Майка Кристенсон о партнерах по команде

Александр Щербаков 5
Мне нравится, как в этом сезоне проходит чемпионат России по волейболу среди мужских команд. В отличии от прошлого года, когда были явные аутсайдеры – «Строитель» (Минск), «Нефтяник» (Оренбург), в этом сезоне даже у последней команды в турнирной таблице есть победы.  И большинство поединков проходят в напряженной борьбе.  Была уже первая тренерская отставка – «Урал» из Уфы отправили Андрея Воронкова в глубокий запас. Это помогло. «Урал» уже после смены главного тренера сумел выиграть два матча у лидеров – «Динамо» (Москва) и «Зенит» (Санкт-Петербург).

Количество легионеров в нашем чемпионате примерно такое же, как и год назад. Больше всего сербов, затем болгары, в одиночестве француз с русскими корнями, иранец, бельгиец, финн и один американец. Вот с этим игроком было интервью, с которым я хочу познакомиться своих читателей.

Интервью с американским связующим казанского «Зенита», который входит в пятерку сильнейших игроков своего амплуа в мире.

Волейболистам «Зенита» в 2023-м осталось сыграть гостевой матч с оренбургским «Нефтяником» (29 декабря), но главный новогодний подарок себе и болельщикам они уже сделали, завоевав Кубок России. С появлением в составе Майки Кристенсона казанская команда не расстаётся с этим трофеем.

В интервью «БО Спорт» 30-летний волейболист рассказал о деталях кубкового триумфа и тех самых передачах Алексею Кононову в концовке, отметил прогресс Михаила Лабинского, а также назвал волейбол самым командным из командных видов спорта. На заставке фото Майки (справа) с товарищем по команде Дмитрием Волковым.

– Майка, как отметили победу в Кубке России? Ложились спать в ту ночь?
– Немного поспать всё-таки удалось, потому что у нас был дневной рейс до Казани. После прилёта я поехал домой и долго общался со своей семьей, ведь это был день католического Рождества.

– Много шампанского было выпито?
– Всё в рамках допустимого. Ничего безумного, ведь уже 26 декабря у нас была тренировка. Но и просто забыть о победе мы не могли. Ты не каждый день выигрываешь Кубок России. У нас ещё будет время хорошо отпраздновать, а сначала мы должны хорошо провести матч в Оренбурге.

Он явно испортил празднование на широкую ногу?
– Не буду лукавить: после победы в Кубке России хотелось бы отдохнуть и как следует отпраздновать титул с командой, но… такая у нас работа. Мы уже на пути в Оренбург.

– Как вам визит на приём к раису Татарстана Рустаму Минниханову?
– Было интересно. Я уже не в первый раз бываю в его резиденции, поэтому был знаком с протоколом мероприятия. Интересно было посмотреть, как в разных странах организовывают подобные встречи.

– В Белом доме когда-нибудь бывали? Хотя бы туристом?
– Ни разу, к сожалению. У меня нет времени на туристические поездки – я весь год играю в волейбол.

– У вас уже есть своя маленькая традиция – вы укачиваете кубок, как маленького ребёнка.
– Вы же помните, что в прошлом сезоне перед финалом чемпионата России у меня появилась дочка, и тогда я укачивал кубок в её честь. Так я хотел отметить её рождение. А сейчас это просто забавная шутка. Кубок теперь наш, он для нас как маленький ребенок.

– В прошлом году ваша семья была в Казани на Рождество. Почему они не прилетели в этом году?
– Они хотели, но пока не получили визы в Россию. Этот вопрос всегда решается долго. Плюс мои старшие дети пошли в школу, и времени у них уже не так много, как раньше. Надеюсь, мы увидимся совсем скоро – в январе они прилетают в Казань.

– Новогодние подарки уже у них, или они получат их от вас уже здесь?
– Кое-что ждёт их в Казани, а остальное моя супруга купила сама у нас дома. Что мы купили? Не знаю, есть ли такая игра в России. Она называется Bounce Toss. Это такая игра с мячом, в которую можно играть во дворе нашего дома. Она им очень нравится.

– Уэйн Гретцки рассказывал, что мечтал получить на Рождество майку Горди Хоу, и это был лучший подарок в его жизни. А у вас?
– На Рождество – пожалуй, мой первый мобильный телефон. Я довольно долго хотел его, но у моих родителей не было денег на такой подарок. Это было дорого для моей семьи. И когда я получил его, то был очень рад и благодарен им. Мне было 13-14 лет, если я правильно помню. У меня было много соревнований, нужно было находиться на связи с командой, и телефон очень пригодился.

– В этом сезоне в «Зените» есть «Тайный Санта»?
– В этом году мы не играли, к сожалению. Команда была очень загружена матчами и подготовкой к финалу Кубка России.

– В прошлом году вам подарили валенки. Носили хоть раз?
– Конечно! И не раз. Например, когда с детьми гулял в парке. Классная обувь! Тёплая, удобная, мне всё понравилось. Для страны с такой зимой, как у вас, очень даже подходят.

– Как вы пережили казанские морозы в декабре?
– В России я сталкивался с температурой ниже, так что я не был удивлён. Я просто поменьше выходил на улицу и больше времени проводил дома.

– Вам ещё не надоело постоянно играть с «Динамо»?
– Да уж, с «Динамо» мы встречаемся очень часто, но каждый матч против них – это большое удовольствие для меня. Это суперкоманда, которая доходит до финалов не просто так, а за счёт своей отличной игры. И это не сюрприз для меня, что именно с «Динамо» мы встречались в финале Кубка России. Здорово, что у нас достаточно опыта и таланта, чтобы противостоять им и побеждать.

– В таких матчах реально чем-то удивить соперника, приготовить какой-то тактический сюрприз?
– Может быть, но, скорее, можно удивить соперника идеальным исполнением определенных элементов. Ни секрет, что «Динамо» – машина в подаче и игре на блоке, но мы сделали всё, чтобы помешать им показать всё, что они могли. Наши принимающие играли просто фантастически и не дали сопернику сделать привычное количество эйсов.

– По-вашему, подача и приём «Зенита» стали ключевыми в победе в финале? Так говорит статистика.
– Я бы не стал выделять один или два элемента. В волейболе вообще нельзя победить, если не делать хорошо всё, а против такого соперника мы должны показать нашу лучшую игру в сезоне, если нам хотелось победить. Мы отлично подавали, здорово играли на блоке и в защите, когда «Динамо» атаковало. Не давали им набирать очки сериями и снимались, когда это особенно было нужно. Мне понравилось, что мы были предельно сконцентрированы в ключевые моменты.

– Что случилось при счёте 24:22 во втором сете, когда вы дважды подряд отдали Алексею Кононову, который дважды не забил. Многие считают, что это была тактическая ошибка. Согласны?
– Первый мяч – наша контратака. Три-четыре метра от сетки, я вижу Алексея, а он великолепный нападающий. Я доверяю ему в любой ситуации, поэтому отдал ему пас. Мы и до игры обсуждали возможные ситуации и говорили, что стоит задействовать центральных, если можно. Может быть, Алексей не совсем вложился в удар, и его заблокировали. А второй пас – это моя ошибка. Я занизил передачу. В голове у меня была одна идея, а исполнение подвело. Только моя ошибка.
Я ещё посмотрел на нашу скамейку с улыбкой перед этим моментом, так как понимал, что хочу сделать в следующем розыгрыше. А потом отдал пас слишком низко. Но всякое бывает. Это игра.

– Личное противостояние с Павлом Панковым или другими связками вам интересны?
– Я уже как-то говорил, что в игре у меня нет противостояний с другими связующими. Я с большим уважением отношусь к Павлу, он очень одарен и технически, и физически. Но всё же мои главные соперники, если кого-то и можно выделить, это блокирующие, так как это их я должен обманывать. В этом плане матчи с Москвой это всегда непростое испытание, так как у «Динамо» невероятный блок. Я просто хотел создать для своих нападающих максимально удобные условия для атаки.

– Согласны с тем, что Илья Фёдоров – MVP финала? Либеро редко вручают такие награды.
– Действительно, такое случается крайне редко, и я безумно рад за Илью. Да все в команде рады за него больше, чем он сам. В важные моменты игры Илья выручал команду классными спасениями, он был надёжен и заслужил эту награду. Для такого молодого игрока он невероятно уверен в себе, и такой титул поможет ему стать ещё лучше. Можно только представить, каких вершин Илья может достичь, если будет и дальше прогрессировать.

Но вообще волейбол это, на мой взгляд, самый командный из командных видов спорта. Никто не должен выпадать из игры, если ты хочешь победить. Это не футбол, где нападающий может взять мяч в центре поля, обыграть всю команду и забить. В волейболе всё должно быть на месте, всё должно быть на своих полочках, и когда команда достигает цели, сложно сказать, кто был лучше и полезнее остальных. Мы всегда вместе.

– Лучшие бомбардиры «Зенита» в нынешнем сезоне Михаил Лабинский, Дмитрий Волков и Кирилл Клец. Максим Михайлов начинает переходить в разряд ветеранов?
– Во-первых, Макс пропустил несколько матчей. Во-вторых, сейчас ему не нужно в каждом матче набирать по 30 очков. Думаю, весь мир знает, что Макс Михайлов – один из лучших, если не лучший волейболист в истории. Нет необходимости в том, чтобы гоняться за очками, рваться за титулом лучшего снайпера, так как он уже много раз доказывал и выигрывал эти награды. Мы знаем, что в нужный момент любого матча Макс выйдет и сделает результат для команды, а это самое главное. К счастью, у «Зенита» сейчас много ребят, которые могут набирать очки, но Михайлов – наш чемпион, это наша легенда. Это не просто машина по набиранию очков. Он значит для «Зенита» намного больше.

– Это ваш первый сезон с Кириллом Клецом. Он может достичь уровня Михайлова?
– Он монстр, просто зверюга. Очень одарен физически, прекрасно относится к работе. Для такого высокого игрока с отличным прыжком Кирилл классно защищается, что на самом деле редкость. У него огромный потенциал, так что посмотрим, что получится. Важно, что перед глазами у Кирилла пример Макса – его профессионализм, внимание к деталям. Это поможет ему стать большим игроком не только в России, но и в мировом волейболе.

– В прошлом вы много говорили о Дмитрии Волкове и Андрее Сурмачевском. Как вам прогресс Михаила Лабинского?
– Михаил – потрясающий молодой игрок. Он сделал огромный шаг вперёд по сравнению с прошлым сезоном. Это уже набравшийся опыта, повзрослевший волейболист, который может брать ответственность в важные минуты и набирать очки. Меня впечатляет его хладнокровие на площадке. В любой ситуации он может выйти на площадку и сделать команду сильнее. Не верится, что в 20 лет Михаил обладает столькими важными качествами, и только от него зависит, насколько крутым игроком он может стать.

– Была новость, что вы продлили контракт с «Зенитом».
– Мне всё нравится в Казани, и ничего другого пожелать я не могу.

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Майка КРИСТЕНСОН Амплуа: связующий Дата рождения: 8 мая 1993 года Место рождения: Гонолулу (Гавайи, США) Рост: 198 см
Карьера:
«Университет Южной Калифорнии» (США) – 2012 – 2015;
«Чивитанова» (Италия) – 2015 – 2018;
«Модена» (Италия) – 2018 – 2021;
«Зенит-Казань» (Россия) – с сезона 2021/22.

Достижения в клубах:
серебряный призёр Лиги чемпионов (2018),
серебряный призёр клубного чемпионата мира (2017), чемпион России (2023),
чемпион Италии (2017),
обладатель Кубка Италии (2017),
 обладатель Суперкубка Италии (2018),
обладатель Кубка России (2021, 2022, 2023),
обладатель Суперкубка России (2023),
бронзовый призёр чемпионата России (2022).

Достижения в сборной:
бронзовый призёр Олимпиады (2016),
бронзовый призёр чемпионата мира (2018),
обладатель Кубка мира (2015),
победитель Мировой лиги (2014),
серебряный (2019) и бронзовый (2018) призёр Лиги наций,
призёр Мировой лиги (2015),
бронзовый призёр Кубка мира (2019).