Глава 4. Оздоровительный бег

Анатолий Просняков
(раздел "Моей философии здоровья": http://proza.ru/2024/01/30/234)

 Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.  Гиппократ

В нашем городе крупные заводы находятся вдалеке от жилого массива. Когда я перешел работать из Иркутска в свой город, то ходил пешком или бегал до места работы, получалось в день около восьми километров. За неделю – почти марафонская дистанция. Был период, когда ездил на велосипеде на работу. Тогда бегал в свободное время «десятку» - круг в десять километров, обычно до Иркута и обратно. Не без курьезов. Однажды выбежал утром на заре, пробегал карьер, как вокруг началась канонада, над головой свистела шрапнель, кричали взлетающие утки. Мне пришлось залечь. Началась осенняя охота. С тех пор оставил велосипед и передвигался только бегом: и на работу и по магазинам и к друзьям. Глядя на меня, в городе образовалась группа бегунов - марафонцев. Если постоянно бегаешь, наступает момент, когда это становится образом жизни. Иногда я делал круговые забеги, называя их «кругосветкой», по 14 километров через Смоленщину или по 28 километров через Баклаши, Введенщину и Чистые Ключи, возвращаясь по байкальской трассе (култукский тракт).

Байкальский марафон я пробежал однажды (круг Листвянка – Большая Речка), но этого было достаточно. Марафон был в воскресенье, а в субботу я сходил по привычке в баню, что недопустимо. К марафону надо правильно готовиться. Получился жесткий удар по организму. Со мной бежал немец, опытный марафонец, до этого одолевший несколько марафонов в Европе и Америке, он сошел с половины дистанции. Тягуны, подъемы, встречный ветер с Байкала – особенность трассы. Я добежал весь марафон, но этого хватило на всю жизнь. С тех пор обычная дистанция была у меня - 20 километров.
Разумеется, в таких условиях болезни Бехтерева сложно было одолевать мой организм. Но я был начеку. После перегрузок, вспотевшему, необходимо было принять горячий душ или ванну, как я делал дома, или переодеться в сухое белье. Так укрывают попоной загнанную лошадь. Если мне приходилось высохнуть в той же одежде, то наказанием было обострение межреберной невралгии и скованность, боли в позвоночнике.

Бегал я четверть века. Последняя работа была в Иркутске, приходилось ездить на электричке. Поневоле бег был заменен на пеший ход, так как в электричке легкая испарина на сквознячке напоминала о хроническом недомогании. Думал: «Выйду на пенсию – побегу в первый же день». Перед выходом на пенсию купил дачу и получил там травму позвоночника – при строительстве погреба. Так мечта осталась мечтой. Вместо бега теперь у меня - два-три комплекса физических разминок в день, легкие пробежки во дворе. Зимой – катание на лыжах, дача превращается в лыжную базу. Когда наступает весна, то дополнительно до осени – труд на даче. Но заменить бег ничем нельзя. Это – универсальный метод оздоровления организма, доступный каждому. Именно оздоровительный бег, медленный, бег трусцой по ровной мягкой, желательно травяной, дорожке. Такие дорожки есть на стадионе. Доказывать эту мысль - смысла нет. Кто бегает – знает. Бег на месте, как в песне у Высоцкого, это совсем другое. Есть книги, написанные марафонцами, а лучше спросить у легкоатлета, что он получает от бега. Ответ будет один: наслаждение и здоровье. Но я все-таки продолжаю мечтать.

Могу привести пример. На алюминиевом заводе я был секретарем комсомольской организации цеха. Проводились весенние состязания. Комсомольцы должны бежать километр вокруг стадиона «Металлург». Я жил у родителей в частном доме с участком, делал на свежем воздухе зарядку и бегал по участку -  в горку и назад. Поэтому решил, что готов к бегу на километр: мол, это не много. А надо подавать пример комсомольцам. После пробега у меня так саднило горло, словно заболел острой ангиной, что понял: «бег» по участку это вообще ни о чем. Именно долгий, но медленный, бег играет роль. Тогда включаются в работу все органы организма: гортань, бронхи, легкие, затем и печень и почки. Организм начинает интенсивно работать, идет процесс очищения. При медленном беге суставы не портятся, как при быстром, но в них интенсивней идет процесс обмена веществ – в суставах нет кровеносных сосудов. При беге мышцы ног помогают гнать кровь по сосудам, как второе сердце. Для опытных физкультурников, имеющих беговой стаж 3-5 лет, хорошо проводить спурты – ускорения метров по сто-двести, затем возвращаться к медленному бегу. Эти люди получают наслаждение от бега. При спуртах включаются в работу все мышцы организма. В этом – универсальность бега.
Мне говорили: «Ты бегаешь, когда заводы дымят, портят экологию, только во вред здоровью». Доказывать умникам бесполезно, что подготовленный физкультурник (тем более, спортсмен) дышит при беге почти так же, как обычный человек при ходьбе (сердце, легкие увеличены, кровеносные сосуды чистые), но обмен веществ в организме ускорен на порядок, поэтому вредное удаляется, а здоровье прибавляется. Такова формула бега.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Гораций

Разумеется, противопоказания для занятий бегом есть. Каждый человек должен знать свой организм, советоваться со специалистами, читать литературу. В интернете я натыкался на предупреждение: вред бега для коленных суставов. У меня есть отрицательный опыт. Одно время я бегал по пересеченной местности. Летом травка ровная, бежишь с ощущением блаженства, и вдруг – проваливаешься в ямку. Получаешь удар по позвоночнику и суставам. Трава имеет особенность подравниваться, и рельеф почвы сглаживается. Несколько микротравм привели к пониманию, что путь бегуна должен быть виден визуально – мозг автоматически оценивает неровности, стопа становится в удобное место. В лесу бегал по пятнадцать километров по тропе, усеянной корневищами – травм не было.

Универсальность бега в простоте и комплексном воздействии на организм.

Глава 5: http://proza.ru/2023/12/30/1399