Плач по умершим вождям

Анатолий Апостолов
               
                ПЛАЧ ПО УМЕРШИМ ВОЖДЯМ
                Эссе на тему  массовых психозов
      
         «Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали,
                какие мелкие люди властвуют над ними».
               
                Шарль Морис   де   ТАЛЕЙРАН-ПЕРИГОР

           Везде и всегда   необходимо     чувство   меры. В делах мирских и духовных,   в гражданских  массовых мероприятиях, в идеологических  мистериях, в культовых обрядах, в народных гуляньях и празднествах и в дни глубокого национального траура. Как только массовое действо  выходит за рамки здравого рассудка, разумного и терпимого, сразу же обнаруживаются  основные признаки массового психоза и даже коллективного помешательства.  В любой масштабной массовой мистерии  обязательно присутствуют   элементы  коллективного психоза и религиозного, обрядового экстаза на грани психоэмоционального исступления. 
     Этнографы и специалисты по антропологической  психологии   считают, что причиной  такого временного коллективного помешательства являются религиозные верования и переживания, связанные с осмыслением окружающего мира, с его вечным умиранием и возрождением, смертью и бессмертием. Религиозные философы и мистики объясняют фактором  непреложного    ухода человека в иной мир и  возможным  (или непременным) возвращением на «круги своя», с переходом из реального, состоявшегося прошлого в  гипотетическое возможное  будущее.  Такое утверждение подтверждается самой историей мировых религий и цивилизаций, мифами народов мира, где обрядам погребения умерших, уходу человека в мир иной и в жизнь вечную, уделялось весьма  значительное место. О вечной жизни после смерти напоминало звёздное небо над головой и мимолётность  земной жизни, где всё живое   убивает и ест всё живое, где юдоль печали и  страданий, где скрежет зубовный и  смех сквозь слёзы. Фактор смерти значительно снижал жизненную потенцию и одновременно с этим  возмущал   индивида-пассионария своей  беспощадной неотвратимостью. Единственным утешением в этом случае  мог служить только миф о вечной жизни и о бессмертии богов, полубогов и всех тех, кто их окружает, в том числе  и    ушедшие к богам в мир иной   героические и славные  предки.
       Однако, бессмертие — это особый дар богов, который нужно  заслужить своими особыми деяниями.  Сначала нужно  самому  стать полубогом, земным божеством.  Не каждый   человек  достоин  вечной жизни,  вечной славы, вечной власти и вечной памяти,  а только  избранные богами. Так в основном  на  такой  пещерной «философии Вечности»  возникли многие верования и  религии, а с ними волхвы-кудесники, жрецы и священники, религиозные конфессии, что давало  право Махатме Ганди утверждать, что «у Бога нет религий. Все религии выдуманы людьми». У каждого народа свои верования, обычаи и традиции, свой менталитет и своё особое мировоззрение, свои национальные мифы и легенды, но у всех народов — общий фактор понимания личностного  бессмертия человека. Он складывался почти одновременно с возникновением «интеллектуальных пятен» на планете – земная жизнь человека не прекращается с момента его физической смерти, а продолжается в ином мире среди бессмертных богов и предков-полубогов в прежней земной ипостаси, в прежнем социальном статусе. Все земные радости и имущественные приобретения (домашний  скарб и скот, слуг и наложниц, оружие и утварь)  он уносит в мир иной с собой,  чтобы  и «там» оставаться  владыкой и господином, чтобы продолжать  наслаждаться, как и «здесь», бесконечно властью и теми  благами земными, которые она даёт.      
      Вспоминается в связи с этим огромное  полотно модного в начале прошлого века художника  Генриха Семирадского «Похороны знатного  руса» (1883).  Погребение  происходит по скандинавскому обряду с большой широтой и размахом, насколько позволяет богатая фантазия художника — мастера монументальных исторических картин, камерной идиллии, пейзажа и портрета. 
     Основную часть полотна занимает огромная деревянная ладья с вырезанной фигурой на носу. Это — судно, которое унесет душу умершего вождя  в загробный мир. Сам покойник сидит в ладье на богато украшенном седалище (троне), одетый в дорогие парчовые одежды. Вместе с ним в мир иной отправлялось все его оружие: колчаны со стрелами, щит и меч, доспехи. Рядом лежат заколотые жертвы: кони, бык, собака. Здесь же — кухонная утварь, ковры, музыкальные инструменты, сосуды с вином и прочие атрибуты роскоши. Кроме этого, в Царстве мертвых знатного руса (конунга, князя) будет сопровождать любимая юная  рабыня. Несчастную  нарядили в лучшие платья, украсили золотом и цветами, опоили пьянящими зельями. За ее спиной уже стоит старуха с занесенным кинжалом, чтобы одним точным ударом отправить юную рабыню  вслед за  престарелым хозяином. На заднем плане возвышается фигура деревянного идола, которому поклонялись русы-норманы.  У него рогатый шлем, страшная размалеванная голова, а за спиной висит большой топор.  Топор здесь символичен — после принятия на Руси христианства  он станет основным  судьбоносным  артефактом язычества в  развитии  огромной страны под созвездием Топора и Плахи. 
     В нижней части картины изображена толпа,  люди племени собрались, чтобы проводить господина в последний путь, к богам и предкам,  в «жизнь вечную».   Большинство персонажей картины находятся в состоянии религиозного экстаза, опоенные вином или дурманящими зельями. И это неспроста. Уход вождя в бессмертие — не просто зрелище, а священная мистерия, требующая небывалого накала коллективных чувств и страстей.   Внизу уже разведен костер, рядом стоит мужчина, готовый зажечь факел и начать кремацию. Вполне  возможно, что это  он станет преемником усопшего  властителя, станет князем-воином  и жрецом в одном лице. Полотно Генриха Семирадского  настолько детализировано, что зритель чувствует себя невольным свидетелем событий многовековой давности и чуть ли  ни участником этой жуткой своим беспощадным натурализмом   похоронной мистерии.
     У каждого народа свой обычай оплакивать смерть своих вождей и знатных особ в свете своих верований и обычаев. В одних странах  было принято  устраивать коллективный плач народа, в других —  в дни похорон вождей прибегали к услугам   платных  плакальщиц и плакальщиков-профессионалов. Однако показное равнодушие  нарочитое  пренебрежение к  похоронным мистериям   почти во  всех социумах   считалось признаком дурного воспитания, крайнего нигилизма  и  гражданской   неблагонадёжности.
      Каждый из нас, детей  Войны, помнит ещё со школьной скамьи, с каким широким размахом прошли в нищей и разграбленной  стране похороны вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова-Ленина, с какой поспешностью строили для него   усыпальницу-зиккурат, как тщательно  бальзамировали труп, чтобы он был «всегда живой» и даже «живее всех живых». Потом для усопшего «до востребования»  вождя  был  построен   мраморный мавзолей, вокруг которого вырос на Красной площади Красный Некрополь видных революционеров коммунистических и общественных деятелей, посещение которого вошло в обязательный гражданский, почти сакральный  ритуал для  любого советского человека.  Смерть Ленина в советской истории  трактуется как  интернациональная и вселенская трагедия, как затмение самого Солнца и Луны  на всей планете.
       Но и тогда и тем более теперь люди понимают, что   гуманитарная и социально-политическая сфера деятельности людей носит чисто договорной характер. Сумеет отдельно взятая группа людей (конфессия, синклит, синедрион, социум) договориться  между собой о том, что главарю бродячего, пастушеского племени удалось  на  самом деле остановить Солнце —  так и будет внесено в анналы как аргумент, как факт и доказательство вполне возможного невозможного. Скажет Папа Римский, что  Иисус из Назарета родился 25 декабря – и католики все как один  примут это к сведению и исполнению. Скажет  Патриарх всея Руси, что Спаситель наш Иисус Христос родился в ночь с  6 на 7 января — и все истинно верующие  (православные)  примут это близко к сердцу  со слезами радости и умиления.  Скажет партия власти, что  правитель огромной страны (империи) является гением и спасителем всего человечества — и все  граждане империи примут это утверждение за истину. И попробуй, возрази, выскажи  личное сомнение —   сразу же  найдутся веские и убедительные аргументы  против твоей  враждебной и подрывной    неправоты под низким потолком на Лубянке, под  Созвездием Топора и Плахи. Прижизненное и посмертное обожествление  вождя нации не могла подвергаться ни малейшему сомнению —  слепая вера в своего вождя становилась новой религией взамен старой.
        В связи с этим мне почему-то вспоминаются дни похорон И.В. Сталина, похороны Мао Цзэдуна, похороны Ким Чен Ира и других вождей, страдавших мегаломанией и болезненно высокой самооценкой. По-моему, нигде так ярко и масштабно не проявлены погребальные мистерии жрецов пещерной антропофагии, как в похоронах коммунистических вождей.  На их буйном красно-черном фоне тускнеют  даже краски картины  «Похороны знатного руса» Генриха Семирадского. Да, в  XX веке на похоронах вождей и диктаторов не приносились человеческие жертвы, не убивали наложниц и  любимых  домашних животных вождя, но провожали их в Вечность как бессмертных земных божеств,  в свете древних  погребальных мистерий.
   За свои прожитые 80 лет жизни  я пережил шестерых генсеков СССР и двух президентов РФ. Я был свидетелем и наблюдателем многих великих, славных и позорных событий, свидетелем и даже жертвой многих коллективных иллюзий и заблуждений, социальных катастроф и потрясений, а посему имею полное право иметь своё суждение о своем времени.
        Когда хоронили Вождя и Учителя всех народов Сталина, мне было 10 лет,  и я  учился  в Пролетарской средней школе (в бывшей гимназии станицы Великокняжеской). Хорошо помню, как в этот день по радио звучала траурная музыка, как тихо переговаривались   между собою взрослые.  Как в школе все учащиеся вышли в актовый зал бывшей гимназии на общую линейку, как плакали директор школы, завуч и учителя. Как на станции ревели маневровые паровозы и гудели грузовые автомобили. В воздухе витали флюиды страха и тревоги и какого-то необъяснимого возбуждения. Как будто огромная льдина вместе с людьми откололась от  берега и  стала уходить в открытое море.  Я много тогда не понимал в поступках людей, но многое уже мог чувствовать в психическом  состоянии и психологическом поведении людей. Словно есенинский «тихий отрок, чувствующий кротко», я уже тогда   мог внутренне  отличать искреннюю  скорбь людей от скорби притворной  и показной. Скажу сразу,  великий, коллективный  плач по «ясному соколу» Сталину тогда  вполне состоялся, но он не был всенародным плачем. «Осиротевшие» советские граждане в основном плакали в местах общественных, где было большое скопление людей, среди которых могли присутствовать и «пристально смотрящие» блюстители  идеологической чистоты и носители политической грамотности, где вообще не выражать никаких чувств,  грозило индивиду  многими неприятностями.
     Надо признать, что всенародный плач по  Сталину был недолгим. Жизнь  продолжалась и без Сталина. Так же вставало и заходило Солнце,  и  Луна продолжала тускло освещать  «кремнистый путь» людей,  уставших от войны и послевоенной  жизни. Решались старые проблемы и возникали новые. Из  всех  самых насущных вопросов  людей того времени, был вопрос выживания.  У соратников  усопшего  вождя   на первом месте стоял вопрос  о власти. Личные качества  при этом  никакой роли не играли, высшей властью должен обладать только тот, кто сумеет обмануть и обхитрить своих соперников, а не тот, кто,  согласно завещанию вождя, нёс в руках пылающий  погребальный факел.
     Сначала  тело Сталина поместили рядом с телом Ленина в Мавзолей. Даже было предложение со стороны  так называемых «беспартийных  коммунистов», чтобы вожди лежали в Мавзолее рядом,  взявшись за руки под  прозрачным колпаком,  и, соответственно, в ином мире  были  неразлучны. Но потом члены Политбюро  передумали, а после, по распоряжению  генсека Хрущева, труп Сталина вообще убрали из  ленинской усыпальницы и  похоронили у Кремлёвской стены.
      На  оплакивание  и  похороны  Сталина вполне хватило 7  суток. Скорбь смертельно уставшего от войны  народа по умершему вождю не могла быть долгой. Россия, даже в образе великой советской империи, продолжала оставаться страной детей-сирот, вдов и одиноких матерей, инвалидов и калек войны, страной потерявшей за 50 лет  около 50 млн. своих граждан. Смерть  Сталина воспринималась как одна из многих значимых потерь, с которыми  гражданам  приходится считаться не ради славы, а ради жизни на земле, но обрядовая стоорона похорон  задала тон  многих погребальным мистериям в странах  с  авторитарными коммунистическими режимами. В Демократической Республике  Вьетнам, Китайской Народной Республике, Корейской Народно-демократической Республике, Социалистической Федеративной  Республики Югославии похоронные  мистерии   великих вождей во многом проводились по сценарию похорон Сталина, где позитивный  материализм вкупе с атеизмом уступал место мистике и  языческим верованиям,   и, как правило, тоже  занимали несколько дней.   
       Похороны верного ученика  Ленина-Сталина и великого Кормчего Мао длились 9 дней,  и все эти   дни продолжался хорошо организованный   общенародный плач. Китайский диктатор Мао Цзэдун скончался 9 сентября 1976 года. Седовласый, весь в белом врач вышел из спальни и сообщил членам политбюро ЦК КПК о смерти Мао Цзэдуна.  Все замерли. Все демонстрировали скорбь, из глаз полились слёзы. Похороны Мао, которые были обставлены как национальная трагедия, но не слишком долго занимали умы его наследников. Еще не был решен вопрос о том, как поступить с останками - захоронить в земле, кремировать или забальзамировать, еще не отзвучали речи, посвященные погребальному ритуалу, как наследники из Политбюро попытались взять власть. Как бы то ни было, но фактом является то, что авторитет Великого кормчего после его смерти не пошатнулся, а все абсурдные жестокости «культурной революции» стали ассоциироваться, главным образом, с именем его вдовы. Все преступления   великого Кормчего против своего народа  взяла на себя его жена, искупив  своим самоубийством грехи  своего непоргешимого мужа. Бальзамированный труп  великого Кормчего был помещён в величественный Мавзолей, и сегодня в Китае мало кто из граждан  отважится заявить вслух и при народе, что  маоизм  только одним голодом уморил 60 млн. китайцев. 
      Мода на бальзамирование тел своих вождей и водворение их в мавзолей по древнему обычаю на «вечные времена» возникла в  20-е годы  XX века с легкой  руки большевиков-мистиков и  советских вождей, страдающих манией величия, а так же и их номенклатурным окружением, стремящимся примазаться к «бессмертной славе» своих авторитарных владык.
      Вторым по счёту, после грандиозных похорон вождя мирового пролетариата Ленина, в специальном  мавзолее «Аныткабир»  в 1953 году оказался труп  основателя  современного турецкого государства Мустафы  Кемаля Ататюрка. Общая площадь мемориального комплекса  составляет 750 тыс. кв. м.  и состоит  из четырех комплексов-участков — Дороги Львов, Парка Мира, Церемониальной  Площади и Зала Славы.
     Страсть ортодоксальных правых и левых коммунистов к  массовым  похоронным  мистериям, к бальзамированию своих кумиров, к «отеческим» хрустальным (стеклянным)  гробам и  к храмам-мавзолеям  достигла высшего подъёма во второй половине века-людоеда, когда «осиротевшая»  правящая элита (члены  правительства)  перестала вообще считаться не только волей покойного, но и  с волей его близких родственников.
      Вопреки завещанию был забальзамирован советскими  специалистами и водворён в пышный  Мавзолей в Ханое  на площади Бадинь  настоящий  аскет, верный  ленинец  и вождь северных вьетнамцев  Хо Ши Мин (умер 2 сентября 1969  года  на 80-м году жизни), который просил членов правительства не устраивать грандиозных траурных мероприятий после его кончины, ибо считал,  что все видные партийцы  должны руководствоваться  принципами — скромность и умеренная жизнь,  которой живёт простой народ. Последние годы жизни «великий дядюшка Хо» провёл  в небольшом летнем домике, где были спальня с кроватью и тумбочкой и рабочий кабинет с письменным столом и книжным шкафом. О вечной жизни после жизни он никогда не думал, его дивизом были гордые слова:  независимость—свобода—счастье. Хо Ши Мин просил его кремировать и прах разделить на три части, поместить в три керамические урны и захоронить в каждой части страны — на севере, юге и в центре, где он родился (Юрий Лопухин).
      
        Похороны Ким Чен Ира были намного грандиознее, чем  похороны его отца Ким Ир Сена.  Даже  отредактированный и политически корректный  телевизионный репортаж впечатлял рядового советского зрителя.  Даже  отредактированный и политически корректный  телевизионный репортаж впечатлял рядового советского зрителя.   Сами похороны состоялись 28 декабря.
     40-километровая  3-часовая похоронная процессия была покрыта снегом. По словам  местных репортеров,   само  Небо оплакивало уход великого Вождя и Отца Отечества, и белый снег,  падавший  на землю, был  назван  «слезами небес». Когда солдаты  проходили мимо огромного портрета Чен Ира, то  били себя в грудь и пронзительно  выкрикивали «Отец, отец!».   
      Конвой во время похоронной процессии состоял из головных патрульных машин, похоронного катафалка и его сопровождения, военного эскорта, моторизованной цветной охраны, фургона Центрального телевидения Кореи, различных автомобилей (включая парк черных Мерседесов) и грузовиков с венками. Процессия вернулась во дворец Кумсусан, где Чен Ын стоял в окружении высших партийных и военных чиновников, которые сегодня входят  в его ближайшее окружение советников.  Когда винтовки выстрелили 21 раз, солдаты  снова отдали честь,  гуськом  с флагами и винтовками прошли маршем по дворцовой площади. Кто видел солдат умеющих с автоматом и флагом гуськом печатать  скорбный шаг? 
       Такое  представление  глубоко впечатляет не только гражданских лиц, но и бывалых военных.  Сохранилась звукозапись  самого плача пяти миллионов скорбящих корейцев, завываний,  отчаянных рыданий и воплей —  в них что-то  неземное, жуткое и страшное, чем-то напоминающее  завывание  марсианской бури или  вой  сводящей   с ума  заполярной метели близ Норильска.
     В специальном мраморном гробу и в Мавзолее, в «Доме цветов» в Белграде, был похоронен  лидер СФРЮ  Иосип Броз Тито. В 1982 году  мавзолей  был открыт для посещения. 
      В беломраморный мавзолей с колоннами в стиле неоклассицизма,  в центре Софии, в начале  Бульвара  Царя Освободителя было водворено  забальзамированное навечно тело  лидера болгарского коммунистического движения Георги Димитрова.  Для останков легендарного  революционера Чегевары на  Кубе тоже был воздвигнут Мавзолей и мемориальный комплекс  при нём.
       В странах социалистического лагеря погребение знаковой исторической личности  вопреки  желанию родных и близких приобрело обыденный характер. Их мнение на этот счёт как правило не учитывалось.  Эта традиция  «волевого увековечивания»  объяснялась народным массам, как  строгое исполнение   «исторических обязательств» партии  перед своим вождём и лидером. На самом деле,  каждое грандиозное массовое ритуальное действо в  наше время  носит явно  черты древних языческих религиозных традиций. Всему виной языческое понимание коммунистами-атеистами и материалистами   философии Вечности. Для большинства вождей и лидеров нации  главным божеством, верой и  смыслом жизни  является их абсолютная и единодержавная Власть.  Почти все великие и не очень  великие правители, по сути,  внутренне являлись прагматичными, последовательными атеистами и искусными лицедеями,  согласными на любой компромисс с любой  конфессией ради жизни для себя, для жизни долгой, благополучной  комфортной и роскошной, здесь и сейчас, без  пустых надежд на вечную жизнь в раю одесную Бога. Именно политики и являются настоящими безбожниками и убеждёнными атеистами. Самой историей человечества доказано, что абсолютная и авторитарная власть над миром стократ сильнее власти денег, ибо она внушает всему социуму  коллективный страх и подчинение, смешанное с  массовым восхищением («любовью»), преклонением и почитанием  носителей тоталитаризма.
       Главным оправданием своих репрессивных методов в управлении людьми, для них  изначально  являлась  дурная и косная  природа   человека  вообще, которую, по их мнению,  почти невозможно изменить к лучшему. И сегодня «Гомо сапиенс» - переходная раса, что новый, следующий  человек, человек будущего на развалинах советской утопии появится не скоро, ибо содержание духовного пути Адама –пути самоусовершенствования.  При этом некоторые из них  в прошлом  веке не только пытались под своим началом «перевоспитать» косного, «старорежимного» человека, но и создать нового человека, сверхчеловека.
       Себя же земные божества и политические животные продолжают считать  венцом социально-антропологического отбора и  правящей элитой человечества, лучшей  частью «золотого миллиарда».
      Что касается пасомых ими народов, то их удел видеть свою жизнь и судьбу в руках своих непогрешимых и мудрых  Вождей  и Кормчих, страшиться  Бога и начальства, бояться земного суда больше, чем Божьего, верить в бессмертие души и в жизнь вечную после смерти. В одном случае, с  точки зрения отцов христианской церкви все властители —  есть для своих народов дар Божий, посланцы  Неба, призванные держать род людской в  послушании и смирении. В другом случае, властитель-тиран и жестокий  диктатор — это бич Божий, божье попущение  данному народу за его коллективные грехи и преступления. Таким образом, причины для коллективного плача по усопшему вождю всегда есть, главным остаётся только  организовать этот  плач-мистерию.  Всенародный плач и скорбь  отвлекают народные массы от насущных проблем, от анализа прошлого и настоящего. А главное  ОБНУЛЯЮТ все страдания, лишения и  труды народных масс в эпоху правления очередного  Монстра абсолютной  власти. Всё, что было сделано при прежнем  великом правителе, становится напрасным  и навсегда утраченным, после его смерти.  Для созидания нового  Величия и Могущества в лице заурядной личности, всей нации приходится принимать на себя новые  усилия и страдания, чтобы в итоге опустить руки и спросить себя: «Нежели всё напрасно?». И  так  из века в век. Достижения, победы, триумфы, оратории, салюты и праздничные демонстрации,  марши победителей. Мистерии гнева, мистерии скорби, похоронные марши, коллективный плач. Клятвы вечно помнить и продолжать дело усопших вождей, встречая ликующим гимном  нового совершенного Вождя-Демиурга. Так было  с нами, дедушками и бабушками, отцами, матерями, дядями и тётями. так будет с сыновьями и дочерями, так будет и с внуками — «Будут внуки потом, потом всё повторится сначала!»   
      Этот процесс будет длиться бесконечно  долго, до пришествия  мир  постгуманизма Нового Человека, нового Мессии и Демиурга.   На современных политиков, совмещающих власть с бизнесом, а криминал с юстицией и коррупцией новым поколениям ещё не обманутых людей рассчитывать не приходится, а только на самих себя, на сою способность самоорганизовываться и самосовершенствоваться на пути к пайдейе. Ведь никто за весь прошлый век из всего мирового человейника не стал для нас Учителем нравственности и  человечности.   Никто из земных божеств всего  ХХ века не стал настоящим божеством — Старым младенцем и Мудрым Старцем —  одним из Трех  Чистых, не стал героем Легенды о  совершенном Человеке. А посему остаётся весьма актуальным изречение Иисуса Христа» «Пусть мертвые хоронят  своих  мёртвых!» (От Луки 9:57-60)
 
28.12.2023, Собор Кольских и Крымских  святых