3. 23. 1 Соединение небес с человеком через Слово

Лариса Болотова
          Как осуществляется связь природного с небесным?

«303. Кто размышляет по внутреннему рассудку, тот может видеть, что всё существующее связывается промежуточными звеньями с первым началом и что всё, что вне этой связи, распадается: ибо кто так думает, тот знает, что ничто не может существовать от себя … , но непременно от чего-либо предшествующего и что, следовательно, всё существует от чего –либо первого; что связь с предшествующим подобна связи между последствием и причиной, ибо если эту причину отнять от последствия, то и само последствие рушится и пропадает. … есть связь мира природного с миром духовным и  вследствие того есть соответствие между существующим в мире природном и всем существующим в мире духовном. …

304. Человек создан таким образом, чтобы между ним и Господом была связь и соединение, а с небесными ангелами одно только сообщение …; причина сего заключается в том, что человек по созданию своему и относительно внутренних, духу его принадлежащих, начал подобен ангелу, ибо у человека, как и у ангела, есть воля и есть разум; вот почему после смерти своей, если только он жил согласно Божественному порядку, он становиться ангелом, и тогда мудрость его употребляется ангельской.

 Когда же говорится о соединении человека с небесами, то под этим разумеется его соединение с Господом и сообщение с ангелами, ибо небеса образуются не вследствие чего-либо, принадлежащего ангелам, но вследствие Божественности Господней; … Божественное начало Господа образует собой небеса …

Кроме того, человек отличается от ангелов тем, что он не только  живёт в духовном, по внутренним началам своим, но и в природном мире, по своим внешним началам; его внешние, природному миру принадлежащие, начала составляют всё, относящееся к его природной или внешней памяти, к его мышлению и воображению, вообще к познанию и науке с их мирскими удовольствиями и наслаждениями; … такие наслаждения, которые принадлежат чувственным в теле началам, и, наконец, сами внешние чувства, действия и речь; всё это относится к последним началам; в них оканчивается Божественное наитие Господа, ибо оно никогда не останавливается на середине, но идёт до своих последних степеней. Из этого можно видеть, что человек есть последняя степень Божественного порядка, которому он вследствие того служит основанием. … связь и соединение небес с родом человеческим таковы, что одно существует другим и что род человеческий  без небес был бы то же, что цепь без прицепа, а небеса без рода человеческого – то же, что дом без основания.

305. Но так как человек внутренними началами своими отвратился от небес и обратился ими к миру и к самому себе, … и до того удалился от небес, что не может более служить им основанием, и этим самым разорвал связь свою с ними, то Господом предусмотрено было посредие (medium), которое могло бы служить для небес основанием и соединить их с человеком; это посредие есть Слово.

306. … у древних жителей земли было непосредственное откровение, ибо тогда внутренние их начала  были обращены к небесам и вследствие того Господь мог соединяться с родом человеческим, но впоследствии такое непосредственное откровение прекратилось, а настало другое, посредственное откровение через соответствия; из них состояло всё Богослужение тогдашних жителей и  посему и церкви того времени были названы церквями прообразовательными; ибо тогда было известно, что такое соответствие и прообразование (representativum)  и что всё, существующее на земле, соответствует чему-либо духовному на небесах и в церкви, или что то же прообразует это; таким образом, внешние обряды, принадлежавшие природному Богослужению тех людей, служили им средствами для мышления духовного, то есть согласно с ангелами. С утратой науки соответствий и преобразований было написано Слово, в котором все слова и обороты речи суть соответствия и, следовательно, заключают в себе духовный или внутренний смысл, постигаемый ангелами; посему, когда человек читает Слово и понимает только буквальный или внешний смысл его, ангелы постегают его духовный или внутренний смысл; ибо всякая мысль ангельская духовна, а человеческая – природна: эти мысли, хотя и  одна другой соответствуют. Вот почему, когда человек отдалился от небес и разорвал соединявшую его с ними связь, Господом усмотрено было другое посредие (medium) для соединения небес с человеком, то есть Слово. Каким образом Слово служит этим посредием, показано пространно в сочинении  Тайны Небесные (Arcana Celestia) и других.

308. Посредством Слова соединяются небеса и с теми людьми, которые находятся вне церкви и у которых нет Слова, ибо церковь Господня вселенская и находится во всех тех, кои признают Божественное начало и живут в благостыне; эти  люди также после смерти своей поучаются ангелами и приемлют Божественные истины … Вселенская церковь на земле, перед лицом Господа, как один человек, точно так же, как и все небеса …; но церковь, в которой находится Слово и в которой, следовательно, признан Господь, подобна в том человеке сердцу и лёгким: известно, что все черева и члены тела заимствуют различными путями жизнь свою от сердца и легких; таким же образом живёт и та часть рода человеческого, которая вне церкви, обладающей Словом, и которая образует члены того человека.  Соединение небес посредством Слова с этой отдаленной частью рода человеческого можно также уподобить свету, который из середины распространяется во все стороны: свет Божественный присутствует в Слове вместе с Господом и небесами, и силою этого присутствия даже отдалённые народы пользуются светом, но этого бы не могло быть, если бы Слово не существовало. Истины сии поймут яснее при помощи всего сказанного выше о небесном образе, согласно которому совершаются  сообщения и соединения на небесах … тайна эта понятна только тем, которые живут в духовном свете, а не тем, которые обретаются в одном только природном свете; ибо люди, живущие в свете духовном, ясно видят несчётное множество таких вещей, которые невидимы для живущих в природном свете, или представляются им чем-то безразличным и тёмным».

                Без чего не может жить человек? Без сердца. То есть, если сердце остановится, то человек умрёт. Если придерживаться основного закон вселенной: как наверху, так и внизу, то у вселенной тоже должно быть «сердце», благодаря которому она существует. Вселенская Церковь?   

Источник информации книга «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 143).