Фуршет

Виктор Приб
Павел часто бывал на разных конференциях и симпозиумах, которые обычно завершались фуршетом от организаторов. Как правило, чем меньше был город, тем обильнее были фуршеты. Павел называл это про себя «местечковыми понтами», но любил ездить именно в такие города.

К фуршету Павел старался не опаздывать. Уроки сторожа в детдоме Павел усвоил хорошо. Дядя Томас, когда представлялся, делал ударение на второй слог, оно и так звучало немного странно, а если произносить правильно, то здорово попахивает иностранщиной, что не приветствовалось в то время. Происхождение свое дядя Томас не раскрывал, поэтому понять, откуда взялось такое имя, было трудно.
И только Павлушке дядя Томас рассказал, что родители после революции собирались уехать в Америку и нарекли младенца таким именем, чтобы ему было удобнее в будущей жизни. Но как-то не сложилось с отъездом, и жить дяде Томасу пришлось по месту рождения.
Зажиточных в свое время родителей репрессировали, а Томаса отправили в детдом.
Про войну дядя Томас не хотел рассказывать, но глядя на пустой рукав его старого пиджака, Павлушка догадывался, что дядя Томас воевал, а когда однажды увидел медали, то понял, что воевал дядя Томас героически.
Все откровения у дяди Томаса случались во время запоев, тогда же он и учил маленького Павлушку, как выжить в этой жизни.

Дядя Томас учил приходить в столовую в числе первых.
Самым первым приходить плохо, будут думать, что ты самый голодный.
Поэтому Павел приходил на фуршеты одним из первых.

Зайдя в фуршетный зал, нужно было сначала определиться со стратегией. Это означало, что нужно было решить, что кушать сегодня, рыбу или мясо. Зависело это во многом от того, чего сегодня было больше, многолетний опыт помогал Павлу быстро оценить расклад на столах. Кушать вместе рыбу и мясо было вредно для желудка, говорил когда-то дядя Томас. Когда стратегическое решение было принято, в дело вступала тактика. Нужно было быстро определить, каких деликатесов было меньше всего и что может быстро закончится, например, икра. С нее и следовало начинать. При этом нужно было посматривать за другими блюдами с разными вкусностями, чтобы вовремя вмешаться, не дожидаясь, когда останутся последние кусочки.

Когда-то в детдоме, еще только подходя к своему столу, маленький Павлик уже видел, в каком из стаканов налито на миллиметр больше компота, и устремлялся к нему.
Этот бесценный опыт помогал ему теперь определиться с местом у стола поближе к основным блюдам и где легко можно было дотянуться до той же икры.
Дядя Томас советовал кушать не спеша, чтобы не выглядеть очень уж голодным, но без остановок, чтобы больше успеть. Следуя этому совету, Павел на фуршетах не отвлекался на речи выступающих и ненужные разговоры. Также на фуршетах он не пил, чтобы не терять время, к тому же, если у обычных людей выпивка разжигала аппетит, у Павла все было наоборот, выпивка снижала аппетит, что в свою очередь снижало удовольствие от фуршета.

Дядя Томас советовал кушать с азартом, но азарт должен быть внутренним и не видным для посторонних. Долгие годы тренировок помогли Павлу научиться выглядеть спокойным и задумчивым внешне, непрерывно поглощая при этом разную еду.
Также дядя Томас советовал не задерживаться в столовой после того, как съел все тебе положенное. Иначе портиться настроение и, соответственно, пищеварение, когда смотришь, как едят другие, когда твое уже все съедено. Павел покидал фуршет, когда приходило ощущение, что больше он не съест, а на столах еще много всего. Причина всегда наготове, надо поработать в номере отеля.

Банкеты Павел тоже любил, но меньше, чем фуршеты, свободы выбора и гибкости на банкетах было гораздо меньше. Сидишь обычно там, где тебя посадят, и кушаешь то, что перед тобой поставят. Все, что поставлено, давно съедено, а ты сидишь и ждешь, когда понесут по второму кругу. Да и потом, уж слишком эти банкеты были похожи на ужины в детдомовской столовой, разве что о втором круге в детдоме можно было только мечтать…
Эти мечты долго преследовали Павла уже во взрослой жизни кошмарными голодными
снами. И часто снился дядя Томас с его маленькими черными сухариками…