Разворот рекламного журнала

Олег Яненагорский
Разворот рекламного журнала
(в память об угасшей любви)

Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 28 декабря 2023 г.

Разные бывают попутчики и одни способны скрасить долгую, а иногда и тоскливую дорогу, а другие - довести до бешенства.
В своей жизни я ездил в поездах много и часто. Иногда описывал впечатления о своих поездках.
Помню возвращался в Тюмень из командировки в маленький северный городок. И досталось мне купе № 9, нижняя правая полка. Как оказалось в ящике под этой полкой проводница хранила запас водки и систематически приходила с просьбой «Встаньте на минутку»… Соседу-вахтовику нужны были «свободные уши и глаза». Он без конца хотел показать мне, какие девушки у него в сотовом телефоне раздеваются и в подробностях рассказать, что он делал с поварихой на прошлой вахте…
В желании пообщаться мужик даже щедро предлагал мне выпить водки и перекачать на мой телефон программу, благодаря которой на экране частично одетые девушки быстро раздевались.
А я в киоске на вокзале, перед посадкой в поезд, купил новую книжку А. Бушкова и мне хотелось узнать, что еще случиться с лордом Сварогом на планете Талар. Вообще, общаться с соседом мне совершено не хотелось, и я терпеливо ждал, пока он допьет водку и уснет.
Нынче с попутчиком, кажется, повезло – тихий и спокойный был попутчик. Мужчина в неопределённом возрасте от 50 до 60 лет, на вид интеллигентный и явно не желающий надоедать мне своими вопросами или разговорами. Он сел в Сургуте, коротко представился Вадимом. После обустройства, заказал зеленый чай, сделал несколько телефонных звонков, пока поезд был в зоне действия сотовой связи. Потом он начал листать какой-то рекламный журнал, которыми сейчас снабжают самолеты и поезда. Мне нравятся такие спокойные попутчики… А есть ведь другой тип - не успеешь переступить порог купе, как они тут же знакомятся, и начинают расспросы. И хорошо, если они ограничиваются парой вопросов на тему «Куда едешь»?
В тишине и покое мы доехали до Пыть-Яха и оба обрадовались, что других попутчиков до Тюмени явно не будет. В Демьянке и Тобольске на ночных поездах в купе люди обычно не садятся… Не считая, правда, предпраздничных дней…
Вадим смотрел журнал, потом отложил его и кажется надолго задумался. Я не мог понять – забыл он про журнал или время о времени все-такие поглядывает на глянцевые страницы?
- Вы верите в Бога, - неожиданно спросил Вадим.
- Верю, - ответил я, но поддержать возникающий разговор не стремился.
- А на исповеди были? – задал новый вопрос Вадим и явно глянул на рекламный журнал.
Ого, «вечер перестает быть томным», - вспомнил я фразу из старого советского кинофильма, и на этот раз решил подержать беседу.
- Я верю в Бога, но не воцерквлен, на исповеди никогда не был … И считаю церковь социальным институтом.
- Понятно, - задумчиво кивнул Вадим, - полагаете, что не нужен посредник между Вами и Богом.
- Пока не нужен, но все может измениться… Помните выражение «Никогда не говори никогда»?
- Значит исповедального опыта у Вас нет, - похоже, что Вадим для себя подвел какой-то итог.
- Нет исповедального опыта, - согласился я с ним.
Не считать же за такой опыт сотни признаний, услышанных мной на допросах в следственно-прокурорской молодости, и раскрытые тайны, выслушанные в качестве адвоката и консультанта по правовым вопросам.
- А с психоаналитиками или психотерапевтами общаться приходилось? – продолжал расспросы Вадим
Я отрицательно покачал головой. Потому, что вряд ли собеседник имел ввиду такой специфический опыт общения, как допросы психотерапевтов и психологов в качестве судебных специалистов.
Вадим помолчал, снова бросил взгляд на рекламный журнал. И видимо, на что-то решившись, сказал:
- Не думал, что мне когда-нибудь захочется высказаться, поделиться личным с кем-либо… тем более с незнакомым человеком. Но видно живет в нашей культуре «эффект попутчика»…
Я согласно кивнул головой – есть такой эффект. Иногда у незнакомых людей возникает острое желание рассказать о своей жизни, о проблемах и о том, что на душе… Рассказать именно чужому, случайному человеку. Есть и варианты – «Выплакаться в жилетку» или «Получать бесплатный совет незаинтересованного лица». Особенно способствует этому долгая поездка в поезде, хотя иногда случайные собеседники слушают своеобразные «исповеди» в парках на скамейке или в больничных палатах. А вот про «эффект попутчика» в самолетах или автобусах я никогда не слышал.
Мне всегда были интересны поводы или мотивы таких спонтанных признаний и откровений.
- Сегодня я случайно узнал о смерти женщины, которую любил тридцать лет назад, - сказал Вадим. - Надеюсь, что и она меня когда-то любила… Были основания на это надеяться.
Я молчал, но смотрел на собеседника достаточно заинтересованно. И Вадим правильно понял мое молчание, поэтому продолжил.
- Мы познакомились в доме отдыха – обычный курортный роман. Я тогда был женат, но жену уже давно разлюбил, и жил что называется «ради детей», Светлана после развода была одинока. Хотя молодой красивой блондинке делали много предложений. Иногда я думал, что в нашей связи ее устраивало именно то, что расходиться я не собирался, замуж ее не звал, встречи наши были легки и не обременительны.
Вадим глотнул давно остывший чай и продолжал:
- Мы жили в соседних советских республиках… Сейчас это «независимые страны – осколки СССР. Писали друг другу письма, иногда перезванивались, изредка я прилетал или приезжал к ней в гости, пару отпусков провели вместе… Потом чувства как-то сами собой увяли. Но осталась добрая память об этих годах…
Помню одну поездку – билетов на самолет не было, и из города, в который я был командирован, я поехал к ней на рейсовом автобусе по межреспубликанскому маршруту. Придумал для начальства какой-то уважительный предлог, чтобы задержаться в Омске после командировки на пару дней, и рвануться на встречу с женщиной. Десять часов по плохой дороге в ожидании свидания с любимой...
Когда мы встретились, поужинали и выпили по бокалу вина, Светлана попросила меня примерить вязанную кофту:
- Я не успела довязать ее к твоему приезду – много времени ушло на шалевый воротник, а потом кое-что пришлось распустить на одной стороне, чтобы переделать… И пуговицы с трудом нашла…
Белая кофта из толстой шерсти, с белыми пуговицами и шалевым воротником была великолепна. Много лет после этой встречи с удовольствием носил ее дома, а иногда и на работе, когда не требовалась соблюдать дресс-код. Носил, помня о руках, которые ее связали.
Вадим довольно долго молчал, видимо, вспоминая свои давние встречи. Потом спросил:
- Вы верите, что только любящая женщина может тратить свое время для того, чтобы связать что-нибудь для мужчины?
- Верю, - ответил я, - знаю такие примеры из жизни друзей и знакомых. Но промолчал, что и у меня был случай, когда любящая женщина вязала мне джемперы, жилеты и свитера.
- Прошло несколько лет, - продолжил Вадим, и как-то сама собой улеглась страсть. Есенин хорошо об этом написал:
Улеглась моя былая рана
Пьяный бред не гложет сердце мне…
К тому времени я уже разошёлся с женой, в родном городе встретил другую женщину… Но мне хотелось попрощаться со Светланой. Созвонившись с ней, я прилетел… уже в чужую страну, а не в братскую советскую республику. «Парад суверенитетов» закончился, но полноценной границы еще не было. Впрочем, не было и вражды между народами, поэтому и охраняемая граница не особо была нужна.
Наша последняя ночь была окрашена тихой грустью и воспоминаниями о прошлых встречах. На память подарил Светлане красивую и дорогую золотую цепочку. Она отказывалась от подарка и тогда пришлось напомнить ту белую вязанную кофту с шалевым воротником.
- Есть магия вещей, связанных или сшитых женскими руками, - сказал я Светлане, – они постоянно напоминают о тех, кто это сделал. И греют Душу… К сожалению, я не ювелир, чтобы сделать тебе подарок своими руками. Но хочу, чтобы ты носила эту цепочку – на память о нашей дружбе. Я искал такую очень долго и все время помнил о тебе. Это – своеобразный оберег – пока цепочка на шее, с тобой ничего плохого не случится.
Вадим допил остатки чая, вздохнул и сказал:
- Больше мы никогда не виделись. Через двадцать лет я нашел телефон Светланы, пару раз перезванивались. Она давно вышла замуж, берегла покой муж и сказала, что нам не стоит встречаться. Хотя я готов был приехать, чтобы просто повидать ее. И вот сегодня, еще через десять лет после тех телефонных разговоров, я узнал о смерти Светланы. Жаль, что не могу как следует выпить и помянуть ту давнюю любовь…
- У Вас проблемы с алкоголем? - вежливо поинтересовался я.
- Нет, - ответил, Вадим, - но это уже другая история. Давайте спать, через несколько часов поезд уже будет в Тюмени…
После прибытия поезда на нашу станцию, Вадим попрощался, пожелал всего наилучшего и первым вышел из купе. Я собрал сумку и перед выходом посмотрел на разворот рекламного журнала, который так и лежал открытым на столике.
На его страницах были фотографии мужских кардиганов и белой вязанной куртки на пуговицах с большим шалевым воротником крупной вязки…