Вьюга

Василий Тихоновец
Эта история ещё продолжается. Рассказываю на всякий случай, чтобы не подумали, что я внезапно сошел с ума. Излагаю только факты.

***
Третьего дня я услышал голос. Голос женский и какой-то непривычно звонкий. Он звучал,  как мне показалось, прямо в моей голове. В метре от меня лежала на кровати старая собака, которая всего полмесяца назад на этом же месте, по правде сказать, просто подыхала, и я как умел её лечил. До сих пор это место неважно пахло гнилой кровью и несостоявшейся смертью. Собака внимательно смотрела на меня. Она улыбнулась, а голос внутри меня сказал:

- Закрой рот. Говорящих собак не бывает. Это факт. У нас речевой аппарат не так устроен. Но мы думаем, помним и видим сны. И мы вас прекрасно понимаем без слов. Вы придумали слова, чтобы врать другим и самим себе. Тебя бог наградил молчанием, но ты, неблагодарный, его не понял. Тебе было неудобно: ты привык, как все. Мне хоть не ври, не трудись. Все равно бесполезно. Можешь даже не открывать рот. Просто думай.

Ну, вот и славно. Ответ на первый вопрос: мне поручили с тобой говорить, потому что ты выполняешь все Правила Части, не зная о том, что эти Правила и Закон Системы вообще существуют. И я тебе верю: ты действительно ничего этого не знал.

На второй вопрос отвечаю: этих правил множество. Для собак одни, для деревьев другие, для вашего брата – третьи. Но суть правил ты, непонятным мне образом, уловил: ты добровольно  признал себя рядовой частью Системы, наравне с каким-нибудь деревом или кустом, или травинкой, или мышью, или осой, и лесным зябликом, или ужом, или твоим домом, или кучей камней, или мной, твоей собакой. И признал, что ты не царь природы и не венец эволюции. Ты всего лишь часть Системы. Ты живёшь по Правилам Части. Ты никому не причиняешь зла, никого не убиваешь, а, напротив, всем помогаешь выжить и жить дальше, и, в конце концов, ты готов удобрить эту часть Системы своим прахом после смерти.

И на этот вопрос я отвечу: если ты не соблюдаешь Правил Части, если ты – «царь природы», то Система тебя отторгнет. Неожиданно скользкий камень, отломившийся сук и перелом конечности, укус гадюки или шершня, обычной осы или пчелы надолго отобьют охоту лезть в чужой мир.  Но это в лучшем случае.
А в худшем? Система просто убьет. Есть тысячи способов, которые у вас называются «несчастный случай». Ты знаешь это лучше меня.

Кстати, ты заметил, что в твоем доме нет ни мышей, ни крыс? Тебе это не показалось странным? А что тебя даже комары не кусают, не говоря об осах и клещах, которых здесь полно? Всё просто: Система взяла тебя под защиту, потому что пока ты живешь правильно. Ключевое слово «пока». Ты вообще представляешь, сколько тысяч глаз за тобой следят? А сколько ушей тебя внимательно слушает? И ты ещё ни разу не прокололся. Честно говоря, я не понимаю, как это у тебя получается.

Не мне это решать, но лично я тебе не доверяю. Почему? В прошлом – ты убийца-охотник и лесоруб, и уколы мне ставил такие, что глаза на лоб лезли. Ты меня едва не угробил своими уколами. И не надо мне никаких оправданий. Конец связи. И вообще мне на двор пора. Открой дверь.
Голос в голове умолк. Собака ушла в темноту ранней зимней ночи.

***
Она вернулась с дежурства только утром. Как обычно равнодушно прошла мимо глубокой миски с едой – гречка на курином бульоне с жиром и мясными костями. Мне бы пайку такой каши сорок пять лет назад в голодной тайге, и я бы нашу любимую и единственную партию продал врагам. Всех коммунистов. Оптом. Двадцать три миллиона мёртвых душ. Всё равно от них толку в моё время уже не было.
Я горько сказал ей:
- Опять ты выёживаешься…
В голове что-то невразумительно буркнуло: типа «тыменяуморилэтойгречкой».

Ровно через десять минут собака начала осторожно есть полезную после тяжёлой болезни кашу с железом и витаминами, а я раздраженно думал, что и кличка у неё дурацкая, и характер капризный. В восемьдесят четыре человечьих года, какая она в жопу Джульетта? Я даже выговорить это не мог. Она – обыкновенная русская дворняга, похожая на лайку. Какая-нибудь бабка Ульяна или баба Уля. Или Волга. Или Воля, которой русскому человеку всегда не хватает.

Вдруг в голове колокольчиком зазвенело:
- Мне больше нравится имя Вьюга. Я хочу, чтобы ты меня так называл. Сейчас приведу себя в порядок, и мы с тобой поговорим. И, между прочим, мы все в основном – русские дворняги. Ты вообще не знаешь, как звали твоих прадедов и кем они были. Так что нечего тут…
 
- Тебя интересует Закон Системы? Это одно слово – гармония. Даже без слов это понятно всем, кроме людей. Гармония – это связь всего со всеми. Это основной Закон Системы. Это не любовь, но и не ненависть. Для гармонии и жизнь, и смерть всего лишь естественные процессы. Я должна была умереть ещё весной, в той яме, или нынче до первого снега. Но в мою смерть оба раза влез ты со своими длинными руками и пыткой уколами. Кто просил спасать меня? Лично я не просила. А может уже будущей весной я хотела стать одуванчиком или перечной мятой на своей могилке? Может, я не хочу в очередной раз линять, когда шерсть клочьями и стыдно на улицу выходить?  Может я устала быть собакой?
Ты меня об этом спросил?

Теперь по вашим глупым представлениям я должна преданно смотреть тебе в глаза и угадывать все твои желания. Шиш! Сам себе покажи фигуру из трех пальцев. У меня лапы болят. Между прочим, от неприличного для собак возраста. Столько не живут.
Скажи спасибо, что я за тобой присматриваю и охраняю твою Большую Будку. А ты меня за это кормишь. Вот и вся между нами гармония. Но я выведу тебя на чистую воду. Докажу Системе, что ты – шпион. И все люди – шпионы и предатели.
Лучше найди себе тётку своей породы и делай ей свои мерзкие уколы. И возись с ней сколько угодно, и не лезь в нашу Систему, шпион. Как я устала от всего этого…
Вьюга Юстасу: «Сеанс связи закончен».

Вьюга отвернулась от меня и крепко заснула.
Я почувствовал себя несправедливо обиженным шпионом.

4 декабря 2023 года

Думаю, что это дополнительный признак нормальности: сумасшедший человек избегает точных дат. Для него даты не имеют значения. А мне кроме этого и своих записей предъявить нечего.
 
Сегодня мы гуляли с Вьюгой, и она всем видом своим показывала полную независимость от меня. Кстати, не в первый раз. Я тоже делаю вид, что мы незнакомы и вспоминаю вчерашний разговор. Не утренний, когда меня обозвали шпионом, а перед ужином, когда она попросила меня зачем-то снять с неё ошейник. И сразу же в голове возмущенно зазвенело:

- Ну и как? Нравится? Таких уродских моделей сейчас вообще никто не носит. Ему уже семь лет. Ты представляешь: половина моей несчастной жизни в одном и том же ошейнике! Я живу около тебя четыре года. Охраняю Большую Будку, тебя, твою сестру, её сына и внучек, и всю свою Систему, которую ты называешь Раем. Даже чужого человека до крови укусила. До сих пор и противно, и стыдно. А от тебя, как вы иногда говорите – «ноль внимания и фунт презрения»:  ни кожаного плетеного поводка, ни нового дорогого ошейника. Только каша с мясом и сухой корм для разнообразия. Ты что ли жадный? Или просто чуткости не хватает – «моей старухе и так сойдет»? Ты с тётками своей породы так же поступал?

И ты ещё имеешь наглость удивляться: «А что это моя собака не желает ходить на таком почти новом и «прекрасном поводке». А знаешь, сколько ему лет? Намного больше, чем мне. Он из прошлого века и прошлой жизни. Остался от какого-то кобеля. Думаешь, мне приятно ходить в этих замусоленных обносках? Ах, ты не знал?
Тогда какой из тебя Хозяин… Хороший Хозяин должен без лишних слов всё понимать…
Слушай совет: сделай себе деревянную собаку на колесиках – я не сомневаюсь: у тебя это получится –  и води её на прогулку на этом «прекрасном поводке» из брезента. И все поймут: мужик явно не в себе. А меня не позорь. Кстати, что такое «фунт презрения»? Это больше килограмма?

А теперь верни ошейник на место. Вот так. Он мне дорог, как память. Без него я выгляжу, как бродячая собака. И убери свои руки. Терпеть не могу твой вонючий одеколон.

Я шёл по улице и прикидывал: что нужно купить в первую очередь. Собаку я изредка видел далеко впереди себя. Но оказалось, что расстояние не имеет значения для звонкого и радостного голоса Вьюги в моей седой голове:
- Конечно это ошейник. Кожаный. Красного цвета. Чтобы все увидели: я – твоя собака.

Честно говоря, я не понял: причем здесь ошейник и его цвет, чтобы понять, кто хозяин?
Я вообще красный …
Эту мысль мне удалось скрыть. Учусь быть шпионом, однако…
Но следующая мысль у меня вырвалась помимо воли:
Юстас Вьюге: «А почему ты молчала, когда провалилась в ту яму? Тогда, весной?»
В ответ – молчание. Потом я услышал:
Вьюга Юстасу: «Сеанс связи закончен».

5 декабря 2023 года

Вьюга лежала на полу в соседней комнате, за закрытой дверью, чтоб ей не так жарко было от хорошо протопленной печки – она ведь уже в зимней шубе, а не в трусах.  Я лёг спать как обычно рано, но долго не мог уснуть. В голове роились беспорядочные  мысли, главные из которых начинались с вопроса «почему?».
Неожиданно в голове тихо прозвучало:

- Потому, что я плакала в этой яме. По-волчьи выть я не умею. Там было темно и страшно, как, наверное, в могиле. Плакала потихоньку, как все. От жалости к себе и страха перед будущим.
В городе мне всё было понятно: прогулка, еда и сон. Как в тюрьме. Все ваши искусственные Системы очень похожи: жилая и рабочая зоны, и парк для прогулок по выходным. Сон, работа и еда. «И жизнь, как путь от роддома до кладбища». Это когда-то давно сказал грустный, но хороший человек, от которого пахло лекарствами. Ты не удивляйся: за свою жизнь я много чего наслушалась.

Здесь в твоем «Раю» всё было по-другому: Правила Части и Закон Системы. Ну, ты об этом уже знаешь. В нашей Системе никому в голову не придет утверждать, что сосна или рябина лучше крысы или гадюки. Это у кого вообще есть голова. Здесь содружество сложных и простых живых систем. И «лучших» или «вредных» вообще нет. Мы все разные. Ты, например, не умеешь отличать хорошего человека от негодяя по запаху, а я не умею говорить, как ты, но знаю все твои мысли. Разве это мешает нам понимать друг друга? Ты думаешь и говоришь словами, а я – картинами и звуками, запахами и лаем, всем телом и хвостом. Разве можно нас сравнивать?

Но тогда, в яме, я поняла, что всю свою жизнь в городе я считалась вещью. В вашей Системе я была живой игрушкой, с которой можно делать все, что угодно: подарить или просто отдать. Или выкинуть на помойку. Или изуродовать, чтобы не было щенков. Или сделать смертельный укол, когда я буду болеть и противно пахнуть старостью.

Меня и выкинули, когда я была маленькой. Меня дарили и просто отдавали. Например, тебе или соседке, у которой я сидела на цепи.
Ты знаешь, у меня никогда не было и не будет весёлой «собачьей свадьбы», своего кобеля и щенков от него: в вашей городской жизни это неудобно.
Я – вещь. И вы всё за меня решили… в своей жизни. 
А моя жизнь? Была ли она когда-нибудь вообще – моей жизнью?

Ты даже представить не можешь: как это – быть вещью в чужой жизни, когда ты – живое существо, способное думать, помнить, чувствовать и любить.
Особенно страшно, когда ты – старуха и слишком поздно что-то менять.
Я очень устала. Мне скоро на дежурство. Прости.

Я заснул только в четыре часа, когда закрыл за ней входную дверь.


6 декабря 2023 года

Сегодня довольно прохладно: утром было минус 24 по Цельсию. Едва заманил Вьюгу в дом поесть. Протёр руки перекисью водорода, чтобы они не пахли. Погладил собаку. Она ничего не сказала, только прижалась к ноге. Всего на минуту. Но я понял, что тёплый суп ей пришёлся по душе и у меня есть шанс из «гнусного шпиона» попасть в «наши разведчики». Опасаюсь при ней что-нибудь думать на её счёт. Смешно, но это так.

Звонила сестра. Я заказал ей новый ошейник красного цвета. В городе наверняка такой есть. Сказал, что это собака просила. Типа пошутил. Сестра отнеслась к просьбе совершенно серьёзно.

За четыре дня Вьюга так много мне сказала, что в этом нужно хоть как-то разобраться.
«…мне поручили с тобой говорить, потому что ты выполняешь все Правила Части…»
Кто поручил собаке вести разговор с человеком? Система, о которой она говорила? Лягушка проквакала или уж прошипел? А может сам Бог ей это подсказал? Вопрос…
Другой вопрос – зачем? Зачем Системе – если в неё, конечно, верить – это нужно? Чтобы я что-то сделал? Чтобы я не вёл себя, как слон в посудной лавке? Что от меня хотят?
«Ты вообще представляешь, сколько тысяч глаз за тобой следят?»
Ну и что. Следили бы и дальше. Мне-то до этого дела нет. Ничего вредного и опасного я не делаю.

А перед собакой стыдно.
Честно сказать, я её даже вещью никогда не считал. Так, какое-то недоразумение в виде старой «как бы» лайки. Если вещь, то абсолютно ненужная. Да ещё с капризами и гонором. Как тяпка с моторчиком, который не заводится: и картошку окучивать нельзя и выкинуть жалко. А у неё оказывается душа. И судьба – не позавидуешь: «быть вещью в чужой жизни». У меня собаки были оружием в общей и почти одинаковой собачьей жизни в тайге. Очень жестокая и короткая была эта жизнь и для собак, и для людей, но кто выжил, тому есть что вспомнить. А Вьюга жила, точно как в тюрьме: «прогулка, еда и сон». Для неё – это совсем чужая жизнь. Для болонки или пуделя, как я думаю – это самое то. А для лайки – это хуже смерти. Десять лет – большой срок.   

Вьюга вернулась. У нас – 30. Холодно. Думаю, ей надоело со мной говорить. Поела и спит.

20 декабря 2023 года

Все последние дни у нас стояли морозы. Конечно, я сам купил ей красный ошейник. Но моя собака всё это время молчала, а вопросы к ней росли и наслаивались один на другой, как снежная пеленова. Например, почему она разговаривает со мной как бы «моим языком», придавая ему чисто женские интонации? Но «словарь» исключительно мой. И ни одного незнакомого слова в нём нет. Почему?
И тут неожиданно в моей голове довольно ехидно прозвучало:
    
- What is this life if, full of care,
We have no time to stand and stare.
No time to stand beneath the boughs
And stare as long as sheep or cows.

Ты хочешь, чтобы я говорила с тобой на языке, в котором ты «не в зуб ногой»? А между тем в этих строчках есть глубокий смысл. Примерно такой: «Что такое наша жизнь, если, полные забот, мы не успеваем остановиться и посмотреть на нее. Нет времени остановиться под ветвями и смотреть так долго, как это делают овцы или коровы».

- Откуда ты знаешь английский?

- Долго жила. Честно говоря, я совсем его не знаю. Откуда такое «недоразумение в виде старой «как бы» лайки», которое ты «даже вещью никогда не считал» может знать язык «вероятного противника»? Не морщи лоб: всё элементарно, Ватсон.  Как ты любишь говорить: «Открою тебе страшную тайну…» Просто внучка твоей сестры при мне зубрила этот стих.

А если серьёзно, то в нашей Системе много языков. Я бы сказала – бесконечно много. Ты слышишь пение птиц. Я тоже. А о чём они поют – ни я, ни ты не знаем. Белки «цокают», лягушки квакают, ужи шипят. Цветы говорят запахами, деревья – шелестом листвы и ещё непонятно чем. А вы бежите мимо этого богатства «полные забот»… Зачем бежите? И куда? И «нет времени остановиться под ветвями и смотреть»…
А Система смотрит на вас, как на опасных идиотов. Всё живое при виде «царя природы» старается спрятаться, разбежаться, уползти или улететь.

И ещё…
Я хочу сказать, что ты – не хозяин…
Похоже, что ты – мой друг.
Болезнь ко мне вернулась.
Начинай меня лечить.
Я буду терпеть. 
Я уже не хочу умирать.


11 января 2024 года
Сегодня ночью моя подруга умерла.