Евгений Онегин. Отповедь

Александр Старостин 3
           Едва ли подлежит сомнению, что одной из загадок**/шуток*** Гения был… и приезд Онегина по зову**** Татьяны
          Не знаю как кому, а мне очень хотелось бы знать всю последовательность событий после приезда Онегина в усадьбу Лариных. Вот он подъехал к дому, отдал коня подбежавшему слуге и пошёл… куда? Ведь не в аллею же – откуда ему было знать, кто корреспондент и, тем более, где он находится? Не мог же он пренебречь этикетом и не войти в дом, как-то объяснить цель своего визита. Ещё ему нужно было как-то определить корреспондента, чтобы не попасть впросак. Очень интересно не только как Онегин подобрался к Татьяне, но и как выбрался из имения после визита.

         То, что декламировал Онегин, нас учили называть почему-то отповедью*, не боясь противоречить Пушкину, который писал: «Так проповедовал Евгений»! Значит, то была проповедь! А отповедь - у меня!


Онегин (про себя)
О Боже! То была Татьяна!
........
«Ужель та самая Татьяна,»
Что тихо села у окна?
С чего бы вдруг она румяна,
А не бледна, как та Светлана?
С чего бы вдруг она босая?
В лохмотьях платье? Не нагая
Но и одетой не назвать!
Иль таковою её мать
Принарядила на свиданье?
Повысить надо бы вниманье
Как бы в ловушку не попасть.

«Минуты две они молчали,
Но к ней Онегин подошел
И молвил:»
…………………Это вы писали,
«Не отпирайтесь, я прочел»
При свете - свечи все пылали,
Ни слова правды не нашёл!
Усердно репу стал чесать,
А стоит ли мне отвечать?
Ведь я не знал корреспондента:
Из сёстр был кто-то иль их мать?
Краснела, млела – значит, Ольга!
Но мать ведь тоже не бледна…
Зачем вы ребус загадали?
Я с ним чуть не сошёл с ума.
Вы ведь не млели, не пылали
Не я вошёл, а вы вошли!
Что вы во мне тогда нашли?
Речей не говорил я вовсе
Набор банальностей –и это разговор?
Кто хоть однажды ездил в гости
Вещать умеет этот вздор!

Но все же, средь лесов и пашен
Приятно уши отыскать
Которым можно открывать
Всю душу, не скрывая пятен.
Вот слушайте мой вам ответ –
Его примите или нет:

Когда бы жизнь самим собой
Я ограничить не хотел,
И если б маяться с супругой
Ужасный жребий повелел,
Мне было б лучше в петлю влезть
Чем обрести невесту здесь
Ведь «я не создан для блаженства
Ему чужда душа моя»
Напрасно рвали вы одежду
Жертв оных не достоин я
Скажу, бюджет мой в том порукой
Вас одевать мне будет мукой
Как много платьев б не припас
Вы все их изорвете враз.
Во мне есть некая ущербность:
Я рос в столице на Неве
И деревенское кокетство
Осмыслить не под силу мне.
Любви хотите вы: Так что же?
Я не кумир, я лишь прохожий,
Который просто так идёт
А кто-то вдруг его зовет,
И кто? Та, что и видеть я не видел
Её и слыхом не слыхал!
И в мыслях не хочу обидеть,
Конечно, здесь вы идеал!
Вас можно даже обожать,
Но невозможно уважать:
Ведь любят вопреки всему
А уваженье – дань уму!
Но ум у вас, судя по платью,
Не приступил ещё к зачатью.
Ещё бы вас я развивал,
Что князь я или генерал?

С чего бы полюбить мне вас
Ведь вас я видел только раз
Мне не 15 не 16 -
Сходить с ума, прошла пора
Любви надеждой обольщаться
Мне не под силу и с утра.
Но всё же, я скажу вам честно
Письмо мне ваше очень лестно
В душе и хладной, и прокисшей
Надежды искру вы зажгли
Я ж не могу ответить тем же,
Оставив вам хоть тень надежды.

Но вот вы будете замужней
В столице обретете вес
Стократ вы будете желанней
Для всех, как я, пустых повес.
Воспоминая, что любили
Меня когда-то вы, и я
Вас хладным сердцем возлюбя,
Вам навяжу свое вниманье
Поймете вы, как мне досадны
Признанья ваши и мольбы.
Вот так и я досаден буду.
И слов своих я не забуду.
Вообще, я вовсе не хранитель -
Я женских судеб разрушитель!

Так отповедовал(!) Онегин...
Не понимая ничего,
Татьяна слушала его
Боясь ему и в том признаться,
Что русский хоть ей и родной,
А в русском, ну ни в зуб ногой.
Татьяне, с русскою душой,
Со старой удавалось нянькой 
Общаться только парой фраз,
Что разговорник ей припас.

Хоть сладки были звуки речи
Онегина, но только плечи
Татьяны мелко затряслись
И слезы тихо полились.

Ответа он не получил,
И все же руку предложил...
Онегин думает, а как 
Мне ускакать бы просто так?
Уж за визит себя кляня...
Ну ж, действуй, время не для лени!
Но вот уж дом, парадны сени,
А вот и Танина родня...

Стоит мамаша подбоченясь,
В глазах решительность и гнев
И говорит не церемонясь,
И руки к небесам воздев:

«Онегин, эк, и вы туда же
Ну как вам дочку доверять.
И часу не прошло с приезда –
Успели платье изорвать.
Да мало, что прямой убыток,
Но чести-то, какой понос!
В глаза глядите, а не в небо
И задирать не смейте нос!
Сейчас мы тут вас и окрутим,
А вот и батюшка кстатИ*****!
Червонец – деньги невелики,
Но ты их сразу заплати!
А стол у нас давно готов,
Сейчас горячих пирогов
Да зелена вина пригубим
За счастье наших молодых
Да в спаленку проводим их –
Не след им по кустам валяться,
Рвать платья, пачкать их и мять!
Эх, горько с дочкой расставаться,
Но не Онегину же, право, отказать!?»
_____________
*- слово это, вероятно, не рекомендовалось для произнесения в школьных стенах. К тому же, кто откажется быть соавтором у Гения, хоть и непрошеным?
**- несомненно, что загадкой является и убытие Онегина из имения Лариных после рандеву с Татьяной.
***-  также не замеченной читателем.
****-вообще, формального приглашения в письме не было. Юридически не понятно, чего же хотела Татьяна. Все эти «вручаю» касаются, так сказать, каких-то нематериальных величин, а основания для их передачи до чрезвычайности зыбки и голословны.
*****- позаимствовано у А.С. Грибоедова (см. "Горе от ума")