Лидия и Сергей. Больше, чем любовь

Аглая Львова
В 1960-м году, по окончании седьмого класса, Лида поступила на фортепьянное отделение в музучилище им. Кирюкова и стала лучшей ученицей на своём курсе. Среди её преподавателей фортепьяно были талантливые педагоги Галина Григорьевна Приказчикова, Вера Михайловна Спиридонова и Виктор Константинович Афанасьев.

Афанасьев, сам гениальный пианист, часто собирал своих учеников, сажал Лиду за рояль и просил играть, к примеру, Шопена.  А ученикам говорил: «Слушайте, как нужно играть Шопена!» У Лиды была не только прекрасная фортепьянная техника, но она могла  уловить основную мысль композитора и  передать своей игрой душу произведения.

По окончании учёбы Лидию  как блестящую пианистку оставили концертмейстером в училище. Она мечтала окончить консерваторию, но в Саранске консерватории не было, а содержать дочь в другом городе у родителей не было возможности.

Работать Лида начала уже с 16 лет — устроилась преподавателем фортепьяно в музыкальную школу. Только тогда она смогла отказаться от квартирантов.
А по окончании училища Лида стала работать на две ставки — концертмейстером в училище и учителем в музыкальной школе.

К 16 годам Лида превратилась в очаровательную девушку: у неё были синие чуть раскосые глаза, тонкие брови дугой, густые тёмные кудри,  жемчужные зубки, губки бантиком, аккуратный носик, стройная фигурка, а главное — лёгкий характер и феноменальный талант...  Поклонники не заставили себя ждать. Учился вместе с ней один честолюбивый еврейский юноша Валера В., который увидел в Лидочке подходящую для себя пару и уже представлял, как они вместе будут гастролировать, блистая на мировой сцене. Но Лида не была честолюбива. Она всегда мечтала о романтической любви. И с юных лет намечтала себе героя, который ей впоследствии и встретился среди преподавателей музучилища. Это был молодой подающий надежды композитор Сергей Иванович Мишечкин. Он долго не решался к Лидочке подойти и оставался в тени её обожателей, но влюбилась она именно в него. Он был красивый кареглазый шатен с роскошными кудрями, очень талантливый и красноречивый. Самородок из мордовского села; сумел поступить в московскую консерваторию. Но не смог получить место в консерваторском общежитии, а снимать квартиру в Москве у него не было средств. И он окончил саратовскую консерваторию.

Когда Лида с Сергеем начали встречаться, он читал ей стихи Баратынского и других поэтов. К примеру:

«Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует мое воображенье:
И в шуме дня, и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье...»

Или

«Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами — с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной...»


Перед такими стихами юной девушке сложно было устоять.
Так красиво за Лидой еще никто не ухаживал. Она не посмотрела, что поклонник старше её на одиннадцать лет и к моменту их встречи уже успел жениться и развестись с первой женой... Теперь любовью всей его жизни была Лидочка. И Лида, со своей стороны, была уверена, что их с Сергеем любовь на всю жизнь. Она думала: если ТАКАЯ любовь пройдёт — то любви на свете просто нет.

Лида привела избранника в свою коммунальную комнату; какое-то время они жили в гражданском браке, а потом расписались.
К сожалению, реальность не совпала с мечтами. Сергей Иванович был  погружён в своё творчество и к простому быту мало приспособлен.  Не мог ни полку прибить, ни капающий кран подкрутить... В деревне, куда он ездил на отдых к родителям Лиды, его тоже запомнили как созерцателя. Любимым занятием Сергея Ивановича была рыбная ловля. С утра пораньше он с удочкой уходил на речку или озеро, где, в ожидании клёва, любовался красотами природы, слушал пение птиц, и в его душе рождались мелодии… У него был не только слух музыканта, но и глаз художника. Он отлично рисовал. А рыбная ловля являлась прекрасным поводом для одинокого вдумчивого созерцания.

  Рыба ему попадалась разная — окуни, караси, плотва… Из крупной рыбы женщины варили уху, а мелкой рыбешкой кормили кошек.

Кроме рыбной ловли, Сергей Иванович увлекался машинами. В юности у него был мотоцикл, а потом он купил жёлтые «Жигули», на которых они с женой и стали ездить  в деревню во время отпуска.

Окружающим Сергей Иванович казался эгоистом, но на самом деле он, как и любая творческая личность, был, скорее, эгоцентриком. Композитор, как и лирический поэт,  должен уметь слушать свою душу, чтобы воспринимать вдохновение, — поэтому ему свойственна эгоцентрическая сосредоточенность на себе самом. Но, в отличие от эгоистов, такие личности очень ранимы и чувствительны. Сергей Иванович, несомненно, был тонкой натурой. Он писал прекрасную музыку. Лида очень высоко оценивала его музыкальные произведения.

Кроме того, Сергей был любимым зятем Елены Ермолаевны. Она нашла в нем родственную душу. Он так же, как и она, рано остался без матери и рос с мачехой. Елена ему сочувствовала, вспоминая своих младших братьев и собственную юность… Елена Ермолаевна и Сергей Иванович всегда находили темы для разговора. А однажды, глядя на ее портрет, висевший на стене, он сказал: «Мать, какая ты была красавица! Я в тебя влюбился!» Елене Ермолаевне это очень польстило. Другие зятья таких комплиментов не делали. Хотя могли  и траву покосить, и воды натаскать, и забор покрасить, и проводку починить, и  телевизор настроить… В общем, были мастера на все руки. И эгоизм в них отсутствовал. Но родственность натуры и один искренний комплимент всё перевесили. Любимым зятем Елены на всю жизнь остался Сергей Иванович. Хотя дочка была с ним не слишком счастлива.

Детей Сергей Иванович не особенно хотел. От первого брака у него уже был сын, с которым бывшая жена не позволяла ему видеться.
Лида, напротив, мечтала о ребёнке. Хотя в семейной жизни довольно скоро разочаровалась. Её избранник лишь ухаживать умел красиво, а по-настоящему любил только своё творчество и спутнице жизни ни в чём не помогал. Она должна была посвятить себя ему. А ведь она была не менее талантлива!

Когда Виктор Константинович Афанасьев, гениальный пианист, волей судьбы ненадолго занесённый в саранское музучилище,  узнал, что его любимая ученица Лида Гребенникова в 20 лет вышла замуж,  – то пришел к ней и сказал: «Что ты наделала?! Ты рождена блистать!»
Он имел в виду, что человек с таким феноменальным талантом должен посвятить себя музыке, а не семейной рутине. Тем более что муж Лиды начал пить, из-за того что в Мордовии ему как русскому не давали хода…

Мечта Лидочки о ребенке сбылась на пятый год супружества. В октябре 1971 года у них с Сергеем Ивановичем родилась дочка Леночка — хорошенькая как куколка, с большими карими глазами и мелкими тёмными кудряшками, чисто внешне больше похожая на отца.


_________________________________________________________

Фото из семейного архива. Лидия, Сергей Иванович и Леночка