Глава 3. Болезнь Бехтерева и Геннадий Филиппыч

Анатолий Просняков
(раздел "Моей философии здоровья": http://proza.ru/2024/01/30/234)

Болезни излечивает природа, врач только помогает ей.
                Гиппократ


Болезнь Бехтерева. Этот диагноз означает – на всю оставшуюся жизнь. Да и научное название – анкилозирующий спондилоартрит – выглядит мрачновато. Хроническое заболевание, которое человечество не может победить потому, что все силы тратит на другие победы.
Болезнь Бехтерева - это воспаление межпозвонковых суставов с последующим их анкилозом. Анкилоз — неподвижность сустава, наступающая в результате образования сращения суставных концов сочленяющихся костей. В результате патологического процесса позвоночный столб оказывается в жёстком футляре, значительно ограничивающем движения в нём. Объём движений в суставах постепенно уменьшается, позвоночник становится неподвижным. Болезнь Бехтерева обычно поражает позвоночник, крестцовое сочленение и крупные суставы нижних конечностей, а также глаза. В 17-м веке ирландский врач Коннор описал скелет человека с признаками сколиоза, в котором крестец, тазовая кость, поясничные позвонки и 10 грудных позвонков с ребрами были сращены в единую кость.
Так умер писатель Николай Островский в 30 лет, книгу «Как закалялась сталь» он диктовал, будучи неподвижным, в постели. В своем романе он описал самоотверженный труд комсомольцев на строительстве железной дороги. Он сам в этом участвовал, на такой работе сильно застудился и заболел болезнью, которую в России в конце 19-го века описал академик Бехтерев.

У меня получилась похожая история. Помню, в десятом классе была такая мысль: «Как это люди болеют?». После первого курса политехнического института - летняя практика. Надо было доставлять кирпичи на второй этаж стройки, находящейся на холме за городом Саратов. Слишком много было здоровья, ведь в институте я посещал секцию тяжелой атлетики. Я брал стопку по восемь кирпичей и закидывал в окно, там они укладывались рядком. Остальные студенты подавали кирпичи цепочкой. Итог: в жаркий день, вспотевшего, продуло ветерком, и случился первый приступ радикулита. Но приступ через час прошел – студент отлежался на теплой земле.
А вот в начале сентября, в конце каникул, оказался на рыбалке. На велосипеде заехал подальше от города Суровикино, где тогда жили родители. Это там, где степь да степь кругом. Решил посмотреть напоследок, как ловится рыбка в притоке Дона – реке Чир. Рыбка так клевала, что не заметил, как вспотел от взошедшего солнца, снял рубаху, тут меня и продуло вновь. Боль в спине была такая, что не мог залезть на крутой берег Чира, ходил вдоль берега, держась за поясницу, а потом пришлось лечь на сырую и холодную землю, подложив руку под бок. На счастье место действительно оказалось рыбацким. Приехали рыбачить пацаны, потом взрослые, вызвали «Скорую», доставившую меня домой, к маме.

Пока лежал на осенней земле, застудил мышцы спины. С тех пор начались постоянные проблемы в виде невыносимых болей. Саратовские врачи исследовали, помогали, как могли, но все повторялось. Закончив учебу в вузе, уехал в Сибирь к родителям, которые переехали . Решил там узнать у медиков, в чем же проблема. Постоянные боли мешали жить. Врачи поставили важный для меня диагноз: «Симулянт».
До этого я полностью доверял врачам, понимая, что советская медицина, как наука, проводит анализ заболеваний, исследует, испытывает на мышах и собаках, на основе чего делает выводы и разрабатывает методы лечения. Но оказалось, что я не вписываюсь в этот круг. Мышцы спины были у меня настолько тверды, что казались деревянными. Это была межреберная невралгия. Люди подсказали, что есть хороший курорт «Нилова Пустынь», на работе пообещали путевку, которую не дождался и поехал сам, чтобы не пропал отпуск. Первый же курс лечения радоном показал, что народ лучше знает, что поможет. В поликлинике курорта уточнили, что надо повторять лечение радоном раз в год. В советское время отдыхающие сами проводили лекции, обучали методам оздоровления. Там я встретил марафонца, который рассказывал о пользе бега. Постепенно, не сразу, и я стал заниматься бегом. Бег помогал, убирая боли в позвоночнике и ногах. Через несколько лет, уехав на Дальний Восток, при болях в пояснице или ногах я одевал спортивную форму и бежал на набережную Амура, мне хватало километра три-четыре. По утрам делал контрастный душ, увлекшись гимнастикой фараонов.

Это были первые признаки болезни Бехтерева. Она развивается постепенно, как бы ожидая, что человек будет себя вести неправильно: мало двигаться, много есть, простужаться, болеть, принимать лекарства и, в итоге, залечь в постели, охая и ахая. Постоянные боли приучают к выносливости и не дают расслабиться. В этом их польза. Боль – важный сигнал для определения характера человека. Сильный характер помогает понять, что помощь ждать можно только от себя самого, значит, надо повышать самообразование. С годами у меня собралась библиотечка народной медицины. Вошли в привычку бег, баня, травяные чаи и настойки на травах.

(Лечение болезни Бехтерева: Лечением занимается ревматолог. Оно проводится на протяжении всей жизни пациента, основу составляет сочетание нефармакологических и фармакологических методов терапии. Лечение должно быть комплексным, продолжительным и этапным (стационар — санаторий — поликлиника).
Лечение основано на трёх принципах. Иммуносупрессоры (препараты, подавляющие иммунитет) стоят на первом месте. Необходимость подавления иммунной системы исходит из патогенетического механизма. Вторым компонентом является применение гормональных препаратов для снятия воспаления в суставе. Третий компонент — это физиотерапия в сочетании с ЛФК).

Видно из выписки, что лечение болезни длится всю жизнь: придется ходить по врачам, половина жизни останется в поликлиниках, больницах, санаториях. Если мне один раз сказали, что я – симулянт, потом анализами докажут, что у меня болезнь Бехтерева, у меня будет доверие к медицине, как думаете? Лучше пусть я останусь симулянтом, буду заниматься сам своим здоровьем, не доверяя никому. Такой вывод я сделал почти полвека назад. Но сам я тогда был уверен и сегодня уверен в своем настоящем диагнозе. Медик ухмыльнется, а я скажу, что часть больных не подтверждается никакими современными тестами и анализами, это медицинский факт. (Анализы при болезни Бехтерева: Обязательным является генная диагностика на наличие HLAB27 антигена. Но необходимо отметить, что примерно у 10 % пациентов с АС данный антиген не выявляется. В общеклиническом анализе крови отмечается увеличение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) до 50 мм/ч, но нужно учитывать, что увеличение СОЭ характерно для любого воспалительного процесса).
Лучше подожду, когда медицина найдет достоверные методы определения этого заболевания.

Моим девизом стало: движение это жизнь. О каждом увлечении нужно говорить отдельно. Просто быть здоровым всю жизнь, не прикладывая усилий, невозможно. Хотя рассказывают истории, что есть  старушка в сто лет, никогда к врачам не обращалась, пила каждый день рюмочку крепкого напитка, и сейчас не чурается этого. Потом оказывается, что она жила в горах, постоянно трудилась, периодически недоедала: движение – чистый воздух и вода – солнце – правильное питание. Полностью соответствует постулатам натуропатии.
Все долгожители худощавы не от того, что дистрофики, а от того, что у них еще в начале жизни выработался определенный стереотип поведения, связанный с движением и умеренностью в питании.

Мой добрый товарищ и друг, спортивный врач и стоматолог Геннадий Филиппович Титов (для меня - Филиппыч) как-то скептически заметил: «Какая там у тебя болезнь Бехтерева? Ничего у тебя нет!». Правильно, внешне – нет, если не учитывать постоянных болей в организме, тугоподвижности суставов и позвоночника, щелканья в сочленениях, сдавливания грудной клетки – из-за постоянной межреберной невралгии, следовательно, затрудненного дыхания, регулярных болей в сердце, проблем с глазами. Если не учитывать, что на каждую ночь я провожу определенную профилактику в виде натираний, травяных примочек, массажа, гимнастики. Кто-то, возможно, при таком состоянии плакал бы и жаловался. Обычно жалуются врачам или маме. Жаловался, когда был молодым. В начале заболевания боли были невыносимыми, затем я адаптировался к ним, получилась определенная закалка организма. Закалили меня советские врачи, а Геннадий Филиппович – специалист советского времени.

Современным врачам не жалуюсь, обычно бывал у них на медосмотрах. Врачам с первого взгляда сложно понять: по лицу видно, да и в медкарте, сколько лет, анализы в норме, тело – моложавого человека, спортивного. Какие могут быть болезни? Хотя направления писали – к кардиологу, отправляли в стационар для обследования по поводу, якобы, анемии (гемоглобина в крови было меньше мужской нормы – в то время не ел мяса). Каждый раз, попадая к врачам, я был на грани жизни и смерти. О таких встречах в одном из разделов кратко упомяну.

Часть 4: http://proza.ru/2023/12/29/1423