Хаос в спекулятивном материализме

Ваня Кирпичиков
          Это любопытное словосочетание меня заинтересовало, и я решил постараться понять, что обозначает сие философское направление. Будучи не обремененный какими-либо существенными философскими знаниями, я все же погрузился в эту среду настолько, насколько позволили моя воля познать сумрачные философские мысли и мое терпение вычитывать специфические философские словечки.
          Небольшую часть прочитанного мной в интернете по вышеуказанной теме я уяснил. Или мне так кажется. Но как-бы то не было, я хочу поделиться тем, что я уже сообразил, далее описав понятое доступным языком. Мне кажется, я был на верном пути в изучении этого философского течения. Итак…
          Позицию спекулятивного материалиста относительно мироустройства проясню и выделю посредством сравнения с противоборствующими мнениями верующего в бога, наивного материалиста (это то, чему нас в школе учат), скептика (“Фома неверующий”) – так будет понятнее. Продолжим…
          Наиболее частый спор возникает среди людей, думающих не только о хлебе и водке, по поводу существования бога. Верующие в бога (я имею в виду христианского бога) твердят, что мир создал бог, что он есть единственная первопричина всего и что без бога мир не мог быть создан. Бог, по их мнению, высшее сущее. Всеблагое, всезнающее. Все в мире происходит под его контролем и неусыпным присмотром. Вера говорит о том, что после смерти люди попадут либо в рай, либо в ад. В любом случае после смерти их бытие не заканчивается. Верующие уверены, что смерть не есть переход в ничто.
          Вера христиан основывается на Библии, которая научно не обоснована, положения ее не доказаны, а действия, описанные там противоречивы.  Никто еще не вернулся из ада или рая и не поведал о происходящем там. Противоречиво также само понятие Троицы (основной действующий символ христиан) – составляющие Троицу три субстанции (отец, сын, святой дух) вроде как отличны друг от друга, но при этом составляют единую общую сущность – бог. Это равнозначно тому, что, например, разных людей вы бы назвали отцом. То есть вашими отцами были бы одновременно три разных человека, никак не похожими друга на друга. Они бы стали один возле другого и вы показали бы на каждого, сказав при этом, что это, это и это мой отец. Явное противоречие. Противоречие – это слово надо запомнить – мы к нему еще вернемся в контексте темы.
          Продолжая тему понятия противоречия, приведу еще один пример. Допустим вам показывают два яблока и просят назвать количество яблок. Вы говорите, что их три, а затем говорите, что два. И в первом случае, и во втором вы уверены в своих знаниях. Вы каждый раз твердо убеждены. Про одно и тоже вы говорите разное. Это противоречие.
          Противоречивы и сказочны фантазии по поводу воскрешения Христа. Вот он умер, а потом он воскрес. Это как это? Все привыкли к тому, что смерть все обрывает, никто никогда не видел живыми умерших, а в случае с Иисусом все как-то чудесно выходит. Далее слово “привыкли” тоже надо не забыть – оно вместе со словом “противоречие” будет обыгрываться в контексте темы.
          Противоречива также благость самого бога. Вроде он добро сеет, но при этом зло царит повсеместно. Что-то тут тоже не складывается. Противоречив бог.
          Обратимся к позиции материалиста (наивного). Он не верит в бога, считает его сказочкой на ночь, а доверяет науке. Считает глупостью жизнь после смерти. Смерть для материалиста – конец всего, ничто.
          При этом в науке тоже возникают всякие противоречия, которые никак не вяжутся как с самой наукой, так и с бытовым взглядом на мир. Я имею ввиду последние теоретические выкладки космологов, физиков по поводу рождения вселенной из ничто – это явное противоречие – из ничего что-то не появляется по законам физики. Также противоречив факт нахождения элементарных частиц в разных точках пространства одновременно. Однако на сегодня в квантовой механике это устоявшаяся теория, которая хоть до конца не изучена, но имеет некоторые опытные подтверждения. Подобные вещи для человека неприемлемы и вызывают непонимание, склоняя к какой-либо мистической причине объяснения противоречия.
          Но самое главное, и это надо не забыть, материалист верит в одну единственную причину образования вселенной – в природную. Законы природы создали вселенную из противоречивого ничто.
          Таким образом и материалист, и верующий человек верят в одну единственную причину образования всего сущего. И у каждого она своя. И больше нет никаких причин. Только такая и никакая другая.
          Скептик же не верит ни в позицию верующего, ни в позицию материалиста, основываясь на том, что их суждения никак не доказуемы – бога никто не видел, мертвецы по улицам не ходят, а факт образования мира в результате Большого взрыва – бредни ученых. Ни у тех (боговерцев), ни у этих (наивных материалистов) достоверных доказательств нет – так считает скептик.
          Но он также полагает, что хоть причина появления мира неизвестна, но она все-таки должна быть и она единственна. Просто на данный момент нет истинных доказательств того или иного устройства вселенной. Может когда-то бог явится и каким-то образом докажет всем, что он есть первопричина всего существующего, а может ученый мир внезапно откроет закон природы, который положил начало всему. Скептик не верит двум указанным мнениям в силу того, что нет доказательств, но считает, повторюсь, что первопричина единственна, но ее пока не обнаружили.
          И наконец мы добрались до позиции спекулятивного материалиста. Он поражает новизной и необычностью своих мыслей по поводу мироустройства. Он рассуждает так…
          Нет достоверной информации, нет доказательств того, что первопричина образования мира единственна. Именно единственна. Нет никаких оснований полагать, что причина одна.
          Мир мог быть создан богом, но затем по каким-то причинам или спонтанно мог исчезнуть. Далее мир снова мог появиться посредством уже законов природы из ничто. После чего мог аннигилировать по неизвестным причинам и воспрять по причине, которая неизвестна никому и немыслима никем. После чего возник бы какой-нибудь загадочный Абсолют и инициировал вселенную. И это ряд можно продолжить до бесконечности.
          Смысл сказанного в том, что нет единственной причины образования мира, их может быть бесконечное множество. И нет никакой упорядоченной последовательности, что и как будет происходить. Все спонтанно и рандомно. Нет никаких законов. Нет никаких оснований и доказательств для единой причины всего – хаос заправляет миром ¬– сегодня так, а завтра совсем по-другому. Одним словом, спекулятивный материалист убежден в мировом хаосе. В нем все возможно.
          Продолжая развивать тему, можно представить, что возможно в нынешней вселенной мы живем благодаря ее создателю – богу и он есть первопричина мира для существующего отрезка времени, но через, например, 100 лет мир исчезнет и вновь родиться из ничто без всякого божественного вмешательства – как это увещевают физики-теоретики настоящего времени. Нет причины образования мира, которая действует всегда. Причина рождения нашего мира неизвестна – может бог, а может какой-нибудь сверхразум, а может случайное соединение атомов и молекул.
          Кстати говоря, не исключен вариант того, на настоящее время первопричина мира пока единственна. Например, бог. Но нет гарантий того, что он таковой будет всегда. Может пройти миллиарды лет, прежде чем появится другой инициатор создания всего сущего. А потом может быть смена создателей мира происходить раз в секунду. Никакого порядка – чистый хаос.
          Беспорядочность и неопределенность – вот стержень философии спекулятивных материалистов. В хаосе возможны любые события. Нет достоверных, доказанных истин того, что существует какой-то порядок. Нет никакого смысла также и в существующем мире – он просто есть и все. Мир есть на данном этапе, но может исчезнуть в любую секунду – прямо сейчас. А все потому, что нет достаточного основания считать мир стабильным.
          И здесь мы вспоминаем слово «привыкли», которое я просил запомнить выше. Так вот. Мы привыкли к тому, что законы природы постоянны или они меняются по установленному порядку, например, предметы падают вниз, круг мы видим как круг, а не как квадрат, что предметы протяжены и отличны друг от друга, а сумма углов в треугольнике 180 градусов. Но это постоянство никем не доказано. Нет достаточного основания полагать, что все так будет вечно. Его не существует. И не будет в обозримом будущем. Хотя так тоже нельзя утверждать – может и будет.
          Привычка не есть доказательство. Это просто привычка. Предположим, кто-то курит 10 лет, к этому окружающие курильщика привыкли, но это ведь не повод быть уверенным в том, что завтра он перестанет курить. Также, если солнце всходит каждый день и это длится тысячелетиями, и мы к этому привыкли из года в года, то это не значит, что завтра с утра мы его снова увидим. Можем не увидеть солнце не потому, что с солнцем что-то произойдет ввиду звездной эволюции, а потому, что все природные законы мигом изменились. Повторюсь, нет доказательств устойчивости мира – главенствует хаос – такова позиция спекулятивных материалистов.
          Если человеку мир представляется настоящим образом и это длится долго, долго и долго, то это все равно не значит, что сиюминутно что-то не изменится. Нет логических обоснований для постоянства мира. Отображение, явление мира так, как он есть, как он нам представляется может кардинально измениться. Такие незыблемые, априорные категории для структурирования пространства и общения с внешним миром как, например, протяженность предметов, делимость и неделимость, количество и отличие одного сущего от другого, а также время, на основании которых мы сопряжены с внешним миром, могут быть враз изменены. Время тогда, возможно, будет неделимо на настоящее, прошедшее и будущее, как сейчас, а пространство станет беспредметным. В этом случае мир приобретет немыслимые формы, о которых следует только догадываться на страницах фантастических рассказов, и в этом переформатированном мире придется существовать совсем на других принципах бытия, отличных от настоящих.
          Я не представляю, какие могут быть истинные, достоверные доказательства того, что мир упорядочен, структурирован по законам и что нет противоречий в нем. Никакое непосредственное явление мне бога и его якобы безусловные супердоводы, что он единственный, неповторимый и есть первопричина всего и вся, не разубедят меня в том, что хаос заправляет миром. Также не откроет мне тайну бытия какой-нибудь внезапно открытый всеобщий закон природы.
          Надо заметить, что сам смысл доказательства утрачивает свое назначение. Доказательство может и есть, но оно не будет принято человеком в силу того, что у нас мышление ограничено, что у нас логика человеческая, которая следует определенным правилам и конкретно не подразумевает противоречий. Абсолютных доказательств не может быть.
          Кстати, по поводу логики и логических противоречий. Если следовать идеологии спекулятивных материалистов, логические законы подобно физическим законам также хаотичны. Это значит, что в мире возможны противоречивые для человека логики – странные, загадочные, никак необъяснимые с человеческих позиций, и они есть инструмент для каких-либо сущностей. Сейчас они у нас не действуют, но могут прийти в любую секунду, переиначив весь наш взгляд на мир, – мгновенно, потому что не существует законов постоянства – хаос повсюду.
          Например, следствия их прихода могут быть таковы, что факт создания мира из ничто будет приемлемым. Это противоречие (как ранее упоминалось) с точки зрения логики и физики земной, но вполне себе может вписываться в логику другого измерения. Также и определение христианской Троицы (вернемся к ней снова) для человека противоречиво, но для какой-либо другой логики это не вызывает недоразумений. Хаос вездесущий – вот Библия спекулятивных материалистов.
          Поэтому теория рождения мира из ничто, инициированная физиками-теоретиками, и сотворение мира богом, а также Троица, воскресение из мертвых, загробный мир и чудесные факты квантовой физики, где элементарные частицы ведут себя как фантастические субстанции, совсем не чужды спекулятивным материалистам. Воскрешение мертвых, блаженство в рае, наличие ада, а также противоречивый христианский бог с его смирением со злом в мире ¬– все может быть по убеждениям спекулятивных материалистов, – хаос главный, хаос заправляет миром. Это сейчас эти противоречивые факты не поддаются человеческой логике, но кто сказал, что нет другой логики. Она возможна будет доступна и нам когда-нибудь. В этом случае возникновение чего-либо из ничего будет обыденностью, а два плюс два будет три и это будет явью, априорным знанием.
          Существующее положение законов природы и логики не является незыблемым. Они просто есть сейчас, для нас и мы ими пользуемся, но они не монолитны, не вечны. Повторюсь, нет единственной первопричины всего. Нет первого родителя мира. Нет второго. Нет последнего. Нет логики, которая гласит, что есть первый и есть последний. Нет ничего постоянного. Нет абсолютного смысла мира. Нет никакой абсолютной цели в мире. Вечен только хаос ¬– таковы спекулятивные материалисты.
          Доказательства такого положения дел? Отсутствие доказательств постоянства всего – это и есть доказательство. ХАОС!