Трудовой Ленинград

Александр Бастрыкин
В раннем детстве Ленинград запомнился мне трудовым, рабочим городом! Все время спешащим к станку, к мартену, к судовому стапелю. Наверное потому, что мама и отец были рабочими, трудились на производстве.

 Мама работала сверловщицей на «почтовом ящике - так называли в то время предприятия оборонной промышленности, которым присваивали просто номера. Номер маминого завода был, по-моему, 486. Завод выпускал приборы для военной авиации. Работала была филигранной и очень ответственной. От качества выпускаемой продукции в значительной степени зависела обороноспособность страны. Поэтому по рассказам мамы важную роль играли так называемые военпреды - представители Министерства обороны СССР, которые контролировали качество выпускаемой продукции.

Военпредов очень уважали и даже побаивались. Они могли своим решением забраковать целую партию приборов со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия тогда могли быть весьма плачевными. Виновные могли понести не только дисциплинарную, но и уголовную ответственность. В уголовном законодательстве существовала уголовная статья за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции. Много позже я узнал, что применялась она редко, но выполняла функцию общей превенции, то есть предупреждения совершения данного преступления.

Отец работал электрогазосварщиком на Адмиралтейских верфях.

Строительство верфи началось на левом берегу Большой Невы 5 ноября 1704 года[2]. К апрелю 1706 года на воду было спущено первое судно. До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно небольшие судна.

В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
В 1725 году здесь была построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.

В 1799 году на территории Галерной верфи началась реконструкция, верфь получила название «Новое Адмиралтейство».

В 1800-1844 годах верфь была переведена на Галерный двор, а в 1870-х годах территория старой верфи была продана под застройку. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.

Судостроительные верфи Нового Адмиралтейства и «Галерного островка», который до того находился в аренде Франко-русского завода, с 1 января 1908 года были объединены в «Адмиралтейский судостроительный завод».

До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского порта и лишь с этого времени Галерный остров и часть территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский судостроительный завод, который действовал на тех же основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее правление, но своего начальника завода.

После революции верфи пришли в удручающее состояние. Не было судостроительных заказов, завод занимался судоремонтом, переоборудованием судов и различными сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и автомобилей[5]. Единственным профильным заказом в период 1917—1921 годов стал правительственный заказ на достройку 500-тонных барж с последующим переоборудованием для Онежской флотилии, завершённый к 1919 году. На баржах были установлены артиллерийские орудия калибра 203 мм и калибра 152 мм.

На конец 1919 года ситуация с заказами на предприятии не улучшилась и на заводе остался 1021 работник. В 1921 году было принято решение произвести объединение Адмиралтейского завода и остальных предприятий в единое целое, по мнению инициаторов реформы это должно было сократить административные расходы при отсутствии заказов. С 28 октября 1921 года Адмиралтейский завод, Галерный остров и Охтинский снарядный цех стали отделением Балтийского завода. Оно получило название Адмиралтейский отдел Балтийского завода. За всю историю построено более 400 подводных лодок.

В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок проекта.

С 31 января 1972 года на базе Адмиралтейского и Новоадмиралтейского судостроительных заводов было создано Ленинградское Адмиралтейское объединение.

Когда отец работал на заводе, я однажды пришёл к нему, чтобы посмотреть, что такое труд электрогазосварщиаа 5 разряда. Без преувеличения я был потрясён. Отец работал внутри строящегося корабля, причём работал глубоко внизу. От сварочного аппарата вокруг распространятся едкий дым. Было очень душно. Кроме того, сверху доносился грохот отбойных молотков - там работали рабочие. Ужасное сочетание. Я не мог долго находиться в такой обстановке и очень быстро поднялся наверх.
С тех пор мое уважение к отцу многократно возросло.

А ещё один раз я пришёл на завод в день спуска корабля. Это хорошо организованное мероприятие было настоящим праздником - праздником труда корабелов, которые строили корабли для нашего советского флота!

Работа была трудной, но и зарабатывал отец очень прилично - 450-500 рублей в месяц. По тем временам это была большая зарплата! Она равнялась зарплате профессора Ленинградского университета, где я работал в 80-е годы. Кроме того, важно отметить, что обед в заводской столовой в те годы стоял всего лишь 40 копеек! Такая дешивизна объяснялась тем, что значительная часть стоимости обеда покрывала профсоюзная организация завода.

И ещё при такой зарплате сумма платежей за коммунальные услуги составляла всего лишь 5 рублей в месяц!

Для сравнения: в милици, куда я пришёл работать после университета, я будучи лейтенантом, поначалу получал 150 рублей. И я считаю это вполне справедливым.