Воздушные бои в Заполярье - 1

Андрей Грачев 2
Нашим заполярным пилотам, можно сказать, повезло больше всех в историографии. Про них написано множество исследований, разобран ряд их боев. Например, все победы Сафонова разобраны в трудах учёных. Тем не менее, исследователю всегда есть, что добавить. Мы займёмся тем, что попробуем описать все победы асов Заполярья над немецкими истребителями.

С Советской стороны здесь работали подразделения ВВС СФ, в составе которых, конечно же, выделялся 2-й гиап, один из лучших советских гвардейских полков вообще. Здесь служил целый ряд замечательных асов. Но и помимо этого полка было много достойных полков. Кстати, дисциплина здесь была не в пример выше, чем, скажем, в ВВС КБФ. Любопытная особенность: пилоты Заполярья часто меняли свои полки, и это не было следствием разногласий в коллективе. Так уж сложилось, что полки действовали, как единое целое.

Также здесь действовала 7-я ВА, в составе которой был свой "полк асов" - 19 гиап. Интересно, что и 2 гиап СФ, и 19 гиап летали на "Кобрах" и Р-40, более того: именно эти части первыми получили американскую продукцию. Причём пилоты не проходили спецобучения в тылу, осваивали технику прямо среди боев.

Также здесь работала 122 иад ПВО, которая, конечно, не имела в своём составе столь сильных асов, но нельзя сказать, чтобы она была плохой. Ведь пилоты ПВО в принципе были достаточно высокого уровня.

Противостояла им JG5. Эта эскадра любопытна рядом особенностей. Во-первых, все эскадры немцев периодически резко меняли своё место действия. Возьмем, к примеру, Новотны. Этот пилот успел повоевать в небе Ленинграда, Смоленска, Старой Руссы, Харькова, Орла, то есть не был разве что на Кавказе и на южной Украине да в Заполярье. JG5 практически всю Войну действовала в Заполярье, исключая только командировку в конце 43 года в район Пскова своей спецгруппы.

Эскадра эта была "гадким утенком" в семье люфтваффе: можно сказать, сюда неофициально ссылали самых недисциплинированных пилотов. Так, все три её лучших аса имели серьёзные проблемы с дисциплиной. Любопытно шло и подтверждение побед. Обычно бои здесь носили характер ожесточённых групповых схваток, в которых сходились с обеих сторон множество самолётов. Местные асы работали сообща, тактика других эскадр, основанная на свободной охоте, здесь не работала. После боя пилоты оставляли заявки, которые правильно было бы считать групповыми победами, однако начальство всем щедро пополняло личные счета, не забывая, конечно, и про себя. Периодически это выливалось в такие накрутки, которые превосходили всякое воображение. При этом сказать, что местные пилоты были плохие, тоже неверно. Да, их победы можно делить на пять-шесть, но надо учесть, что и боев здесь было не так много. Заполярники были противники достойные. С Советской стороны приписки здесь не приветствовались.

В общем, это были бои достойных соперников. Мы расскажем про лучших советских асов, которые здесь работали, про их победы, одержанные в боях с немцами, упомянем и про неудачи.

Кутахов Павел Степанович.

В будущем - Главнокомандующий ВВС, Главный Маршал авиации, Войну он начинал заместителем командира эскадрильи 7 иап. Впрочем, очень скоро он попал в 145 иап, который и стал впоследствии легендарным 19 гиап.

Ас одержал 12 побед лично и не менее 15 в группе (не менее, потому что победы 41 года не сохранились). Причём 11 из 12 побед - это бф-109. Ещё семь он сбил в составе группы. Эти-то победы нас и интересуют.

Первую из них он одержал 9 мая 42 года в районе станции Боярская в составе пятёрки. К тому времени Кутахов уже командовал эскадрильей, однако пятёркой в том бою командовал Мироненко Владимир Сергеевич, выдающийся ас. Командование полка практиковало специально бои звеньями, в составе которых было сразу несколько асов, своего рода повтор знаменитых немецких звеньев. Немцы, впрочем, потерь в том районе не признают.

15 мая ас уже сбил лично бф-109, отражая налет. Это была его первая победа, одержанная на "Кобре". Лётчик пересел на неё, как только эта машина попала в полк, и быстро освоил. Он предпочитал использовать её сильные стороны, то есть не крутить бои на виражах, а стараться атаковать первым, зачастую ведя бой со средней дистанции. Благо пушка "Кобры" это позволяла. Это был бой против группы бф-110 и бф-109, советские пилоты атаковали первыми и добились успеха. Кутахов тяжело повредил самолёт из 4 отряда, при вынужденной посадке он разбился на немецком аэродроме. Обратите внимание, что мы в своём труде не уточняем принадлежность к эскадре, так как здесь была только JG5.

19 числа снова советские пилоты атаковали первыми группу немецких бф-109, Кутахов сбил один из них, но на сей раз немецкие документы с этим не согласны. Аналогично и 26 числа - в составе звена Кутахов атаковал группу бф-110 и бф-109. Бой затянулся, пришлось вести его на виражах. Советские пилоты в нем не понесли потерь, заявили три победы, но немцы потерь не признают тоже.

Затем 22 и 23 июня ас одержал по две победы. 22 июня победы одержаны в составе большой группы во время отражения налёта врага. Бой был долгий и тяжелый. Он стоил советским пилотам двух "Кобр", погиб яркий ас полка, Ибрагимов Исмаил Ибрагимович, имевший на счету 3 личные и 14 групповых побед. Сбил его, видимо, лейтенант Хайнрих Эрлер из 6 отряда, будущий великолепный ас. Немцы, увы, потерь не понесли.

А вот на следующий день в аналогичном бою Кутахов, будучи ведущим звена, добился успеха, атаковав первым группу немецких бф-109. С ним в звене были такие сильные пилоты, как Кривошеев Ефим Автономович и Бочков Иван Васильевич. Действительно, немцам досталось: были подбиты два истребителя, оба разбились при посадках. Причём один из них пилотировал командир 6 отряда, оберлейтенант Ханс-Дитер Хартвайн, имевший 7 побед. К сожалению, оба немецких пилота выжили и избежали ранений.

Затем ас сбил лишь 2 сентября бф-109. Причём один сбил лично, а второй - в составе тройки с Кривошеевым и Барсуковым. Немцы подтверждают потерю одного бф-109, пилот унтерофицер Христиан Штольц из 6 отряда был ранен.

15 сентября ас вылетел на отражение налёта немцев на аэродром Шонгуй. Ас, быстро сориентировавшись, атаковал с вертикали, сбил одного из бф-109, пилот с которого попал в плен. Остальные вышли из боя. Впрочем, позже были засчитаны победы и другим участникам боя - Фомченкову Константину Фёдоровичу, Дмитрюку Григорию Федосеевичу. Им засчитали победы как личные. В том бою был сбит унтерофицер Людвиг Шэрф всё из того же 6 отряда, хороший ас, имевший 18 побед на счету. И именно имеющая конкретику победа Кутахова кажется предпочтительной.

Затем 27 декабря ас, встретив группу бф-109, атаковал одного из них, сбил, используя фактор внезапности, остальные из боя вышли, было сорвано бомбометание. Потерь, однако, немцы не признали.

В новом году открыл счёт ас 28 февраля. В тот день он на штурмовку Луостари сопровождал четверку р-40. В районе цели их атаковали бф-109, но ас сбил одного из них, остальные вышли из боя. Немцы, впрочем, не подтверждают никаких потерь в том бою.

27 марта ас вылетел на сопровождение Илов. На подходе к цели группу атаковали немецкие бф-109. Кутахов обстрелял один из них с дальней дистанции и был точен. Был сбит унтерофицер Эдмунд Кришковски из 6 отряда, он попал в плен. В дальнейшем немцы снова атаковали "Илы", Кутахов снова с большой дистанции обстрелял их, был заявлен ещё один сбитым. Однако вторая победа фигурирует не во всех источниках. Позже в том бою и сам Кутахов был сбит лётчиком Тео Вайссенбергером, спасся на парашюте. Это был единственный раз, когда Кутахов воспользовался этим средством спасения.

Кстати, и вторая победа аса могла иметь обоснование. Был сбит и погиб унтерофицер Андреас Рисс из 7 отряда, причём действительно это произошло во второй фазе боя. Под Каминскому, он пал жертвой тарана пилота Николаева из 768 иап ПВО, но слишком уж не совпадает место. Однако командование в итоге засчитало эту победу не Кутахову, а Кулигину Николаю Афанасьевичу.

4 апреля при трагических обстоятельствах ас оформил очередной бф-109. Это был тяжкий день для полка. Утром погиб один из лучших асов полка, Бочков Иван Васильевич, причём имя сбившего его немецкого пилота неизвестно.

Во второй половине дня Кутахов вылетел в качестве ведущего группы на сопровождение Илов в район Петсамо. Шли двумя группами: внизу Р-40, сверху Р-39. Немцы атаковали на обратном пути нижнюю группу. Почти сразу же был сбит Дмитрюк Григорий Федосеевич, талантливый ас, успевший заявить одну победу, он был ранен и с трудом добрался до своих. В бой вступили "Кобры", однако с первой атаки не удалось добиться успеха, немцы переключились на новую цель. Был сбит ещё один видный ас полка, Габринец Владимир Максимович, имевший 1 личную и 18 групповых побед, он погиб. Наконец, и ещё один Р-40 получил тяжёлые повреждения и сел на брюхо.

В том бою отличился четырежды оберфельдфебель Альберт Бруннер из 6 отряда, причём, как видим, его заявки имеют обоснование. Однако в конце боя Кутахов всё же поймал разошедшегося аса в прицел. В том бою Бруннер отличился 42-й раз в карьере. Но после меткой очереди Кутахова его самолёт загорелся, он кое-как посадил его на брюхо и пешком вернулся в часть. Самолет, конечно, пришлось списать. А для аса это было грозное предупреждение, и вскоре он был сбит в бою и уже не смог спастись. Так Кутахов одолел одного из лучших асов эскадры, только вот, к сожалению, уже было поздно, ас успел нанести полку большие потери.

Затем в первый день лета ас сбил очередной бф-109, причём с дистанции 200 метров! Это был самолёт из состава II группы, он был действительно, как отмечено, обстрелян с большой дистанции советским истребителем в момент набора высоты и разбился.

Ещё одну победу ас одержал 21 июня. Он вылетел на перехват ю-87. Пикировщики прикрывала большая группа бф-109. Лётчик атаковал ведущего одного из звеньев и заявил сбитым. В том бою был сбит знаменитый ас Хайнрих Эрлер, причём чуть не попал в плен, и в литературе иногда встречается мнение, что сбил его Кутахов, что не соотвествует действительности. О том, как был сбит Эрлер, мы поговорим позже, а Кутахов сбил птицу поменьше: лейтенанта Хайнриха Шмидта из 6 отряда, он смог спастись с парашютом.

23 июня асу тоже была первоначально записана победа в бою. Она, впрочем, фигурирует не во всех источниках. В том бою, кроме Кутахова, отличился Сверкунов Николай Павлович. Видимо, в итоге подтвердили именно его успех. В том бою был сбит лейтенант Херберт Симон из 4 отряда.

К тому времени Кутахов, заместитель командира полка, уже не так часто летал на задания, а в 44 году он возглавил 20 гиап. Последнюю победу он одержал уже 9 октября 44 года. Он вылетел на сопровождение своих штурмовиков, которые наносили удар по аэродрому Луостари. Группа была атакована бф-109, завязался ожесточённый групповой бой. Немцам удалось отсечь от остальной группы Шилкова Михаила Васильевича и сбить. Досталось и Кутахову, на него крепко насели несколько бф-109, он вынужден был уходить от их атак и, наконец, смог сам зайти в хвост одному из них. Немец ушёл в крутое пике, однако Кутахов спикировал следом и сбил его. По итогам боя советские пилоты заявили 5 побед, причём одну из них отнесли на счёт погибшего Шилкова. Нам известно, что в бою погиб немецкий ас из 10 отряда, унтерофицер Йозеф Суске, имевший 17 побед на счету. По немецким отчётам, в ходе боя он был подбит огнём с земли, попытался спастись, но из-за малой высоты парашют не успел раскрыться. В принципе, описание боя позволяет предположить, что сбил немца именно Кутахов. Тем более остальные победы одержаны на приличной высоте и лётчиками, имевшими немного опыта. Учитывая, что Кутахов почти всегда вёл огонь с большой дистанции, эта версия ещё более правдоподобная.

Итак, подведём итоги. 11 бф-109 асом заявлены лично, 7 в составе группы, плюс ещё два бф-109, заявленных лично, окончательного подтверждения не получили. Из лично сбитых условно подтверждаются 7 штук, а из сбитых в группе 3 штуки. Плюс обе спорные победы могут иметь обоснование.

Как видим, подтверждаемость побед у аса достаточно высокая. Более того, в ряде случаев в прицел Кутахова попадали опытные немецкие асы. В чем был секрет успеха пилота?

Кутахов был, как видно из описания последнего его успеха, прекрасный пилотажник. Эти навыки ему часто были нужны, так, например, когда он сбивал Бруннера, пришлось продемонстрировать своё умение в этой области. Однако большей частью ас делал ставку на быстроту атаки и на меткость. Меткость аса была феноменальной, он не тратил время на сближение, бил издали и попадал. К его услугам был прекрасный прицел на "Кобре". Ас отлично ориентировался в ходе боя, старался вести бой с позиции силы, решать всё сразу. Но и на виражах, если до этого доходило, был силен. Все эти качества позволили ему одержать ряд побед над сильными противниками. И из заполярных асов он был одним из лучших.

Фомченков Константин Фёдорович.

Этот выдающийся ас 19 гиап, как и Кутахов, имел за плечами опыт Финской. Воевал с первого дня в 152 иап на и-153. Осенью 41 года он перешел в 145 иап, куда старались собрать самых лучших асов из разных полков. Здесь Фомченков и стал асом. Поначалу он летал на ЛаГГе, а затем оседлал "Кобру".

24 февраля 42 года он сбил первый свой бф-109, в составе группы. Вероятно, это был самолёт из состава II группы JG5, но более точных данных нет. А 19 февраля он заявил в составе группы два бф-109. По немецким данным, был сбит только один. Это был ефрейтор Герхард Зайбт из 4 отряда. Он попал в плен.

После этого ас отличился только 26 мая, заявил бф-109 в соавторстве с Кутаховым и другими пилотами. Об этом мы уже рассказывали, и победа та не имеет подтверждения.

Большой день был для аса 15 июня. Ас впервые в тот день отличился лично, да ещё и дважды, плюс ещё два самолёта заявил в составе группы. Дело было так.

На отражение большой группы немецких самолетов вылетела шестёрка полка, ведущим был Гайдаенко Иван Дмитриевич. Несмотря на то, что враг имел большое численное преимущество, советские пилоты атаковали первыми. Немецкий строй был нарушен, было сбито три бф-109, отличились Кривошеев, Гайдаенко и Фомченков. Затем обрушились на оставшиеся без прикрытия бф-110, сбили ещё три таких самолёта. Наконец, был совместными силами сбит ю-88. Налет был отражен силами всего одной шестёрки. Потерь понесено не было, правда самолёт Фомченкова получил серьёзные повреждения, но сел благополучно.

Немцы, заявив скромно четыре сбитых истребителя в том бою (отличился 8 отряд), не подтвердили никаких потерь, что, кажется, является накруткой. В таблицах квартирмейстера отмечена потеря одного бф-109 из III группы как "пожар при взлете" и одного бф-110 из 10 отряда, причина та же, плюс подбитый в бою ю-88 из KG30. Кажется, немцы слукавили. В целом, советские пилоты всё равно завысили успехи, но в целом бой был действительно хороший.

Затем ас участвовал в бою 22 числа, где ему были записаны две групповые победы над бф-109. Как нами выше отмечено, без особых оснований. А 2 июля ас в составе четверки заявил бф-109. Советские пилоты подбили лётчика 6 отряда фельдфебеля Леопольда Книра, имевшего 4 победы на счету. Он дотянул до своих, посадил самолёт на брюхо, после чего его пришлось списать.

Затем ас отличился 12 июля в составе восьмёрки, был заявлен очередной бф-109. Немцы эту потерю не подтверждают. 19 июля ас в составе восьмёрки, ведущим которой был опытнейший ас полка Мироненко Владимир Сергеевич, вылетел на сопровождение в район Туломы. Восьмёрка была атакована большой группой немецких истребителей, но не распалась, а ввязалась в сложный и долгий групповой бой, который закончился со счетом 1:1. Погиб пилот 19 гиап Бурденков Василий Степанович. У немцев сбит был сильный ас из 6 отряда, унтерофицер Ханс Дёбрих, на тот момент имевший 19 побед на счету. Он посадил самолёт в тылу советских войск и потом долго добирался до своих. Победу эту записали на всю восьмёрку, и не зря: бились советские пилоты дружно, слаженно, чему, конечно, очень способствовали радиостанции, стоявшие на "Кобре". Как видим, в победе над немецким асом принял участие и Фомченков.

13 августа пилот сопровождал Пе-2 в район Луостари. Группа была атакована бф-109, но сопровождение сработало оперативно, враг был отбит, а Фомченков отметился личной победой. По немецким данным, в бою был подбит пилот 7 отряда, унтерофицер Хельмут Нойманн, и при посадке разбил свой самолёт. На тот момент этот пилот был новичком, позже стал известным асом.

15 сентября ас заявил очередной бф-109, а последнюю победу в текущем году над "мессером" одержал 5 ноября. 15 сентября это был тот самый бой, в котором сбит был ас Людвиг Шэрф, и, как мы отмечали, более вероятно, что это была победа Кутахова, а 5 ноября немцы потерь не признают.

Интересную победу одержал ас 8 января 43 года. Патрулируя в составе тройки, он заметил выше себя звено бф-109 на высоте 6000 метров. Ас осторожно, не привлекая внимания, набрал высоту, атаковал ведущего группы внезапно, тот был подбит и попал в плен. На самом деле это был не ведущий, а рядовой пилот унтерофицер Фридрих Реннеманн из 8 отряда. Победа эта, конечно же, сомнений не вызывает.

Самую замечательную победу в своей карьере ас одержал при трагических обстоятельствах. 12 марта полк подвергся самому страшному разгрому в своей истории. Юрий Рыбин описывает, основываясь на воспоминаниях Дмитрия Семёновича Гончаренка, тот бой. По этим воспоминаниям, немцы блокировали аэродром и начали сбивать взлетающие с него "Кобры", один за другим гибли пилоты. Это был преступный приказ командира 258 сад Рефшнейдора-Калугина. Погибло в бою 5 пилотов, в том числе опытный лётчик Миусов Иван Прокофьевич, имевший 4 победы на счету. Причём одного из пилотов, Ивченко, немцы добили на земле после вынужденной посадки. Всего сбито было семь самолётов, их них четыре на взлете, а три были сбиты во второй фазе боя. В разгар боя в район сражения пришла пятёрка Бочкова, которая патрулировала окрестности. Фомченков, увидев, как после атаки один из бф-109 набирает высоту, поймал его в высшей точке и сбил. Пилот попал в плен. Впрочем, немцы не растерялись, и через некоторое время уже самолёт Фомченкова был подбит меткой очередью, сам ас ранен, но смог с трудом посадить самолёт на брюхо, он, естественно, был разбит, ас временно выбыл. В этой фазе боя было сбито три "Кобры", погиб ещё один пилот. Впрочем, командир группы Бочков тоже записал на свой счёт победу, хотя падения и не видел.

При этом в наградных документах бой описан иначе. Миусов возвращался с задания, прямо над аэродромом был атакован, однако принял бой и даже сбил один бф-109, но затем и сам был сбит, а после этого произошли описанные выше события. Трудно сказать, где тут правда. Возможно, в наградных, оформленных посмертно, замяли неудобную историю.

Одно можно сказать точно: Фомченков успел сбить опытного и сильного аса. Это был фельдфебель Дитрих Веничке из 5 отряда, имевший 18 побед на счету. Он попал в плен. Кстати, и Бочков тоже одержал реальную победу. Он подбил пилота того же отряда фельдфебеля Эмиля Штратманна. На вынужденной он разбился насмерть.

Что до немцев, то они оформили 11 побед, не очень погрешив против истины. Пять из них оформил Вайссенбергер и, судя по имеющимся данным, именно он и сбил Фомченкова. Ас этот, как мы видели из обзора его побед в 44 году, не был очень уж объективен, это если мягко говорить. Однако это был лётчик серьёзный. Так, мы видели, что ему удалось сбить однажды и Кутахова. Попал в его прицел и Фомченков. К чести наших асов, они несколько раз сбивали этого опасного врага.

24 февраля 44 года ас, бывший на тот момент командиром эскадрильи, вылетел в качестве ведущего шестёрки Р-39. Задание было - прикрытие Илов. Шли двумя эшелонами, группа непосредственного сопровождения и группа прикрытия, которая находилась сверху. Ведущим её и был Фомченков.

Далее события развивались так. Были замечены две группы врага - бф-109 и фв-190. Причём фв-190 шли ниже бф-109. Приняли решение атаковать в лоб. После этой атаки, отвлекая от остальной группы, встали в боевой круг, однако немцы смогли разорвать советский строй, подбив самолёт наименее опытного пилота - Лелика Виктора Михайловича. Ведомый Фомченкова, Журавлев Фома Иванович, был отсечен от ведущего. Вскоре Фомченков был сбит и погиб. Позже подбит был также Сверкунов Николай Павлович, имевший 7 побед на счету, опытный ас, попытался сесть на вынужденную, на который самолет сгорел, а лётчик погиб в перестрелке на земле. Его прикрывал Лёлик, однако немцы сбили и его. Таким образом, погибли сразу два опытных аса. Пара Фабристова, потеряв основной строй, тоже испытала атаки немцев, но благополучно отбилась, причём Фабристов заявил две победы. Вернулся на аэродром и Журавлев, хотя его самолёт получил значительные повреждения.

Это был один из самых неудачных боев полка. Немцам удалось в нем добиться полного перевеса, но без потерь они не ушли. Вообще, нашим лётчикам щедро записали побед по итогам боя - Журавлеву и Фабристову целых две, и по одной - Сверкунову и Фомченкову. Реально известно о потере как минимум одного самолёта и лётчика - унтерофицера Карла-Хайнца Бадера из 8 отряда. Скорее всего, его как раз и сбил Фабристов, либо Журавлев, благо бф-109 записали только им. Однако нам неизвестны потери 4 отряда SG5, который тоже активно участвовал в бою.

Интересно, что основные победы одержали именно штурмовики, а истребители оформили всего одну. Но, если исходить из описания боя, то сбил Фомченкова как раз истребитель, фельдфебель Рудольф Линц из 8 отряда, известный ас, а все остальные победы одержали штурмовики, заявив четыре "Кобры".

Гибель Фомченкова была тяжким ударом для полка. Этот ас имел на счету 26 побед и был ведущим асом полка. Мы видим, что у аса хорошая подтверждаемость, это был очень инициативный пилот, быстро ориентирующийся в бою, причём, даже когда он не был ведущим группы, он обычно атаковал раньше остальных. Как и Кутахов, любил атаковать первым, выбирая лучший момент для этого. Удалось ему и сбить лично сильного немецкого аса, в победах над ещё несколькими асами он принимал деятельное участие.