Дорога домой

Сергей Александрович Хлопунов
Дело было, как сейчас говорят в шальные девяностые года. Я два летних месяца на студенческих каникулах отработал у тещи в Сибири на Нижневартовской ГРЭС. Работал электриком в тепличном хозяйстве. Монтировал электропроводку внутри теплиц и рабочих бытовок обслуживающего персонала. В те времена, несмотря на то, что вокруг в стране разгулялась шальная перестройка, сохранялись еще рудиментные остатки старого социалистического строя, когда говорили, что все должно быть для народа для блага трудящегося класса. Вот поэтому и строили при Нижневартовской ГРЭС подсобное тепличное хозяйство, чтобы круглогодично выращивать овощи для этого самого народа. Внутри теплиц был привозной искусственный грунт, работала система автоматического полива, ездили электрокары, импортная сельскохозяйственная техника, при помощи которой отрабатывали землю и собирали урожай. Было свое электрохозяйство по зарядке аккумуляторов для электрокаров. От ГРЭС в теплицы была проложена теплотрасса для отопления тепличного хозяйства. Одним словом, был создан оазис посреди сибирской морозной снежной пустыни, оснащенной самой современной, по тем временам, техникой. Я даже успел несколько раз за время моей работы купить по чисто символической цене, под запись в счет будущей зарплаты, несколько килограммов молоденьких огурчиков, выращенных в теплицах.
Звериный оскал капитализма не мог смириться с таким безобразием и тепличное хозяйство признали непрофильным активом для ГРЭС и его разорили. Сейчас на месте тепличного хозяйства остались одни руины.
Но тогда в девяностые мы наивно верили, что строим доброе, вечное для людей. Правда зарплаты нам не платили – не было денег. Мы все работали в долг и надеялись, что нас не обманут и когда нибуть все же выплатят нами заработанные деньги. В то время было обычным делом не выплачивать заработную плату. Например, устраивается мужик на работу вахтовым методом, это когда 15 дней работаешь, а на остальные 15 дней домой на большую землю к семье уезжаешь. Так вот люди приехали с большой земли деньги потратили на билеты, 15 дней люди работали, а зарплату им обещают выплатить только через месяц. За месяц они остаток своих денег проедают и пропивают и потом возникает ситуация ни зарплаты, ни денег чтобы купить билет домой тоже нет. И превращаются вахтовики в бомжей. Питаются рыбой из речки, грибами и ягодами, а иногда и бродячими собаками. Всех собак в округе перевели… Почему бы сразу пока еще не все деньги потратили им домой не уехали? А как поедешь? Тогда безналичных денег не было на карточку зарплату не перечислишь. Банки разорялись один за другим, перевод по почте то же самое деньги на почту отдашь, а вот получишь их обратно в лучшем случае через два три месяца, а то и вовсе не получишь….
И опять же как в глаза жене и детям смотреть? На последние семейные деньги уехал мужик на север на заработки, а вернулся с пустыми руками и деньги потратил и зарплаты не привез….
Помню был один смешной случай. Стояли мы как-то на автобусной остановке ждали служебный автобус, который отвозил нас с работы до поселка Излучинск где все мы жили. И вахтовики говорят вот сейчас приедем в общагу снова рыбки пожарим. Я вчера пол ведра карасей наловил, там наверно еще должно остаться. Да вчера вкусные твои караси были. Скажи рецепт у нас дома на Украине таких вкусных карасей жарить не умеют. Так это не я это Петя жарил вчера рыбу. Петро давай делись рецептом не жмись! Да нет никакого секретного рецепта – ответил Петр как обычно обваливаешь в муке и на растительном масле на сковородку ну еще посолить не забыть нужно вот и весь рецепт. Только вчера масло какое-то старое было пенилось на сковородке сильно. Постой, постой, а где ты муку взял? У нас ведь мука уже три дня назад кончилась – настороженно спросил его кто-то из вахтовиков. Где где на кухне в тарелочке на полке мука была насыпана. Петя ты м-дак это же стиральный порошок был, я его вчера туда положил, ты же нас стиральным порошком накормил зараза!!! Вся остановка дико заржала и до самого поселка в автобусе не переставали шутить о том какой вкусный был вчера ужин из стирального порошка.
Вот так люди застревали на севере, домой вернуться не могли и ждали, когда им наконец то дадут зарплату. Некоторые через полгодика, все-таки получали перевод с большой земли от своих жен, покупали билет и уезжали домой. Многие вместо денег получали от своих жен извещение из суда о разводе и возвращаться им было некуда. Они хоть и оставались бичами, но становились постоянными жителями севера.
А предприятия, которые их нанимали на работу каждую новую вахту набирали новых наивных вахтовиков надеющихся хоть как-то поправить финансовое положение своих семей на большой земле за счет северной зарплаты.
Но мне повезло. У меня в Излучинске жила теща. Она получила квартиру как строитель Нижневартовской ГРЭС и работала инженером –сметчиком на станции на постоянной основе. Поэтому я после работы спокойно уехал назад домой к жене в Казань, а мою заработную плату должна была за меня получить моя теща. Второй раз мне крупно повезло, что меня не обманули и все-таки через три месяца выплатили зарплату, видимо теща как работник ГРЭС похлопотала за меня. Правда получить она за меня не смогла требовалось мое личное присутствие. И я поехал за своей зарплатой из Казани в Излучинск. Наскреб денег на билет и пришел на железнодорожный вокзал в Казани. Купить билет тогда можно было только отстояв большую очередь в кассу на вокзале. И при наличии мест можно было купить билет. О наличии мест в кассе появлялась информация за три часа до прибытия поезда и за час до прибытия появлялись еще несколько мест, так называемая бронь, места опоздавших пассажиров.
Мне опять сказочно повезло, удалось купить билет до Нижневартовска на прямой поезд в общий вагон всего через четыре часа стояния в очереди!
Из Нижневартовска до Излучинска всегда добирались на попутных машинах. Водители охотно бесплатно брали попутчиков на выезде из города на остановке под названием Ромашка. От денег принципиально отказывались, говорили, что здесь север и люди должны помогать друг другу, по-другому здесь нельзя. Каждый день утром туда, а вечером обратно на попутных машинах из Излучинска в школу в Нижневартовск постоянно ездили школьники старших классов.  Позже, через год, когда цивилизация понемногу стала приходить в Излучинск, достроили вторую школу для старших классов, водители почем у то забыли, что здесь север и бесплатно подвозить попутчиков перестали.
Был случай, который возмутил всех жителей Нижневартовска. И водители, после этого случая, на фоне недовольства жителей пару месяцев снова не брали с людей денег. Ночью на взлете из аэропорта Нижневартовска отказали двигатели у самолета Як -40 и он произвел вынужденную посадку в 10 километрах от аэродрома около автомобильной дороги в поле. Диспетчер аэропорта Нижневартовска откровенно проморгал, что самолет после взлета не вышел на эшелон полета и пропал с радара. Люди в легкой одежде (верхнюю одежду сдали в багаж, так как самолет маленький и в шубах в него не пускали) пытались на морозе дойти до автомобильной дороги. Водители ночью, видя полураздетых людей на обочине даже не останавливались. Мороз был за 30 градусов. Так всех пассажиров этого самолета и нашли замершими вдоль обочины на дороге, а некоторые замерзли еще по пути к дороге в поле около самолета.
Ну а сейчас я, как король, ехал на третьей полке в общем вагоне из Казани в Нижневартовск. Общие вагоны всегда были переполнены. Люди ехали словно в трамвае стоя. Поэтому самым правильным решением было взобраться на третью полку предварительно тряпочкой смести с нее вековую пыль и грязь и постелить на нее газетку, а сумку с одеждой и едой положить вместо подушки. Ехать двое суток было гораздо комфортней лежа на полке под потолком, чем стоя в переполненном вагоне. Внизу под полкой суетился и толкался народ, а я мирно спал на своей полке – красота, да и только))).
Так я без приключений добрался до Излучинска и получил свою зарплату. Деньги по тем временам были немалые. На них мы с женой и маленькой дочкой могли полгода прожить в Казани. Теща сшила мне пояс – мешок который можно было завязать веревочками на поясе под одеждой (прямо как в фильме «Начальник Чукотки») и мы в него положили мою зарплату. Нужно было возвращаться обратно в Казань к жене и маленькой дочке. Я бы мог лететь домой даже на самолете, так как деньги у меня теперь были, но билетов ни на самолет, ни на поезд не было. Удалось, только через три дня ежедневных поездок в Нижневатровск на вокзал взять билет на поезд до Тюмени. В Тюмени я надеялся купить билет уже до Казани. Ждать не имело никакого смысла. Нужно было спешить домой на помощь, к жене которая одна нянчилась с трехмесячной крошкой.
Помню, как доехав на третьей полки до Тюмени очень хотелось ехать дальше, но пришлось выходить из вагона и идти на вокзал покупать билет до Казани. Вокзал Тюмени, как, впрочем, и другие вокзалы страны, представлял из себя людской муравейник. Найти сидячее место в зале ожидания практически невозможно. Основная масса людей либо стоит в очередях в билетные кассы, либо слоняется по вокзалу в поисках уголка где бы можно было присесть на чемодан, на подоконник или просто на чистый кусочек пола. В каждую кассу стояло несколько очередей в ожидании, когда в окошечке кассы уберут табличку «билетов нет» и появляться билеты на нужный им поезд. На вокзале промышляли жулики и аферисты всех мастей. Самые яркие были «напёрсточники». Они ловко крутили стаканчики на полу предлагая людям угадать под каким стаканчиком был шарик. Если человек угадывал, то ему возвращали не только его деньги, которые он поставил на игру, но и выигрыш. Если не угадывал, то его деньги оставались у напёрсточника. Вокруг напёрсточника собиралась несколько людей из его же банды, которые зазывали желающих поиграть в наперстки и маскировалась под обычных прохожих, которые с азартными радостными криками выигрывали крупные суммы денег и со счастливым видом демонстрировали выигрышные купюры окружающим. Весь фокус заключался в том, что во время передвигания стаканчиков напёрсточник ловко прятал шарик в свою руку подкладывал его под нужный ему стаканчик. Поэтому угадать под каким стаканчиком шарик было невозможно. Обычно игроку давали несколько раз подряд выиграть, а потом обдирали его до последней копейки всячески предлагая делать все новые и новые ставки.
Секрет напёрсточника я знал поэтому был равнодушный к этому спектаклю сказочных выигрышей. Но против одного развода на вокзале Тюмени я не смог устоять. Из крутящего барабана две милые девушки предлагали вытащить бумажку с выигрышем. И я естественно выиграл приз. Приз представлял из себя китайскую электродрель, которая по убеждению устроителей конкурса была фирменным инструментом из Германии))).  За приз нужно было только заплатить стоимость за доставку товара и налог. Я сразу понял в чем тут подвох. Дрель наверняка была в нерабочем состоянии. Дельцы часто скупали бракованный китайский товар и продавали его под видом нового товара. В моем случае свой навар дельцы получали от суммы якобы за доставку и налог, которая была больше суммы, за которую они приобрели бракованный товар.
Я вежливо отказался от приза и спросил, а нельзя ли мне мой выигрыш получить деньгами? Получив отказ, я пошел дальше по своим делам. Но далеко уйти мне не удалось. Метров через десять путь мне преградили два мордоворота с явно недобрыми намерениями и бандитской внешностью. Стой - сказал один из них. Что у тебя в сумке? Ничего – ответил я. Возникла пауза. Мордовороты смотрели поверх моей головы в сторону владельцев колеса удачи от которых я только, что отошёл. Получив от них какой-то знак, они нехотя отпустили меня сказав – тогда иди отсюда… До меня дошло, что эта электрическая дрель была единственным призом лотереи и как только люди получали приз дрель при помощи мордоворотов, возвращалась к устроителям лотереи чтобы осчастливить следующего участника.
Билетов до Казани не было ни на какие поезда совсем. Я по немногу превращался в постоянного обитателя Тюменского вокзала. Иногда мне удавалось найти свободное место и посидеть в деревянном кресле зала ожидания. Питался я в привокзальных ларьках. Но самым сложным было не заснуть. Могли во сне запросто ограбить и тогда плакала моя зарплата и надежда на возвращение домой. К концу третьих суток моего пребывания на вокзале ко мне подсел бомжеватого вида мужчина и протянул мне коробку с мороженным. Сказал – бери браток угощаю мы тут помогаем чем можем друг другу – бери не стесняйся я ящик с мороженым тиснул в вокзальном буфете. Я взял три вафельных стаканчика с мороженым. Познакомились. Бомжа звали Василием. Он, как и я два месяца назад застрял на этом вокзале, когда заснул у него украли последние деньги и он вынужден был бичевать на вокзале. Таких как он на вокзале было около десятка человек. Промышляли мелким воровством и грабежом наивных граждан. Тем и жили. Ты вот, что браток – сказал Василий, ты по долгу на одном месте на вокзале не сиди. А то менты тебя вычислят и в бомжатник заберут. Ну ладно пошел я дальше нашим жратву раздавать, давай держись браток еще увидимся…
Ну все это конец подумал я, третий день не сплю, никакой надежды уехать, вокзальные бомжи уже за своего принимать начали. Нужно что-то делать…
Я вышел в город на улицу на привокзальную площадь подышать воздухом. Ко мне подошла молодая цыганка и завела свою песню на тему давай погадаю, да всю правду расскажу. Я понимал, что, не спав три ночи подряд я являюсь легкой добычей для цыганского гипноза и опытный взгляд цыганки выбрал меня в качестве подходящей жертвы. Еще немного и я сам отдам этой цыганке все свои деньги. Нужно было самому навязать ей свое общение и сломать ее наработанную годами тактику обработки клиента. Я сказал ей слушай ты такая красивая, давай с тобою погуляем по парку поболтаем? Пошли сказал я ей, не давая опомниться взял ее за руку и потянул за собой в сторону от вокзала. Цыганка моргала ничего не понимающими глазами и шла за мной. Вдруг откуда ни возьмись нас окружила без малого половина цыганского табора и начала вырывать мою спутницу из моих рук громко крича и ругаясь на непонятном мне языке. Получив несколько ударов по голове цыганскими сумками, я отпустил руку девушки. Шумный цыганский рой, подхватив ее оставил меня в покое. Хорошо отделался – подумал я нащупав свои деньги на поясе. Все го то пару шишек на голове))). На улице было холодно, и я снова вернулся на вокзал. В зале, около касс я заметил, как один солидно одетый мужик в железнодорожной форме с галстуком, что-то с деловым видом записывал в блокнот и около него толпились люди. Оказалось, он обещал по блату приобрести билеты и записывал кому куда и сколько билетов нужно было купить. Оплату за билеты он просил после того как вынесет нам билеты, но за его услуги нужно было заплатить сейчас по 10 рублей за билет. Я заказал ему один билет до Казани. У меня были льготы как у студента, и я ему отдал свой студенческий билет для оформления скидки на цену моего билета. Мужик скрылся за дверью служебного входа в кассы железнодорожного вокзала и больше оттуда не появлялся. Прождав его еще три часа, я понял, что меня обманули. Я решил попытать счастья в аэропорту. По крайней мере там бомжей не будет и можно будет выспаться подумал я и купил билет на автобус до аэропорта Тюмени.
В конце концов я же студент авиационного института и авиация должна помогать своим))).
И удача улыбнулась мне - я купил билет на самолет до Свердловска (теперь Екатеринбург). В Аэропорту Свердловска народу почти не было и мне наконец то удалось немного поспать в зале ожидания не опасаясь быть ограбленным. Разбудил меня милиционер аэропорта и проверил мои документы. Потом удача улыбнулась мне во второй раз. До Казани из Свердловска летел Ан-24 на который мне удалось купить билет и вечером следующего дня я уже был дома и обнимал свою любимую жену и дочку. Мои приключения закончились.
Через полгода перед самой защитой диплома меня неожиданно вызвали в деканат нашего факультета и вручили мне мой потерянный студенческий билет. Видимо забрав деньги тот делец в железнодорожной форме просто выкинул мой студенческий. А кто-то из добрых людей подобрал его и передал в мой институт. Спасибо вам добрые люди! Таким образом у меня оказалось два студенческих билета. Один дубликат, который я сдал при получении диплома, а второй я оставил себе на память. Он до сих пор напоминает мне как я вез из Сибири свою зарплату))).