Автомобиль в моей жизни

Виктор Кутуркин
        Это сегодня вы, уважаемый читатель, можете взяв деньги, если они у вас,  конечно,  есть,  отправиться в автосалон и стать обладателем нового автомобиля.  Конечно,  это авто будет произведением китайского автопрома с чрезмерно завышенной стоимостью,  либо отечественные Москвич /тот же китайский продукт, только с русским шильдиком/  или  Лада, но это будут новые машины.   О их качестве вы сможете судить только покатавшись лет пять и достигнув пробега хотя бы в сотню тысяч километров.  А сравнительно недавно,  до введения санкций против нашей страны, можно было приобрести новые немецкие, японские и неплохие машины из Южной Кореи.  Однако, я хотел бы рассказать как покупал новый автомобиль во времена СССР.  В те годы авто, как и многие товары были в дефиците,  а  возможность приобретения нового автомобиля за собственные деньги надо было еще  заслужить.
          Желание купить автомобиль возникло  внезапно, по причине, описанной  мною в рассказе "Выигрыш в лотерею".   До тридцати с небольшим лет я вполне довольствовался катанием на гоночном велосипеде и не стремился в ближайшее время стать обладателем автомобиля, но некоторые события в жизни такую задачу поставили. 
          Во второй половине семидесятых годов я работал начальником цеха в обувном объединении Скороход.  Как большому многотысячному производственному коллективу, предприятию выделялась квота на приобретение лучшими работниками автомобилей за собственные и немалые деньги.  Cтоимость машин /в ценах 1979 года/ составляла:
Жигули 21011 /"копейка"/ - 6030 рублей,  2106 /"шестерка"/ -9600 рублей.
Москвич 2140  - 7449 рублей,    Запорожец /"мыльница"/   - 3500 рублей. 
       Именно эти модели отечественного автопрома ежегодно выделялись Скороходу.  Конечно, можно было свободно купить и подержанную, бывшую в употреблении машину, но брать " кота в мешке" не обладая опытом и навыками я не рискнул.  Да и цена бывшего в употреблении,  5 - летнего Жигуля была сопоставима с ценой нового автомобиля.   
       Я вступил в общество авто-мотолюбителей на предприятии и начал заниматься на курсах вождения автомобиля в объединении Электросила. Также я написал прошение в профсоюзную организацию о желании купить машину.  В выходные дни пропадал на авторынке,  расположенном в Апраксином дворе.  Там же cовершались сделки по купле-продаже машин. Интересен тот факт, что при оформлении продажи цена автомобиля рассчитывалась по его номинальной, а не рыночной стоимости.  В кассе магазина продавец машины получал стоимость своей подержанной машины за вычетом износа и  комиссии 7 процентов, а доплату от покупателя, сверх оценки, в момент оформления.  Таким образом фигурировали две цены - одна при оценке магазином, а вторая - назначенная продавцом.   И в момент передачи покупателем продавцу маржи,  могли произойти неприятные для продавца машины события. Его могли просто кинуть на деньги и апелляция к органам милиции была бесполезной, так как действовала статья о спекуляции. Можно было остаться и без машины и без денег.
        Побывал я в военкомате и написал заявление с просьбой отправить меня на работу в Группу Советских войск в Германии.  Там, по словам одного из моих товарищей, можно было неплохо заработать и купить вне очереди машину. Предложили контракт на три года, но восьмилетнего сына нам с женой с собой забрать не разрешили и этот вариант был отклонен.
         Тянулись месяцы, наступил 1980 год. Каждую неделю я утомлял председателя общества автомобилистов вопросом - когда поступят машины?  И в апреле долгожданные 25 автомобилей поступили в объединение Скороход. Председатель общества,  мой старший товарищ Владимир Иванович Сумароков - руководитель отдела техники безопасности, попросил меня отвезти документы в комитет профсоюза на площади Труда.  Так в мои руки попал список "счастливчиков" - будущих обладателей авто,  который должна была утвердить Председатель Ленинградского обкома профсоюзов работников текстильной и легкой промышленности Демидова Екатерина Яковлевна.  В этом списке из 25 человек были руководители и ветераны производства, отработавшие не один десяток лет на Скороходе,  была в нем и моя фамилия,  напротив которой было написано "Москвич 2140".   Разумеется, я рассчитывал на Жигули,  но эти модели были выделены более достойным людям.  Таким было решение парткома и фабкома Скорохода. Видимо, моих 12 лет трудового скороходовского стажа оказалось высоким комиссиям недостаточным. Печальным был и тот факт,  что пришлось платить не 6,  а  7 тысяч 500 рублей.  Однако желание стать обладателем машины было слишком велико и пришлось залезть в долги.
         25 июня 1980 года мы с женой выехали из автосалона на своей машине.  Но к радости примешивалось чувство неудовлетворения;  - посадка в Москвиче значительно отличалась от жигулевской,  неважный обзор из за высокой торпеды,  мешали стойки,  медленный и тягучий набор скорости, жесткая подвеска /рессоры/,  узкий салон, невозможность разложить сиденья.  Вдобавок ко всему,  чтобы завести и прогреть машину, необходимо было открыть капот и вручную подкачать топливо в карбюратор.   Но мы могли ездить и это было главным! 
         На Москвиче мы с женой и восьмилетним сыном катались на дачу к моей маме, а отпуск провели в поездке по Латвии и Эстонии.  Накатали с июня по октябрь  семь с лишним тысяч километров и были счастливы.  На ночь бросать машину во дворе не рисковали и снимали гараж за 15 рублей в месяц.  В те годы угоны машин были обычным явлением,  также могли снять колеса, вытащить приемник,  снять щетки или просто оцарапать машину. Можно было купить гараж, цены варьировались в зависимости от расположения: - сборный железный с местом от 1200 рублей, а из панелей бетонный от 2000 руб.
         В декабре 1980 года мама предложила мне купить у нее Жигули, на которых ездил ее зять  - муж моей сводной сестры / мама выиграла машину в лотерею/.  Зять работал водителем и злоупотреблял спиртным, за что и был лишен во второй раз прав на 5 лет. Жигули 21011, 1979 года выпуска, с пробегом 30 тысяч километров были в приличном состоянии.  Мы договорились о цене и на меня была оформлена дарственная.  Москвича я удачно продал, выручив за него те же 7500 рублей и рассчитался с долгами.  Правда пришлось купить новую резину и выполнить техобслуживание с заменой расходников: - масло, колодки, жидкости,  купить запасное колесо. Вот теперь наша семья обладала машиной, о которой мечтали! 
          Наше хорошее настроение было подпорчено проверкой комиссии парткома Скорохода.  По данным, полученным из ГАИ,  около половины работников предприятия, купивших машины,  тут же их продали. Естественно, что и я был в их числе.  На партийном собрании мои оправдания не были приняты во внимание и я получил выговор, правда, без занесения в учетную карточку.
         На любимой машине мы отъездили три года.  В начале апреля мы открывали сезон поездкой в выходной день в соседнюю Нарву.  В выходные  выезжали на побережье Финского залива и к озерам Карельского перешейка.  В летний отпуск совершали путешествия к Черному морю.  Прокатились в Одессу,  Крым,  объездили три прибалтийские республики,  полюбили отдыхать с палаткой на побережье Чудского озера в Эстонии в замечательном местечке Каукси.
        Я старался ухаживать за машиной.  Своевременно менял масло, иногда заезжал на станции техобслуживания и выполнял регламентные работы для своего четырехколесного друга.  Попасть на станцию в Ленинграде не было никакой возможности - просто так было не записаться, зато без очередей это можно было сделать в Белоруссии и Эстонии.  Очень напряженная ситуация  была с запчастями.  В магазине на улице Салова купить дефицитную запчасть было невозможно,  зато на выходе предлагалось все что угодно, но цены!  Распредвал с толкателями, крестовина, шаровые опоры,  рулевые наконечники,  тормозные колодки, трамблер,  аккумулятор, резина - все это легко можно было купить у спекулянтов, переплатив в несколько раз.  Некоторые цены просто шокировали, особенно на железо: - заднее крыло продавалось за 150 рублей при номинале 19.  По выходным дням спекулянты продавали свой товар прямо у магазина с "земли".
         Некоторые владельцы Жигулей, желая сэкономить, переводили машины на 76-ой бензин.  С этой целью ставили дополнительную прокладку под головку блока цилиндров, либо увеличивали объем камеры сгорания путем растачивания. Чаще это выполняли водители, работающие на грузовиках и имеющие возможность сливать сэкономленный бензин из своих рабочих машин.  Однажды мне показали дополнительный бензобак на 60 литров,  встроенный в багажник, который, вместе с основным 39 литровым,  давал возможность на одной заправке проехать 1200 км  /от Ленинграда до Киева/.  Водители грузовиков продавали талоны на бензин за 5 рублей / 100 литров/ или наливали 20 литровую канистру за три рубля. 
        Взаимоотношения с автомобильной инспекцией /ГАИ/ были напряженные.  На дорогах сотрудников было значительно больше, чем сегодня и вели они себя по-разному. Могли отпустить за выезд на встречку, но и вымотать нервы за то, что неосторожно заехал передними колесами на пешеходный переход перед перекрестком.  Мы с женой водители аккуратные, однако не могли избежать  эпизодов с остановками для проверки документов или мелких незначительных нарушений. Однажды меня остановили за то, что в поселке Саблино я превысил скорость на целых 7 км!  Отделался от лейтенанта  тем,  что у меня было удостоверение дружинника ГАИ,  которое позволяло прощать мелкие нарушения.                Штраф в 70-80 годы составлял три рубля,   которые можно было заплатить на месте и не требуя квитанции.  Остался в памяти эпизод на Валдайской возвышенности,   мы тогда мчались в Москву,  в поселке Долгие Бороды наше движение на подъеме здорово затормозил бензовоз с грохочущей по асфальту цепью.   Его скорость была около 40 км, а подъем казался бесконечным.  Встречные машины не просматривались и жена выехала на встречку. Наверху нас ожидал старший лейтенант и получасовая беседа, после которой нас отпустили.   Или в центре Ленинграда, когда я оказался на полосе,  предназначенной только для автобусов.  После отмашки гаиста я вышел из машины и поздоровался: - Здравия желаю, товарищ старшина!  Старшина улыбнулся и уточнил: - Ты служивый, что ли?  Так точно! - был мой ответ и инцидент был исчерпан. Эпизодов вспомнить можно много и их хватит не на один рассказ.
          На  этой второй нашей машине мы проехали за три с половиной года свыше 40 тысяч километров.  А в декабре 1983 года нас ожидало радостное событие - моей любимой жене на работе было выделено право на покупку нового автомобиля ВАЗ 21013.  Никогда не забудем, как ровно сорок лет назад, в морозный день 27 декабря 1983 года,  мы выехали из ворот автоцентра в Красном Селе на новенькой красной "копейке".  Был небольшой морозец,  падал редкий снег,  судьба послала нам этот замечательный подарок и на целом свете не было никого счастливее нас.
        Эта машина прожила с нами пятнадцать сложных лет: - два раза мы прокатились через страну с севера на юг  в Сочи, и стояли на берегу моря в кемпинге поселка Агой, путешествовали по Прибалтике, отказавшись от поездок на юг после катастрофы в Чернобыле,  пережили проблемы с продуктами и бензином в стране,  безденежье начала 90-х.  Как бы не было трудно, мы никогда даже не задумывались о продаже нашего автомобиля, ставшего настоящим другом семьи - любили и ухаживали за ним. Отпуск летом мы проводили в Эстонии -кемпинге Каукси на берегу Чудского озера, а когда эта страна стала независимой, то переместились отдыхать на северное побережье Финского залива. Некоторое время с 93 по 98 год мы были обладателями участка на Карельском перешейке, но разочаровались в подобном отдыхе,- видимо не подошел соответствующий возраст и продали участок с домом,  Но все эти шесть лет, в летние выходные дни наш четырехколесный друг добросовестно вывозил нас на дачу за 170 км от городской квартиры.
         Пережили мы и аварию в 1990 году, когда мальчишки-угонщики врезались в нас на тяжелой разогнавшейся Волге.  Угонщикам удалось скрыться, а ремонт задней части авто серьезно подорвал семейный бюджет и обошелся в полторы тысячи рублей. Страховка компенсировала лишь незначительную часть этой суммы,  ведь железо пришлось покупать у спекулянтов. 
        Дефолт 1998 года стал для меня полной неожиданностью.  Чудом, в последний момент, мы с женой сумели вложить все имеющиеся у нас деньги в покупку новой машины Жигули 21099,  а  "копейку", прослужившую 15 лет верой и правдой, продать.  99-я модель Лады не произвела на меня особого впечатления: - посадка водителя и обзор напоминали Москвич,  да и ходовые качества были не на высоте.  Комфорт-никакой, спинки кресел не раскладываются,  багажник маленький,  мелкие неисправности.  В выходные дни мы выезжали с палаткой на Вуоксу и там же проводили летние отпуска в Колокольцево.  Через четыре года эксплуатации эта машина была без сожаления продана.  Наконец-то мы решились на приобретение  б/у иномарки.
          К привезенным из-за рубежа машинам с пробегом я присматривался давно; - в выходные часто посещал авторынок в Автово,  прикидывал стоимость,  собирал информацию,  беседовал с перегонщиками.  Приличная иномарка с терпимым пробегом по стоимости не превышала цену нового Жигуля. Пока я определялся и присматривался,  наш сын,  давно ставший самостоятельным, купил внедорожник Honda CRV.  Пятилетний паркетник из Америки нам сразу пришелся по вкусу: - высокая посадка,  большой объем кузова,  устойчивость на дороге, безупречный двигатель и подвеска, сглаживающая все неровности дороги,  переключение передач, как это принято у "американцев" на руле.  Это был уже высокий уровень комфорта.  Раскладывающиеся спинки сидений, позволяли свободно спать в машине, что было очень удобно в поездках на рыбалку.  В этой машине было все необходимое для удобной и комфортной езды,  но особенное удовольствие доставляла автоматическая коробка переключения передач.
         Высокий дорожный просвет "японца" позволял съезжать с хороших дорог и вставать в дюнах на северном побережье Финского залива.  Мы уезжали за Зеленогорск и за поселком Пески отдыхали в стихийно возникшем лагере автотуристов.  Здесь, близ поместья депутата Законодательного собрания Петербурга,  нашли пристанище и, с семидесятых годов, все лето жили рыбаки. До сих пор сохранились их деревянные постройки и домики типа  "хижины дяди Тома".  Начиная с года 2000-го это место облюбовали любители виндсерфинга и кайтеринга.  Привозили автодома-кемперы и наслаждались,  мчась по волнам на досках с парусом. В жаркие летние дни здесь насчитывалось свыше сотни приехавших машин с отдыхающими.  Депутат пытался бороться с этим нашествием:- близ своей "вотчины" - устанавливал щиты с грозными запретами и угрозами штрафов,  но  щиты исчезали, а народ продолжал ездить. Устав и обессилев от этого противостояния, депутат скоропостижно ушел из жизни,  проиграв в борьбе с народом.  В наши дни аборигены "поляны" обзавелись своим сайтом и публикуют сообщения.  В двух десятках километров от этого прекрасного места я обитаю с семейством на даче, и иногда приезжаю на велосипеде к старым знакомым.
          Как бы не был хорош японский автомобиль, но когда ему исполнилось десять лет, а пробег превысил 200 тысяч километров, мы стали подумывать о его замене.  И опять сын нас опередил,  купив у знакомого еще по приобретению Хонды,  пятилетний Лексус  RX 300.  Разумеется из Америки и с большим пробегом.  Машина была нами проверена, слабые места не обнаружены,  произведен необходимый регламент.  Целых пять лет мы наслаждались этим уникальным произведением японского автопрома и получали ни с чем не сравнимое удовольствие.  В этой машине было все,  включая круиз-контроль,  АБС,  климатическую установку, подогревы сидений,  масса регулировок.  Мы наслаждались поездками на Лексусе,  обращая внимание на тот факт, что многие участники дорожного движения относились к этой машине с уважением.  В шутку я говорил знакомым, что теперь еду по городу как депутат.  Я стал пенсионером и мой маршрут теперь включал поездки на дачу.  Мы с женой намеренно выбирали более длинную, но безумно красивую трассу через Комплекс защитных сооружений в Финском заливе, а поездки по городу значительно сократились.   Следует отметить, что хорошая машина становится объектом внимания работников ГАИ.  Нас часто останавливали по мелочам - для внезапной проверки документов,  за снег на крыше автомобиля.  Последнее время проверок стало значительно меньше, но появились камеры, и теперь на дом могут приходить " письма счастья" c фото и квитанцией для оплаты нарушения.
        В 2011 Лексус был продан и мы пересели на Ниссан Кашкай - превосходную  японскую машину, изготовленную в английском городе Сандерленд умелыми руками квалифицированных рабочих.  Никаких нареканий к ней нет.   Количество поездок значительно сократилось, однако, до чего же приятно в солнечный летний день промчаться по хорошей трассе и прочувствовать массу положительных эмоций от вождения современного   автомобиля.