О теории психоанализа Гегеля

Сок Волгин
ЗАМЕТКИ О ТЕОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА ГЕГЕЛЯ (набросок)

Одна из числа наиболее распространенных ошибок о «философии духа» Гегеля, состоит в представлении, что у последнего «психология» есть якобы только третий, принципиально иной, изолированный отдел после «антропологии» и «феноменологии духа».

По этому поводу важно заметить, что этот третий отдел представляет собой по своему истинному определению не психологию как таковую (в обособлении от «антропологии» и «феноменологии»), а абсолютную психологию, то есть единство и результат объединения «антропологии» и «феноменологии».

И, таким образом, три вышеназванные отдела, есть в то же время три сферы или три уровня освобождения индивида от всех видов невроза.

I.

Первое освобождение осуществляется на ступени души как непосредственной, как природной, которая может столкнуться с определенными наваждениями по причине её непосредственной неотделённости от телесности. Поскольку это такая душа, которая в первоначальный момент не знает ещё о своей истине как о молнии и всепожирающей силе «я»*, то и результатом освобождения является только привычка ассимилировавшей внешние для этой простой души аффекты со стороны тела. Первая форма свободы, тем самым, это действительная по отношению к своему телу душа, которая ощущает себя простой, отделенной от тела монадой, и в то же время достаточно сильной, что-бы господствовать и проявлять себя в своём теле.**

II.

Второе освобождение осуществляется в сфере «феноменологии» и связано не с «монадическим» и непосредственным, а с бесконечно дифференцированным объектом, сначала посредством рассудочного сознания, а затем, посредством самосознания (усмотрения сильного "я" в предметах) и созерцания соотношения многих «я», поскольку сама душа, перестаёт быть лишь абстрактной «монадой» и открывается в качестве сильной, действующей и всесодержащей самости, «я». Результатом освобождения во второй сфере является знание о всеобщем, прозрачном самосознании в качестве цели и познанная идея тотальной интерсубъектности как интенсивного и устойчивого равновесия многих, индивидуальных, классовых и национальных «я»: понятие умиротворенного и освобождённого в себе духа.

III.

И третье освобождение осуществляется в сфере уверенной в своём знании субъективности для которой уже ни наваждения тела ни наваждения политического универсума не вызывают в ней длительного дискомфорта, но приводящая себя в форму, в соответствии со своим абсолютным знанием, субъективность обращается на окружающую её действительность с полной уверенностью в возможности её теоретического и практического постижения. - Или ещё точнее сказать - с целью преображения этого мира. Это ступень на которой свободная, знающая о бесконечной свободе душа ассимилирует не источник бессонницы и наваждения плоти, и не запутанность интерсубъектности в политическом мире, ибо такая ассимиляция есть совершившийся для неё факт, а сам мир. Она есть действительная освобождающая душа по отношению ко всему внешнему миру, будь то,- ближайшим образом,- индивид, класс или нация.

V.

Поэтому все эти «три сферы освобождения», все эти части науки о субъективном духе, можно назвать единым учением о душе, «психологией» и даже теорией психоанализа, главный урок которых заключается в том, что знание о душе предполагает различие этих трех сфер, а главная трудность,- что эти три сферы сосуществуют друг с другом и в каждой из них может существовать отдельный источник невроза.




* «…помешательство было понято как вторая из трёх ступеней развития, которые чувствующая душа проходит в борьбе с непосредственностью своего субстанциального содержания, чтобы подняться до наличествующей в «я», относящейся к себе самой простой субъективности и таким образом вполне овладеть собой и осознать себя.» (ЭФН3 «Антропология» 177)


** Гегель пишет, что в результате болезни: «…конкретное «я» […] из центра своей действительности выносится вовне и приобретает — так как оно в то же время сохраняет еще и сознание своей действительности — два центра: один — в остатке своего рассудочного сознания, другой в своем безумном представлении.», а цель заключается в том, что бы «…снова восстановить конкретное тождество с собой, внутреннюю гармонию самосознания, непоколебимо  пребывающего в едином центре своей действительности.» (§ 408 ЭФН 3Том)