О лжи

Рыжая Энн
Непонятно мне одно в твоём письме: плач о том, что ты слышишь и читаешь ложь, и ложь мелкую, но непрерывную.
 
Непонятно именно то, что она тебя оскорбляет и доводит до нравственной рвоты от пресыщения пошлостью. Ты бесспорно умный и честный человек, неужели же не прозрел, что в наш век лжёт всё.
 
Лжёт стул, на который ты садишься: ты думаешь о нём, как о целом, а он трещит под тобою; лжёт желудок, обещая тебе блаженство еды, пока он пуст, и награждая тебя жестокой болью или отяжелением, когда ты поел; лжёт отец, когда он молится, потому что ему не до молитвы: «слова на небе, мысли на земле»; лгу я, живя с семьёй и любя её: я люблю только себя, люблю не самих детей, а эгоистичную сладость сознавать их своими и радоваться их присутствию и существованию.
 
Лжём мы все в крупном и малом и не замечаем. Но стоит только вдуматься и откроется такая масса лжи, что остаётся только плюнуть. Лжёт даже минерал: ты думаешь, что это колчедан, а это предательская смесь серы с железом, и т. д. Можно ли после сего всего возмущаться мелкой ложью и подставлять ей плешь для капель aquae cadendae (падающей воды)?
 
Поставь себе клизму мужества и стань выше этих мелочей. Советую от чистого сердца, которое тоже лжёт, потому что не оно чувствилище, а мозг.
 
(Александр Чехов в письме своему брату Антону Павловичу)