Парижские зарисовки. Крушение оплота

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Авторское фото - собор Нотр-Дам-де-Пари.  Париж.



У фразы "Увидеть Париж и умереть" есть продолжение:"Быть в Париже и не увидеть Собор Парижской Богоматери – это всё равно, что вовсе не быть в Париже."

Настоящей готической легендой, застывшей в камне и утопающей в самых невероятных таинственных историях, является Собор Парижской Богоматери. Его архитектура поистине уникальна и неповторима.

Кроме этого, несомненно, Собор Парижской Богоматери — сокровищница традиционных ценностей католической цивилизации.

В этой связи стоит напомнить о том, как известный французский писатель Доминик Веннер в мае 2013 года на глазах у полутора тысяч посетителей собора застрелился перед алтарём - в защиту традиционных ценностей.

Напомню, что в том году Парламент Франции готовился к утверждению закона о признании однополых браков. И закон-таки был принят!

Но трудно назвать логичной попытку защитить эти интересы, осквернив святое место, где хранится Терновый Венец Иисуса Христа.

********

Безусловно, оказавшись на площади перед собором, при виде этого архитектурного шедевра, любого нормального человека охватывает трепет и естественное чувство Богопочитания.

Наверное, именно это, ощущение себя маленькой частичкой чего-то большого, и нужно человеку для того, чтобы не впасть в гордыню. Особенно в современном мире, когда человеку кажется, что он всемогущ.

Наша гид Вероника, коренная парижанка, знающая все штрихи и тонкости истории Парижа, с упоением рассказывала о Соборе Парижской Богоматери.

Это место на северной части острова Сите на Сене не пустовало никогда.

Изначально, остров Сите был населен кельтскими рыбаками, называемыми паризиями (подплемя кельтских сенонов). И называлось поселение Лютеция.

В 53 году до н. э. Гай Юлий Цезарь построил римское укрепление рядом с Лютецией, и дал форту название Паризия. Это на другой стороне Сены.

Сегодня можно посмотреть остатки стен форта, спустившись в подвальную часть музея Лувра.

Строятся мосты, укрепляется форт, чеканятся монеты, начинается торговля с другими речными поселениями. Здесь и зарождались основы будущего города. На острове был построен храм Юпитера, выполненный в галло-римском стиле.

Во II веке н. э. на территории Франции появилось христианство, а в V веке н. э., после вторжения племени франков, закончилось владычество римлян.

С приходом христианства на месте языческого храма была построена первая христианская церковь Парижа, базилика Святого Стефана.

Легенда гласит. Когда в Европе замаячил Атилла, вождь гуннов и предводитель варварских племён, опустошитель некогда Великой Римской империи, жители небольшого Паризия приготовились к худшему.

В городе было запрещено разводить костры, чтобы дым не привлёк врага. Животные и люди были уведены в заросли, во временные укрытия, христиане в своих молитвах умоляли Пресвятую Деву Марию отвести от них беду.

Но, то ли Атилла спешил на юг к морю, то ли его лазутчики не заметили поселения в ложбинке (Париж расположен как бы на дне тазика), но Паризий остался в целости и сохранности. Жители в знак благодарности Деве Марии поклялись на месте базилики построить большой храм и назвать его собором Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари).

********

Собор Парижской Богоматери представляет собой сложную архитектурную композицию. Самой старой постройкой является Портал Святой Анны, который расположен в правой части комплекса.

Портал Страшного Суда находится в центре, его возведение относится к 1220-1230 годам. Северный портал Богоматери построен в XIII веке. Он расположен слева.

Южный портал храма также возведён в XIII веке. Это трансепта, а посвящена она Святому Стефану, считающемуся первым мучеником христианства.

В южной башне расположен колокол Эммануэль, который весит 13 тонн, а его язык – 500 кг.

Фасад храма, обращённый к площади, отличается легендарной величественностью. По вертикали он разграничен выступами в стене, а по горизонтали его делят галереи.

В нижней части и находятся три упомянутых выше портала. Над ними же расположена и аркада со статуями царей древней Иудеи.

Многое было разрушено во время Великой Французской революции. Особенно пострадали цари древней Иудеи. Сегодняшним скульптурам всего около 100 лет.

Знаменит собор и своими химерами, олицетворяющими собой человеческие пороки и силы зла. Установлены они были при реставрации собора в 1864 году. Конечно, это больше декоративные элементы, чем какие-то мистические персонажи.

Кстати, Вероника поведала нам ещё и о том, что побудило власти Парижа к восстановлению собора.

До 1804 года собор был в плачевном состоянии.
"Великие" идеи безбожника Вольтера породили в умах парижан брожение. Громили всё, что было связано с прошлым Франции. Досталось и Нотр-Дам-де-Пари.

И тогда великий французский писатель Виктор Гюго решается на смелый поступок. Смелый потому, что прошло всего 25 лет с момента провозглашения республики, сторонники погромов ещё были живы.

Чтобы привлечь внимание и возбудить интерес молодого поколения (родившегося после Революции) к истории своей страны, к уважению архитектуры прошлого, вдохновить власти Парижа на ремонт, в 1831 году опубликовывает роман "Собор Парижской Богоматери".

Одна из самых сильных сторон этой книги - ее глубокий философский смысл. Гюго поднимает вопросы веры, справедливости, любви, жертвы и прощения.

С момента выхода книги и приобретения мировой известности и начинается период возрождения собора.

********

Вход в собор бесплатный, но для пожертвований установлены урны.
 
По католической традиции, изнутри стены не содержат никаких росписей или орнаментов, а единственными источниками освещения в дневное время являются стрельчатые окна с витражами. Убранство довольно скромное. Колонны украшены деревянной резьбой.

При входе в зал богослужений по католическим традициям - небольшой серебряный чан со святой водой. Верующие окунают в воду пальцы и совершают крестное знамение.

Для нас, представителей других конфессий, стоячие места слева от зала богослужений. Здесь же можно купить свечи и зажечь их на подставках, специально предназначенных для христиан других конфессий. Можно написать записку с просьбами и пожеланиями и опустить в установленную здесь же урну.

Свечи не такие как в православии, не восковые, а обыкновенные, которые мы покупаем для подсвечников, диаметр их поражает - до 15 сантиметров. И подставки для них тоже в несколько ярусов с разным диаметром.

Время нашего посещения не совпало с мессой, поэтому смогли полюбоваться собором лишь визуально. Хотя в соборе установлен самый большой орган во Франции (в нём 110 регистров и более 7400 труб), и приглашаются на мессы маститые музыканты со всего мира. Конечно, католики, которые обязаны провести на службах не менее трёх месяцев в году.

********
 
В настоящее время собор находится в государственной собственности, а католическая церковь имеет постоянное право на совершение богослужений. В нём размещена кафедра архиепархии Парижа.

Но ХХI век внёс свою печальную лепту в историю собора - пожар 15 апреля 2019 года практически уничтожил постройку ХII века.

О восстановлении и реставрации заговорили люди в разных странах мира, готовые прийти на помощь и поучаствовать в этом процессе.

Выражая свою любовь и уважение к труду тех, кто был причастен к возведению этого мирового архитектурного шедевра.

Как бы ни было, но возникает закономерный вопрос - не преднамеренное ли это действо?

Ведь это может означать крушение оплота традиционных ценностей Франции.