Она ездит к манси почти 20 лет

Влад Лесной
Друзья!
Из Сети.
"Многие уральцы слышали о народе манси, живущем на севере Свердловской области, только в контексте трагедии на перевале Дятлова: мистика, злые духи, гора девяти мертвецов. На самом деле манси — добрые и даже наивные люди, говорит уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она ездит к манси почти 20 лет, с тех пор как стала омбудсменом.
В начале сентября Татьяна Мерзлякова поехала в поселок Ушма, чтобы посмотреть, как идет ремонт домов, и привезти помощь от общественных организаций — шампуни, мыло, мед, сладости. Мы составили ей компанию. Рассказываем и показываем, как живут уральские манси — сами вы вряд ли побываете в тех местах.
Чтобы добраться до поселка Ушма к часу дня, мы выехали из Ивделя в 6 утра. Транспорт — огромный автобус-вездеход, он же КамАЗ с будкой, купленный несколько лет назад специально для поездок в Ушму". https://www.e1.ru/text/world/
И ещё.
"Крошечный поселок Ушма, что на севере Свердловской области, летом 2019 года попал в федеральные сводки новостей по трагическому поводу. И без того малочисленный народ манси стал еще меньше: пятеро жителей Ушмы, в том числе трое детей, утонули в реке Лозьве.
СМИ, рассказывая о гибели людей, упоминают, что спастись им было почти невозможно: манси не умеют плавать. Дескать, по древним верованиям вода для них священна и осквернять ее окунанием никак нельзя.
Во-первых, не любая вода. А во-вторых и в главных - надеть спасательный жилет не возбраняется и самым строгим ревнителям традиций. На погибших спасжилетов не было. Ими вообще не пользовались в ...Други!
Увы, и сегодня предрассудки губят невежественных людей! Предки, выдумавшие  разные табу, забирают их к себе!
Вл.Назаров
***********
1.НА ПУТИ К ПЕРЕВАЛУ ДЯТЛОВА
Вижай и Ушма- русский и мансийский посёлки на самом севере Свердловской области. От одного до другого — всего полсотни километров, но связывающая их дорога плоха и труднопреодолима. В историю эти посёлки попали как последние населённые пункты на пути следования туристической группы Игоря Дятлова к склонам уральской горы Отортен. Но даже сегодня, спустя шесть десятилетий после трагической гибели советских студентов, в Ушму и Вижай всё ещё приезжают те, кому не даёт покоя загадочная смерть группы Дятлова. Возможно, только благодаря заезжим туристам, два маленьких посёлка всё ещё живы. Хотя и в их собственной истории немало драматических эпизодов. Так, Вижай в 2010 году был полностью уничтожен огнём. И его жителям потом ещё долго не разрешали вернуться на родную землю. А Ушма, напротив, изначально возникла как лагерь для пострадавших от лесных пожаров представителей народа манси.
*****************
2.Поселок Ушма и туристы. Ивдельлаг и не только.

Друзья, добрый день и всем -здравствуйте ! Наконец-то я "добрался" до нормального компьютера и скоростного инета, добрался, соскучившись до новых публикаций. Но остались еще кое-какие "старые долги". Буду постепенно их "возвращать".
Многие помнят мои "баталии" с разными читателями и авторами и многие удивляются и пишут-зачем я так педантично стараюсь разобрать "по деталям" каждый факт и иногда очень много времени (по их мнению) уделяю мелочам. Ибо, по их мнению- это совсем не принципиально.
Отвечу так: мое мнение-мелочей тут не бывает. И второе: я считаю, что настоящий Автор, занимающийся расследованием гибели студентов, должен знать ответ на любой вопрос. Или -стремиться к этому. То есть ответы на вопросы мне нужны лично для себя, чтобы психологически быть уверенным в тех или иных вопросах, что я освящаю в своих публикациях.
Кому не интересны мои прения и "трения" с читателями, мои ответы на их вопросы -могут эту статью пропустить. Хотя, если помните-я нередко писал ответы и публикации исключительно для одного своего читателя, отвечая на его вопросы.
Многие читатели не любят "работать" с картами и ничего не понимают в этом-тут ничего страшного, но горе тем читателям, кому попался автор, пишущий на эту тему и совершенно не разбирающийся ни в картографии, ни в географии, ни в природоведении. Примеров тому много. И ещё больше примеров, когда прочитав что-то на различных форумах, наши читатели принимают субъективные чьи-то мысли за реальные факты.

Поясню: недавно был спор с читателем Aliaksandr Beliakou о поселке Ушма. Был или не был данный поселок зимой 1959 года и могли ли там быть зэки, то есть просто "Зона Ивдельлага" ? Ну про историю Ивдельлага есть очень замечательная официальная "отчетная"статья, кстати, опубликованная на форуме "Следопыт 1959" и на "Тайне Ли" тоже продублирована. С таблицами и картами, с подробным пояснением: кто там и где сидел. То есть идеальная статистика тех времен, времен Сталина-Берия и позже, а шутить тогда, если вы помните, -не любили.

На 20 мая 1951 г. в Ивдельлаге содержалось 24 539 заключенных.
Агентурно-осведомительская сеть по заключенным - 2 528 чел., из них резидентов - 31 чел., агентов - 22 чел., секретных осведомителей - 2 475 чел., по личному составу - 214 чел. секретных осведомителей.
Источник: ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 636. Л. 1, 3, 10, 13, 21.
Примерно 10% заключенных в Ивдельлаге находилось (сидело) в районе поселка Вижай-на начало 50-х это примерно 3000 заключенных, которых охраняло два батальона ВОХРа (около 600 человек), все прямо как по штатному расписанию тех времен. И соответствует воспоминаниям очевидцев.
А может зона Ушма образовалась позже 1951-го года, спросите вы ? Если помните, после оттепели в 53-м многие лагеря стали стремительно закрываться, появились вольные спецпоселения. Но и на карте спецпоселений, включительно до 56 -го года, нет ничего в районе реки Ушма. Обратите внимание на подробность и тщательность в составлении данной карты: указано, где находились осужденные кулаки, где крымские татары, а где немцы и украинские националисты.
По воспоминаниям вижайцев-максимум, что могло находиться в то время в устье реки Ушма на месте современного поселка Ушма: это две-три землянки-шалаша расконвоированных зэков- для обеспечения нормального сплава леса летом. И все. Напомню, что в 53-м "закрыли-свернули" и 2-ой Северный после всех тех событий, обусловленных смертью Сталина.
Карта спецпоселений Свердловской области.
Итог: в отчетных документах Ивдельлага ничего про поселок Ушма до 63-го года ни слухом, ни духом и правы были очевидцы тех лет, что говорили, что образовался он после 63-го года. Кстати, в Ивдельлаге сидел и наш известный бард А.Новиков-но это уже совсем другая "песня". Напишу про это в комментариях.
https://dzen.ru/id/61a8d13343c21b712023edb0
*****************
3.ГДЕ НАХОДИТСЯ ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА?

Урочище Перевал Дятлова находится в Ивдельском районе Свердловской области, на Северном Урале. Окрестности перевала являются самым северным районом Свердловской области, граничащим с Пермским краем, Республикой Коми и Ханты-Мансийским Автономным Округом. Перевал Дятлова является самым популярным и востребованным туристическим местом Северного Урала, манящим к себе
многочисленных туристов со всей России и не только. Свою известность это, в целом
ничем не примечательное место, получило из-за загадочной гибели девяти
свердловских туристов в феврале 1959 года, но об этом вы и так уже всё знаете...
В середине июня 2016 года я осуществил свою поездку на урочище Перевал Дятлова . Я был один, но по дороге знакомился с различными людьми, которые так или иначе составляли мне компанию. Изначально я не планировал посетить это место, я направлялся погулять в районе среднего течения Вижая, однако за пределами поселка Полуночное меня подобрал попутный уазик с геологами, которые шли на базу Ильича. До Полуночки я добрался на автобусе от ивдельской автостанции, а дальше, в сторону поселка Северный, автобусов нет, поэтому я планировал поймать попутку. Но я даже и не ожидал, что мужики в попутном уазе предложат мне съездить аж до самой базы Ильича, от которой уже и до Перевала рукой подать. Конечно едем! - ответил я.
Как добраться до перевала Дятлова?
• От Екатеринбурга следует доехать до города Ивдель (521 км). Сделать это можно на машине/автобусе или поезде Екатеринбург - Приобье (сид. билет около 700 р.);
• от Ивделя следует ехать на север, через следующие поселки (в скобках расстояние от Ивделя): Полуночное (25 км), Вижай (90 км), Ушма (135 км), до реки Ауспия (180 км), или "базы Ильича" (188 км). Можно заказать заброску, стоимость в среднем 15 тыс. руб. в одну сторону;
• от стоянки на реке Ауспия ведет тропа до перевала, по оригинальному маршруту группы Игоря Дятлова - примерно 28 км;
• от "базы Ильича" - грунтовая дорога, пригодная для внедорожников/ квадроциклов, проезжая вплоть до самого перевала - 25 км.

Скажу честно - я обрадовался! Собирался просто съездить на Вижай, покидать спиннинг в воду, но тут приключилась такая авантюра. Однако, я бы не сказал, что я был таким фанатом всей этой истории. Нет, безусловно, меня, как уральского туриста-путешественника, она, разумеется, привлекала и интересовала, однако, я никогда не рвался попасть на перевал. Я посетил уже многие интересные места в своём родном краю, бывал за границей, но до перевала Дятлова ноги дошли только сейчас, и то
Аборигены Урала Народ Манси - аборигены Северного Урала. Жизнь уральских манси
случайно. А всё оттого, что я имел представление о том, что в целом местность хребта Поясовый камень, на котором расположена гора Отортен и перевал Дятлова, ничем особым не привлекательна. Тундра - скудная, рельеф - обычный сопочный.
Гораздо интереснее на Конжаковском камне или плато Маньпупунёр. Отсюда и перевод горы Холатчахль, как "Гора Мертвецов" я считаю надуманным и некорректным, более точным переводом с мансийского был бы "Мёртвая гора". Из-за особенностей рельефа горная тундра там довольно скудная, обилие курумов, а растительность - минимальна. К примеру, на Главном Уральском Хребте, на Кваркуше или Конжаке тундра куда более разнообразная и интересная. А Холатчахль - мёртвая гора, и какие-либо мертвецы тут совсем не причем.
Проходя через многочисленные таёжные броды таких рек, как Вижай, Северная Тошемка, Витим-Ятия, Тосамья и Ушма, мы наконец преодолели отметку 135 км и добрались до таёжного посёлка Ушма (ударение на "а"). Ушма - это мансийский поселок, раньше здесь, как и во многих других таёжных населенных пунктах, была колония-поселения системы ГУЛАГ. Сейчас там проживают манси. По рассказам ивдельчан, Ушма сейчас остался практически единственным мансийским поселком, во всех остальных населенных пунктах Свердловской области манси уже не живут. Либо переехали в более крупные города и села, либо скончались от тех или иных причин, главная из которых - пьянство.
После Ушмы таёжная грунтовка была уже плохого качества. До Ушмы дорогу обслуживают ивдельские власти, а после Ушмы населенных пунктов в Свердловской области больше нет. т.е. поселок Ушма - это самый северный поселок Свердловской области. Поэтому следить за состоянием грунтовки будут те, кто сам пожелает это, т.е., грубо говоря, энтузиасты. Такими энтузиастами являются мужики из золотодобывающей артели, у которых перевалочная база расположена в районе "базы Ильича". Вот как раз с ними я и ехал.
По дороге они обсуждали различные вопросы, ругали дорогу и водителей грейдеров, которые следят за состоянием грунтовки. В целом, дорога проезжая для всех уазов, не говоря уже про "Уралы", "Камазы" и "Шишиги". На легковом автомобиле доехать, вероятнее всего, не получится, но если в салоне имеются рабочие руки для выталкивания, то это, думаю, осуществимо. Однако большую опасность представляют лужи, которые могут быть очень глубокими, важно иметь блокировку и полный привод, а также высокую посадку. Если застрянете, то подождете кого-то - и они вас вытащат. По дороге часто ездят различные грузовики геологов, готовые зацепить ваше ведро на буксир. Не паникуйте!
А вот и долгожданная Ауспия - небольшая речушка , впадающая в Лозьву . Ауспия течет
прямо с подножий перевала Дятлова и знаменита тем, что именно вдоль неё, в далеком 1959 году, группа Игоря Дятлова шли в сторону хребта Поясовый камень, ко своей лютой погибели.
От Ауспии до базы Ильича примерно 8 километров. Мы преодолели их быстро, а в целом, ехали, наверно, часов 6. Стоянка на базе Ильича расположена на берегу реки Лозьва. Здесь у Лозьвы еще верховья, однако, по сравнению с Ауспией, Лозьва подходит для сплавов и пользуется спросом у любителей водных походов.
На базе Ильича стоит рубленое зимовье, в котором сейчас живут геологи. Вместе с ними обитает различная техника, гусеничный вездеход, а также набросаны тяжелыеь ковшы для драги. Основная база геологов расположена в районе Трёхречья, где сливаются три реки: Луцоулья, Котлия и Большая Сосьва. Это уже ХМАО. Там они собирают драгу прямо на месте, а все материалы привозят по земле, не гусеничном вездеходе. Чуть дальше по Лозьве работают китайцы - они строят мост через Лозьву. Эта артель - это совместная русско-китайская фирма.
После утомительной дороги и сытного ужина я улегся в свою палатку. Мужики звали в зимовье, но я испугался комаров, которых в это время года - тьма. Однако, в палатку они всё равно попадали. Кстати, вечером, во время моей трапезы, на стоянку приехал "Камаз" со спасателями. Я сначала подумал, МЧС-никами, но потом они мне объяснили, что это другая служба. Поисково-спасательный отряд - сугубо областная организация, не федеральная, как МЧС. Отсюда и соответствующее низкое финансирование.
Это новое знакомство оказалось мне на руку, ибо я не имел никаких напарников для похода на перевал Дятлова, а идти в одиночку туда опасно - в округе обитает много медведей. Поэтому я планировал сидеть на базе Ильича до тех пор, пока не встретил бы какую-то группу. На мою удачу, вот я и встретил группу, с которой я завтра отправлюсь на перевал Дятлова. Да не просто туристы, а настоящие спасатели, считай - телохранители! Они выехали на поиски пропавшей туристки, которая зарегистрировалась всего на 2 дня, за которые собиралась пройти маршрут до перевала и обратно.
Я, словно матёрый шпион, быстро вошёл в круг доверия спасателей, а утром мы вместе с ними, налегке, пешком, отправились на легендарный перевал Дятлова. Один из них остался охранять "Камаз" и наши вещи, а мы вовсе не предполагали оставаться там на ночь - хотели пройти весь маршрут (туда-обратно) за один день. Т.е. протопать 50 км. Не сказать, что я был очень доволен от такого расклада, но выбора у меня не было - оставаться там одному рискованно - много медведей.
Так подошёл момент, когда мы забрели в лесотундру, а до самого перевала Дятлова оставались считанные километры. Вот уже появились первые снежники, питающие истоки ручьев и рек, впадающих в Лозьву. Где-то тут находится исток Ауспии.

Памятная табличка "Их было 9"
Возле камня с табличкой обитала группа московских туристов, вместе с которой была замечена пропавшая туристка. Однако спасатели не поднимались на сам перевал вместе со мной, я это делал в одиночку, и, стало быть, спас туристку именно я.
Я не задержался долго на самом урочище, потому что чуть ниже меня ожидали спасатели, с которыми мне еще вниз идти. Одному идти опасно и поэтому нужно быстро пофоткать здесь и бежать назад, сообщив при этом им благостную весть о том, что я нашёл туристку, живую да здоровую.

По дороге мы натыкались на медвежьи следы, и чем больше я их видел, тем больше понимал, что я правильно сделал, что пошёл со спасателями, а не в одиночку. Геологи говорили, что медведи подходят даже в их лагерь, несмотря на то, что там присутствуют люди, и даже не боятся костра. Туристов в тех краях очень много бывает, и поэтому медведи, привыкшие к людскому присутствию, могут позволять себе наглость и любопытство. И вообще, они у себя дома!

Дорога назад была сложной, так как мне пришлось пробежаться порядка 2-3 км в сторону спаателей, чтобы они не ушли без меня, то я потратил свои калории. Поэтому большую часть пути идти было тяжело. Однако у одного спасателя оказался припасенный пакетик сахара, буквально 14 грамм, из армейского сух пайка. Приняв вожделенную сахарозу внутрь,буквально минут через 15 я почувствовал облегчение и прилив сил. Идти стало нормально и даже можно было идти побыстрее, учитывая еще то, что шёл дождь. Часам у 9 вечера мы дошли до базы Ильича, где нас ожидала походная баланда. Недолго думая, парни предложили мне поехать сейчас в Ивдель, не
дожидаясь утра. Я подумал и решил поехать с ними. Тем более шёл дождь, а перевал Дятлова я уже посетил.

Проливной дождь неплохо наполнил лужи, а одна лужа оказалась с глубокой ямой, которую оставил после себя трактор. В эту яму, вопреки советам водителей "Уралов", наш "Камаз" угодил по переднее колеса. Ни туда и ни сюда: несмотря на полный привод и блокировку дифференциала, "Камаз" не смог вырваться из ямы. Засадили! Парням пришлось бежать обратно на базу Ильича за помощью. Туда как раз приехали два Урала. За бортом слякоть, без сапог делать нечего. Дело было уже в районе Ауспии, и парням пришлось топать туда еще 8 км. Незавидное окончание дня.
Часа через два приехал Урал и вытянул татарина из ямы. Мы продолжили путь. Сон в кузове был ужасным, кузов постоянно трясло и поспать толком не удалось. К утру мы подъехали к Ушме, в которой стоит телефонная будка. Так как из-за облаков спутниковый телефон не ловил, а сообщить о нашедшей туристке необходимо, то пришлось заехать в Ушму.
Приехав в Ивдель, в поисково-спасательный отряд, я еще сутки провёл у них.
Отсыпался, отъедался, попробовал копчёного лося и прочих таёжных даров. В целом, мой поход на перевал Дятлова прошёл успешно, учитывая, что я даже не планировал
там побывать. Туристка нашлась, все живы и здоровы, а больше всех доволен оказался я!
Автор: Олег Приходько
http://volnomuvolya.com/
**************
4.Жизнь под перевалом Дятлова
«Здесь в порядке вещей, когда человек уходит в тайгу, а возвращается спустя полгода»
В окрестностях легендарного перевала Дятлова, на северных границах Свердловской области, там, куда туристы ходят в экспедиции, живут и здравствуют люди, для которых окутанные тайной места - повседневная жизнь. О том, как жители XXI века обходятся без сотовой связи, компьютеров и интернета - в репортаже «УралПолит^и».
В окрестностях легендарного перевала Дятлова, на северных границах Свердловской области, там, куда туристы ходят в экспедиции, живут и здравствуют люди, для которых окутанные тайной места - повседневная жизнь. О том, как жители XXI века обходятся без сотовой связи, компьютеров и интернета - в репортаже «УреалПолит.ру".
«Здесь начинается Вижайское священная земля манси», - объясняет водитель Андрей, въезжая в ущелье, окруженное скалами. Андрей родом из Серова и любезно согласился дотащить прицеп со снегоходом до Вижая, откуда по снегоходной трассе «Север» мы отправимся на перевал Дятлова. Далеко позади остался Ивдель, поселок Северный и асфальтовая дорога. А на этой воображаемой российско-мансийской границе находится ключик. Вода бьет прямо из-под земли, а русло завалено денежной мелочью.
«Обязательно нужно сделать подношение, чтобы мансийские духи были к нам благосклонны и пропустили через свои земли», - объясняет Андрей и бросает монетку в воду.
Отсюда еще около десяти километров по нечищенной от снега лесной дороге до туристической базы «Вижай». Она расположена в самом центре печально известного поселка Вижай. Того самого, который в августе 2010-го сгорел от лесного пожара.
Тогда здесь жило около 20-ти семей. Огонь полностью уничтожил их дома. В пожаре устояла только железобетонная стела, посвященная ВОВ, и старое кладбище. Местные ивдельские власти воспользовались случаем, чтобы избавиться от отдаленного поселка, с которым вечно возникали проблемы. Еще в начале 90-х здесь сгорела местная колония строгого режима, в которой и работали вижайцы. С тех пор работы не стало. Поэтому после разгула стихии Вижай было решено не восстанавливать. А для стимулирования жителей им раздали по 250 тысяч рублей и обеспечили жильем в северных городах области. Но после того, как ажиотаж переезда в более крупные населенные пункты прошел, вижайцы заскучали по своим родным местам. Они попытались восстановить поселение в виде дачного поселка. Районные власти выступили категорически против. Скандал тогда дошел даже до администрации Путина. Только после этого ивдельским чиновникам пришлось сдаться и пойти навстречу жителям.
Сегодня здесь построено около десятка новых домов. Правда, хозяева в них постоянно не проживают. Вот и в день нашего приезда никого из коренных вижайцев в поселке не было. На своем рабочем месте оказался Виталий Бондарев - владелец туристической базы «Вижай». Турприют также полностью выгорел в 2010-ом. Сейчас Бондарев совместно с активистами Екатеринбургского спелеоклуба заново отстраивает базу. А пока гости «Вижая» могут разместиться в единственном восстановленном домике. Благо зимой отбоя от рыбаков, охотников и снегоходчиков нет. Своих гостей Виталий Бондарев потчует рассказами о таинственных случаях, произошедших с туристами на священной земле манси.
«Несмотря на всю мистику, есть в этих местах что-то, что заставляет людей возвращаться сюда вновь. Вот и жители Вижая пытаются вернуться», - резюмирует Виталий.
Вижайцы возвращаются по сути на пепелище, где бесполезны мобильники, а связь с «большой землей» поддерживается только через спутниковый таксофон. С собой они привозят бензогенераторы и заряженные в городе автомобильные аккумуляторы.
Восстанавливающийся Вижай на берегу реки Лозьва является тем, что городские жители называют «краем географии». Здесь оставляют свои автомобили охотники и многочисленные туристы. Отсюда начинается маршрут на знаменитый перевал Дятлова.
«Не поите манси»
Выезжающих с Вижая на перевал Дятлова туристов Виталий Бондарев провожает напутствием: «Не поите манси. При встрече они будут просить у вас водки. Если у вас есть с собой алкоголь, ни в коем случае не давайте! Манси спиваются и вымирают».
Мансийский поселок Ушма находится почти на середине пути от Вижая до перевала Дятлова. 60 километров между населенными пунктами связывает лесовозная дорога -непроходимая летом для стандартных автомобилей, зимой она превращается в скоростную трассу для снегоходов.
«Расстояние и время измеряются здесь иначе, не так, как на «большой земле», - объясняет по пути наш гид, руководитель проекта по созданию снегоходной трассы «Север» Константин Кузнецов. - Многое зависит от количества снега, состояния рек. Здесь в порядке вещей, когда человек уходит в тайгу на охоту, а возвращается спустя полгода».
Манси стали проживать в Ушме совсем недавно. До их прихода здесь находилась колония-поселение УралЛАГа. Это было чуть ли не единственное учреждение советской системы наказания, в котором заключенные жили безконвойно. Просто бежать было некуда - всюду тайга. За всю историю ушминской колонии не было зарегистрировано ни одного побега.
Сейчас о бурлившей здесь когда-то лагерной жизни напоминают остатки бараков да вырезанный из пеньков указатель «Ушма», встречающий путников на въезде. Возродить поселок попытался Эдуард Россель. В 2006 году здесь возвели первые дома для мансийцев-погорельцев из селения Юрта Анямова. Затем, когда в огненном 2010-ом пожар уничтожил находящееся в восьми километрах от Ушмы поселение манси, Тресколье, по распоряжению Александра Мишарина, руководившего в то время Свердловской областью, в Ушме достроили еще несколько домов.
Сегодня странный мансийский поселок Ушма представляет из себя около десятка жилых домов, стоящих вперемешку с покосившимися срубами, оставшимися от колонии, и традиционные «избушки на курьих ножках» по обеим берегам Лозьвы. В отличие от стандартных пейзажей российской глубинки, в Ушме нет заборов и огородов. Манси не занимаются сельским хозяйством, а живут исключительно за счет охоты. Вот и сейчас большинство жителей, включая всех мужчин, ушли на промысел. За главного в поселке осталась Альбина Анямова. В своем скромном домике она принимает гостей.
Раньше женщина наравне с другими охотниками била зверя. Добывала соболей, белок, хорьков и даже лосей. «Отсюда далеко за зверем ходить. А здесь зверя нет. Лес поселенцы вырубили и зверя не осталось. Да и здоровье у меня уже не то», - объясняет Анямова.
Туристам она с гордостью демонстрирует свое раритетное ружье.
- Это какой, 32-ой калибр?!, - изумляются городские мужчины.
- 32-ой, ага. Только патроны сейчас стали застревать. В леспромхозе нам раньше ружья выдавали. 30 лет оно у меня, -щелкает затвором женщина .
Раньше свердловские манси помимо охоты жили за счет крупных стад оленей. Но в 90-е годы в этих местах появилось много волчих стай. Те олени, которых не задрали волки, ушли из этих мест с дикими стадами. И хотя с тех пор поголовье волков значительно уменьшилось, коренные жители Свердловской области все еще занимаются только охотой и рыбалкой.
Альбина Анямова в последний раз была на охоте 10 лет назад. Сейчас она большую часть временя проводит дома и обрабатывает звериные шкурки, которые приносят ей соседи. Часть пушнины идет на изготовление унтов. Как и в старину, для шитья женщина использует большие трехгранные иглы.
«Если шкурки выделаны как надо, то на одну пару два дня уходит, - объясняет Альбина Анямова, демонстрируя унты собственного изготовления. - Покупай своей женщине. По снегу будет ходить. В самый сильный мороз не замерзнет. За пять тыщ - бери. Или дорого?».
В Ивделе уже несколько лет работает «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию народа манси». При организации работает фактория по приемке дичи, шкур и ягод. Но общественникам манси не очень доверяют. Главным источником недоверия является то, что руководят обществом славяне.
Несмотря на то, что жизнь манси неразрывно связана с лесом, каждый из них как минимум дважды в год наведывается в город Ивдель. Там они сдают шкурки, продают мясо, получают пенсию и закупаются всем необходимым. Если позволяют реки, то на лодках они спускаются до Вижая вплавь, а оттуда на попутке -в Ивдель. Зимой - на снегоходах. Таким же способом в случае серьезной болезни им приходится добираться и до врачей.
Для экстренных случаев свердловские власти установили в поселке на каждом берегу Лозьвы по спутниковому таксофону. Правда, по словам местных жителей, связь уже почти два месяца не работает.
«В прошлом году такая же беда была. Рабочие приехали чинить эти таксофоны, так пропьянствовали дольше, чем делали. Они сюда постоянно пьянствовать ездят», - жалуется Альбина Александровна.
Из-за невозможности связаться с врачами мансийцам накануне нашего приезда пришлось увозить на снегоходе заболевшего жителя Тресколья. Врачи и сами наведываются в Ушму раз в
год. Здесь они проводят полноценные медосмотры жителей. Однако манси продолжают вымирать.
«Раньше в семьях было по пять детей. Даже до девяти доходило. Нынче такого нет. Мужчин почти не осталось, -объясняет Анямова. - Сейчас в Ушме живет человек 25-30». Всего в Свердловской области осталось около 160 коренных манси.
Альбина Александровна недолюбливает туристов из-за того, что те делятся с мужчинами-манси спиртным. Раньше, когда вогулы (так в древности русские называли манси) жили в Тресколье, туристы не были частыми гостями. После переезда в Ушму манси стали жить вблизи популярного маршрута на перевал Дятлова.
Единственный в деревне мужчина, которого удалось застать -27-летний Паша. Он вернулся в Ушму, оставив в 30 километрах от деревни товарища со снегоходом. Мужчины подстрелили оленя, но на обратном пути у «Бурана» закончился бензин, поэтому Паша отправился на поиски топлива.
Свое имя он произносит на восточный манер - ПашЯ. «Мне скоро исполнится 27, - гордо заявляет он. - После этого сразу поеду в город получать военный билет и учиться пойду, на водителя. А как отучусь, так невесту буду искать. Здесь, в Ушме, невест нет. За ними далеко ехать надо».
«Женщин у нас много, да мы все родственники, - уточняет Альбина Анямова. - А за невестами в ХМАО надо ехать». К слову, в деревне совсем нет детей школьного возраста. Большинство из них находится в серовском доме-интернате. Там, вдали от семьи, они получают образование и знакомятся с укладом городской жизни. Домой они приезжают только на летние каникулы.
«Хотелось бы обратить внимание свердловских властей на судьбу мансийских поселений. Чтобы было больше заботы о них, даже по мелочам. Чтобы те же таксофоны были рабочими. Тогда манси могли бы оперативно связываться с врачами, вызывать помощь. Существует программа помощи коренным малочисленным народам. Но сегодня не у каждой мансийской семьи есть снегоход для передвижения по лесу, занятия охотой. Программа до конца так и не выполнена», - подводит итог путешественник Константин Кузнецов.
На прощанье он обещает ушминцам рассказать о сломанных таксофонах уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой, опекающей манси. Снегоходчики уезжают из Ушмы на перевал Дятлова.
https://uralpolit.ru/sverdl
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 декабря 2023 года