Трафаретный моряк

Олег Мещеряков
   Олег Мещеряков
   Трафаретный моряк
   Миниатюра

   Я получил высшее образование по специальности «Судовождение на морских путях» и отработал на морском торговом флоте восемнадцать лет в штурманском составе, в должностях от третьего до старшего помощника капитана.
   В пароходстве меня как инженера-судоводителя ужаснули очень слабая «текучка» и невыплата зарплаты. Я перешёл на работу по срочным контрактам в судоходных компаниях; работу я находил через фирмы по трудоустройству моряков.
   Поиск работы в мореплавании затруднён, - фирмы найма предлагают контракт через несколько недель или месяцев, при том что сам контракт - это четыре-шесть месяцев; на открытую вакансию часто представляют специалистов на конкурсной основе; при подтверждении о найме от судоходной компании ждать отъезда на судно нужно около месяца, иногда до двух месяцев.
   Морские документы специалиста истекают каждые пять лет и уходит немало времени, чтобы продлить их, - занятия на специальных курсах, сдача квалификационного экзамена и переоформление сертификатов занимают больше двух месяцев; курсы платные, дорогие и большинством работодателей не оплачиваются.
   Восемнадцать лет я работал в русских и смешанных экипажах и устраивался в основном на суда неограниченного района плавания.
   Мне очень мешали работать капитаны-психопаты, которых там большинство. Эти больные люди преднамеренно создают разные ЧП вместо того, чтобы координировать и оптимизировать труд. В судоходных компаниях процветает плохая организация труда – если капитан издевается над подчинёнными, то сделать ничего невозможно, - офисное руководство такому невыносимому начальнику оказывает сильнейшую протекцию. Во второй половине двухтысячных годов фирмы по трудоустройству плавательского состава стали обязательно звонить в предыдущее агенство найма, через которое устраивался моряк. После проблемного капитана человек теряет работу от одного агенства и почти всегда выбывает с морского флота из-за отказов других фирм найма по причине одной плохой характеристики, его не спасают ни хорошие характеристики от других капитанов, ни большой стаж работы.
   Также мешала двойная работа: обязанностей по заведованию там немало и часть работы приходилось делать во время вахты, а это немалый минус.
   В морском командном составе повышение по службе каждые несколько лет – это норма, но рекомендация на повышение получается от капитана по принципу протеже.
   Зарплата на морском торговом флоте невысокая, например, в должности второго помощника капитана в пересчёте через среднегодовой доход это сто тридцать тысяч рублей в месяц до налогов и пенсионных отчислений. Для морской работы вдали от семьи, при качке и вибрации, штормовой погоде и пиратских нападениях это немного, при том что требуют высшее образование и стаж работы на однотипных судах.
   Уйти с флота было не так просто, несмотря на трудности в этой отрасли, потому что инженер-судоводитель – это узкий специалист, он на береговых работах не нужен ни с таким дипломом, ни с морским стажем работы.
   Мореплавание произвело на меня очень плохое впечатление, - немало сотрудников нужно отправить в демарш из-за их профнепригодности, а судоходные компании расформировать за ненормальные порядки.
   Возможно, вы хотите узнать, почему и зачем я написал эту миниатюру. Я отвечу: я написал это «фуксом», после завтрака.