Переучивание на Як-52

Геннадий Чергизов
     До Як-52 я на другие самолёты переучивался как с одного типа на другой, а тут уже получалось несколько иначе, - я не переходил с одного типа на другой, а осваивал новый тип в дополнение к тому, на котором уже летал.

     Шёл 1997 год, не так давно я освоил Ан-2, а был в запорожском аэроклубе ещё один тип, это Як-52 и был он, как я понимал, классный учебный и спортивный самолёт, пилотажный. По всему виду и сути своей почти «истребитель». Планировал я после переучивания на Ан-2 заняться освоением Як-52, - изучить теория, почитать Инструкцию, «пощупать» сам самолёт, как говорят – «железо». А пока осваивал Ан-2, летал сам по кругам, а потом стал летать и на выброску парашютистов.

     Но получилось так, что осваивать Як-52 я стал совсем неожиданно…

     …Был у нас в аэроклубе такой же, как и я, отставник, лётчик Алексей. Сейчас в аэроклубе занимался Як-52, доводил его техническое состояние до лётного. Целыми днями ковырялся в «мазуте», что-то там доводил до ума, что-то и менял, видно было, что нравилось ему это дело. И вот, когда уже довёл он Ячок до лётного состояния и двигатель отгазовал, решил Алексей на Яке порулить по лётному полю нашего грунтового, а точнее «травяного» аэродрома, проверить, так сказать, самолёт в движении.

     Как раз руление Алексея на Як-52 по аэродрому я и застал. Самолёт резво рулил по полю, разворачивался, то набирал скорость, то притормаживал. Громко гудел его мотор, иногда просто ревел на высоких оборотах. Алексей проверял Як на его «работоспособность» на земле. Дождался я окончания руления и остановки двигателя, и решил тоже порулить на Ячке по зелёному обширному полю аэродрома. Я ещё к Инструкции Як-52 не притрагивался и не знал даже, как запустить его двигатель. Размышлял, что для руления по аэродрому можно обойтись и без знания Инструкции лётчику. Алексей запустил мне двигатель, уселся я в первую кабину на чехол вместо парашюта и собрался уже порулить, но тут Алексей решил одного меня не «выпускать» и сел в заднюю кабину.

     В кабине я, конечно, до этого сидел, интересовался её обустройством, всё в ней было относительно привычно и понятно. Расположение основных органов управления и приборов было, можно сказать, «стандартным» для любого одноместного самолёта–истребителя. В этом была интересная особенность Як-52, - заметно было, что обучение курсантов на нём было с прицелом на дальнейшее освоение ими самолёта-истребителя.

     Двинул я РУД немного вперёд, двигатель «заурчал» громче, самолёт двинулся вперёд. Руление не представляло, конечно, сложности, всё понятно, - выдерживай направление, орудуя педалями и рычагом тормоза на ручке управления, да двигай неспешно РУДом. Ячок бежит резво, только передняя стойка постукивает, это, как я узнал позже, такая конструктивная особенность.

     Лётное поле на аэродроме большое и ровное, рулить можно хоть вдоль, хоть поперёк. Но я вырулил ближе к середине лётного поля и порулил по основному направлению взлётной полосы. Ячок уверенно рычит мотором, резво бежит, постукивая передней стойкой. Добавил я оборотов, Ячок хорошо рыкнул и резко прибавил скорости, трава только мелькает за бортом. Погода хорошая, весело сияет солнце, лёгкие облачка по небу плывут, - красота.

     Самолёт несётся по полю во всю прыть и это совсем не на полных оборотах двигателя. Добежал Ячок до края поля, прибрал я обороты, развернулся на сто восемьдесят, - хорошо разворачивается самолёт. Снова двинул РУД вперёд, резво разгоняется Ячок, впереди всё немаленькое наше лётное поле и огромное вверху небо, голубое в лёгких облачках.

     Мелькнула шальная мысль, - а не попробовать ли Ячок в воздухе?! Полоса длинная, можно подвзлететь, попробовать самолёт в воздухе и снова сесть?! Двинул я РУД вперёд до упора, серьёзно заревел мотор, рванул Як вперёд, быстро набирая скорость. Выдерживаю педалями направление, держусь за ручку. Скорости подъёма колеса я не знаю, взял ручку немного на себя, думаю, при достижении необходимой скорости самолёт сам и оторвётся от полосы. Так и произошло, Ячок быстро набрал нужную ему скорость и энергично оторвался от земли, словно отпрыгнул от неё в воздух, в котором давно не был и, наверное, «соскучился» по нему…

     …Подхватил я ручку, самолёт отходит от земли, двигаю ручку чуть от себя, чтобы не было большого угла набора, а потом и прекратить набор, перевести самолёт в горизонт. На приборы особо и не смотрю, всё равно не знаю нужных значений. Скорость тоже не надо «сильно» набирать, летит самолёт уверенно и «громко». Прибираю обороты. Рычание мотора приутихло. Думаю, любой самолёт летает в горизонте примерно на восьмидесяти процентах даже с выпущенными шасси. Як-52 не должен сильно отличаться, устанавливаю примерно такие же обороты.

     Летит Ячок в горизонте, ручку выдерживаю в таком положении, чтобы самолёт не снижался и не набирал высоту и летел в горизонте и без крена. Высота метров пятьдесят. На приборы и не смотрю, - некогда. Я же собирался сразу после взлёта садиться?! А тут вижу впереди уже край лётного поля. Теперь надо развернуться, чтобы сесть. Ситуация получилась какая-то неожиданная, стрёмная, но меня охватывает восторг, - так вдруг взлетел и полетел! И самолёт после долгого стояния полетел. И хорошо полетел.

     Обтекает плотно воздушный поток рули, чувствуется приятная дрожь на ручке управления. Ровно гудит мотор, кругом голубое небо, бодро летит Ячок. Полный восторг! Связи с задней кабиной, где Алексей, у меня нет. Да и зачем она, - он, думаю, чувствует такой же восторг, что и я. Двигаю ручку вправо, делаю крен примерно 30 градусов. Начинает Ячок разворачиваться, летит резво, только мотор звенит и воздух вокруг самолёта шуршит. Так развернулся на сто восемьдесят, всё большое лётное поле справа впереди, - придётся теперь лететь до конца поля и снова разворачиваться для захода на посадку.

     Долетел я до края лётного поля, снова развернулся вправо и стал заходить на посадку по основному курсу взлёта–посадки. Самолёт летит спокойно и уверенно, хорошо меня «слушается». Впереди всё большое наше лётное поле, вроде и проблем никаких. Уменьшил угол, прибрал обороты, наметил примерную точку приземления, куда, вроде бы, самолёт и снижается. Самолёт должен уменьшать скорость на предпосадочном снижении, прибираю еще обороты. Как бы не прибрать слишком много?! Чувствую, самолёт снижается, в воздухе держится уверенно. Думаю, если скорость будет «слишком» уменьшаться, по всем законам аэродинамики самолёт будет «проседать» и нос задирать. Надо только не прозевать. Снижаемся мы «вместе» с Ячком в намеченную точку на поле, всё, вроде, нормально, земля приближается, уже почти на высоте выравнивания.

     Тут, вдруг, мотор взревел и Ячок, прекратив снижение и задрав нос перешёл в набор высоты. Понимаю, что это Алексей в задней кабине дал полные обороты. Не выдержали нервы у Алексея, его понять можно, - сидит «чудак» в передней кабине и вполне может убить его. Решил, похоже, Алексей уйти на второй круг.

     Резко убрал я обороты до упора, Ячок теряя скорость «возвращается» к земле. Подбираю ручку, самолёт продолжил приближение к земле. Есть уже где-то примерно пресловутые «полтора» метра высоты, нужные для выравнивания. Что и делаю, подбирая ещё ручку и замедляю приближение Яка к земле.

     Ячок к земле больше не приближается, несётся над полосой, значит скорость высоковата для приземления, подбираю ещё ручку на себя. Чувствую, как проседает «зад». Ага, то что надо. Подбираю ещё ручку, Ячок теряет скорость, начинает ещё задирать нос и весь проседает, приближается к земле. Поддерживаю ручку и тут же чувствую касание основными колёсами земли.

     Всё, мы сели! Ручку держу, нос сам опускается, бежим уже по траве на всех трёх колёсах. Выдерживаю направление, падает скорость, притормаживаю. Заруливаем на стоянку…

     Так вылетел я незапланированно и неожиданно на новом для меня типе. Нормальной ситуацию назвать нельзя, - авантюра. Но времена были такие – когда смешались всё нормальное и ненормальное, - начало девяностых. Не было никаких правил, а какие были, никто их не выполнял. Жизнь круто изменилась, и мы каждое утро просыпались, как в новом мире. Не думаю, что это оправдывает меня, но, по крайней мере, объясняет…

     В дальнейшем проштудировал я Инструкцию Як-52, аэродинамику. Почитал внимательно одну книжку про полёты на Як-52, которую досаафовцы называли букварём, и она очень помогала. Стал летать на Яке сам по принципу от простого к сложному, - инструктора «поблизости» не было. Плавно осваивал полёты на Як-52, сначала круг, потом несложный пилотаж. Каждую фигуру внимательно изучал «в теории», потом пробовал в воздухе. Приятно удивлял Як своей простотой и послушностью, прощал ошибки. Как послушно и легко он реагировал на отклонение рулей, позволял запросто перемещаться в воздушном пространстве. Управление было очень лёгким и понятным, мощный двигатель позволял с лёгкостью выполнять пилотаж. В воздухе на нём ощущение ПОЛЁТА было очень сильным и явственным. Это можно было называть ПАРЕНИЕМ в воздухе, ощущая себя и самолёт единым целым…

- на фото: - Як-52 – 1997г.

11.12.2023 – Севастополь