Курская заря. Ч4. Г6. Свет в ночи

Олег Русаков
            КУРСКАЯ ЗАРЯ. повесть
            Часть 4. Квадрат 43.
            Глава 6. Свет в ночи.

            Предыдущая глава:    http://proza.ru/2023/12/23/1666   

            «Ну вот, еще один весенний день кончился, завтра тринадцатое… мая… Сегодня слишком много забот было… Всю Душу вытрясли эти дороги… целый день дороги. Цэ-элый день еду, бегу, еду…» - глаза закрываются, но сон сразу не идет: «Завтра тринадцатое… Не люблю это число. Не люблю тринадцатый день, тринадцатую главу, тринадцатый дом, тринадцатое место в ряду, в кино театре…» - мысли словно притормозили: «Эх, ты… а как же комсомол… атеизм!.. Тринадцатое… Комсомол… атеизм… комсомол… комсомол… атеизм.»
            Дневные сумерки оставляли землю во тьме, все дальше уходя на запад. И трудно понять, где граница яви… и наступающего сна. Лида чувствует, что её вновь ласково берут за плечи… Никто, кроме Яшки так не делал. Только он, подкрадываясь со спины, мягко прижимал ее девичьи руки к туловищу в плечах, и через секунду-полторы отпускал, словно погладил, претворялся, что шутил, но теперь Лида понимала, что, выделываясь весёлым и беззаботным, он просто хотел до нее дотронуться, почувствовав её теплоту и мягкую кожу… почувствовать её… тело, вдруг случайно задев пальцами за грудь, и никогда не позволив себе большего.
            Радость, нектаром по её телу, в животе ласковые бабочки, нежность на грудь Лида повернулась… но никого не было. Голова волчком, деревья, кусты, почему-то вытянутые руки… какие-то вытянутые, словно линзы в глазах. Всё пошло кругом. В этот момент она увидела его вдалеке, метров за десять, идущего вокруг, не в её сторону, на неё смотря… но не приближаясь. Лицо серьёзное, спокойное.
            - Яша!.. – Она хотела к нему бежать, но не могла сделать даже шага, протягивая к Якову слабые руки.
            Яшка исчезал за кустами… но через… длинное мгновение, появлялся совсем в другом месте, опять куда-то шёл не к ней - вокруг, она опять тянула к нему свои добрые руки… тот молчал… шёл… исчезал, появлялся вновь. И исчезал опять… но появлялся… и шёл дальше.
            Девушка очень устала, от беспомощности, словно постоянно падая, падая и… проснулась.

            Лида проснулась в холодном поту. Вокруг было темно. «А ведь сегодня действительно – тринадцатое… наступает.» Села на койке, кистью расслабленной руки вытерла лоб. И только теперь опять начала слышать майских соловьёв, и слышать-то почему-то слишком громко, словно кроме них – никого. Попробовала вглядеться в ближнюю темноту - Якова рядом не было. Она это не видела, она это чувствовала.
            «Какой странный сон.»
            Сделала несколько глубоких, нелегких вздохов, как после пробежки, словно не хватало воздуха.
            «Неужто с Яшкой что-то случилось. Неспроста он уже две недели не приезжает. А я… всё жду… и жду, как дура. Раньше, чуть что, он тут - как тут. А сейчас уже две недели… не едет. Не важно, что сорок километров. Что такое сейчас сорок километров? Ездить на всем умеет. Вот, Мишка-то приехал.
            Теперь ей стало душно. Лицо загорелось, словно на огонь смотрит.
            «Он же ведь… разведчик. У нас спокойно, а у них… у них сейчас… сейчас… самая страда. Небось каждый день к немцам ходят.» - она почувствовала спазм ниже горла.
            Слегка прикусила свой кулачок. Ноги опустила с кровати, стопам стало щекотно, а сами ноги, словно ослабли.
            «Какая же я дура!.. Они же всё время смущались, когда я про него говорить начинала… И Сашка, и Мишка… А, я… - Может приедет?!. Вот Дура!..»
            Спазм, ниже горла, стал еще более острым…
            ………………………………………………

            А Зина уснула двенадцатого, когда еще солнце не ушло за горизонт. Уснула сладко, время от времени легко улыбаясь. Ближе к полуночи, стремительно летящего, к окончанию, дня, она спокойно отдыхала уже четвертый час. И похоже проспит сладко целую ночь.

            С самого утра день был легким и приветливым. Тускарь – не пескарь, с речки нежный ветерок, когда Зиночка шла на работу утром. Солнечные лучи уже гладили молодую зелень речной долины, освещая ее туманы тёплым светом, от чего клочки тумана уже поднимались в глубокое голубое небо, растворяясь в соловьиных трелях весеннего утра полностью… без остатка, даже не делав седые мазки слабых облаков на утреннем небе.
            И весь день прошёл в приятных несложных делах и ощущениях.
            Хорошим оказался день двенадцатое мая! С работы пришла как положено. Не было большой клинической практики. Лишь два гражданских с острыми болями, у одного аппендицит вырезать пришлось, без осложнений и особых проблем, сейчас отдыхал в пустой палате, а второй случай вообще был не хирургический, все обошлось массажем и обезболивающим. За рецептами приходили… опять же гражданские. Остальное - обходы, перевязки, хозяйственные заботы.
            Во второй половине дня, приблизительно в три часа, её позвали к телефону. Очень торопили: «…Быстрее, Москва!» - Зина сразу поняла, кто звонит, Москва - это, конечно, нашёл её Сергей Сергеевич.
            В столице… он ведь не звонил ни разу за два года: «…И почему у Марине Максимовны соединили, не мог, что ли в ординаторскую?»
            - На телефоне Широкова. – После того, как войдя в кабинет заведующей, Швецова, через сизый дым папиросы кивнула, на лежащую на столе трубку.
            - Здравствуйте, Зина. – обрадованный голос на той стороне провода…
            Не узнала бы Сергея Сергеевича, коли не ведала, кто звонит, телефон сильно изменил голос профессора Юдина.
            - Здравствуйте, Сергей Сергеевич!
            - Ну спасибо тебе за лейтенанта.
            - Какого лейтенанта, Сергей Сергеевич?
            - Которого ты спасла, дорогая ты моя. Да, да спасла!..
            Секунды замешательства. Но реакция у Зины была высокой, и Широкова не долго соображала, что речь идет об Артеме, хотя его фамилия уже не приходила в голову, ведь прошло с тех пор более двух, заполненных непривычными заботами, недель.
            - И очень здорово историю болезни изложила, каждое понятие на месте, словно нейрохирург писал диссертацию, за что особая благодарность, коллега…
            - Я так понимаю, что Вы о офицере…с краниопластикой* вдавленной височной доли, - она пыталась вспомнить его фамилию, но сходу не получалось, Зина всегда неряшливо запоминала отчества и фамилии пациентов, почему-то все время казалось это не важным.
            - Да-да, милочка, и я, как только открыл пациента, сразу подумал, что эту краниопластику ты сделала. И почерк твой узнал, история болезни… твоей рукой написана. – Он прервал запинку Зинаиды, которая мучалась вспомнить фамилию офицера связи. - Операция выполнена блестяще, и кожный покров снятый с бедра, тоже поставлен точно. Пока исследования показали, что пациент не потерял никаких функций. Тебе надо срочно писать кандидатскую. Это же… блестяще выполненная операция в ужасных условиях фронтового госпиталя, это должно быть в учебниках военно-медицинской академии. Требую, чтобы ты немедленно, слышишь, немедленно приезжала и писала диссертацию.
             - Сергей Сергеевич, ну какая диссертация?.. Я же еще медицинский не кончила, мне еще, после войны, полтора года учиться надо… Да Курск, это не прифронтовой госпиталь, здесь вполне приличные операционные, уж поверьте. Если бы еще инструменты и оборудование, вообще было бы как в Москве.
            Зинаида в трубку засмеялась, а с той стороны поперхнулся профессор Юдин, он забыл, что Широкова… еще студентка. И несколько секунд, похоже, с трудом переваривал, что разговаривает не с коллегой и опытным хирургом, а всего лишь со студенткой Московского медицинского института, хотя и военврачом второго ранга. Хмыкнул, скорее обдумывая что ответить на нехватку медицинского образования:
            - В общем, позавчера твой Артём на поправку пошел, до этого был стабильно-тяжёлым, а теперь можно в терапию переводить.
            В голосе профессора слышались нотки растроенности, за неправильность ситуации с образованием… или войной.
            - Я очень рада! – сказала искренне, улыбнувшись Зинаида.
            А Сергей Сергеевич опять начал возбуждаться в голосе:
            - Операция сделана ювелирно, у пациента не утеряна ни одна важная функция, рефлекс за вчера не выявил ни каких побочек, и трансплантированная кожа приживается, на удивление, бодро, шрам будет нитевидный по контуру, и скорее всего в последствии рассосется. Очень интересно, будет ли подниматься волосяной покров! Ты хоть понимаешь, сколько работы у тебя с этим пациентом?.. Глупая девчонка!.. Тебе на пару лет работы хватит, а защитишься, свою кафедру получишь.
            Зинаида опять звонко, по-весеннему, засмеялась, действительно словно девчонка, что не свойственно было всегда собранной, задумчивой умнице.
            
            Это был очень хороший день. Она не сильно устала, и всё в этот день удавалось. А звонок Юдина поднял ей настроение и обрадовал сохранением жизни: «…Что диссертация?.. Напишу… после войны! Артём живой… вот где радость великая!..»
            Её правая рука удовлетворённо гуляла по большой амплитуде, когда шла домой, а Зина смотрела на разлив речки, в середине которого мальчишки подняли над плотом парус: «Артём жив, уже вне опасности… Как здорово! А ведь знакомы… всего лишь несколько минут. Симпатичный парень. Вряд ли с ним когда-нибудь встретимся.»
            Парус сказочно освещался вечерним солнцем, которое уже значительно клонилось к западу: «Жалко, что парус… не алый! Ведь там на плоту, возможно плывет… будущий Грэй.» - подумала Зина. Но приглядевшись внимательнее к парусу, увидела на нем нотки красного призрачного цвета, в косых «волшебных» солнечных лучах: «А вдруг он, этот парусник, действительно плывет навстречу… Ассоль!?.»

            (*Краниопластика - общее название хирургических операций, производимых с целью восстановления целостности черепа после декомпрессионных операций, вдавленных переломов черепа, огнестрельных ранений головы, а также других патологических процессов, связанных с разрушением целостности кости черепа. Дефект костей черепа — это отсутствие участка костной ткани, как следствие черепно-мозговой травмы или трепанации черепа с удалением участка кости.)
            ……………………………………………….

            …Заря на западе еще не остудила горизонт… но все уже спали, Лишь Альперт Макс Владимирович, на карауле до полуночи, внимательно всматривался в сумерки леса. Ушли звуки дня, не унимались только соловьи. Скорее только громче и громче распаляли свои голосовые связки на ночь глядя. Уже короткая ночь все-таки подарила природе тишину… глубокую тишину, правда угомонить Орловских соловьёв, так и не могла.
            Но… но в этой тишине, среди майского пения, проявились еще какие-то странные, поначалу, непонятные звуки. Затем где-то недалеко начали стучать молотком по железу… звонко стучать, но явно, стучали по-деловому… очень походило на ремонт. Раньше может и не услышали бы, за дневными бодрствованиями вокруг. Макс насторожился.
            Вдруг в той стороне, откуда проистекали не понятные звуки, в ночи загорелся свет, словно за деревьями, метров за триста, включили сильную лампочку… или прожектор за километр, а еще секунд через десять, грубо, устойчиво зарычал мощный двигатель…
            «Хорошо командир не разрешил костер разводить, как знал…» - подумал про себя Макс Владимирович.

            Его дергали за плечо. Николай хотел оттолкнуть наглеца, с разворота ударяя его ладонями в грудь… противник отлетел в сторону, но тут же все потемнело вокруг!.. это, оказывается, уже был сон.
            Но… «с разворота» - была уже Явь.
            - Фу… Макс, - Альперт просто отлетел метра на три, а казалось командир лишь дотронулся, - Макс, ты чего? Прости, но ты зря под руку-то лезешь, у нас же инстинкт на нападение. Ну прости.
            Капитану было очень неудобно, что он ударил фотокорреспондента. Но тот, подполз ближе, и шёпотом:
            - Командир, посмотри! – говорил тайно вкрадчиво, показывая рукой на блуждающий фонарь в кронах деревьев.
            Васильев на секунду словно завис в позе, в которой находился. Затем его слух отчетливо услышал рокот танковых двигателей. Место, из которого хлестал свет резко усилился еще несколькими такими же световыми пушками. Васильев толкнул Сиротина.
            - Сиротин, Макс, со мной. Остальных не будить.
            Встал, быстрым шагом к багажу, вытащил шмайсер, подсумок с магазинами, отошёл метров на пятьдесят по лесу, в сторону прожекторов, подсумок закрепляя на ремне. Но лес не кончался, Альперт и Сиротин шли за ним метрах в десяти, пятнадцати. Когда командир спешился, те его догнали.
            Несколько мгновений молчали, всматриваясь в блуждающий свет между деревьями. Но теперь было понятно – где-то передвигается тяжёлая техника и не далеко – сотни метров.
            - Макс, возвращаешься в лагерь, продолжаешь наблюдение. Пока Малого и Трифонова не будить. Шагом марш!
            - Есть! – Старший лейтенант Альперт побежал обратно.

            Командир чуть подождал, пока не исчезли из слуха шаги Макса:
            - Это танки. Значит они здесь где-то рядом базируются. Мы ведь от линии фронта километрах в десяти находимся. Речка Неручь как раз линией фронта и является. Она у нас справа, на востоке.
            - Командир, давай так, я тут поползаю чуток… - он кивнул в сторону прожекторов, - а ты иди поспи, завтра силы нужны будут. А в лес они ночью не полезут, тут еще метров четыреста до поля, я карту схематично запомнил. На рожон лесть не буду, только посмотрю, что, да как. Ага? Вернусь… доложу. Подумаем.
            Васильев секунд десять смотрел на Сиротина, щуря во тьме глаза… думал.
            После глубокого вздоха:
            - Андрей, на все, про все, тебе два часа, сейчас начало двенадцатого, к часу ночи возвращаешься… далеко не ходи, - посмотрел на свои часы, под ладошкой, пилотки не было, подсветив их фонариком, - на моих… на моих - 23.13.
            Сиротин проверил свои:
            - 11.14. Ну я пошёл.
            - Ну, только не убивай никого, успеем еще.
            Почти беззвучно исчез в густых сумерках, секунд через семь, метрах в двадцати пяти щелкнула ветка…
            - Давай, Андрюха! – после щелчка, - Потише. Аккуратней, Андрей, тишину береги. – Произнес еле слышно, для себя самого, смягчая тревогу за друга.
            В обратную сторону, уже к лагерю сделал несколько медленных шагов, продолжая прислушиваться к лесу.

            Подходя к лагерю командир, на всякий случай, просвистел совой. И всё же, когда командир появился перед Максом, это оказалось, для последнего, неожиданным.
            Вздрогнул… резкий вздох, плечи опустились, выдохнул, не успел добраться до курка… если бы кинжал, спасения ему не было бы. Чем был в очередной раз удивлен, когда озноб сердечный отпустил:
            - Товарищ капитан, я про вас очерк напишу… можно?
            Указательным и большим пальцами, Васильев смял свой нос, разведя их вокруг рта по небритому подбородку.
            - Да пиши ты чего хошь, только давай сначала до штаба армии доберемся. И кличка у меня… командир, больше себе слабы не давай в разговоре.
            Потянулся за своим рюкзаком:
            - Вот что Макс. – из рюкзака вытащил «инструкцию». – Ты, по-немецки, переводишь бегло? Сможешь мне перевести, как называется и что здесь написано? – Дал формат журнала ему в руки. – У нас до часа времени пару часов почти.
            Альперт разгладил лицевую обложку журнала, стараясь увидеть, что там написано, но… темно. Прищуривался, видел отдельные буквы, понимая отдельные слова, глаза напряженно стремились вытащить из темноты возможности зрения, но свет был нужен обязательно.
            - Без света… проблематично, командир.
            - Понятно. Доставай свой плащ.
            Достал из рюкзака свой, сел рядом с фотокорреспондентом, стал учить его делать конверт из плащей. Через пару минут Васильев держал верхний шов двух плащей, с боку подсвечивал страницы немецкой инструкции, Макс Владимирович переводил:
            - «Инструкция… по обслуживанию…, по обслуживанию ходовой и трансмиссии танка «Тигр 6»…» - Он прочитывает несколько страниц инструкции на выбор командира, расшифровывает описание некоторых схем.

           - Далее документ. -

            ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

            КОМПОНОВКА танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нём размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемёт, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
            Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевой перегородки.

            Схема - компоновка корпуса (продольный разрез):
1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето; 6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы; 10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни; 13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота; 17 — рычаг переключения передач.

            Схема компоновки корпуса (план):
1 — вал отбора мощности к механизму поворота башни и водооткачивающему насосу; 2 — радиатор; 3 — вентиляторы; 4 — магнето; 5 — огнеупорная перегородка; 6 — воздушные фильтры; 7 — коробка передач; 8 — тормоза; 9 — механизм поворота.

            КОРПУС танка собирался из броневых листов, соединённых в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией.
            Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонён под углом 8°.
            В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.
            Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решётками. Две передние решётки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода.
Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком.
            В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

            БАШНЯ подковообразной формы — сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжёлой броневой маски, была не уравновешена, что делало невозможным её поворот вручную при крене в 5°. На её крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами.

            Схема бронирования тяжёлого танка «Тигр»
 
            ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928 мм; вместе с дульным тормозом — 5316 мм. Масса пушки — 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от -6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580 мм.
            Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под её казённой частью.
            С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG 34. Курсовой пулемёт размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzger?t 42 можно было установить зенитный пулемёт MG 34.

            Таблица параметров снаряда:

Тип снаряда PzGr 39 (бронебойный): Масса снаряда - 10,16 кг; начальная скорость -
810 м/с; бронебойность - на дистанции 500м - 111мм, на дистанции 1000м - 100 мм, на дистанции 1500м - 92мм, на дистанции 2000м - 84мм.

Тип снаряда PzGr 40 (подколиберный): Масса снаряда - 7,5 кг; начальная скорость -
930 м/с; бронебойность - на дистанции 500м - 156мм, на дистанции 1000м - 140 мм, на дистанции 1500м - 125мм, на дистанции 2000м - 110мм.

Тип снаряда HiGr: Масса снаряда - 7,65 кг; начальная скорость -
600 м/с; бронебойность - на дистанции 500м - 90мм, на дистанции 1000м - 90мм, на дистанции 1500м - 90мм, на дистанции 2000м - 90мм. (Условно одинакова -90мм на всех дистанциях)

ПРИМЕЧАНИЕ. Таблица составлена на основании немецких источников.

            Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всём диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG 34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.
Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулемётов — из 5100 патронов.
Крыша моторного отделения. Обращают на себя внимание массивные литые решётки над окнами воздухопритока (справа) и воздухооттока (слева).

            Крыша корпуса:
1 — карман воздухопритока к двигателю; 2 — броневой колпак над окном воздухооттока; 3 — антенна; 4 — лючок над наливной горловиной правого топливного бака; 5 — решётки над окнами воздухопритоков к радиатору; 6 — лючок над предохранительным клапаном системы охлаждения; 7 — решётки над окнами воздухооттока; 8 — откидная крышка над лючком для монтажа трубы ОПВТ; 9 — лючок над заливной горловиной системы охлаждения; 10 — лючок над заливной горловиной левого топливного бака.

            ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке устанавливались двигатели Мауbach HL 210Р30 или Maybach HL 230Р45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырёхтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход поршня 145 мм. Степень сжатия 7 (HL 210Р30) и 6,8 (HL 230Р45). Рабочий объём 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200–1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230Р45 был практически идентичен двигателю HL 230Р30 танка «Пантера». Для повышения жёсткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъёма в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.
Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Ёмкость четырёх бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырёх топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID.
            Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применён специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора.
            Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур.
Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.

            Схема расположение агрегатов и боеприпасов на днище боевого отделения
            Расположение агрегатов и боеприпасов на днище боевого отделения:
1 — ящики для укладки на 4 выстрела; 2 — укладки на 16 выстрелов; 3 — ящик для укладки на 6 выстрелов (показано пунктиром); 4 — ящик для снаряжения (показано пунктиром); 5 — ящик для мелких деталей; 6 — ящик для ЗИП пушки; 7 — огнетушитель; 8 — укладка трёх канистр с водой; 9 — гидрообъёмная передача механизма поворота башни; 10 — педали управления гидрообъёмной передачей; 11 — привод гидрообъёмной передачи; 12 — корзина с флагами; 13 — педаль спуска спаренного пулемёта.

            Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерён, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперёд и 4 назад. Её особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерён, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включённую передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерён и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путём. Система смазки шестерён — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.
            Картер коробки передач центрировался и жёстко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причём в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жёстко закреплённой в броневом корпусе.
Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
            Фрикционно-шестерёнчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный — 3,44 м. Более крутые повороты при включённой передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперёд и отстающей назад с радиусом В/2.
            Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.
            Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

            ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800x95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин.
 
            Схема ходовой части и днища танка:
1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач; 6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили; 9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу.

            Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещёнными внутри корпуса.
Ведущие колёса переднего расположения имели два съёмных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное.
            Направляющие колёса — литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.
            Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725 мм, шаг трака 130 мм.

            Башня позднего выпуска
 
            ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch ёмкостью 150 А*ч. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулемётов.

            СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

            СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Система пожаротушения — автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.
            После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперёд составила 8455 мм, а высота — 2885 мм.

            Схем тяжёлого танка «Тигр»
 
            PANZERKAMPFWAGEN VI TIGER AUSF.H1
            Тяжёлый танк «Тигр»:
1 — мортирки для стрельбы дымовыми гранатами; 2 — ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемёта; 3 — бинокулярный прицел; 4 — бортовой люк; 5 — вентилятор; 6 — блок предохранителей; 7 — антенна; 8 — сиденье командира; 9 — лючок для стрельбы из личного оружия; 10 — командирский маховик поворота башни; 11 — ограждение пушки; 12 — механизм поворота башни; 13 — укладка пулемётных лент; 14 — топливный бак; 15 — сиденье наводчика; 16 — гидромотор поворота башни; 17 — механизм управления поворотом башни; 18 — амортизатор; 19 — педаль сцепления; 20 — педаль тормоза; 21 — сиденье механика-водителя; 22 — механизм поворота; 23 — дисковый тормоз; 24 — радиостанция.

            Схема размещения снаряжения и боеприпасов на правом борту корпуса и башни:
1 — ящик для снаряжения; 2 — смотровой прибор; 3 — фляги; 4 — ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемёта; 5 — коробка противогаза; 6 — бортовой люк; 7 — укладки пулемётных лент; 8 — принадлежности пулемёта; 9 — укладки на 16 артвыстрелов; 10 — укладки на 4 артвыстрелов; 11 — укладка на 6 артвыстрелов; 12 — пружинный механизм уравновешивания пушки.

            Схема размещение снаряжения и боеприпасов на левом борту корпуса и башни
            Размещение снаряжения и боеприпасов на левом борту корпуса и башни:
1 — планшет с картами; 2 — маховик поворота башни; 3 — коробка противогаза; 4 — прибор наблюдения; 5 — башенный курсоуказатель; 6 — спуск дымовых мортирок; 7 — укладки на 16 артвыстрелов; 8 — укладки на 4 артвыстрела; 9 — ящик для снаряжения; 10 — корзина для сигнальных флагов; 11 — сиденье командира.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Tiger Ausf.E

Базовая масса т 56,9
Экипаж чел 5
Габаритные размеры
длинна с пушкой вперёд мм 8450
длинна корпуса мм 6316
ширина мм 3705
высота мм 3000
клиренс мм 470
Высота линии огня мм 195
Толщина брони
лоб корпуса мм 100
борт и корма мм 82
крыша и днище мм 28
башня мм 29-100
Максимальная скорость движения, км/ч
по шоссе км/ч 40
по пересечённой местности км/ч 20-25
Запас хода, км
по шоссе км 100
по пересечённой местности км 60
Преодолеваемые препятствия
угол подъёма град 35
ширина рва м 2,3
высота стенки м 0,79
глубина брода м 1,2
Длинна опорной поверхности мм 3605
Удельное давление Кг/см2 1,05
Удельная мощность Л.с./т 11,4

            Они сидели и читали уже около часа, с перерывами на наблюдение за обстановкой, через каждые, приблизительно пять минут, ко всему проверяя, работают ли двигатели сильных машин, или их заглушили. Очень устали изучать немецкий танк, но никак не могли оторваться. Особенно устали отрываться от чтения и возвращаться в него опять. И тем не менее конечности затекли, и уже пришлось сменить батарейки фонаря. В конце концов пришлось этот процесс прервать, чтобы вернуться к обстановке и… задачам, которые необходимо решать именно сейчас и именно здесь.
            В этот момент командир на себя был очень зол! Он понимал, что подверг группу большому риску позволив себе увлечься изучению диковинной немецкой техники, а будить еще двух уставших бойцов все-таки не хотел.
            К тому же техника замолчала, хотя свет прожекторов по-прежнему пробивал и ночь, и лес.
            ………………………………………………….

            Сиротин вернулся раньше часа ночи.
            Глаза горят. Возбуждение, словно из боя вышел:
            - Командир, там немцам кранты! Мост под танком провалился. Вытащить не могут!..

            Продолжение:   http://proza.ru/2024/01/01/1670   

            27.12.2023
            Олег Русаков
            г. Тверь