Мой традиционный Новый год

Ольга-Гось Литвинова
  Этот 2024 год, год дракона по восточному календарю, встречу обычно. С мужем. Сын и внуки по телефону поздравят. Несколько звонков от друзей и родных.
   Оливье, селёдка под шубой, пельмени, фильм «С лёгким паром», поздравление президента, поиск бессмысленный по 60 каналам чего-нибудь интересного. Начну по порядку: оливье. Это мой самый любимый салат. Состав обычный – отварная в мундире картошка, неочищенная отварная морковь. Варить в двойном объёме – сразу и на селёдку под шубой. Варёные вкрутую яйца, лук, консервированный зелёный горошек, майонез. А вот ещё один компонент может иметь варианты – докторская колбаса или отварная курица. Раньше ещё могла и отварную рыбу использовать. В селёдку под шубой все эти же продукты, но вместо колбасы или курицы селёдка, а ещё отварная свёкла. В оливье продукты довольно мелко порезать, а в селёдку под шубой – натереть на крупной тёрке. Хорошо ещё и кисленькое яблочко добавить. Думаете, про пельмени так же подробно расскажу? А вот и нет. После смерти свёкра и свекрови новогодний обычай лепить пельмени исчез в нашей семье. Покупаем готовые, самые дорогие, благо выбор сейчас большой. Конечно, раньше искала рецепты новых салатов, делала рыбный с рисом, который любил брат, закупала различные консервы, запекала заранее подготовленную свинину с разными специями, старалась купить какие-то редкости, но это оставалось недоеденным, а я не могу выкидывать продукты – воспитание-то блокадницей-мамой.
Наступающий год – год дракона. Попробую проследить, какими были в моей жизни эти годы. 1952- родилась. 1964 – не помню точно, 1976 – сын родился и умер отец. Оба события в один месяц. 1988 – школа, только негативные воспоминания, 2000 – ну, это понятно, сложный период для любого человека в нашей стране, 2012 – юбилейный, 60-летие. Как его забудешь, если с того года и не праздную дни рождения. Накануне подруга умерла, однокурсница, вместе работали, умная и удивительная Лена. Сколько советов дала, как помогала, душу друг другу открывали. Незаменимая. До сих пор заставляю себя не думать об этом.
2024 – что готовит?
   А обычный просмотр фильма «С легким паром!»? Действительно, смотрю обязательно, хоть и не весь фильм подряд, а «листая» телевизионные каналы, иногда задерживаясь на чём-то, но опять и опять возвращаюсь к знакомым кадрам. 1976 год. 1 января мы с мужем у друзей, которые тоже ждут ребёнка, но это событие у них вот-вот. Первую серию смотрели сидя, но от смеха сидеть было тяжело. Особенно Вале. Она, невысокая, с большим животом, стояла опираясь на спинку стула. И двух недель не прошло, как родился у неё сынок! Что-то всё печальное вспоминается. Вот и сынок этот только двадцать лет решил прожить…
А в тот вечер 1 января 1976 года, поняв, что вторую серию покажут после программы «Время», а за это время не успеть к домашнему телевизору, решили остаться. Замечательные родители приятелей, конечно, устали от гостей, но ничего не говорили. Так неудобно было. Светлая память им! Случайно видела съёмки этого фильма, сидя в троллейбусе возле Московского вокзала. Развешенные цветные лампочки, женская фигурка, которую снимали, сразу вспомнила. Забавно и то, что мой молодой муж был одет почти так, как и главный герой Женя Лукашин. Кроличья желтая шапка и подобие искусственной дублёнки. Пальто быстро пообтёрлось, а шапку долго носил...
Будут ли наши внуки смотреть «С лёгким паром» или нет, но я не могу без этого чуда. Наизусть знаю фильм, все стихи и песни. Люблю всех актёров и все реплики. Эльдар Рязанов – гений. Закончу отрывком из Ахмадулиной, который в фильме звучит. 

По улице моей который год…
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.