Психи

Евгений Шовунов
Психи

Супруга моего приятеля Алексея по первому образованию – бухгалтер. Диплом получила в коммерческом вузе, где оценки ставили за посещаемость и оплату семестров. По специальности кое-как отработала пару лет, потом ей наскучило и она решила переключиться на психологию. Муж не возражал. Его доходов хватало на двоих.

— Старик, нужна твоя помощь, – позвонил мне приятель. — Без тебя никак. Приходи к ужину, поболтаем.

Вечером он поведал дурацкую историю.

Соцзащита раз в квартал раздает деньги желающим начать свое дело. Для получения средств необходимо подать пакет документов: заявку, бизнес-план, договор аренды офиса или цеха, диплом и другие свои регалии. Помимо бумаг заявителю нужно хорошо выступить на комиссии. В нее входят чиновники из мэрии, регионального минфина, минэка, центра поддержки предпринимателей, налоговой и самой соцзащиты. Деньги можно тратить строго на нужды, указанные в бизнес-плане. Через год надо показать, чего добился. Иначе грант придется вернуть.

Я внимательно выслушал своего товарища и спросил, в чем именно заключается моя помощь. Ответ обескуражил:

— Моя Ленка поперлась на эту комиссию. Ее там уничтожили. Надо оспорить отказ в апелляции.

Сама отверженная почему-то в беседе участия не принимала. Она весело болтала с кем-то по телефону, не забывая пялиться на яркий экран ноутбука.

— А что хоть мы оспаривать-то будем? – задал я вполне логичный вопрос.

Приятель вытащил из ящика письменного стола вскрытый почтовый конверт. Письмо с фирменным бланком соцзащиты содержало два абзаца. В первом описывались поданные на грант документы. Во втором – сухой отказ: «нецелесообразно заключать с вами контракт». В переводе на русский это означало «идите на…».

Поразмыслив, я предложил послушать саму Елену. Все-таки она была на заседании комиссии и что-то там говорила.

Затея оказалась провальной.

— Ну, я не поняла, что они от меня хотят. Что-то спрашивали, я не помню. Я им сказала, что буду работать психологом, а на деньги от гранта куплю палас, стол, кресла и двенадцать стульев. А еще пылесос и ноутбук. И оплачу аренду на год вперед. Они мне сказали идти домой. Я и ушла.

Не густо.

Бизнес-план, заявка на грант, дипломы и сертификаты тоже особо не помогли. Никакой конкретики в могучих бумагах не было. Одна вода.

Я попробовал отказаться от лестного поручения:

— Леха, ты же знаешь, что я терпеть не могу психологию. Как я смогу чем-то помочь?

Алексей замахал руками:

— Я все понимаю. Но попытка не пытка. В апелляционной комиссии сидят почти те же люди, что и в комиссии по соцконтрактам. Если вместо моей дурынды по доверенности придешь ты, шансы удваиваются.

— При умножении нуля на два на выходе все равно будет ноль! – воскликнул я, отвлекшись от дармовых роллов.

Алексей хитро усмехнулся:

— Не забывай, дружище. Ты должен мне.

Футбольный долг платежом красен. На городском турнире я играл как «подстава» за команду госбанка. Леха мало того, что не выдал меня, так еще и убедил своих парней продуть нам всухую 0:3. Это позволило банкирам не занять общее последнее место, а Лехины друзья вышли из группы в полуфинал со второго места. С тех пор я, как Джон Уик, был должен Морфиусу. Ничего не поделаешь, вексель предъявлен.

— Ты же ходил на аукционы, как «левый» участник. Поднимал там руку для вида. Тут то же самое, – поддержал меня приятель. 

Он забыл, что те аукционы проводились по всем правилам. Моей задачей было придать видимость, что есть конкурс среди участников. Победитель выигрывал чисто. Я для вида пару раз поднимал табличку для торгов, делая шаг, потом сдавался. И таких, как я, в каждом лоте было в среднем два-три человека. Кроме нас и победителей, других участников – «ча;ек» не имелось.
 
Футбольный бог не любит, когда кто-то из его паствы не платит свои долги. Пришлось пообещать Леше, что попробую сделать все, что смогу.

На всякий случай попросил помощницу позвонить в соцзащиту и спросить, может ли вместо апеллянта прийти его представитель. Формально такое не возбранялось.

Трубку взяла ведущий специалист.

— Алло! Это соцзащита? – милым голосом обратилась к ней моя помощница. — Скажите, пожалуйста, можно вместо меня на заседание апелляционной комиссии придет мой представитель? Я сама не смогу, приболела.

На том конце провода важно ответили:

— Ну, нежелательно, конечно. Пусть возьмет доверенность. А как зовут вашего представителя?

Помощница без зазрения совести назвала мои данные.

Трубка рявкнула:

— Этот мудак?! Чтоб я больше о нем не слышала!

Значит, можно. И меня ожидает горячий прием.

Апелляционная комиссия де-юре заседала один раз в месяц. Обычно после отказа в соцконтракте мало кто из отверженных подавал жалобу. Поэтому никто не мог вспомнить, когда в последний раз собиралась комиссия.

Ее персональный состав мы узнали заранее: почти та же кодла, срезавшая супругу Лехи. Все как на подбор мои неприятели. Неоднократно приходилось грызться с ними по основной работе.

Заседание началось с опозданием в двадцать минут. Ждали председателя комиссии. Им являлся зам мэра по социалке. Мужик в общем-то неплохой, но болтун и позёр. Часто поправлял набриолиненную челку. В мэрии ему дали кличку «Криштиану». 

— Итак, начнем заседание, – мрачно пробубнила секретарь. — В повестке дня всего один вопрос: рассмотрение апелляционной жалобы на решение комиссии об отказе в заключении соцконтракта.

— А кто пожаловался? – спросил председатель. — Кто рискнул?

Секретарь назвала фамилию Лехиной супруги.

— А этот хмырь что здесь делает? – прошипела тетка с минэка.

— Он представитель по доверенности, – доложила секретарь. — Мы сами ему не рады. Ходят тут всякие, потом жалобы на нас пишут.

— В чем суть претензий? – спросил меня председатель. — Чем вас не устраивает решение комиссии?

Не так я ожидал начало заседания, совсем не так.

Мы репетировали с Лехой и его супругой всякие каверзные вопросы членов комиссии, наезды на меня, шквал критики. Вариант с нашей атакой в дебюте не рассматривался.

— Мой доверитель считает, что ему незаконно отказали в соцпомощи. Она хочет работать психологом, помогать детям и их родителям. А вы не даете ей эту возможность. Растоптали мечту.   

Чиновники переглянулись. Слово взяла невзрачная тетка с соцзащиты:

— А ты знаешь, как надоели такие умники?! Приходят, начинают из себя что-то корчить! Задолбали!

Со всех сторон полетели камни:

— Вот-вот! У самих знаний ноль, а туда же – психолухи! Опыта нет, кругозор нулевой, а самомнение так и прет!

— Я бы вообще этих психологов разогнал, как собак!

— Твоя доверительница ни бэ, ни мэ! У нее спросили, кто тебе делал бизнес-план. Она не ответила. 

Я был среди единомышленников. Мне хотелось пожать руки всем присутствующим. Какие мудрые люди! Жаль, что они этого не знали.

Когда накал страстей иссяк, Криштиану поправил челку и спросил:

— Зачем твоей тетке в кабинет палас, три кресла и двенадцать стульев?

Этот вопрос я ждал.

— Чтобы в кругу сидеть, как рыцари Короля Артура. А на паласе можно лежать и проходить курс терапии.

На меня посмотрели, как на придурка.

Потом хамоватая девка с мэрии выстрелила дуплетом:

— Родной, ты хоть знаешь, где училась твоя доверительница? И сколько у нас в городе развелось психологов?

Это был шах и мат.

Диплом по психологии был выдан Елене какой-то непонятной «Мастерской для семьи и жизни». Что это за контора я так и не выяснил. На телефонные звонки и обращения по электронной почте никто не отвечал. На сайте не было никаких сведений о статусе мастерской: это фирма или индивидуальный предприниматель. ОГРН, адрес и ИНН так же отсутствовали. По словам Елены, странная мастерская обучала ее дистанционно откуда-то с Кубани. 

Словом, диплом жены Лехи можно было потратить на самокрутки.

В нашем маленьком городе насчитывалось около сотни разных психологов. Почти все паразитировали на детях и их родителях. Взрослых с их проблемами и невзгодами «психи» брали неохотно. Имелись бесплатные лекари душ в бюджетных учреждениях. Попасть к ним на прием означало огрести немало проблем. Тетки орали, как ненормальные. Запись в медкарте о том, что чувак был направлен на консультацию к «психам», вызывала кучу вопросов в военкомате. И наоборот, кому-то, как назло, требовались такие каракули, но у него медкарта была чистой. 

— Молчишь, гаденыш? – злорадно усмехнулась бабка с налоговой. — Это тебе не налоги тырить.

С ней мы неоднократно бились в судах. Противник был дьявольски силен. Ее участие в комиссии вызывало недоумение. Из пушки по воробьям обычно не палят.

— Да что он может сказать? – подтявкнула тетка с соцзащиты. — Он же психолога от психиатра не отличит.

— Да вам самим нужна помощь, – огрызнулся я обреченно. — Вы моей доверительнице даже шанса не дали выступить. Сразу ее заткнули и съели. А может, она гений психологии.

Комиссия возмущенно загудела. Я и сам не верил в то, что сказал.

— У нее диплом психолога – филькина грамота, – пригвоздила меня девка с мэрии. — Твой гений ни дня психологом не работал. И в бизнес-плане она указала размер ежемесячного дохода в сто тысяч рублей «чистыми». У нас мэр такую зарплату не получает. Ты сам-то видел ее бизнес-план?

Я держал в руках этот странный документ. И потому начал качать права:

— Вы же сами направляете кандидатов в центр помощи бизнесу. Им там и делают такие бумажки. Еще и деньги с них за это берут. Что за дела?!

Комиссия разом завопила:

— Ты совсем нюх потерял, что ли? Где мы и где центр бизнеса? И никого мы никуда не направляем! Она могла и сама бизнес-план состряпать.

— Ты запомнил?! – орала мэрская девка. — Диплома нет! А грамоты и сертификаты можете в трубочку скатать и дальше сам знаешь, как использовать.

Подобное общение не было для меня удивительным. По работе нередко приходилось сталкиваться с идиотизмом чиновников и писать на них кляузы, побеждать в судах. Поэтому меня в коридорах власти особо не жаловали.

Криштиану тряхнул головой и стукнул ладонью по столу:

— Голосуем. Кто за то, чтобы удовлетворить жалобу на решение комиссии об отказе в предоставлении соцпомощи? 

Итоги: «за» – ноль голосов, «против» – все присутствующие.

Я тоже хотел проголосовать, но мою поднятую руку проигнорировали. Моложавая мадам из минфина брезгливо показала мне жест смерти из жизни гладиаторов Колизея.

Криштиану с секретарем быстренько подмахнули заранее составленное куцее решение об отказе в жалобе. Протокол заседания комиссии пришлось ждать неделю. Получив его и узнав причины отказа, стало ясно: соцконтракт без решения суда нам не светит.

Леха прочитал протокол и поморщился:

— Мощно они тебя пропесочили. А моя-то дура напела, что ее завалили, даже выступить не дали. Короче, шансов нет. Жаль.

На всякий случай мы подали жалобу в прокуратуру. Особых надежд никто не питал.

Елена увлеклась дизайном и модой. Изучала видеокурсы стилистов и модельеров. Ее муж во всем потакал супруге. Его терпение поражало.

— Я понимаю, – говорил он на перекуре. — Ленка херней мается, себя ищет. Но пусть лучше так, зато психика в норме. Чем будет в офисе сидеть да циферки считать и весь мир ненавидеть. Люблю ее, суку.

Крыть было нечем. Муж и жена – одна сатана.   

Невероятно, но прокуратура нам помогла. Ее сотрудники нашли такие недочеты в работе двух комиссий, которые мы с Лехой досадно прошляпили. К тому времени Елена полностью утратила интерес к разборкам за ее соцконтракт. 

Представление прокуратуры в соцзащиту послужило основой нашего иска в суд.

Безнадежная битва продолжается…