Актер Виктор Смирнов

Александр Щербаков 5
Я впервые обратил внимание на этого актера в сериале «Ликвидация», которая прошла по телевидению в 2007 году. Наряду с такими известными актерами, как Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков в нем играл мало мне знакомый актер Виктор Смирнов – крупный, с громким голосом начальник уголовного розыска города Одессы полковник Омельянчук.

Когда я увлекся творчеством, стал писать короткие заметки и небольшие рассказы, вспомнил про этого актера. Но у меня было столько других людей, о которых хотелось написать, что очередь до Виктора Смирнова дошла недавно. До этого я уже написал несколько заметок об актерах, снявшихся в этом сериале, которые лично для меня тали открытиями.

Как и у многих, ставших впоследствии известными, артистов, карьера актёра Виктора Смирнова началась довольно случайно. В небольшом подмосковном Клину, где он родился, и театра-то профессионального не было, хотя и находился этот городок лишь в сотне километров от столицы. Послевоенное детство в разрушенном фашистами городе было очень тяжёлым. В доме не было ни электричества, ни радио, каждый день нужно было топить печь и носить воду. Все эти обязанности лежали на Викторе, ведь отец с фронта в семью не вернулся. Но зато в доме было четыре книги - чеховская "Каштанка", "Дети подземелья" Короленко, "Девушка и Смерть" Максима Горького и недавно вышедшая поэма Александра Твардовского "Василий Тёркин". Маленький Витя ещё не умел читать, но эти книги он выучил наизусть. Каждый вечер при свете огня из печи его мать, деревенская женщина с четырьмя классами образования, читала их ему. А днём, когда она была на работе, за Витей приглядывала его дальняя родственница, работавшая уборщицей в доме-музее Петра Ильича Чайковского, который находился прямо напротив дома Смирновых. Она брала его с собой, и чтоб ребенок не мешал, отправляла его на второй этаж. Я был в доме-музее Петра Ильича Чайковского, куда меня водил мой коллега, в то время главный врач родильного дома в Клину Владимир Голубин.  Но на дом, где жил в детские годы Смирнов, не обратил внимание. Но вернемся к героя моей заметки, маленькому Виктору, который  приобщился впервые к искусству - на втором этаже стоял рояль Чайковского, и Витя от скуки стучал по клавишам инструмента, к которому когда-то прикасались пальцы великого композитора.

Позже в этом зале стал работать народный театр, и Виктора, ещё школьника, пригласили как-то сыграть роль медведя в одной из постановок - уж очень у него была характерная внешность. Постепенно Смирнов втянулся, ему стало нравиться лицедействовать, и он даже начал подумывать о поступлении в театральное училище после школы. А однажды на репетиции его приметил заехавший в Клин великий Николай Мордвинов - народный артист СССР, лауреат всевозможных премий, орденоносец и прочая, прочая, прочая. И Смирнов даже удостоился нескольких советов от мэтра советского театра.

Но в училище после школы он не поступил. Сначала надо было кормить семью, и Виктор пошел работать на стеклодувную фабрику. А там подошло время идти служить - призывной возраст. Но когда он попал в армию, то в его анкете уже была строчка, в которой упоминался этот самый народный театр. И командир части, недолго раздумывая, определил молодому солдату задачу - подготовить к празднику 7 ноября полуторачасовой концерт. И постепенно тот так втянулся в эту работу, что в конце концов стал основным организатором прообраза ансамбля песни и пляски ракетных войск. И однажды после концерта в очередном Доме офицеров к нему подошёл седовласый пожилой человек с предложением. Он пригласил Смирнова после его демобилизации к себе в театр.

Это был известный режиссёр, руководитель Ярославского драмтеатра имени Волкова Фирс Ефимович Шишигин. Виктор, разумеется согласился. И через полтора месяца он уже был в составе труппы этого театра и студентом сразу третьего курса Ярославского театрального училища, где Шишигин преподавал.

Правда, через год ему пришлось переехать в город Горький (сейчас Нижний Новгород), и театральное образование Смирнов завершал уже там. Кстати, в этом же театральном училище в Горьком в свое время учились Евгений Евстигнеев (его имя оно теперь носит), Александр Панкратов (тогда ещё не Черный), Людмила Хитяева, Ирина Мазуркевич и множество других известных сейчас актёров.

Смирнов училище окончил с красным дипломом. Было ему уже 27 лет. И перед самым выпуском его пригласил главный режиссёр Пензенского драматического театра Семён Рейнгольд - один из ведущих тогдашних театральных деятелей. Причем пообещал чуть ли ни через неделю предоставить актеру и его семье - а Смирнов уже был женат, и у него родился ребёнок - двухкомнатную квартиру. Смирнов, который, по его словам, "ради квартиры готов был ехать хоть в Норильск", с радостью это предложение принял. И Театр имени Луначарского стал его домом почти на одиннадцать лет.

Виктор Смирнов сыграл там множество ролей, многие из которых становились событиями в театральной жизни не только Пензы. И то сказать - во времена плановой экономики был план и у актёров. В восьми новых спектаклях в год должен был выйти на сцену артист. Ну и плюс к этому, разумеется, и текущий репертуар. Только Отелло актёр сыграл в двух разных постановках. А ещё были адмирал Степанов в спектакле "Дело, которому ты служишь" по повести Юрия Германа, Босс Финли в "Сладкоголосой птице юности" Теннесси Уильямса, Бусыгин в "Свидании в предместье" Александра Вампилова и ещё более четырёх десятков ролей, в основном, главных. В театре ставились спектакли по произведениям Михаила Шолохова, Максима Горького, Иона Друцэ, Юрия Бондарева.

 А в 1982 году Смирнова на одну из главных ролей - астрофизика Якова Чебышева - в многосерийном фильме "Солнечный ветер" пригласил режиссёр Ростислав Горяев. Смирнов не затерялся в великолепном актёрском ансамбле, а ведь в этом фильме играли Леонид Марков, Николай Ерёменко, Нина Ургант, Михаил Глузский и другие известнейшие актёры.

Горяеву игра провинциального артиста из Пензы так понравилась и запомнилась, что когда в Ленинградском драматическом театре имени Пушкина он решил ставить "Капитанскую дочку" по повести Пушкина, то на роль Пугачёва он пригласил Смирнова. И в 1983 году, после почти одиннадцати лет работы в Пензе, он уехал в Ленинград. Где и остался навсегда.

В Театре имени Пушкина, чуть позже вернувшем себе историческое имя - Александринский, Виктор Смирнов участвовал практически во всех значимых постановках. Железнов в "Вассе Железновой" Горького, писатель Виктор Викторович в "Самоубийце" Эрдмана, Фамусов в "Горе от ума" Грибоедова, Москалёв в "Дядюшкином сне" по Достоевскому, Яичница в "Женитьбе" Гоголя, Ляпкин-Тяпкин в его же "Ревизоре". А в "Гамлете" он в разных постановках играл трёх персонажей - Гамлета, Клавдия и Полония.

А ещё его задействовал в своих спектаклях режиссёр историко-революционного театра Петропавловской крепости Вячеслав Маневский - уж очень хорош был Смирнов в роли Александра Третьего.

Практически до своих последних дней Смирнов активно снимался в кино. С середины восьмидесятых он принимал участие двух-трёх кинокартинах ежегодно. И среди его киноролей не было проходных и не запоминающихся, какое бы экранное время ни отводилось его героям.

Разве можно забыть начальника шахтоуправления Тюкина в фантастической драме "Зеркало для героя" Владимира Хотиненко, обожжённого танкиста Ермакова в военном фильме Игоря Шешукова "Танк "Клим Ворошилов-2"" или бывшего чиновника, а ныне бизнесмена Баева, попавшегося на удочку мошенникам в криминальной комедии Виктора Сергеева "Гений".

А когда началась эпоха сериалов, то Смирнова кинорежиссёры просто разрывали на части - настолько стал востребован его типаж. Он снялся чуть ли ни во всех популярных телесериалах - от " Ментов" до " Агента национальной безопасности" и от "Убойной силы" до "Морских дьяволов". А ещё "Чёрный ворон", "Сонька - Золотая Ручка", "Гибель империи", множество обычных, не сериальных, кинолент - "Царевич Алексей", "Война", "Честь имею!..", "Не думай про белых обезьян"... Конечно, не все они равнозначны, но особо можно отметить его роли в сериалах "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко (председатель зрелищной комиссии Прохор Петрович), "Крот" Эрнеста Ясана (бывший заместитель министра внутренних дел Пётр Петрович Грязнов) и, конечно же "Ликвидация" Сергея Урсуляка, где Смирнов сыграл начальника Одесского уголовного розыска полковника Омельянчука. (На заставке кадр из этого фильма)

Последней его ролью в кино стал маршал Будённый в сериале "Сын отца народов».
Всего же Виктор Смирнов сыграл около полутора сотней ролей на театральной сцене и в кино. Последней его театральной ролью был товарищ Иван Иванович в спектакле Николая Рощина по пьесе Маяковского "Баня". В этом образе он и вышел на сцену последний раз 17 июня 2017 года. Этим спектаклем завершался театральный сезон, и никто из коллег Виктора Фёдоровича даже и подумать не мог, что больше его на сцене не увидят.

Виктор Фёдорович Смирнов скончался 12 августа 2017 года. За неделю до смерти ему исполнилось 72 года. Прощание состоялось 14 августа в Александринском театре. В тот же день прошло отпевание в Храме преподобного Серафима Саровского. Актёр был похоронен на Серафимовском кладбище Петербурга.