28 мая 1935 г., тогда же новая машина все-таки была допущена к сравнительным испытаниям, и в состязании с конкурсными машинами Ar-80V1, FW-159V1  и He-112V1, сперва «вышла в полуфинал», а затем, в борьбе с другим фаворитом — истребителем фирмы Хенкель, одержала уверенную победу. В августе 1936 года во время XI Олимпийских игр в Берлине Bf.109 был впервые показан публике, а в феврале 1937 года началось его серийное производство.

Ошибкой было бы полагать, что Мессершмитт создал «идеальный самолет», который производился с 1935 по 1945 году и при этом, даже к концу войны, оставался вполне современным и отличался прекрасными летными характеристиками. Но совершенно точно можно утверждать, что истинный гений конструкторов состоял в том, что создавая Bf-109 они наделили его потрясающим «запасом прочности» и оставили такой задел для будущих модернизаций, какого хватило на десять последующих лет.

Истребитель Bf-109 образца 1935 и 1945 г. это две совершенно разные машины, едва ли не вдвое расходящиеся в характеристиках. Неудивительно, учитывая громадный «тираж» этого самолета в 30573 произведенных экземпляров (по массовости Bf-109 занимает 2 место после штурмовика Ил-2 и первое место среди истребителей) и и количество модификаций переходящее за три десятка.

Кроме Германии Bf-109 выпускался по лицензии в Австрии, Венгрии, Испании (до 1954 года!), Румынии, Чехословакии. Кроме люфтваффе стоял на вооружении ВВС Болгарии (до 1946 года), Венгрии, Израиля, Испании (до ноября 1965 года), Италии, Словакии, Финляндии (до 1954 года), Хорватии, Швейцарии (до 1949 года), Югославии. Но этого тогда не мог знать никто…

Но нашим героям не это было интересно, а как от него отделаться. Но стрелок тоже увидел непрошеного гостя. И буквально с первой очереди попал ему в крыло, что видимо, шокировало вражеского пилота, который выпав из облаков, тоже не ожидал такой быстрой встречи. Ну, так, наверное, не только на флоте, но и в авиации бабочек не ловят! Хорошая эмоциональная встряска!

А быть надо готовым к любым неожиданностям в жизни, а на войне всё в тройне! Ну и наш ПС-84 тоже укутался вечерними облаками, а там и ночь. Да и лёта меньше двух часов.