29 декабря. Карнавальная ночь

Константин Клюшкин
29 декабря 1956 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", ставший первым в фильмографии этого режиссёра полнометражным художественным кинофильмом.

За первый год только в кинотеатрах этот фильм посмотрели более 45 миллионов кинозрителей, или почти каждый четвёртый житель страны. Ну, а за последующие несколько лет его, наверняка, посмотрели почти все советские кинозрители. Смею это утверждать на том основании, что, когда во второй половине 60-х годов я учился в школе, нам каждый год в зимние каникулы выдавали абонемент в кинотеатр на каждый день каникул, и обязательно в программу абонемента входил фильм "Карнавальная ночь".

А, кроме того, насколько я помню, начиная с середины 60-х годов, эта комедия Эльдара Александровича Рязанова ежегодно демонстрировалась по советскому телевидению в новогодние праздники. И так было вплоть до выхода на экраны другого шедевра Эльдара Рязанова - телефильма "Ирония судьбы, или С легким паром!", который "правил бал" на новогодних телеэкранах СССР вплоть до начала горбачёвской антиалкогольной кампании. Но это уже - совсем другая история.  А фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" и по сей день не сходит с телеканалов, по крайней мере, тех из них, которые ориентированы на советское кино.

Но значение этого фильма для советского кинематографа заключалось не только в его чрезвычайной популярности и кассовых показателях. Этот фильм знаменовал рождение в советском, а затем и в российском, кинематографе великого комедиографа - Эльдара Александровича Рязанова, который до "Карнавальной ночи", согласно диплому ВГИКа, снимал документальные фильмы. А также - появление великой Актрисы советского и российского кино - Людмилы Марковны Гурченко. Хотя роль Леночки Крыловой у Гурченко была не первой, но, положа руку на сердце, кто сегодня без подсказки и обращения к справочникам вспомнит первую роль в кино Людмилы Марковны?

Но многими кинокритиками и политологами, наряду с вышеперечисленными вкладами фильма "Карнавальная ночь" в советский кинематограф, отмечается ещё одно значение картины. Считается, что этот фильм знаменовал конец сталинской эпохи и начало периода к так называемой "оттепели". Причём, это мнение высказывается не только и не столько русскоязычными экспертами, сколько киноведами зарубежными. Например, французский кинокритик Седрик Лепин в своей рецензии на фильм отметил: "Исторически и политически этот фильм знаменует собой новый горизонт для россиян, поскольку через три года после смерти Сталина Хрущев объявляет о процессе десталинизации и постепенно начинает период, известный как «оттепель» после жестокой и кровавой холодной войны, как за пределами, так и внутри страны."

На сегодняшний день существует огромная масса всевозможных материалов, посвящённых истории создания "Карнавальной ночи". Наверное, наиболее полно и достоверно об этой истории рассказал сам Эльдар Рязанов - вот здесь- https://www.youtube.com/watch?v=ooE4ceawfcg. Что касается истории о том, как Людмила Гурченко попала в этом фильм, и какую роль сыграл в этом Иван Пырьев, "Харви Вайнштейн" советского кинематографа, Эльдар Александрович деликатно умалчивает, поскольку сама Людмила Марковна довольно подробно рассказала об этом вот здесь- https://www.youtube.com/watch?v=8JA8AR0lz7w.

О непреходящей любви кинозрителей к фильму Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" говорит тот факт, что спустя несколько десятилетий после выхода картины на экраны фильм получает весьма высокие оценки. Правда, теперь не в виде приобретённых билетов на киносеансы, а в виде рейтингов, выставленных фильму на сайтах IMDB и Кинопоиск. 67% пользователей этих сайтов поставили фильму оценки от 8 до 10. А более 26% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой".

С учетом сказанного рейтинг фильма Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" (см. Предисловие) составил 7,934, что позволило ему занять 803-е место в Золотой Тысяче.