Адини. Великая княжна. Глава 19. Директор департам

Александр Пругло
Глава 19. Директор департамента
На следующий день проснулась очень поздно, около полудня.
- Ваше Императорское Высочество! В коридоре возле гостиной Вас дожидается чиновник. Представился как князь Вяземский. – сказала одна из горничных, одевавшая меня. Лампа или Лала – вспомнила имена этих двух близняшек, которая из них кто не различить.
- Пригласить в гостиную и угостить чаем!
Сама же напряжённо думала: тот ли это поэт Вяземский, что был другом Пушкина или кто-то другой? И что ему надо от меня? Прислал Пушкин? Так у нас с ним об этом уговора не было. Ладно, узнаем!
Когда меня наконец-то одели по всем тогдашним правилам (очень долго, нудно и непрактично, надо что-то менять, удалять все эти шнуровки и корсеты!), соорудили из моих волос прическу на голове, и я вышла в гостиную, то увидела там средних лет мужчину в очках и с орденом Святой Анны второй степени на шее.
Увидел меня, мужчина вскочил, поклонился и представился:
- Ваше Императорское Высочество! Князь Пётр Андреевич Вяземский! Действительный статский советник, вице-директор департамента внешней торговли при министерстве финансов. Прислан Высочайшим повелением временно исполнять обязанности вице-директора департамента радиовещания.
- Очень приятно, князь! – дала ему поцеловать свою руку. – Присаживайтесь, угощайтесь! Прошу присоединиться ко мне и разделить утреннюю трапезу. Заодно и побеседуем о самом важном, что нам предстоит сделать.
Я уселась за стол, положила себе на тарелку несколько канапе. Горничная налила из самовара чашку ароматного чая, а я бросила в неё кусочек колотого сахара, помешала позолоченой ложечкой. Сказала Вяземскому, продолжавшему пить свой чай:
- А я почему-то думала, что вы тот самый князь Вяземский, который поэт, журналист и друг Пушкина.
- Так это же я и есть! – воскликнул князь.
- Правда? – обрадовалась я. – А почему же вы тогда служите в таком скучном министерстве?
- Так вот получилось, пришлось оставить журналистику и податься в чиновники.
- Ну, и как, получается?
- Более чем! Даже подменяю директора департамента, когда он отсутствует длительное время. Уже давно был бы директором департамента, если бы не пустая формальность.
- Какая?
- Я человек сугубо штатский, а директором департамента внешней торговли может быть только военный, потому что нам подчиняются некоторые пограничные войска.
- Очень жаль, сочувствую. А ко мне вы надолго?
- Как только организуем все и наладим. Когда буду уверен, что Вы, Ваше Императорское Высочество, сможете обойтись без меня.
- Сейчас допьём чай и пойдём осматривать наши владения! Я вчера уже распорядилась, где и что будем размещать. А вот о вашем кабинете и не подумала. Посмотрим где ему лучше быть!
- Кабинет – это не самое главное! Вы лучше прикиньте, какими самыми насущными вопросами мне нужно заняться с сего дня!
- Думаю, что самый главный вопрос сейчас – Это вопрос денежный. Надо найти бухгалтеров. Проследить за выделением средств из бюджета.
- Из казны! Это во Франции бюджет! Вместе со мной на высочайшей аудиенции у императора сегодня был и министр финансов Егор Францевич Канкри;н. Он в курсе, что вашему департаменту деньги следует выделять по первому требованию и в запрашиваемом количестве.
- Тогда займёмся с вами вторым очень важным вопросом: формированием штатов, поисков нужных людей на эти должности, чтобы они начинали работать, а мы только руководили и присматривали за ними!
Вчера я договорилась с фрейлинами, что меня они теперь будут сопровождать по одной, по очереди. Сегодня пришла только Женни. Зато теперь ежедневно в моей свите будут обязательно двое пажей. И сегодня за пределами гостиной меня ожидали Андрей Ростоцкий и ещё один новый мальчик. Он представился как Алексей Орловский. Ребята стерегли в коридоре пухлый портфель Вяземского. Что было в нём, я узнала уже в своем кабинете директора. Когда пришли туда, то были приятно удивлены, что там появилась шикарная мебель: шкафы, письменные столы, кресла и стулья из дорогого гарнитура, новенький кожаный диван. На моём столе – золотой или позолоченый письменный прибор с фиолетовыми и красными чернилами, стаканы с гусиными перьями, ножами для заточки перьев и разрезания страниц новых книг, карандашами и кисточками, увесистое и тоже с позолотой пресс-папье. А ещё на столе стояли три телефона разных моделей и разного цвета. На позолоченом была табличка “Император”, на красном “Правительственный”, а черный был вообще без таблички. В общем, всё было готово, чтобы хозяйка этого кабинета немедленно приступила к работе. Что она незамедлительно и сделала: уселась в своё кресло и стала руководить. Усадила рядом с собой князя Вяземского и занялась формированием штатов и составлением штатного расписания. Как того хотел князь. Петр Андреевич открыл свой пухленький портфель, который оставили, прежде чем уйти в приемную, пажи. В портфеле оказались образцы многих бумаг, канцелярская бюрократия с основного места работы Вяземского. По этим бумагам мы быстренько набросали штаты и стали думать, кого и куда нам взять из имеющихся вокруг кадров. Я предложила князю пройтись со мной по всем нашим комнатам и кабинетам, чтобы он был в курсе, где кого размещать. Заодно подыскать ему помещение  под личный кабинет. Вышли в приемную. Сидевшие пажи и фрейлина вскочили. Пажи сидели на стульях у стены, а Женя – за столом секретаря. Поднялся со стула ещё и кучерявый блондин средних лет в голубом комбинезоне, поклонился.
- Ваше Императорское Высочество! К вам посетитель! – Женни взглядом указала на этого блондина. – Руководитель работ от телерадиокомпании Владислав Брюховецкий.
- Подойдите ко мне, Владислав? Чего вы хотели?
- Ваше Императорское Высочество! Осмелюсь доложить, что основные работы по оборудованию кабинетов мы выполнили! Вместе с рабочими из дворцового управления!
- Пойдемте, посмотрим!  Мы как раз для этого вышли.

То, что они успели сделать за вчерашний вечер и за утро заслуживает похвалы. Хотя, я узнала, здесь были и руководили работами и министр двора, и инженер Пылин и даже сам император! Шикарная студия звукозаписи и эфира со звукоизолированными стенами и окнами в операторскую. В операторской сидели два парня: один из них представился  звукооператором Иваном Громовым, а второй – ассистентом оператора Никитой Козловым. Я приказала Женни взять на заметку этих парней.
Кабинеты, оборудованные всей необходимой мебелью, стояли пустые. Комнаты для репетиций были тоже со звукоизоляцией. Особенно меня поразила комната для репетиций вокально-инструментального ансамбля, где уже стояли и лежали электромузыкальные инструменты, привезенные из подвала Пылина. И где тоже сидел человек, которого Пылин назначил обслуживать инструменты. Его звали Савелий Камов. Женни его тоже записала в блокнот.
- Владислав! Хочу спросить: вас прислали только на день для руководства работ по оборудованию или вы будете работать здесь постоянно?
- Я буду находиться здесь постоянно, но числится не у вас, Ваше Императорское Высочество, а в своей компании.Там же буду получать и жалование. Точнее, я уже давно там работаю и получаю жалование. Через меня вы будете решать технические вопросы по оборудованию.
- В таком случае вам тоже необходимо предоставить кабинет.
- Я уже присмотрел себе! А ещё на днях привезём и оборудуем селекторную связь по департаменту.
- Хочу, чтобы вы постоянно держали на контроле, сколько абонентов у нас подключено и где, информировали о новых подключениях. Завтра утром принесёте мне список абонентов.
- Слушаюсь, Ваше Императорское Высочество!
- Петр Андреевич! А вы присмотрели себе кабинет?
- Пока нет.
- Я думаю, что надо бухгалтерию перевести в другой кабинет, а здесь разместить ваш! Надо спросить у архитектора, можно ли отсюда пробить дверь в мою приемную. Нужно, чтобы в мое отсутствие посетителей принимали в вашем кабинете! Сегодня же обратитесь в дворовое хозяйство, пусть пришлют архитектора.
- Можно позвонить по телефону. Я это сделаю.
- Сначала думала, что обязанности секретаря у меня будет выполнять одна из фрейлин. Но теперь понимаю, что секретарем должна быть девушка не из дворца. Фрейлины должны быть со мной, а секретарь должен весь день находиться у меня в приемной, даже если не будет меня на месте несколько месяцев! Ах, чуть не забыла! Пётр Андреевич! Как работник министерства финансов займитесь сегодня же поиском толковых главного бухгалтера, бухгалтера и кассира! Может, кого-то нужно переманить, а, может, кто-то сейчас остался не у дел, безработный! Или, в крайнем случае, найти таких, кто вышел на пенсию, но хочет ещё поработать!
- Обязательно займусь, Ваше Императорское Высочество!
- Как бывший журналист, что бы вы рекомендовали мне относительно журналистов для работы в нашей студии?
- Я бы для начала обзвонил редакторов всех петербургских газет и попросил прислать по одному-два лучших журналиста, а потом бы неспеша искал таких, которые нужны!
- Вот и займитесь этим в ближайшие два-три дня! А я займусь поиском дикторов с хорошим голосом.
- Возможно, надо поискать среди актеров в столичных театрах?
- Я бы хотела найти юные дарования среди студентов, выпускников гимназий и институтов благородных девиц. Хочу устроить конкурс! Для этого надо дать обьявления в газеты и на тумбы, а также собрать конкурсную комиссию, в основном из филологов и писателей. Председателем комиссии буду я, заместителем – вы. В комиссию пригласить Александра Сергеевича Пушкина, Сергея Семёновича Уварова, как филолога, кого-то ещё, предлагайте!
- Мне кажется,  что я лучше не буду в этой комиссии, потому что кому-то из нас надо заниматься другими текущими делами. Давайте замом назначим Пушкина или Уварова! Могу порекомендовать в комиссию своего зятя, он тоже писатель, но начинающий, написал уже два романа. Приглашаю Вас, Ваше Императорское Высочество, сегодня ко мне на обед, там я вас познакомлю.
- Хорошо, согласна. Во сколько мне подъехать?
- Поедем вместе, где-то в четыре выедем. А сейчас позвольте откланяться, пойду звонить по газетам и по бухгалтерам! И заниматься своим кабинетом!
- Ступайте! Только скажите, как зовут вашего зятя?
- Он сын камергера графа Валуева! Пётр Александрович Валуев!
Валуев, Валуев… Знакомая фамилия, где-то её уже слышала. Притом не только здесь, а ещё и в той жизни. Ах, этот распиз… разгильдяй входит в “кружок шестнадцати” – тайную оппозиционную группу аристократической молодежи! Опасные ребята! Один Михаил Юрьевич Лермонтов чего стоит! А ещё кроме Валуева там околачивались Гагарины, Голицын, Фредерикс, Шувалов, Столыпин. Так, кажется, было написано в досье, которое мне присылал Пылин в Москву. А Валуев должен стать в будущем премьер-министром и министром внутренних дел. Почему я запомнила его из той жизни? А потому что жила на Украине, на Донбассе, там в школах вдалбливали, что Валуев – один из самых злейших врагов украизма, автор знаменитой цитаты: “Никакого малороссийскаго языка не было, нет и быть не может! Малороссийский язык – это испорченный польский.”
Приказала Женни сидеть в приемной и никого ко мне не пускать. А сама зашла, уселась в своё кресло и попросила телефонистку соединить меня с имением Пылина. Подумала, что надо бы напрячь инженера (а может, проще и лучше Владислава Брюховецкого) провести  мне прямой телефон с Пылиным, такой, как с императором. Пылина на месте не оказалось, трубку взял Виктор Владимирович Якутин. Это, если помните, тот самый попаданец в тело восьмилетнего мальчика, хотя в том мире ему было целых 62! Детский мальчишеский голосок спросил меня, что мне нужно. Я ответила, что срочно нужно досье на Валуева Петра Александровича и его семью.
- Продиктуйте мне пожалуйста по телефону, а потом пришлёте в бумажном варианте!
- Слушайте: Валуев Петр Александрович, родился в 1814 году, умер в 1890, сейчас ему 26 лет, граф, в будущем действительный тайный советник, министр внутренних дел, председатель кабинета министров, почетный член Петербургской академии, написал несколько романов. С 16 лет на государственной службе – коллежский  регистратор (14 класс) в канцелярии генерал-губернатора Москвы. С 1834 – камер-юнкер. Сейчас служит во втором отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, где под руководством Сперанского занимается кодификацией законов империи. В 1838-1839 годах состоял в тайном оппозиционном кружке аристократической молодежи “Кружок шестнадцати”. Женат с 1836 года по любви на княжне Марии Петровне Вяземской (1813-1849), которой сейчас 27 лет. Светская львица, в середине 1940-х годов открыто состояла в связи с графом А. Строгановым, за что последний был сослан на Кавказ. Умерла от холеры в эпидемию. Дети: дочь и два сына:
Елизавета Петровна (1837-1916), сейчас ей три годика, крестница императора Николая Павловича и камер-фрейлины Екатерины Петровны Валуевой. 
Петр Петрович (1839-1886).
Александр Петрович (1841-1864), поручик, умер от чахотки.
Сведения об отце и деде надо говорить?
- Нет, не надо! Спасибо, вы мне очень помогли.

На обеде у Вяземского, кроме самого князя и его супруги Веры Федоровны Вяземской, урождённой княжны Гагариной, зятя и дочери присутствовал также Александр Сергеевич Пушкин, приехавший вслед за нами. Он ведь вчера обещал приехать ко мне, но уже не застал, кинулся вдогонку. За столом также были баронесса Женни фон Вестфален, моя фрейлина, и двое моих пажей. За чаем мы с Петром Андреевичем рассказывали, в первую очередь Пушкину и Валуеву о нашем департаменте, о предстоящем конкурсе дикторов и участии Пушкина и Валуева в комиссии по отбору претендентов. Уловив момент, переговорила с Валуевым с глазу на глаз. Сказала, что знаю об его участии в тайном обществе от личной разведки, попросила немедленно бросить эту затею, пока о ней не узнал император. Граф побледнел, но согласился со мною. Я же пообещала ему своё покровительство, вхождение в комиссию по отбору и дальнейшее сотрудничество на радио.

Затем мне позвонила мамочка. Её Императорское Величество и здесь меня нашла! Она была очень недовольна: нужно было явиться к ней на примерку платьев, а также я сегодня совсем не занималась ни танцами, ни церемониями. Сказала, что сегодня у меня был сумасшедший день, я постараюсь завтра исправиться. Пообещала также приехать к вечернему семейному чаепитию.

Уезжая от Вяземских, я переговорила с ним о завтрашнем дне, какие самые важные дела нас ожидают в департаменте, на что следует обратить внимание в первую очередь. Решила, что завтра попробую провести первый сеанс вещания: купим утренние газеты, я прочитаю самые важные новости из них. Потом включу музыкальные записи с плеера. После чего расскажу о нашей радиостудии и о ходе радиофикации в столице и пригородных резиденциях, селах и городах.

А на вечернем чаепитии меня в этот день даже и не просили что-нибудь исполнить из своего репертуара. Я поблагодарила папочку за заботу обо мне, за его личное участие в оборудовании моего департамента. Рассказала о важнейших событиях этого тяжёлого дня, обьяснила, почему оказалась вдруг у Вяземских. Император обрадовал меня, что Китайский театр к моему концерту готов, и мне предстоит назначить дату проведения этого концерта, чтобы напечатать пригласительные билет. А императрица выдала мне довольно нетонкую пачку пригласительных билетов на бал, на среду, чтобы я раздала их среди своих людей. Далее мы подробно обсуждали этот бал и моё участие в нем, как впервые попавшей на бал. Первый танец я буду танцевать с папа. Второй – с цесаревичем Александром. Третий взял на себя присутствующий на этом чаепитии Максимилиан Лейхтенбергский, муж моей сестры Марии. Далее мне предстоит подумать, кого буду приглашать или кто изьявит желание. Всё это записывается в специальный блокнотик, который затем буду хранить как дорогую реликвию – воспоминание о своём первом придворном бале!

Портрет В.А. Вяземского. Художник В. Васнецов.