Наряда нет

Оксана Ёркина
               

                -1-
Через дебри истории и науки.

Итак,в основу норманской теории лег рассказ о «призвании варягов», помещенный в «Повести временных лет» (начало XII в.) под 862 г. Как явствует из него, термин «варяги» был собирательным названием германских, преимущественно скандинавских этносов. Согласно «Повести», коалиция восточнославянских и угро-финских племенных союзов – словене (ильменские), кривичи, чудь и весь, – озабоченная тем, что в их землях «наряда нет»,такой поэтический красивый, ёмкий термин,обратилась к варяжскому племени «русь» со словами «Придите княжить и владеть нами».


Откликнувшиеся на призыв братья Рюрик, Синеус и Трувор вокняжились соответственно в Новгороде, Белоозере и Изборске, причем в 864 г. владения умерших Синеуса и Трувора перешли к Рюрику. Государство, возглавленное в итоге представителем «руси» Рюриком, получило название Русской земли («и от тех варяг прозвалась Русская земля»). Около 882 г., в результате захвата преемником Рюрика Олегом Вещим Киева, оно превратилось в большое государство, именуемое в науке Древнерусским. По меньшей мере, с 930-х гг. (согласно «Повести временных лет» – с 912 г.) в нем правили князья, которые, согласно «Повести временных лет», были потомками Рюрика (династия Рюриковичей).


         Научное оформление норманская теория впервые получила в работе Г.З. Байера «О варягах» (1735 г.), основные положения которой были затем развиты Г.Ф. Миллером в его сочинении «Происхождение народа и имени российского» (1749 г.). В работах А.Л. Шлёцера «Опыт анализа русских летописей (касающийся Нестора и русской истории)» (1768 г.) и «Нестор» (1802 – 1809 гг.) тезис о скандинавском происхождении древнерусской княжеской династии впервые был дополнен тезисом о том, что до прихода скандинавов восточные славяне вообще не знали государственности.  Однако свое классическое воплощение норманская теория получила в статьях датского историка и лингвиста В. Томсена «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства» (1876 г.). Отметив, что «заложение первых основ русского государственного строя является делом скандинавов», Томсен подчеркнул, что «исполинское здание» на этом «основании» возвели «природные славяне». Вообще, тезис Шлёцера о том, что с самим понятием «государственность» восточных славян познакомили только скандинавы, – тезис, который советская историческая наука 1940-х – 1980-х гг. представляла квинтэссенцией норманской теории, – серьезными учеными не разделялся уже в XIX в.
               

                -2-
Мы сейчас, более, чем когда ищем свою  историю. Мы копаем, цитируем, вдруг открываем и, конечно, трактуем! Любуемся этнографическим костюмом, повторяем летопись как сказку и, когда стали много ездить, с удивлением встречаем  в российской архитектуре, например, Италию. Каноны Византии, составившие лучшие черты православных построек. И повсюду - это сочетание, компиляция строительных приёмов, конечно.
 В мемориальной каплице в Минске, например, видим имитацию византийской мозаики. Кстати, когда я бываю на Братском кладбище, у его плит,  там значится  Иван Простаков, младший унтер-офицер, я думаю, как красиво, как уникально его последнее пристанище на мемориальном кладбище в честь всех павших в Первой мировой. А ещё? Детали. Здесь
место последнего упокоения солдат и офицеров. Хочется «зарубить на носу»: -«ПОСЛЕДНЕГО».

 
В современных стихах «господин верлибр», свободный стиль - он на самом деле есть натуральное продолжение стиля домонгольских текстов* (1), как и всё раннее творчество, то есть в дописьменном поэтическое творчество, силлабические и силлаботонические стихи, которые действительно были «завезены»: первые – Симеоном Полоцким из польской традиции.
Вино хвалити или хулити – не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя страсти
Возбуждает силою свойственныя сласти.
«Вино», Симеон Полоцкий**.


Вторые – одновременно разработаны Тредиаковским и Ломоносовым по образцу немецких. Но если брать “природную”, домонгольскую (и при монголах еще длившуюся) русскую поэзию – “Слово о полку Игоревом”, “Слово о погибели русской земли” – то это самый что ни на есть “верлибр”. Кстати, бытовали тогда и рифмованные стихи, раешник, но это скомороший, “низкий” жанр. Когда в науке встречаются лакуны, неизученность, прибегают к спасительному термину «фольклор». А “высокая” поэзия была именно “верлибром”. Правда, современные стиховеды называют его “предверлибром” –  “настоящий” свободный стих только как оппозиция регулярной поэтически построенной речи. Возможно, для конкретных поэтов-модернистов дело обстояло именно так: в противопоставлении традиции. Но общие законы поэзии, которые позволяют писать свободным стихом, я думаю, те же самые, что привели к его возникновению и в Древней Руси, да и вообще на заре человечества. Так ведь писалась ранняя поэзия многих народов, да и в Библии – в тех частях ее, которые ближе к поэтическому тексту, как “Песнь песней”. Так что это не только очень древний, но и чуть ли не изначальный способ стихосложения. И обязательно лёгкое понятное чтение, так милое нашему сердцу в современном мире!
Как пропустить всё это через себя, чтобы сохранить в себе культурного человека? ***





*Повторюсь,согласно тексту «Повести», коалиция восточнославянских и угро-финских племенных союзов – словене (ильменские), кривичи, чудь и весь, – озабоченная тем, что в их землях «наряда нет», порядка(?), обратилась к варяжскому племени «русь» со словами «Придите княжить и владеть нами». Откликнувшиеся на призыв братья Рюрик, Синеус и Трувор вокняжились.
** Именно Симеон Полоцкий составил гороскоп малому Петру I.
***Читая Г.С.Лебедева и др.авторов

Фото. Фрагмент этрусской фрески. II в.до н.э. Общественное достояние.