Это сегодня вы, уважаемый читатель, можете взяв деньги, если они у вас, конечно, есть, отправиться в автосалон и стать обладателем нового автомобиля. Конечно, это авто будет произведением китайского автопрома с чрезмерно завышенной стоимостью, либо отечественные Москвич /тот же китайский продукт, только с русским шильдиком/ или Лада, но это будут новые машины. О их качестве вы сможете судить только покатавшись лет пять и достигнув пробега хотя бы в сотню тысяч километров. А сравнительно недавно, до введения санкций против нашей страны, можно было приобрести новые немецкие, японские и неплохие машины из Южной Кореи. Однако, я хотел бы рассказать как покупал новый автомобиль во времена СССР. В те годы авто, как и многие товары были в дефиците, а возможность приобретения нового автомобиля за собственные деньги надо было еще заслужить.
Желание купить автомобиль возникло внезапно, по причине, описанной мною в рассказе "Выигрыш в лотерею". До тридцати с небольшим лет я вполне довольствовался катанием на гоночном велосипеде и не стремился в ближайшее время стать обладателем автомобиля, но некоторые события в жизни такую задачу поставили.
Во второй половине семидесятых годов я работал начальником цеха в обувном объединении Скороход. Как большому многотысячному производственному коллективу, предприятию выделялась квота на приобретение лучшими работниками автомобилей за собственные и немалые деньги. Cтоимость машин /в ценах 1979 года/ составляла:
Жигули 21011 /"копейка"/ - 6030 рублей, 2106 /"шестерка"/ -9600 рублей.
Москвич 2140 - 7449 рублей, Запорожец /"мыльница"/ - 3500 рублей.
Именно эти модели отечественного автопрома ежегодно выделялись Скороходу. Конечно, можно было свободно купить и подержанную, бывшую в употреблении машину, но брать " кота в мешке" не обладая опытом и навыками я не рискнул. Да и цена бывшего в употреблении, 5 - летнего Жигуля была сопоставима с ценой нового автомобиля.
Я вступил в общество авто-мотолюбителей на предприятии и начал заниматься на курсах вождения автомобиля в объединении Электросила. Также я написал прошение в профсоюзную организацию о желании купить машину. В выходные дни пропадал на авторынке, расположенном в Апраксином дворе. Там же cовершались сделки по купле-продаже машин. Интересен тот факт, что при оформлении продажи цена автомобиля рассчитывалась по его номинальной, а не рыночной стоимости. В кассе магазина продавец машины получал стоимость своей подержанной машины за вычетом износа и комиссии 7 процентов, а доплату от покупателя, сверх оценки, в момент оформления. Таким образом фигурировали две цены - одна при оценке магазином, а вторая - назначенная продавцом. И в момент передачи покупателем продавцу маржи, могли произойти неприятные для продавца машины события. Его могли просто кинуть на деньги и апелляция к органам милиции была бесполезной, так как действовала статья о спекуляции. Можно было остаться и без машины и без денег.
Побывал я в военкомате и написал заявление с просьбой отправить меня на работу в Группу Советских войск в Германии. Там, по словам одного из моих товарищей, можно было неплохо заработать и купить вне очереди машину. Предложили контракт на три года, но восьмилетнего сына нам с женой с собой забрать не разрешили и этот вариант был отклонен.
Тянулись месяцы, наступил 1980 год. Каждую неделю я утомлял председателя общества автомобилистов вопросом - когда поступят машины? И в апреле долгожданные 25 автомобилей поступили в объединение Скороход. Председатель общества, мой старший товарищ Владимир Иванович Сумароков - руководитель отдела техники безопасности, попросил меня отвезти документы в комитет профсоюза на площади Труда. Так в мои руки попал список "счастливчиков" - будущих обладателей авто, который должна была утвердить Председатель Ленинградского обкома профсоюзов работников текстильной и легкой промышленности Демидова Екатерина Яковлевна. В этом списке из 25 человек были руководители и ветераны производства, отработавшие не один десяток лет на Скороходе, была в нем и моя фамилия, напротив которой было написано "Москвич 2140". Разумеется, я рассчитывал на Жигули, но эти модели были выделены более достойным людям. Таким было решение парткома и фабкома Скорохода. Видимо, моих 12 лет трудового скороходовского стажа оказалось высоким комиссиям недостаточным. Печальным был и тот факт, что пришлось платить не 6, а 7 тысяч 500 рублей. Однако желание стать обладателем машины было слишком велико и пришлось залезть в долги.
25 июня 1980 года мы с женой выехали из автосалона на своей машине. Но к радости примешивалось чувство неудовлетворения; - посадка в Москвиче значительно отличалась от жигулевской, неважный обзор из за высокой торпеды, мешали стойки, медленный и тягучий набор скорости, жесткая подвеска /рессоры/, узкий салон, невозможность разложить сиденья. Вдобавок ко всему, чтобы завести и прогреть машину, необходимо было открыть капот и вручную подкачать топливо в карбюратор. Но мы могли ездить и это было главным!
На Москвиче мы с женой и восьмилетним сыном катались на дачу к моей маме, а отпуск провели в поездке по Латвии и Эстонии. Накатали с июня по октябрь семь с лишним тысяч километров и были счастливы. На ночь бросать машину во дворе не рисковали и снимали гараж за 15 рублей в месяц. В те годы угоны машин были обычным явлением, также могли снять колеса, вытащить приемник, снять щетки или просто оцарапать машину. Можно было купить гараж, цены варьировались в зависимости от расположения: - сборный железный с местом от 1200 рублей, а из панелей бетонный от 2000 руб.
В декабре 1980 года мама предложила мне купить у нее Жигули, на которых ездил ее зять - муж моей сводной сестры / мама выиграла машину в лотерею/. Зять работал водителем и злоупотреблял спиртным, за что и был лишен во второй раз прав на 5 лет. Жигули 21011, 1979 года выпуска, с пробегом 30 тысяч километров были в приличном состоянии. Мы договорились о цене и на меня была оформлена дарственная. Москвича я удачно продал, выручив за него те же 7500 рублей и рассчитался с долгами. Правда пришлось купить новую резину и выполнить техобслуживание с заменой расходников: - масло, колодки, жидкости, купить запасное колесо. Вот теперь наша семья обладала машиной, о которой мечтали!
Наше хорошее настроение было подпорчено проверкой комиссии парткома Скорохода. По данным, полученным из ГАИ, около половины работников предприятия, купивших машины, тут же их продали. Естественно, что и я был в их числе. На партийном собрании мои оправдания не были приняты во внимание и я получил выговор, правда, без занесения в учетную карточку.
На любимой машине мы отъездили три года. В начале апреля мы открывали сезон поездкой в выходной день в соседнюю Нарву. В выходные выезжали на побережье Финского залива и к озерам Карельского перешейка. В летний отпуск совершали путешествия к Черному морю. Прокатились в Одессу, Крым, объездили три прибалтийские республики, полюбили отдыхать с палаткой на побережье Чудского озера в Эстонии в замечательном местечке Каукси.
Я старался ухаживать за машиной. Своевременно менял масло, иногда заезжал на станции техобслуживания и выполнял регламентные работы для своего четырехколесного друга. Попасть на станцию в Ленинграде не было никакой возможности - просто так было не записаться, зато без очередей это можно было сделать в Белоруссии и Эстонии. Очень напряженная ситуация была с запчастями. В магазине на улице Салова купить дефицитную запчасть было невозможно, зато на выходе предлагалось все что угодно, но цены! Распредвал с толкателями, крестовина, шаровые опоры, рулевые наконечники, тормозные колодки, трамблер, аккумулятор, резина - все это легко можно было купить у спекулянтов, переплатив в несколько раз. Некоторые цены просто шокировали, особенно на железо: - заднее крыло продавалось за 150 рублей при номинале 19. По выходным дням спекулянты продавали свой товар прямо у магазина с "земли".
Некоторые владельцы Жигулей, желая сэкономить, переводили машины на 76-ой бензин. С этой целью ставили дополнительную прокладку под головку блока цилиндров, либо увеличивали объем камеры сгорания путем растачивания. Чаще это выполняли водители, работающие на грузовиках и имеющие возможность сливать сэкономленный бензин из своих рабочих машин. Однажды мне показали дополнительный бензобак на 60 литров, встроенный в багажник, который, вместе с основным 39 литровым, давал возможность на одной заправке проехать 1200 км /от Ленинграда до Киева/. Водители грузовиков продавали талоны на бензин за 5 рублей / 100 литров/ или наливали 20 литровую канистру за три рубля.
Взаимоотношения с автомобильной инспекцией /ГАИ/ были напряженные. На дорогах сотрудников было значительно больше, чем сегодня и вели они себя по-разному. Могли отпустить за выезд на встречку, но и вымотать нервы за то, что неосторожно заехал передними колесами на пешеходный переход перед перекрестком. Мы с женой водители аккуратные, однако не могли избежать эпизодов с остановками для проверки документов или мелких незначительных нарушений. Однажды меня остановили за то, что в поселке Саблино я превысил скорость на целых 7 км! Отделался от лейтенанта тем, что у меня было удостоверение дружинника ГАИ, которое позволяло прощать мелкие нарушения. Штраф в 70-80 годы составлял три рубля, которые можно было заплатить на месте и не требуя квитанции. Остался в памяти эпизод на Валдайской возвышенности, мы тогда мчались в Москву, в поселке Долгие Бороды наше движение на подъеме здорово затормозил бензовоз с грохочущей по асфальту цепью. Его скорость была около 40 км, а подъем казался бесконечным. Встречные машины не просматривались и жена выехала на встречку. Наверху нас ожидал старший лейтенант и получасовая беседа, после которой нас отпустили. Или в центре Ленинграда, когда я оказался на полосе, предназначенной только для автобусов. После отмашки гаиста я вышел из машины и поздоровался: - Здравия желаю, товарищ старшина! Старшина улыбнулся и уточнил: - Ты служивый, что ли? Так точно! - был мой ответ и инцидент был исчерпан. Эпизодов вспомнить можно много и их хватит не на один рассказ.
На этой второй нашей машине мы проехали за три с половиной года свыше 40 тысяч километров. А в декабре 1983 года нас ожидало радостное событие - моей любимой жене на работе было выделено право на покупку нового автомобиля ВАЗ 21013. Никогда не забудем, как ровно сорок лет назад, в морозный день 27 декабря 1983 года, мы выехали из ворот автоцентра в Красном Селе на новенькой красной "копейке". Был небольшой морозец, падал редкий снег, судьба послала нам этот замечательный подарок и на целом свете не было никого счастливее нас.
Эта машина прожила с нами пятнадцать сложных лет: - два раза мы прокатились через страну с севера на юг в Сочи, и стояли на берегу моря в кемпинге поселка Агой, путешествовали по Прибалтике, отказавшись от поездок на юг после катастрофы в Чернобыле, пережили проблемы с продуктами и бензином в стране, безденежье начала 90-х. Как бы не было трудно, мы никогда даже не задумывались о продаже нашего автомобиля, ставшего настоящим другом семьи - любили и ухаживали за ним. Отпуск летом мы проводили в Эстонии -кемпинге Каукси на берегу Чудского озера, а когда эта страна стала независимой, то переместились отдыхать на северное побережье Финского залива. Некоторое время с 93 по 98 год мы были обладателями участка на Карельском перешейке, но разочаровались в подобном отдыхе,- видимо не подошел соответствующий возраст и продали участок с домом, Но все эти шесть лет, в летние выходные дни наш четырехколесный друг добросовестно вывозил нас на дачу за 170 км от городской квартиры.
Пережили мы и аварию в 1990 году, когда мальчишки-угонщики врезались в нас на тяжелой разогнавшейся Волге. Угонщикам удалось скрыться, а ремонт задней части авто серьезно подорвал семейный бюджет и обошелся в полторы тысячи рублей. Страховка компенсировала лишь незначительную часть этой суммы, ведь железо пришлось покупать у спекулянтов.
Дефолт 1998 года стал для меня полной неожиданностью. Чудом, в последний момент, мы с женой сумели вложить все имеющиеся у нас деньги в покупку новой машины Жигули 21099, а "копейку", прослужившую 15 лет верой и правдой, продать. 99-я модель Лады не произвела на меня особого впечатления: - посадка водителя и обзор напоминали Москвич, да и ходовые качества были не на высоте. Комфорт-никакой, спинки кресел не раскладываются, багажник маленький, мелкие неисправности. В выходные дни мы выезжали с палаткой на Вуоксу и там же проводили летние отпуска в Колокольцево. Через четыре года эксплуатации эта машина была без сожаления продана. Наконец-то мы решились на приобретение б/у иномарки.
К привезенным из-за рубежа машинам с пробегом я присматривался давно; - в выходные часто посещал авторынок в Автово, прикидывал стоимость, собирал информацию, беседовал с перегонщиками. Приличная иномарка с терпимым пробегом по стоимости не превышала цену нового Жигуля. Пока я определялся и присматривался, наш сын, давно ставший самостоятельным, купил внедорожник Honda CRV. Пятилетний паркетник из Америки нам сразу пришелся по вкусу: - высокая посадка, большой объем кузова, устойчивость на дороге, безупречный двигатель и подвеска, сглаживающая все неровности дороги, переключение передач, как это принято у "американцев" на руле. Это был уже высокий уровень комфорта. Раскладывающиеся спинки сидений, позволяли свободно спать в машине, что было очень удобно в поездках на рыбалку. В этой машине было все необходимое для удобной и комфортной езды, но особенное удовольствие доставляла автоматическая коробка переключения передач.
Высокий дорожный просвет "японца" позволял съезжать с хороших дорог и вставать в дюнах на северном побережье Финского залива. Мы уезжали за Зеленогорск и за поселком Пески отдыхали в стихийно возникшем лагере автотуристов. Здесь, близ поместья депутата Законодательного собрания Петербурга, нашли пристанище и, с семидесятых годов, все лето жили рыбаки. До сих пор сохранились их деревянные постройки и домики типа "хижины дяди Тома". Начиная с года 2000-го это место облюбовали любители виндсерфинга и кайтеринга. Привозили автодома-кемперы и наслаждались, мчась по волнам на досках с парусом. В жаркие летние дни здесь насчитывалось свыше сотни приехавших машин с отдыхающими. Депутат пытался бороться с этим нашествием:- близ своей "вотчины" - устанавливал щиты с грозными запретами и угрозами штрафов, но щиты исчезали, а народ продолжал ездить. Устав и обессилев от этого противостояния, депутат скоропостижно ушел из жизни, проиграв в борьбе с народом. В наши дни аборигены "поляны" обзавелись своим сайтом и публикуют сообщения. В двух десятках километров от этого прекрасного места я обитаю с семейством на даче, и иногда приезжаю на велосипеде к старым знакомым.
Как бы не был хорош японский автомобиль, но когда ему исполнилось десять лет, а пробег превысил 200 тысяч километров, мы стали подумывать о его замене. И опять сын нас опередил, купив у знакомого еще по приобретению Хонды, пятилетний Лексус RX 300. Разумеется из Америки и с большим пробегом. Машина была нами проверена, слабые места не обнаружены, произведен необходимый регламент. Целых пять лет мы наслаждались этим уникальным произведением японского автопрома и получали ни с чем не сравнимое удовольствие. В этой машине было все, включая круиз-контроль, АБС, климатическую установку, подогревы сидений, масса регулировок. Мы наслаждались поездками на Лексусе, обращая внимание на тот факт, что многие участники дорожного движения относились к этой машине с уважением. В шутку я говорил знакомым, что теперь еду по городу как депутат. Я стал пенсионером и мой маршрут теперь включал поездки на дачу. Мы с женой намеренно выбирали более длинную, но безумно красивую трассу через Комплекс защитных сооружений в Финском заливе, а поездки по городу значительно сократились. Следует отметить, что хорошая машина становится объектом внимания работников ГАИ. Нас часто останавливали по мелочам - для внезапной проверки документов, за снег на крыше автомобиля. Последнее время проверок стало значительно меньше, но появились камеры, и теперь на дом могут приходить " письма счастья" c фото и квитанцией для оплаты нарушения.
В 2011 Лексус был продан и мы пересели на Ниссан Кашкай - превосходную японскую машину, изготовленную в английском городе Сандерленд умелыми руками квалифицированных рабочих. Никаких нареканий к ней нет. Количество поездок значительно сократилось, однако, до чего же приятно в солнечный летний день промчаться по хорошей трассе и прочувствовать массу положительных эмоций от вождения современного автомобиля.