Море-мир бездомных. Красные Богатыри. Ч. 4

Виталий Лавринович
   Часть 4. Последний короб.

    Оставив за кормой крайний шлюз Панамского канала, ТР "Украинский Комсомолец", оказался в Тихом океане. Выйдя за пределы территориальных вод Панамы, мы повернули направо и начали огибать по дуге североамериканский континент.

    Нам предстоял переход на промысел в район Канадского города Ванкувер, на расстояние около четырёх тысяч морских миль. Всего же, от Риги, до Ванкувера, нам надлежало пройти, более двадцати тысяч километров. С учётом обратного пути -  более сорока тысяч, а это, на минуточку, больше длины экватора планеты Земля. Какому "великому стратегу" советского планового хозяйства, пришла идея, через дорогущий канал, гнать пароход с одного конца света на другой, когда от Ванкувера до Владивостока всего 7400 км. - останется загадкой. Для экипажа, это означало незапланированное "кругосветное путешествие" и приличный заработок, а для меня, эта растянувшаяся от одного до четырёх месяцев одиссея, грозила солидным опозданием с практики и серьёзными проблемами с защитой диплома. Но с другой стороны, лишних три месяца в море, однозначно решали вероятные проблемы с плавательным цензом*. Нет худа, без добра...

    Через 10 суток мы прибыли на место. Промысловые суда "выстроились в очередь". Наш "морозильник" раскрыл свои трюма, и началась настоящая работа. Все занятые в приёмке рыбы, были разделены на две бригады, человек по пятнадцать. Работа пошла "восемь через восемь". Восемь часов, с перерывом в 30 минут на чай - работаешь - восемь отдыхаешь.

   Во время приёмки груза, обходятся без рулевых - я стал членом одной из бригад. Вдвоём с карщиком*, за 8 часов, мы принимали и укладывали в трюме, в среднем, около двухсот тонн замороженной рыбы. Прошло много  лет, а я помню, как звали этого матроса - виртуозного водителя электропогрузчика. Настоящий симбиоз человека и машины. Они "превращались" в единый организм. Ни одного лишнего движения, только умопомрачительные "пируэты" и "па". Это была не погрузка, а экспрессивный танец  челокара и поддона с коробами замороженной рыбы. Танец завораживал, вводил в ступор. Иногда казалось, что сейчас он промахнётся. Не может не промахнуться. Всё - промахнулся. И уже сами закрывались глаза, что бы ни видеть, как он сносит готовый штабель коробов или пиллерс*. Но, в последнее мгновение, которого, казалось у него уже нет, траектория "полёта" поддона, с двумя тоннами продукции, незримо менялась, и он, со свистом, проносился в микроне от препятствия. После чего, как биллиардный шар в лузу, с точностью до миллиметра, опускался именно туда, куда был направлен железной волей профессионала. Звали этого виртуозного "танцора" - Геннадий Ледачков (надеюсь, он жив и здоров). Нам удалось поставить рекорд данного рейса: мы вдвоём, приняли 232 тонны мороженой рыбы, за 8 часов...
 
   Круглосуточно скрипя тросами лебёдок, раздавая снабжение, воду, топливо и безостановочно загружая в своё чрево готовую продукцию, ТР "Украинский Комсомолец" медленно наполнялся, постепенно увеличивая осадку. И вот наступил момент, когда он, как насытившийся аллигатор, щёлкнул напоследок пастью - крышкой трюма и потерял всякий интерес к копошившимся вокруг промысловикам. Он был полон. Более десяти тысяч тонн только в трюмах.  Плюс около двух тысяч тонн рыбной муки на палубе. Он был "сыт". Под самую завязку. Это произошло, во время работы нашей бригады...

    Было около трёх часов ночи, когда мы вылезли из трюмов, загнали погрузчики в ангар и пошли оформлять "последний короб"...

     На транспортных рефрижераторах, в то время (а может и сейчас), существовала традиция - бригада, которая заканчивает погрузку и опускает в трюм последний короб с рыбой, может претендовать на презент от капитана. Для этого, берётся стандартный картонный короб для мороженой рыбы, только пустой. На этом коробе, указывается дата, время и место события. Потом, все члены бригады, по очереди, пишут на нём свои имена и оставляют подписи. Приветствуются какие-то пожелания кэпу, шутки, приколы, желательно без ненормативной лексики - весело. После этого, бригадир, вместе с тремя-четырьмя сопровождающими относят этот "последний короб" в каюту капитана. Капитан принимает короб, осматривает его, может задать какие-то шуточные вопросы. После диалога, мастер оставляет короб у себя, а взамен выдаёт презент. Это, как правило, дорогой алкоголь и шоколад....

    Мы взяли новый, чистый короб. Кто-то принёс фломастеры и матрос-лебёдчик, за 10 минут, очень талантливо изобразил на нём рыжую, наглую русалку, удивительно похожую на нашу буфетчицу Валентину, только с огромным бюстом и взглядом, заждавшейся клиента путаны. Ниже, красивым почерком написал: "Русалки стандартные, свежезамороженные. Сиськи № 3. С другой стороны, он нарисовал кусок карты с североамериканским побережьем, городом Ванкувер и пароходом. Поставил число и дату. После этого, мы все, мешая друг другу и дурачась, оставили на коробе свои автографы, кто-то писал ещё какие-то шутки. Я, помимо фамилии, оранжевым фломастером, написал крупно: "Руль, всегда прямо!". Вскоре короб выглядел разноцветной, нарядной игрушкой, покрытой надписями и рисунками со всех сторон. Бригадир, с двумя матросами, понёс "последний короб" капитану, а мы, стали накрывать "чай" в салоне...

   Минут через десять, они вернулись. Бригадир был весел - капитану короб понравился. Он "выкатил" коробку рижских шоколадных конфет "Лайма" и литровую бутылку семилетнего Джонни Уокера, а когда внимательно разглядел короб, добавил ещё упаковку (8 шт.) баночного пива. Он только посетовал, что на лицо явная пересортица - написано "Сиськи №3, а на картинке, никак не меньше номера 5...

15 человек, на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка... виски!

  Литр виски и 8 пива, на 15 мужчин, вылезших недавно из трюма с -20 по Цельсию? Йо-хо-хо, стоит ли губы мочить? Спасти ситуацию, могло только тропическое*. Тропическим распоряжался начпрод, который в это время естественно спал, и выдать нам его вперёд, в долг, да ещё и ночью, мог только по прямому распоряжению одного человека - своего непосредственного начальника, Старшего помощника капитана...

   Судовое время 04.00. Смена вахт. На ночной завтрак* пришёл второй помощник и машинная вахта второго механика. Это означало, что на мостике, на вахту заступил Чиф*, чья благосклонность, как раз и была нам нужна. Искать благосклонность  старшего помощника капитана, бригада отправила меня, как его однокашника и почти коллегу. Бригадир, пошёл со мной, что бы, как он выразился, подтвердить волю бригады.

  Мы поднялись на мостик... Судно ещё не дало ход, находилось в дрейфе - боцман со своей командой, закреплял "по-походному" палубный груз. Старшего помощника застали в штурманской рубке за изучением карты, четвёртый* заваривал чай. Чифу было достаточно одного взгляда на нас, что бы всё понять - он был человек умный.

-" Допустим, я не против" - без всяких прелюдий, начал старпом:

-" Вы же за этим? Я правильно понял?"

Мы утвердительно кивнули.

Он продолжал:

- "Но если я заставлю начпрода, ночью встать и пойти в провизионку*, то буду ему должен, мне этого не хотелось бы. Поэтому будите его сами, уговаривайте любым способом, как хотите, откажется - ваши проблемы. Если засомневается, пусть позвонит сюда, я принципиальное отсутствие возражений подтвержу. Благодарить не надо. Это я вас благодарю - молодцы, хорошо поработали".

И бригадиру:

-"Аккуратно там, Алексей".

    Приятно разговаривать с умным человеком, подумал я, покидая мостик, а потом поймал себя на мысли, что мы с бригадиром не проронили ни слова....

Итак, "добро" старпома было получено, оставалось "уговорить" начпрода...

  Это было труднее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что на судах данного типа, начпрод - фигура не простая. В его заведовании большое количество всевозможных материальных ценностей, в том числе, для передачи в качестве снабжения другим судам на промысле. Это продукты питания, включая конфеты, шоколад, сгущенное молоко и т.д. Сигареты и алкоголь. Плюс судовой ларёк и тропическое. Отсюда огромное количество отчётной документации, хранящейся в каюте и, как следствие, специальная  входная дверь. Мало того, что её не просто вскрыть, так сама такая попытка, может быть истолкована, как преступное намерение. То есть, если, как предположил бригадир, начпрод, "накидался*" с вечера и не услышит стука, или просто не захочет ночью открывать, понимая, к чему это приведёт, то, не смотря на "добро" чифа, мы окажемся в затруднительном положении...

  Мы звонили ему в каюту с камбуза* по телефону - безрезультатно.
Потом колотили в двери - открылась соседняя каюта и второй механик, который только что пришёл после вахты и лёг отдыхать, выразил своё неудовольствие...

  Пророчество бригадира, стремительно сбывалось и тут, один матрос подскакивает, бьёт себя по лбу и кричит:

-" Так он же с открытым окном спит иногда, мы смеялись ещё, что залезть можно".

    Побежали - посмотрели. Так и есть, иллюминатор во втором ряду, в лобовой части надстройки - приоткрыт. Высота - метров пять...
 
Дальше, события развивались стремительно.

  Выкатываем из ангара электрокар. Бригадир подъезжает к надстройке. Два матроса становятся на "вилы" погрузчика. Кара поднимает их к иллюминатору. Они залезают в каюту...

  Закрывают иллюминатор. Обнаруживают на кровати, спящего в одежде начпрода. Подхватывают его, ставят на ноги и пока он не пришёл в себя, со словами - приказ старпома - несут на руках в провизионку, захватив со стола связку ключей.

 Начпрод приходит в себя, уже  на складе. Матросы, со словами:

-"На всю бригаду, в счёт будущих тропических. Чиф разрешил, не веришь - позвони"-забирают четыре ящика (по 12 бут) белого сухого и покидают провизионку и вытаращившего, дикие глаза, онемевшего начпрода...

  Мы начали "праздник" в салоне, а к семи часам, когда пришёл камбузник* накрывать завтрак, перебрались в пустующий курсантский кубрик.
 
  Судно уже шло полным ходом в сторону Панамского канала. Литр виски, 48 бутылок сухого вина и 8 пива - было по-настоящему весело...

 В восемь, заглянул, сменившейся с вахты, старпом:

-"Ну, вы устроили похохотать. Начпрод на мостик в пять часов утра прибежал, весь трясётся. Говорит, что у него в каюте, при закрытой двери и иллюминаторе, два матроса материализовались, схватили его и полетели по воздуху в провизионку. Там забрали четыре ящика вина и с ними дематериализовались. Он с бодунища, его колотит.  На силу успокоил". - Смотрит хитро, не зло.

Все молчат. Я решаюсь ответить:

-"Начпроду пить надо меньше и дверь в каюту запирать, а в остальном, ваши указания выполняли. Вы же распорядились - " будите его сами, уговаривайте любым способом, как хотите". Мы вот так  и "уговорили".

-" Узнаю родную альма-матер, никогда не признаваться"- заулыбался чиф.

-" Тоже мне - Копперфильды. Видел я, как вы кару из ангара выгоняли. Начпроду список подайте, с кого вино списывать, и извинитесь".

Потом, обращаясь к бригадиру:

-" Студенту больше не наливать, ему вообще спать пора. У вас выходной сегодня, а ему в 12.00 на руль  и потише давайте - завидно всем" - и ушёл...

               
                ***


*Плавательный ценз - для получения рабочего диплома, на момент окончания мореходного училища, судоводителю, необходимо не менее 15ти месяцев проработать в качестве матроса-рулевого.
 
*Карщик - водитель электропогрузчика.
 
*Пиллерс - (от англ. pillar — «колонна; столб») — несущий элемент судового набора, Представляет собой одиночную вертикальную опорную стойку.

*Ночной завтрак - Вахта второго штурмана и второго механика, с 00 до 04. Поэтому сменившись, они "завтракают" ночью. А на общий завтрак в 08.00 не встают.

*Чиф - Старший помощник.

*Тропическое - во время нахождение судна в тропических широтах, каждому члену экипажа,полагалось по 200 грамм вина (чаще белого) в сутки.

*Четвёртый- четвёртый помощник капитана. Стоит вахту вместе со старпомом.

*Провизионка - помещение, где хранятся продукты, а также алкоголь.

*Камбуз - кухня на судне.

*Накидался - напился.

*Камбузник - работник на камбузе.